МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственного права России и зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
История государственного права России и зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов системы знаний о конституционно-правовом устройстве зарубежных стран, о воплощении в конституционно-правовых нормах и практике их реализации теоретических основ наиболее целесообразной с точки зрения обеспечения свободы человека организации власти в государстве.
Задачи: повышение общей правовой культуры студентов; расширение их юридического и политического кругозора; приобретение знаний, которые могут быть необходимы или полезны в их будущей профессиональной деятельности; усвоение студентами основных положений и категорий зарубежного государственного права, приобретение опыта сравнительно-правового анализа, формирование навыков самостоятельной работы с иностранным законодательством. Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно- правового регулирования в России с учетом ее конкретных условий.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории конституции; основы конституционного строя зарубежных стран; конституционно-правовые основы статуса человека и гражданина; основы организации законодательной, исполнительной и судебной власти зарубежных стран; основы конституционного стоя в конкретных современных демократических государствах.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять закономерности функционирования и развития государства и права к явлениям в современном государстве и праве; анализировать уровень развития прав и свобод человека и гражданина в современных странах мира; оценивать уровень реализации в различных государствах мира принципов демократического, правового, социального, федеративного, светского государства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятиями, характеризующими современный конституционный строй; навыками теоретического обоснования происходящий в государствах политико-правовых процессов; навыками ведения дискуссий по общим проблемам государства и права в современных условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая часть.
1.1. Тема 1. Сравнительное государствоведение Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Тема 2. Государственно-правовые отношения. Власть как объект государственно-правовых отношений Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Тема 3. Источники государственного права Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Тема 4. Конституции и основные законы государств Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.5. Тема 5. Характеристики государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Тема 6. Государственно-правовой статус личности Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.7. Тема 7. Избирательное право и политические партии. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.8. Тема 8. Высшие политические институты государства: глава государства, правительство, парламент Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.9. Тема 9. Судебная власть в зарубежных странах Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.10. Тема 10. Основы местного управления и самоуправления в зарубежных странах Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Основы конституционного права США Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Основы конституционного права Великобритании Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Основы государственного права Индии Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Основы государственного права Франции Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Основы государственного права ФРГ Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Основы государственного права Японии Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Основы государственного права Китайской Народной Республики Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Основы государственного права Саудовской Аравии Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Основы государственного права Казахстана Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Основы государственного права РФ Практические 4 2
Раздел 3. Промежуточная аттестация по дисциплине
3.1. Подготовка к проверочным работам, тестам, практическим занятиям и зачету Сам. работа 4 62 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=428

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Конституция данной страны является первой писаной конституцией в мире:
А) Франция
Б) США
В) Великобритания
ОТВЕТ: Б

2. Понятие, которым определяется приобретение гражданства по рождению:
А) укоренение
Б) натурализация
В) филиация
ОТВЕТ: В

3. Личные права и свободы:
А) право на охрану здоровья
Б) свобода и личная неприкосновенность
В) свобода передвижения
Г) право на труд
ОТВЕТ: Б и В

4. Оптация – это:
А) прием в гражданство по заявлению иностранца
Б) приобретение гражданства по рождению
В) выбор гражданства в тех случаях, когда меняется государственная принадлежность территории
ОТВЕТ: В

5. Форма правления – это:
А) административно-территориальная организация государственной власти
Б) система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти
В) система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе
ОТВЕТ: Б

6. Для какой формы правления характерен институт контрасигнатуры:
А) президентская республика
Б) дуалистическая монархия
В) конституционная монархия и парламентская республика
ОТВЕТ: В

7. Франция делится на регионы (их более 20), в каждом из них есть избираемый совет и назначенный представитель государственной власти - префект, контролирующий законность деятельности совета. Франция:
А) централизованное унитарное государство
Б) децентрализованное унитарное государство
В) регионалистское государство
Г) относительно централизованное унитарное государство
ОТВЕТ: Г

8. Объект регулирования государственного права в различных зарубежных странах:
А) отношения граждан и юридических лиц
Б) основные органы государства и отношения главы государства, парламента, правительства
В) борьба с коррупцией в органах государства и с коррупцией должностных лиц
Г) властеотношения
Д) устройство государства
Е) основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового положения личности
ОТВЕТ: Г

9. Конституция (Основной закон) Саудовской Аравии 1992 г. устанавливает, что власть исходит от народа, но акты, имеющие силу закона, принимает монарх после обсуждения в совете аш-шура.
А) Саудовская Аравия - типичная абсолютная монархия
Б) Саудовская Аравия - дуалистическая монархия
В) Саудовская Аравия - абсолютная монархия с некоторыми внешними признаками конституционной
ОТВЕТ: В

10. Конституция Индии 1949 г принята:
А) путем октроирования метрополией - Великобританией
Б) Учредительным собранием
В) референдумом
Г) Парламентом
ОТВЕТ: Б

11. Конституция Франции - это:
А) Конституция 1958 г.
Б) Конституция 1958 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
В) Конституция 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также преамбула Конституции 1946 г., Хартия окружающей среды 2004 г.
Г) Конституционный блок, включающий названные в тексте конституции некоторые важнейшие законы
ОТВЕТ: В

12. Конституция Японии 1946 г. принята:
А) парламентом
Б) на референдуме
В) Императором
Г) учредительным собранием
ОТВЕТ: А

13. После объединения Германии (ФРГ и ГДР) в 1990 г. создано новое государство. Конституция:
А) принята новая
Б) действует Конституция ФРГ 1949 г.
ОТВЕТ: Б

14. Конституция Китая 1982 г. принята:
А) референдумом
Б) конституционным собранием
В) учредительным собранием
Г) конституционным совещанием
Д) парламентом
ОТВЕТ: Д

15. Конституция Кувейта 1962 г. устанавливает, что существует парламент, право вето короля (эмира) может быть опрокинуто решением 2/3 состава парламента, чего не бывает, а парламент принимает законы только с санкции монарха, министры отвечают перед королем (эмиром) и назначаются им:
А) Кувейт - абсолютная монархия
Б) Кувейт - дуалистическая монархия
В) Кувейт - конституционная монархия, но не дуалистическая с точки зрения фактических отношений ветвей власти
ОТВЕТ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Круглый стол», «мозговой штурм», командная деловая игра относятся к моделям
ОТВЕТ: обсуждения

2. Ландтаг (местный парламент) земли Бреген решил избрать положенное ему по Конституции Германии число представителей земли в верхнюю палату федерального парламента (3 представителя). Правительство земли возражает против выборов и заявляет, что оно само назначит этих представителей. Кто прав:
ОТВЕТ: правительство земли

3. Статья 10 Конституции федеративного государства Плутонии гласит: "Нации Плутонии имеют право на самоопределение в Плутонской федерации". Избиратели нации гуканов на своем референдуме приняли решение о выходе из состава федерации, ссылаясь на статью 10 Конституции Плутонии и на статью 5 Конституции Республики Гуканов, в которой записано право на самоопределение вплоть до отделения. Дело рассматривает конституционный суд федерации. Каково будет Его решение?
ОТВЕТ: решение референдума недействительно

4. Президент США – глава государства в президентской республике с согласия Сената назначил министром образования мистера Смита. Нижняя палата – Палата представителей возражает против назначения и приняла решение о недоверии мистеру Смиту. Как должен поступить президент?
ОТВЕТ: Оставить его на посту

5. Граждане и некоторые партии в округе Кельзен (округа - единицы, на которые делятся земли) предлагают в помощь регирунгспрезиденту (управляющему) округа избрать местный округ самоуправления - окружной совет. Право на самоуправление признано Конституцией федерации и конституцией земли Бавария, в которую входит округ. Парламент земли возражает против создания такого органа. Правительство земли настаивает на создании. Кто прав?
ОТВЕТ: Парламент земли

6. Крупнейшее профсоюзное объединение АФТ КПП на своем съезде выдвинуло пять кандидатов в палату представителей Конгресса США. Они не были включены в избирательные бюллетени по соответствующим одномандатным округам. Верно ли это решение избирательных органов?
ОТВЕТ: верно

7. Президент Франции заслушал отчет премьер-министра и издал декрет об увольнении правительства в отставку. Нижняя палата парламента возражает против увольнения, 60 сенаторов верхней палаты также обратились в Конституционный совет, заявив о неконституционности действий Президента. Что постановит Конституционный совет?
ОТВЕТ: действия Президента правильны

8. Гражданин Италии, проживающий в течение года в коммуне/общине Сен-Флоранс во Франции, которая, как и Италия, входит в состав Европейского Союза, решил зарегистрироваться в качестве избирателя на выборах совета коммуны. Правильно ли он поступил?
ОТВЕТ: правильно

9. Префект департамента Луара отменил решение генерального совета департамента о строительстве нового казино в г. Пуати в дополнение к 30 существующим, ссылаясь на явную нецелесообразность этого решения, а также на то, что эти средства из местного бюджета, утвержденного советом, необходимы для строительства больницы. Решение префекта верно или неверно? Куда должен обратиться совет департамента?
ОТВЕТ: решение префекта верно и совет департамента должен обратиться в административный суд департамента

10. Кем избирается Председатель (президент) Китайской Народной Республики?
ОТВЕТ: Всекитайским собранием народных представителей

11. Для организации политической демонстрации (шествия) нужно:
ОТВЕТ: получить разрешение мэрии и полиции

12. Назовите тип национально-территориальной автономии в Китае:
ОТВЕТ: административный

13. Конституционный контроль в Индии осуществляет:
ОТВЕТ: Верховный Суд Индии

14. В какой развитой демократической стране в силу исторической традиции нет конституции, а есть отдельные конституционные акты?
ОТВЕТ: в Великобритании

15. Конституция Китая 1982 г. принята:
ОТВЕТ: парламентом

16. Что такое омбудсмен?
ОТВЕТ: уполномоченный по правам человека при парламенте

17. Конституция Иордании 1952 г. и Непала 1962 г. по способу принятия октроированная. А что этот термин означает?
ОТВЕТ: дарованная монархом или президентом

18. Гражданину США Б. Д. было отказано во включении его в избирательный список для участия в выборах. Отказ был мотивирован негритянским происхождением Б. Д. Правомерны ли действия властей, производивших регистрацию?
ОТВЕТ: нет

19. Как называется система наследования власти при монархии, когда и женщины и мужчины на равных основаниях могут претендовать на престол?
ОТВЕТ: кастильская

20. Федеральный конституционный суд Германии принял решение о неконституционности местной экстремистской правой партии "Карающий меч". Лидер партии заявил, что решение Федерального конституционного суда неправильное, так как этот вопрос рассматривается в конституционном суде земли Геосен, в которой и только в которой действует партия, а суд земли ещё не вынес решение по делу. Верно ли заявление лидера партии?
ОТВЕТ: неверно

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в виде зачета может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Доступ к итоговому тесту открывается после просмотра всех лекций и выполнения всех практических заданий. Зачет получают те студенты, которые набрали при выполнении итогового теста 20 и более баллов. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран.
2. Источники конституционного права в зарубежных странах.
3. Основные виды зарубежных конституций.
4. Порядок принятия и изменения конституций в зарубежных странах.
5. Институт конституционного контроля в зарубежных странах.
6. Институт гражданства в зарубежных странах. Приобретение и утрата гражданства.
7. Личные права и свободы в зарубежных странах.
8. Политические права и свободы в зарубежных странах.
9. Экономические, социальные и культурные права и свободы.
10. Гарантии и защита конституционных прав и свобод в зарубежных странах.
11. Международно-правовая защита прав человека.
12. Абсолютная и дуалистическая монархия в зарубежных странах.
13. Парламентарная монархия, ее основные признаки.
14. Президентская республика, ее основные признаки.
15. Парламентарная республика, ее основные признаки.
16. Смешанные республики в зарубежных странах.
17. Унитарные государства, принципы их. организации. Виды унитарных государств.
18. Автономия в унитарных зарубежных государствах.
19. Основные признаки федеративной формы государственного устройства.
20. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах.
21. Принципы построения зарубежных федераций.
22. Основные признаки демократического государственного режима.
23. Основные признаки авторитарного государственного режима. Его разновидности.
24. Классификация политических партий в зарубежных странах.
25. Партийные системы в зарубежных странах. Их виды.
26. Регламентация, правового статуса и порядка деятельности политических партий в зарубежных странах.
27. Принцип всеобщности в избирательном праве зарубежных стран.
28. Принцип равенства в избирательном праве зарубежных стран.
29. Организация и порядок проведения выборов в зарубежных странах.
30. Мажоритарная избирательная система относительного большинства.
31. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
32. Пропорциональная избирательная система. Распределение депутатских мандатов посредством избирательной квоты.
33. Пропорциональная избирательная система. Распределение депутатских мандатов посредством метода делителей.
34. Распределение депутатских мандатов внутри партийного списка кандидатов.
35. Монарх как глава государства в зарубежных странах. Особенности правового статуса монарха.
36. Президент как глава государства в зарубежных странах. Способы избрания президентов.
37. Компетенция главы государства в зарубежных странах. Порядок осуществления полномочий главы государства при различных формах правления.
38. Структура парламентов в: зарубежных странах. Особенности формирования верхних палат.
39. Внутренняя организация палат зарубежных парламентов.
40. Компетенция зарубежных парламентов.
41. Порядок деятельности зарубежных парламентов.
42. Законодательный процесс в парламентах зарубежных стран.
43. Правовой статус депутатов зарубежных парламентов.
44. Правительство как орган исполнительной власти в зарубежных странах.
45. Виды правительства в зависимости от его партийного состава.
46. Порядок формирования правительства при различных формах правления.
47. Компетенция правительства в зарубежных странах.
48. Ответственность правительства перед парламентом.
49. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления в зарубежных странах.
50. Системы местного самоуправления в зарубежных странах.
51. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.
52. Общая характеристика конституции США.
53. Высшие федеральные государственные органы США.
54. Американский федерализм. Высшие органы власти штатов.
55. Местное самоуправление в США.
56. Общая характеристика неписаной британской конституции.
57. Высшие государственные органы Великобритании.
58. Форма государственного устройства Великобритании. Автономия Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
59. Местное самоуправление в Великобритании.
60. Общая характеристика конституции Франции.
61. Высшие государственные органы Франции.
62. Местное управление и самоуправление во Франции.
63. Общая характеристика Основного закона ФРГ.
64. Высшие федеральные государственные органы ФРГ.
65. Германский федерализм. Высшие органы власти в землях.
66. Местное управление и самоуправление в ФРГ.
67. Общая характеристика конституции Японии.
68. Высшие государственные органы Японии.
69. Местное самоуправление в Японии.
70. Общая характеристика конституции КНР.
71. Высшие государственные органы КНР.
72. Национальная автономия в КНР.
73. Местные органы власти в административно-территориальных единицах КНР.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: Выполнение всех видов работ и заданий текущего контроля.
Итоговый тест: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный или неуказанный ответ – 0 баллов. Студент правильно ответил от 50% до 90% вопросов теста.
«Не зачтено»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафонов В.Е., Миряшева Е.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Сафонов В. Е., Миряшева Е. В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова А.В., Абрамова М.Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Европейского Парламента. www.europarl.eu.int
Э2 Совет Европейского Союза на сайте ue.eu.int
Э3 Европейская комиссия см. на сайте www.europa.eu.int
Э4 Суд ЕС см. на сайте www.curia.eu.int
Э5 Счетная палата см. на сайте www.eca.eu.int
Э6 Учебная дисциплина «История государственного права России и зарубежных стран» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса «История государственного права России и зарубежных стран» студенты знакомятся с конституциями зарубежных стран.
Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
– ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
– просмотреть конспект лекций;
– руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
– использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета;
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.