МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практики психологического консультирования и супервизии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и экспертиза
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 94
индивидуальные консультации 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 94 94 94 94
Консультации 90 90 90 90
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., Ипполитова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Практики психологического консультирования и супервизии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании и супервизии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента
ОПК-6.1 Знает подходы к разработке комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию; принципы, приемы, этапы их реализации
ОПК-6.2 Разрабатывает и реализует комплексные программы предоставления услуг по индивидуальному, семейному, групповому психологическому консультированию
ОПК-8Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога
ОПК-8.1 Знает этические и юридические принципы, модели, форматы, методы проведения супервизии
ОПК-8.2 Осуществляет разбор трудных случаев из практической деятельности психолога с целью определения их причин и способов преодоления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает подходы к разработке комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию; принципы, приемы, этапы их реализации.

Знает этические и юридические принципы, модели, форматы, методы проведения супервизии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывает и реализует комплексные программы предоставления услуг по индивидуальному, семейному, групповому психологическому консультированию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет разбор трудных случаев из практической деятельности психолога с целью определения их причин и способов преодоления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные подходы психотерапевтической помощи.
1.1. Характеристика классических и современных подходов психотерапевтической помощи. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Психодинамический подход. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.3. Поведенческий подход. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.4. Феноменологический подход. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.5. Телесно-ориентированный консультировании. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.6. Семейный системный подход. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.7. Классический психоанализ. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.8. Современный психоанализ. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.9. Поведенческая психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.10. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.11. Рационально-эмоциональная психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.12. Гештальттерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.13. Экзистенциональная психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.14. Клиент-центрированная психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.15. Телесно-ориентированная психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.16. Семейная системная психотерапия. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.17. Классический психоанализ. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.18. Современный психоанализ. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.19. Поведенческая психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.20. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.21. Рационально-эмоциональная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.22. Клиент-центрированная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.23. Гештальттерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.24. Семейная системная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.25. Экзистенциональная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.26. Клиент-центрированная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.27. Телесно-ориентированная психотерапия. Сам. работа 2 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Общие вопросы психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.1
2.2. Процесс психологического консультирования. Лекции 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
2.3. Фазы консультативной беседы. Технология ведения консультативной беседы. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
2.4. Понятие психологического консультирования. Цели, задачи, принципы психологического консультирования. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
2.5. Психологическое консультирование: типы, формы, виды. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
2.6. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально- гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
2.7. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
2.8. Личность консультанта. Профессиональная подготовка консультанта. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5
Раздел 3. Специальные проблемы психологического консультирования.
3.1. Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.2. Консультирование тревожных клиентов. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.3. Консультирование при переживании страха. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.4. Способы психологической работы с клиентами, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.5. Консультирование при переживании чувства вины. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.6. Консультирование враждебно настроенных клиентов. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.7. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.8. Консультирование клиентов с особенностями характера. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.9. Консультирование при переживании утраты. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.5, Л1.3
3.10. Тревога в структуре невротической личности.Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.11. Понятие внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.12. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Стратегии работы со страхом. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.13. Вина: понятие, механизм формирования, виды вины. Стратегии работы с переживанием вины. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.14. Стыд как аффект принадлежности и зависимости. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.15. Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.16. Консультирование немотивированных клиентов. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.17. Консультирование асоциальных клиентов. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.18. Консультирование при алкоголизме. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.19. Консультирование при сексуальных расстройствах. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
3.20. Особенности беседы с умирающим человеком. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Супервизия в консультировании.
4.1. Дефиниции понятия "супервизия". Модели супервизии. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2
4.2. Супервизионный практикум. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2
4.3. Цели супервизии. Роли и стили работы супервизора. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2
4.4. Принципы, функции, форматы, типы, уровни супервизии. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2
4.5. Контракт на супервизию. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2
4.6. Особенности подготовки супервизоров. Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Комплексные программы предоставления услуг по психологическому консультированию.
5.1. Основы разработки комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л1.1
5.2. Комплексные программы предоставления услуг по психологическому консультированию: анализ кейсов. Практические 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л1.1
5.3. Разработка комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию. Сам. работа 2 19 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л1.1
5.4. Консультации 2 90 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.4, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9323

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6: Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите этические принципы психологического консультирования.
а. Ориентация на нормы и ценности консультанта
б. Искренность
в. Эмпатия
г. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
д. Конфиденциальность
е. Разграничение личных и профессиональных отношений
ж. Запрет давать советы
Правильный ответ: бвгдеж

Вопрос 2. Консультативная беседа с ребенком 7-12 лет обычно длится …
а. 30 минут
б. 1 час
в. 2 часа
г. 3 часа
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Указание на то, что клиент хочет изменить, но не может или не знает как изменить, называется...
а. Гипотеза
б. Проблема
в. Запрос
Правильный ответ: б


Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»?
а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б. Проверить правильность понимания консультантом клиента
в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента
г. Интерпретировать слова клиента
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»?
а. Типичность
б. Уникальность
в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента
г. Доминирование негативных эмоций
д. Преобладание неконтролируемых действий
е. Наличие угнетающих мыслей
ж. Возможность развернутого описания

Правильный ответ: авж

Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: а

Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании?
а. Выйти на мысли клиента
б. Выйти на действия клиента
в. Выйти на чувства клиента
Правильный ответ: в

Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью…
а. Предложения правильных решений проблемы
б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы
Правильный ответ: б


Вопрос 9. Какое консультирование бывает?
а. Индивидуальное
б. Однократное
в. Изолированное
г. Групповое
д. Психолого-педагогическое
е. Семейное
ж. Кризисное
з. Возрастно-психологическое
Правильный ответ: абвгдежз


Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: а


Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: б


Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: г

Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: в


Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант?
а. С девиантным поведением
б. С психическими заболеваниями
в. С трудностями в общении
г. С проблемами в сфере семьи
д. С проблемами в профессиональной сфере
е. С выраженными интеллектуальными нарушениями

Правильный ответ: бе


Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация,
парадоксальные вопросы?
а. Технические приемы
б. Методические приемы
в. Учебные приемы
г. Отвлекающие приемы
Правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова.
Правильный ответ: межличностных отношениях

Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком?
Правильный ответ: 60 минут

Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово.
Правильный ответ: доверия

Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта?
Правильный ответ: запрос

Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами?
Правильный ответ: немотивированные клиенты

Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: беседа

Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова.
Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции)

Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы?
Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту)

Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название.
Правильный ответ: работа с проблемой

Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»?
Правильный ответ: установление контакта

Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами?
Правильный ответ: завершение беседы

Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу?
Правильный ответ: тревога (или тревожность)

Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей?
Правильный ответ: страх

Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово.
Правильный ответ: вина

Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является…
Правильный ответ: клиент

Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента.
Правильный ответ: открытый вопрос

Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента?
Правильный ответ: интерпретация

Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии?
Правильный ответ: самораскрытие

Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик?
Правильный ответ: эмпатия

Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял?
Правильный ответ: парафраз


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-8: Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Форма супервизии, где супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы работы с клиентом.
а. Очная
б. Заочная
Правильный ответ: б

2. Форма супервизии, осуществляемая супервизором с группой супервизируемых специалистов.
а. Индивидуальная
б. Групповая
Правильный ответ: б

3. Лицо, которое получает супервизию.
а. Пациент
б. Клиент.
в. Супервизируемый.
г. Супервизор.
Правильный ответ: бв

4. Тип супервизии, при которой супервизор концентрируется на образовательной функции, помогая специалисту исследовать работу с клиентами.
а. Направляющая.
б. Консультирующая.
в. Обучающая.
г. Наставническая.
Правильный ответ: г

5. Функция супервизии, при которой супервизор оказывает помощь в переживании негативного опыта общения с «трудными» клиентами.
а. Оценочная.
б. Консультирующая.
в. Административная.
г. Поддерживающая.
Правильный ответ: г

6. Разновидностью какой супервизии является коллегиальная супервизия ?
а. Индивидуальной.
б. Групповой.
Правильный ответ: б

7. Может ли супервизор выполнять роль психотерапевта для супервизируемого в процессе супервизии?
а. Да.
б. Нет.
в. В зависимости от состояния супервизируемого
Правильный ответ: б

8. Согласны ли вы с утверждением, что супервизия всегда осуществляется одинаковым способом вне зависимости от направлений психотерапии, в рамках которых она функционирует?
а. Да.
б. Нет.
Правильный ответ: б

9. Что не относится к этическим и юридическим принципам супервизии?
а. Конфиденциальность.
б. Контакт на супевизию.
в. Информированное согласие.
г. Контакт на психотерапию.
д. Компетентность.
Правильный ответ: г

10. Что не относится к моделям супервизии?
а. Психодинамическая.
б. Супервизорская.
в. Гештальт супервизия.
в. Модель развития.
г. Самоменеджмент.
Правильный ответ: б

11. Может ли супервизор проводить супервизию на основе видеозаписи работы супервизируемого с клиентом?
а. Может.
б. Не может.
Правильный ответ: а

12. К какому направлению психологии относится Гештальт-супервизия?
а. Психоаналитическое.
б. Когнитивное.
в. Гуманистическое.
г. Бихевиоральное
Правильный ответ: в

13. Верно ли, что для роджерианской модели супервизии важным аспектом является создание необходимых и достаточных состояний эмпатии, естественного и безусловного принятия?
а. Да.
б. Нет.
Правильный ответ: а

14. Как называется модель супервизии, задача которой - идентифицировать и стимулировать новые области роста (интервенции и навыки, техники оценивания, оценка межличностных отношений, концептуализации случаев, понимание индивидуальных различий, теоретическая ориентация, план и цели терапии, профессиональная этика) в долговременном профессиональном обучении?
а. Смешанная.
б. Интегративная.
в. Развития.
г. Авто-менеджмента.
Правильный ответ: в

15. Модель супервизии Э. Уильяме называется..
а. Шестифокусная.
б. Шестиуровневая.
в. Шестислойная.
г. Шестифазовая.
Правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется форма супервизии, где супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы работы с клиентом (индивидуальной, семейной, групповой)?
Правильный ответ: заочная

2. Как называется форма супервизии осуществляемая с одним супервизируемым?
Правильный ответ: индивидуальная

3. Лицо, которое получает супервизию называется ?
Правильный ответ: супервизируемый или клиент

4. Коллегиальная супервизия - это разновидность _________________________________ супервизии. Вставьте слово.
Правильный ответ: групповой

5. Какой принцип супервизии описан: супервизор должен быть уверен, что психотерапевт или психолог-консультант информировал клиента обо всех особенностях супервизии.
Правильный ответ: информированное согласие

6. Как называется этический принцип супервизии, когда личная информация о супервизируемом и клиенте супервизируемого сохраняется в тайне ?
Правильный ответ: конфиденциальность

7. Систематический образ действий (метод), с помощью которого проводится супервизия называется...
Правильный ответ: модель супервизии

8. Психоаналитическая, поведенческо-терапевтическая, интегративная, смешанная, роджерианская - это ______________________________ супервизии. Вставьте слово.
Правильный ответ: модели

9. Вставьте слово. _____________________________________ - это процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и так далее.
Правильный ответ: супервизия

10. Из-за нарушения __________________________________ принципов в супервизорских отношениях возникают проблемы этического характера. Вставьте слово.
Правильный ответ: этических

11. Как называется совокупность специальных норм и правил, которые выполняют важную роль в формировании правильных, грамотных и эффективных супервизорских отношений?
Правильный ответ: кодекс или этический кодекс.

12. Как называется документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым ?
Правильный ответ: контракт на супервизию или контракт

13. Вариант супервизии с обсуждением очно наблюдаемой супервизором работы специалиста немедленно после окончания работы с клиентом (индивидуальной, семейной или групповой) или прерыванием работы с клиентом и управление событиями по мере необходимости называется..
Правильный ответ: очная или очная супервизия или очная форма.

14. Как называется форма супервизии, которая осуществляется группой супервизоров-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зеркальное стекло
Правильный ответ: очно-заочная или очно-заочная супервизия или очно-заочная форма

15. Обозначение супервизируемым цели про­фессионального и личностно-профессионального роста называется...
Правильный ответ: запрос или запрос на супервизию


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51%, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Винер Дж. Винер Дж. Супервизия супервизора: Когито-Центр, 2006
Л1.3 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.4 Залевский Г.В. Психологическая супервизия: учеб. пособие Томск: [ТМЛ-Пресс], 2010
Л1.5 Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, , 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.Д. Карделл Психотерапия и лидерство. : СПб.: Речь, 2008
Л2.2 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: практикум М.: Аспект Пресс, 2008
Л2.4 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 Страбахина Т. Н., Зеленевский В. В. Супервизия в профессиональной подготовке и повышении квалификации практического психолога: статья Психология обучения № 7, 2008, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Практики психологического консультирования и супервизии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.