МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательный инжиниринг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_Педагогическое образование_ОИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 8 2 8
Практические 4 12 4 12
Сам. работа 98 88 98 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 112 108 112

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексное представление студентам об особом направлении в менеджменте – управление проектами, а так же в приобретении ими навыков эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проектировать систему внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий с учетом современных задач воспитания и развития личности
ПК-2.1 Знает законы развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
ПК-2.2 Умеет анализировать и обобщать результаты внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс
ПК-2.3 Владеет навыками проектирования системы внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий с использованием сквозных цифровых технологий
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения членам команды; прогнозирует результаты действий
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
ПК-2.1: Знает законы развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
УК-3.1: Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; представляет результаты проекта в различных формах
УК-3.2: Планирует командную работу, распределяет поручения членам команды; прогнозирует результаты действий
ПК-2.2: Умеет анализировать и обобщать результаты внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
УК-2.3: Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-2.3: Владеет навыками проектирования системы внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий с использованием сквозных цифровых технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектно - ориентированный подход в менеджменте
1.1. Актуальность и понятие проектного управления Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Актуальность и понятие проектного управления Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальность и понятие проектного управления Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Участники проекта. Виды проектов Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Участники проекта. Виды проектов Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Участники проекта. Виды проектов Сам. работа 2 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности управления проектами
2.1. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Оценка экономической эффективности проектов Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Оценка экономической эффективности проектов Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Оценка экономической эффективности проектов Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Планирование проектов Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Планирование проектов Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Организационные структуры управления проектами Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Организационные структуры управления проектами Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. подготовка к зачету Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это:
а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям;
б) сокращение персонала;
в) упрощение организационных структур;
г) позволяет избежать недостатки структуры как инерционность и недостаточная рыночная ориентированность.

2. Проект направлен на:
а) экономию ресурсов;
б) сокращение времени выполнения заказов;
в) достижение поставленных оригинальных целей;
г) привлечение финансовых средств.

3. Жизненный цикл проекта это:
а) сумма инвестиций;
б) команда проекта;
в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования;
г) цель и стратегии выполнения проекта.

4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает:
а) пуск объекта;
б) изучение прогнозов;
в) заключение контрактов по реализации проекта;
г) получение результатов проекта.

5. Процесс инициации проекта включает:
а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта;
б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу;
в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта;
г) определение целей управления рисками в проекте.

6. Описание содержания проекта включает в себя:
а) характеристику исполнителей проекта;
б) критерии приемки проекта;
в) объем инвестиций в проект;
г) изначально сформулированные риски.

7. Стиль управления в проектной команде должен быть:
а) авторитарным;
б) либеральным;
в) демократическим;
г) тоталитарным.

8. Проект должен быть совместим с:
а) долгосрочными планами организации;
б) с планами поставщиков;
в) с планами подрядчиков;
г) с ситуацией в регионе или стране.

9. К финансовым критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли;
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов;
в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям;
г) эффективность проекта и затраты.

10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет:
а) правильно поставить цели проекта;
б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта;
в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы;
г) улучшить коммуникацию между командой и заказчиками.

ВАРИАНТ 2
1. Какие факторы влияют на принятие решения о переводе организаций на проектное управление?
а) глобальное потепление;
б) рост уровня жизни населения;
в) сокращение жизненного цикла продукта;
г) экономический кризис.

2. Что в большей степени определяет успех управления проектами организации?
а) заинтересованность пользователя (инвестора, владельца);
б) дешевизна проекта;
в) время исполнения проекта;
г) достижение поставленных целей.

3. Основная цель создания организационной структуры управления проектом:
а) сокращение стоимости проекта;
б) улучшение качества выполнения работ;
в) координация взаимодействия между участниками проекта;
г) определение целей и задач деятельности участников проекта.

4. К экологическим критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли;
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов;
в) возможный экологический ущерб;
г) суммарный положительный эффект от реализации проекта.

5. Что является основными ограничениями при принятии решения о выборе варианта реализации проекта?
а) запланированные цели и качество;
б) погодные условия;
в) амбиции руководства;
г) ограниченные финансовые средства.

6. Руководитель проекта не может своим подчинённым делегировать:
а) полномочия;
б) ответственность;
в) функции;
г) право подписи деловых договоров и соглашений.

7. При принятии решения о назначении руководителя проекта прежде всего, должны учитываться:
а) его деловые и профессиональные качества;
б) стаж работы;
в) лояльность к руководству;
г) психологическая устойчивость
8. Кто принимает решение о назначении руководителя рабочей группы проекта?
а) высшее руководство организации;
б) руководитель функционального подразделения;
в) избирается членами рабочей группы проекта;
г) администратор проекта.

9. Команда проекта – это:
а) организация, обеспечивающая материально - техническое обеспечение проекта;
б) специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта, создаваемая на период его осуществления с целью эффективного достижения его целей;
в) лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту;
г) группа специалистов, которых объединяет работа над общими целями и задачами, например запуск продукта или его новой версии.

10. При принятии решения о формировании проектной команды следует учитывать:
а) трудовой стаж работников;
б) уровень оплаты труда работников;
в) знания, способности, мотивацию персонала;
г) деловые и профессиональные качества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ВАРИАНТ 1
1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления? Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям.

2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»?
На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.

3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»?
Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.

4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»?
Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту.
5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»?
Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным.

6. Что такое монопроект?
Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.

7. Что такое мультипроект?
Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления.

8. Что такое мегапроект?
Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

9. Кто является инициатором проекта?
Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта.

10. Кто является заказчиком проекта?
Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц.

11. Кто является инвестором проекта?
Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект.

12. Кто является проектировщиком проекта?
Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию.

13. Кто является поставщиком проекта?
Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

14. От чего зависят состав и функции команды проекта?
Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.

15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта?
Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта.

ВАРИАНТ 2
1. Какова цель управления временем проекта?
Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя.

2. Что включает в себя управление стоимостью проекта?
Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта.

3. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта?
Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.

4. Какова цель управления качеством проекта?
Обеспечение соответствия результатов проекта предъявляемым требованиям по его качеству.

5. Что включает в себя контроль качества проекта?
Контроль качества проекта включает в себя выявление причин несоответствия качества выполненных работ, установленным стандартам, анализ выявленных причин и поиск путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

6. Для чего осуществляется управление человеческими ресурсами проекта?
Для того, чтобы сделать использование людей, вовлеченных в проект, наиболее эффективным.

7. Что включает в себя совершенствование команды проекта?
Совершенствование команды проекта включает в себя как повышение возможности всех участников внести свою долю как индивидуумов, так и повышение возможности группы функционировать как команда.

8. Что включает в себя организационное планирование проекта?
Организационное планирование включает определение, документирование и распределение проектных ролей, обязанностей и отношений отчетности.

9. На что направлено управление коммуникациями проекта?
Управление коммуникациями проекта направлено на генерацию, сбор, распространение, хранение и конечное размещения информации проекта.

10. Что определяет планирование коммуникаций проекта?
Планирование коммуникаций определяет информационные и коммуникационные нужды участников проекта: кто нуждается в какой информации, когда и как она будет передана.

11. Что включает в себя управление интеграцией проекта?
Управление интеграцией проекта - включает в себя описание основных процессов, необходимых для соответствующей координации различных элементов проекта.

12. Что является целями проекта?
Цели проекта – это список сводного уровня подпродуктов, полное и успешное создание которых означает завершение проекта.

13. Что включает в себя декомпозиция целей проекта?
Декомпозиция целей проекта включает в себя разбиение основных целей проекта на более мелкие и более управляемые компоненты до тех пор, пока цели не определены в деталях настолько, что можно обеспечить будущие работы проекта.

14. Что включает в себя установление последовательности работ по проекту? Установление последовательности работ по проекту включает определение и документирование зависимостей между работами.

15. Что включает в себя отчетность о ходе выполнения проекта?
Отчетность о ходе выполнения проекта включает сбор и распространение информации о ходе проекта с целью предоставления участникам информации о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПОДГОТОВКА ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Современные требования к системе менеджмента и актуальность проектного управления
2. Понятие проекта, проектного управления
3. Участники проекта
4. Фазы реализации проекта
5. Жизненный цикл проекта
6. Процессы управления проектами
7. Инициация проекта
8. Разработка Устава проекта
9. Управление содержанием проекта. Создание базового плана.
10. Методы эффективного планирования проекта
11. Состав офиса проекта
12. Система взаимоотношений участников проекта
13. Организация проектной команды
14. Управление работами проекта
15. Управление сроками проекта
16. Методы управления временем реализации проекта
17. Управление стоимостью проекта
18. Методы оценки стоимости проектов
19. Мониторинг работ и анализ результатов
20. Управление изменениями
21. Управление качеством проекта
22. Методы управления качеством проектов
23. Управление трудовыми ресурсами проекта
24. Управление коммуникациями проекта
25. Управление рисками проекта
26. Методы анализа и оценки рисков проектов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вылегжанина А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие: учебное пособие из университетской библиотеки "Оnline" М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Гущин А.Н. Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие из университетской библиотеки "online" Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э5 Управление проектом Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.