Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическая диагностика и экспертиза |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v37_04_01_Психология_ПДиЭ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Консультации | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.
1.1. | Цель: углубление представлений о психологическом консультировании и супервизии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-6 | Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента |
ОПК-6.1 | Знает подходы к разработке комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию; принципы, приемы, этапы их реализации |
ОПК-6.2 | Разрабатывает и реализует комплексные программы предоставления услуг по индивидуальному, семейному, групповому психологическому консультированию |
ОПК-8 | Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога |
ОПК-8.1 | Знает этические и юридические принципы, модели, форматы, методы проведения супервизии |
ОПК-8.2 | Осуществляет разбор трудных случаев из практической деятельности психолога с целью определения их причин и способов преодоления |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает подходы к разработке комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию; принципы, приемы, этапы их реализации. Знает этические и юридические принципы, модели, форматы, методы проведения супервизии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Разрабатывает и реализует комплексные программы предоставления услуг по индивидуальному, семейному, групповому психологическому консультированию |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Осуществляет разбор трудных случаев из практической деятельности психолога с целью определения их причин и способов преодоления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные подходы психотерапевтической помощи. | ||||||
1.1. | Характеристика классических и современных подходов психотерапевтической помощи. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Психодинамический подход. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Поведенческий подход. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Феноменологический подход. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Телесно-ориентированный консультировании. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.6. | Семейный системный подход. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.7. | Классический психоанализ. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.8. | Современный психоанализ. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.9. | Поведенческая психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.10. | Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.11. | Рационально-эмоциональная психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.12. | Гештальттерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.13. | Экзистенциональная психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.14. | Клиент-центрированная психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.15. | Телесно-ориентированная психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.16. | Семейная системная психотерапия. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.17. | Классический психоанализ. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.18. | Современный психоанализ. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.19. | Поведенческая психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.20. | Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.21. | Рационально-эмоциональная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.22. | Клиент-центрированная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.23. | Гештальттерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.24. | Семейная системная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.25. | Экзистенциональная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.26. | Клиент-центрированная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.27. | Телесно-ориентированная психотерапия. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Общие вопросы психологического консультирования | ||||||
2.1. | Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.1 |
2.2. | Процесс психологического консультирования. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
2.3. | Фазы консультативной беседы. Технология ведения консультативной беседы. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
2.4. | Понятие психологического консультирования. Цели, задачи, принципы психологического консультирования. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
2.5. | Психологическое консультирование: типы, формы, виды. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
2.6. | Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально- гуманистического, психоаналитического и др. направлений. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
2.7. | Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
2.8. | Личность консультанта. Профессиональная подготовка консультанта. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5 |
Раздел 3. Специальные проблемы психологического консультирования. | ||||||
3.1. | Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.2. | Консультирование тревожных клиентов. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.3. | Консультирование при переживании страха. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.4. | Способы психологической работы с клиентами, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.5. | Консультирование при переживании чувства вины. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.6. | Консультирование враждебно настроенных клиентов. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.7. | Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.8. | Консультирование клиентов с особенностями характера. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.9. | Консультирование при переживании утраты. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.5, Л1.3 |
3.10. | Тревога в структуре невротической личности.Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.11. | Понятие внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.12. | Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Стратегии работы со страхом. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.13. | Вина: понятие, механизм формирования, виды вины. Стратегии работы с переживанием вины. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.14. | Стыд как аффект принадлежности и зависимости. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.15. | Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.16. | Консультирование немотивированных клиентов. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.17. | Консультирование асоциальных клиентов. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.18. | Консультирование при алкоголизме. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.19. | Консультирование при сексуальных расстройствах. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
3.20. | Особенности беседы с умирающим человеком. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.3, Л1.5, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 4. Супервизия в консультировании. | ||||||
4.1. | Дефиниции понятия "супервизия". Модели супервизии. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
4.2. | Супервизионный практикум. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
4.3. | Цели супервизии. Роли и стили работы супервизора. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
4.4. | Принципы, функции, форматы, типы, уровни супервизии. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
4.5. | Контракт на супервизию. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
4.6. | Особенности подготовки супервизоров. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 5. Комплексные программы предоставления услуг по психологическому консультированию. | ||||||
5.1. | Основы разработки комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л1.1 |
5.2. | Комплексные программы предоставления услуг по психологическому консультированию: анализ кейсов. | Практические | 2 | 1 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л1.1 |
5.3. | Разработка комплексных программ предоставления услуг по психологическому консультированию. | Сам. работа | 2 | 19 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л1.1 |
5.4. | Консультации | 2 | 90 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.4, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9323 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Укажите этические принципы психологического консультирования. а. Ориентация на нормы и ценности консультанта б. Искренность в. Эмпатия г. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту д. Конфиденциальность е. Разграничение личных и профессиональных отношений ж. Запрет давать советы Правильный ответ: бвгдеж Вопрос 2. Консультативная беседа с ребенком 7-12 лет обычно длится … а. 30 минут б. 1 час в. 2 часа г. 3 часа Правильный ответ: а Вопрос 3. Указание на то, что клиент хочет изменить, но не может или не знает как изменить, называется... а. Гипотеза б. Проблема в. Запрос Правильный ответ: б Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»? а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять б. Проверить правильность понимания консультантом клиента в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента г. Интерпретировать слова клиента Правильный ответ: б Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»? а. Типичность б. Уникальность в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента г. Доминирование негативных эмоций д. Преобладание неконтролируемых действий е. Наличие угнетающих мыслей ж. Возможность развернутого описания Правильный ответ: авж Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом? а. Да б. Нет Правильный ответ: а Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании? а. Выйти на мысли клиента б. Выйти на действия клиента в. Выйти на чувства клиента Правильный ответ: в Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью… а. Предложения правильных решений проблемы б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы Правильный ответ: б Вопрос 9. Какое консультирование бывает? а. Индивидуальное б. Однократное в. Изолированное г. Групповое д. Психолого-педагогическое е. Семейное ж. Кризисное з. Возрастно-психологическое Правильный ответ: абвгдежз Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса? а. Расспрос клиента б. Завершение беседы в. Работа с проблемой г. Знакомство с клиентом и начало беседы д. Поиск способов решения проблемы Правильный ответ: а Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности? а. Да б. Нет Правильный ответ: б Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом? а. Расспрос клиента б. Завершение беседы в. Работа с проблемой г. Знакомство с клиентом и начало беседы д. Поиск способов решения проблемы Правильный ответ: г Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез? а. Расспрос клиента б. Завершение беседы в. Работа с проблемой г. Знакомство с клиентом и начало беседы д. Поиск способов решения проблемы Правильный ответ: в Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант? а. С девиантным поведением б. С психическими заболеваниями в. С трудностями в общении г. С проблемами в сфере семьи д. С проблемами в профессиональной сфере е. С выраженными интеллектуальными нарушениями Правильный ответ: бе Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация, парадоксальные вопросы? а. Технические приемы б. Методические приемы в. Учебные приемы г. Отвлекающие приемы Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова. Правильный ответ: межличностных отношениях Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком? Правильный ответ: 60 минут Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово. Правильный ответ: доверия Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта? Правильный ответ: запрос Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами? Правильный ответ: немотивированные клиенты Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово. Правильный ответ: беседа Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова. Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции) Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы? Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту) Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название. Правильный ответ: работа с проблемой Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»? Правильный ответ: установление контакта Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами? Правильный ответ: завершение беседы Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу? Правильный ответ: тревога (или тревожность) Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей? Правильный ответ: страх Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово. Правильный ответ: вина Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является… Правильный ответ: клиент Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента. Правильный ответ: открытый вопрос Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента? Правильный ответ: интерпретация Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии? Правильный ответ: самораскрытие Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик? Правильный ответ: эмпатия Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял? Правильный ответ: парафраз КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Форма супервизии, где супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы работы с клиентом. а. Очная б. Заочная Правильный ответ: б 2. Форма супервизии, осуществляемая супервизором с группой супервизируемых специалистов. а. Индивидуальная б. Групповая Правильный ответ: б 3. Лицо, которое получает супервизию. а. Пациент б. Клиент. в. Супервизируемый. г. Супервизор. Правильный ответ: бв 4. Тип супервизии, при которой супервизор концентрируется на образовательной функции, помогая специалисту исследовать работу с клиентами. а. Направляющая. б. Консультирующая. в. Обучающая. г. Наставническая. Правильный ответ: г 5. Функция супервизии, при которой супервизор оказывает помощь в переживании негативного опыта общения с «трудными» клиентами. а. Оценочная. б. Консультирующая. в. Административная. г. Поддерживающая. Правильный ответ: г 6. Разновидностью какой супервизии является коллегиальная супервизия ? а. Индивидуальной. б. Групповой. Правильный ответ: б 7. Может ли супервизор выполнять роль психотерапевта для супервизируемого в процессе супервизии? а. Да. б. Нет. в. В зависимости от состояния супервизируемого Правильный ответ: б 8. Согласны ли вы с утверждением, что супервизия всегда осуществляется одинаковым способом вне зависимости от направлений психотерапии, в рамках которых она функционирует? а. Да. б. Нет. Правильный ответ: б 9. Что не относится к этическим и юридическим принципам супервизии? а. Конфиденциальность. б. Контакт на супевизию. в. Информированное согласие. г. Контакт на психотерапию. д. Компетентность. Правильный ответ: г 10. Что не относится к моделям супервизии? а. Психодинамическая. б. Супервизорская. в. Гештальт супервизия. в. Модель развития. г. Самоменеджмент. Правильный ответ: б 11. Может ли супервизор проводить супервизию на основе видеозаписи работы супервизируемого с клиентом? а. Может. б. Не может. Правильный ответ: а 12. К какому направлению психологии относится Гештальт-супервизия? а. Психоаналитическое. б. Когнитивное. в. Гуманистическое. г. Бихевиоральное Правильный ответ: в 13. Верно ли, что для роджерианской модели супервизии важным аспектом является создание необходимых и достаточных состояний эмпатии, естественного и безусловного принятия? а. Да. б. Нет. Правильный ответ: а 14. Как называется модель супервизии, задача которой - идентифицировать и стимулировать новые области роста (интервенции и навыки, техники оценивания, оценка межличностных отношений, концептуализации случаев, понимание индивидуальных различий, теоретическая ориентация, план и цели терапии, профессиональная этика) в долговременном профессиональном обучении? а. Смешанная. б. Интегративная. в. Развития. г. Авто-менеджмента. Правильный ответ: в 15. Модель супервизии Э. Уильяме называется.. а. Шестифокусная. б. Шестиуровневая. в. Шестислойная. г. Шестифазовая. Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется форма супервизии, где супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы работы с клиентом (индивидуальной, семейной, групповой)? Правильный ответ: заочная 2. Как называется форма супервизии осуществляемая с одним супервизируемым? Правильный ответ: индивидуальная 3. Лицо, которое получает супервизию называется ? Правильный ответ: супервизируемый или клиент 4. Коллегиальная супервизия - это разновидность _________________________________ супервизии. Вставьте слово. Правильный ответ: групповой 5. Какой принцип супервизии описан: супервизор должен быть уверен, что психотерапевт или психолог-консультант информировал клиента обо всех особенностях супервизии. Правильный ответ: информированное согласие 6. Как называется этический принцип супервизии, когда личная информация о супервизируемом и клиенте супервизируемого сохраняется в тайне ? Правильный ответ: конфиденциальность 7. Систематический образ действий (метод), с помощью которого проводится супервизия называется... Правильный ответ: модель супервизии 8. Психоаналитическая, поведенческо-терапевтическая, интегративная, смешанная, роджерианская - это ______________________________ супервизии. Вставьте слово. Правильный ответ: модели 9. Вставьте слово. _____________________________________ - это процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и так далее. Правильный ответ: супервизия 10. Из-за нарушения __________________________________ принципов в супервизорских отношениях возникают проблемы этического характера. Вставьте слово. Правильный ответ: этических 11. Как называется совокупность специальных норм и правил, которые выполняют важную роль в формировании правильных, грамотных и эффективных супервизорских отношений? Правильный ответ: кодекс или этический кодекс. 12. Как называется документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым ? Правильный ответ: контракт на супервизию или контракт 13. Вариант супервизии с обсуждением очно наблюдаемой супервизором работы специалиста немедленно после окончания работы с клиентом (индивидуальной, семейной или групповой) или прерыванием работы с клиентом и управление событиями по мере необходимости называется.. Правильный ответ: очная или очная супервизия или очная форма. 14. Как называется форма супервизии, которая осуществляется группой супервизоров-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зеркальное стекло Правильный ответ: очно-заочная или очно-заочная супервизия или очно-заочная форма 15. Обозначение супервизируемым цели профессионального и личностно-профессионального роста называется... Правильный ответ: запрос или запрос на супервизию КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51%, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Винер Дж. Винер Дж. | Супервизия супервизора: | Когито-Центр, 2006 | |
Л1.3 | Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. | Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Залевский Г.В. | Психологическая супервизия: учеб. пособие | Томск: [ТМЛ-Пресс], 2010 | |
Л1.5 | Хухлаева, О. В. | Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов | М. : Юрайт, , 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ф.Д. Карделл | Психотерапия и лидерство. : | СПб.: Речь, 2008 | |
Л2.2 | Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко | Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие | Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Гулевский В.Я. | Индивидуальная психотерапия: практикум | М.: Аспект Пресс, 2008 | |
Л2.4 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л2.5 | Страбахина Т. Н., Зеленевский В. В. | Супервизия в профессиональной подготовке и повышении квалификации практического психолога: статья | Психология обучения № 7, 2008, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Практики психологического консультирования и супервизии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |