МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особо охраняемые природные территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_Экономика_ПЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.;к.б.н., доц., Мироненко О.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., Проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Особо охраняемые природные территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих экономистов представлений об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) как объектах общенационального достояния, имеющих природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-2Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-2.1 Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня истребования к аналитическому сопровождению стратегии ихразвития
ПК-2.2 Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня
ПК-2.3 Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии ихразвития
ПК-2.4 Владеет способами и приёмами представления результатов аналитического сопровождение стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает нормативно правовые акты федерального и регионального уровня, международные документы в сфере территориальной охраны природы;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов в сфере организации и управления ООПТ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки разработки проектов и мероприятий в сфере организации и управления ООПТ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ООПТ: основные положения и нормативно правовое регулирование
1.1. ООПТ: основные положения и нормативно правовое регулирование Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные международные соглашения и программы в сфере территориальной охраны природы Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
Раздел 2. Система особо охраняемых природных территорий России
2.1. Категории ООПТ в России Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Система управления ООПТ в России Лекции 2 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.3. ООПТ федерального и регионального уровня Сам. работа 2 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
2.4. Оценка ущерба биологическому разнообразию на ООПТ и возмещение вреда окружающей среде Практические 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Мировой опыт классификации и управления особо охраняемыми природными территориями
3.1. Классификация ООПТ Международного союза охраны природы (МСОП) Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Концепция экологических сетей Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.3. ООПТ мира Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Проблемы территориальной охраны дикой природы Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методические подходы к организации и управлению ООПТ
4.1. Основные методические подходы к организации ООПТ Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Критерии отнесения объектов к разряду особо охраняемых Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Организация работ по созданию ООПТ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.4. Методика оценки природоохранной эффективности ООПТ Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Разработка менеджмент-планов для особо охраняемых природных территорий
5.1. Менеджмент-план для ООПТ и организация процесса его разработки Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Стратегические направления и приоритеты деятельности ООПТ Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
5.3. Анализ и оценка эффективности основных видов деятельности ООПТ Алтайского края Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.4. Программы развития и организации деятельности ООПТ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.5. Организация инфраструктуры экотуризма на ООПТ Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
5.6. Базовая инфраструктура на ООПТ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
Раздел 6. Территориальная охрана природы и население
6.1. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Проблемы и задачи заповедного дела России Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. Какая категория не относится к ООПТ?
a. государственные природные заповедники
b. национальные парки
c. природные парки
d. лечебно-оздоровительные местности и курорты
e. государственные природные заказники
f. памятники природы
g. дендрологические парки и ботанические сады
2. Какая категория может относиться только к федеральным ООПТ?
a. национальные парки
b. природные парки
c. государственные природные заказники
d. памятники природы
e. дендрологические парки и ботанические сады
3. При какой площади предлагаемой ООПТ от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации?
a. при любой
b. более 1%
c. более 5%
d. более 50%
e. более 100%
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы, устанавливаются охранные зоны:
a. на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах
b. на прилегающих к ним земельных участках
c. на прилегающих к ним водных объектах
d. на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах
5. Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории:
a. только за плату
b. за плату, а в случаях предусмотренных Правительством Российской Федерации – бесплатно
c. только бесплатно
d. посещать не могут
6. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников:
a. находятся в федеральной собственности
b. находятся в собственности субъектов федерации
c. находятся в федеральной собственности либо в собственности субъектов федерации
d. арендуются государством у частных лиц
e. находятся в муниципальной собственности
7. Изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников:
a. запрещается
b. разрешается с научной и образовательной целью
c. разрешается по согласованию с органами местного управления
d. разрешается по согласованию с федеральными органами исполнительной власти
e. разрешается по решению администрации государственных природных заповедников
8. На территориях государственных природных заповедников запрещается:
a. интродукция живых организмов в целях их акклиматизации
b. проведение научных исследований
c. развитие познавательного туризма
d. посещение физическими лицами, не проживающими в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.
9. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям:
a. федерального значения;
b. регионального значения;
c. совместного пользования федерации и субъекта;
d. муниципального значения;
e. находящимся в собственности ООН.
10. Разрешена ли на территориях национальных парков разведка и разработка полезных ископаемых?
a. разрешена
b. разрешена только в границах зоны хозяйственного назначения
c. запрещена
d. разрешена в любой зоне, кроме заповедной зоны

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Конвенция о биологическом разнообразии.
2. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
3. Севильская стратегия для биосферных резерватов.
4. Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях.
5. Репрезентативность и типичность как критерии обоснования ООПТ.
6. Уникальность как критерий обоснования ООПТ.
7. Разнообразие как критерий обоснования ООПТ.
8. Уязвимость как критерий обоснования ООПТ.
9. Аттрактивность как критерий обоснования ООПТ.
10. Сакральность как критерий обоснования ООПТ.
11. Сущность концепции экологических сетей.
12. Методика оценки природоохранной эффективности ООПТ
13. Анализ и оценка эффективности основных видов деятельности ООПТ Алтайского края
14. Организация инфраструктуры экотуризма на ООПТ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Классификация ООПТ МСОП.
2. Основные категории ООПТ согласно Российскому законодательству.
3. Система управления ООПТ в России
4. Законодательные основы создания ООПТ регионального уровня
5. Конвенция о биологическом разнообразии.
6. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
7. Севильская стратегия для биосферных резерватов.
8. Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях.
9. Репрезентативность и типичность как критерии обоснования ООПТ.
10. Уникальность как критерий обоснования ООПТ.
11. Разнообразие как критерий обоснования ООПТ.
12. Уязвимость как критерий обоснования ООПТ.
13. Сущность концепции экологических сетей.
14. Нормативно-правовые основы создания экологических сетей.
15. Организация работ по созданию ООПТ
16. Участие населения в процессе организации и управления ООПТ.
17. Взаимодействие ООПТ и туризма: экологические выгоды и издержки.
18. Экологические тропы как форма рекреации на ООПТ.
19. Менеджмент-план для ООПТ и организация процесса его разработки
20. Стратегические направления и приоритеты деятельности ООПТ
21. Анализ и оценка эффективности основных видов деятельности ООПТ Алтайского края
22. Программы развития и организации деятельности ООПТ
23. Организация инфраструктуры экотуризма на ООПТ
24. Оценка ущерба биологическому разнообразию на ООПТ и возмещение вреда окружающей среде
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие.: Барнаул: АГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru www.biodat.ru
Э2 http://zapoved.ru zapoved.ru
Э3 http://www.biodiversity.ru www.biodiversity.ru
Э4 Курс в Moodle "Особо охраняемых природные территории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.