МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление инновационными процессами в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, Доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, Доцент, Зацепина О.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление инновационными процессами в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель - развитие инновационной культуры будущего руководителя образовательной организации.


Задачи:


1. Формирование целостного представления менеджера о структуре и содержании инновационных процессов в образовании.

2. Формирование активной субъектной позиции руководителя в реализации инновационной деятельности в образовательной организации.


3. Развитие инновационного мышления будущего руководителя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-2.01 Способен управлять реализацией программы развития образовательной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию, практику и методы управления развитием образовательной организации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять подходы и методы управления развитием образовательной организации, обеспечивающие повышение качества образования и эффективность деятельности организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками управленческой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическая инноватика
1.1. Педагогическая инноватика Лекции 7 4 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическая инноватика Практические 7 6 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Педагогическая инноватика Сам. работа 7 8 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Инновационная деятельность в образовании
2.1. Инновационная деятельность в образовании Лекции 7 4 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Инновационная деятельность в образовании Практические 7 6 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Инновационная деятельность в образовании Сам. работа 7 8 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Классификация педагогических инноваций
3.1. Классификация педагогических инноваций Лекции 7 2 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Классификация педагогических инноваций Практические 7 6 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Классификация педагогических инноваций Сам. работа 7 8 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Программа опытно-экспериментальной работы в образовательной организации и логика инновационной деятельности
4.1. Программа опытно-экспериментальной работы в образовательной организации и логика инновационной деятельности Лекции 7 4 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Программа опытно-экспериментальной работы в образовательной организации и логика инновационной деятельности Практические 7 4 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Программа опытно-экспериментальной работы в образовательной организации и логика инновационной деятельности Сам. работа 7 8 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Итоговое тестирование и подготовка к зачету Сам. работа 7 40 ПКд-2.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10619

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПКд-2.01: Способен управлять реализацией программы развития образовательной организации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Стратегию развития образовательной системы определяет ...
а) Устав
б) План работы
в) Программа развития
г) Типовое положение
Правильный ответ: в

2. Особенности организационной культуры образовательной системы оределяются ...
а) Локальными актами
б) Приказами и распоряжениями Министерства образования и науки
в) Общими ценностями педагогического коллектива
г) Распоряжениями руководителя
Правильный ответ: а

3. Инновационное образовательное учреждение – это ...
а) Учреждение, имеющее программу развития и внедряющее новые педагогические знания (идеи) в образовательную сферу
б) Учреждение, имеющее стабильные положительные результаты успеваемости учеников
в) Учреждение, имеющее учителей-победителей
Правильный ответ: а

4. Проект в системе оперативного планирования - это ...
а) План
б) Общее направление деятельности
в) Система взглядов, представление и идей
г) Деятельность по достижению нового результата с учетом имеющихся ресурсов
Правильный ответ: г

5.Принцип демократического государственно-общественного характера управления образованием закрепляет ...
а) Федеральный закон «Об автономных учреждениях»
б) Закон «Об образовании в РФ»
в) Постановление Правительства РФ
Правильный ответ: а

6. Большинство в составе управляющего совета образовательной организации составляют ...
а) Работники учреждения
б) Родители (законные представители) воспитанников
в) Представители учредителя
Правильный ответ: а

7. Председателем управляющего совета образовательной организации может быть избран ...
а) Представитель общественности
б) Руководитель образовательного учреждения
в) Представитель учредителя в Совете
Правильный ответ: а

8.Возможно ли наличие в автономном образовательном учреждении, кроме обязательного наблюдательного совета, также совета образовательного автономного учреждения (управляющего совета)?
а) Нет, в автономном учреждении может быть только наблюдательный совет
б) Да, учреждение имеет право по своему усмотрению разграничить в уставе полномочия между этими советами
в) Да, при этом нельзя предусмотреть уставом передачу всех или части полномочий совету (управляющему совету)
Правильный ответ: а

9. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих сведений путем размещения на официальном сайте (указать лишнее):
а) О поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года
б) О персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификациияе в конкурсах
Правильный ответ: в

10. Принцип построения механизма государственно-общественного управления
образованием - это ...
а) Многоуровневость системы государственно-общественного управления,
обеспечивающая представительство и защиту интересов не только участников образовательного процесса, но и основных социальных групп, а также государственных институтов при принятии управленческих решений
б) Разделение образовательных и управленческих процессов и целей, которое существенно для эффективного управления образованием, включающего в себя органы и механизмы самоуправления участников образовательного процесса
в) Выращивание структур общественного управления, предполагающее отсутствие административного давления и принудительного насаждения тех организационных форм, для которых не подготовлены необходимые условия и отсутствуют предпосылки для эффективной работы
г) Административные механизмы влияния на развитие всех форм общественного
управления
Правильный ответ: в

11. Функция государственно–общественного управления образованием ...
а) Координационная
б) Диагностическая
в) Экспертная
г) Контролирующая
Правильный ответ: а

12. Условия для развития общественной составляющей управления образованием:
а) Нормативные
б) Организационные
в) Мотивационные
г) Информационные
д) Материальные
Правильный ответ: а

13. Автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного,
эффективного решения управленческих задач – это…
а) Группа
б) Совет,
в) Команда
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу идеологию стратегического, программно-целевого управления развитием
Правильный ответ: программа развития

2. Разработка и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития образовательной организации отнесено к компетенции ...
Правильный ответ: образовательной организации

3. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития, описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования, разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода - это ...
Правильный ответ: задачи (функции, разделы) программы развития

4. Краткая аннотация (паспорт) программы, информационная справка об образовательном учреждении, блок аналитического и прогностического обоснования программы, концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния школы как системы, стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние - это ...
Правильный ответ: разделы программы развития

5. ___________ развития школы является составной частью программы развития образовательного учреждения
Правильный ответ: концепция

6. ____________ путь развития предусматривает качественное осмысление необходимых работ, их рационализм и совершенствование
Правильный ответ: интенсивный

7. _____________ путь развития - способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов
Правильный ответ: экстенсивный

8. Школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый, стабильный результат - это школа ...
Правильный ответ: функционирования

9. Школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение, производится демонтаж старого и негодного, незаслуженно забытое восстанавливается в новых формах, осуществляются инновации во всех направлениях деятельности - это школа
Правильный ответ: развития

10. Осознание членами коллектива развития как важной ценности; согласованное понимание настоящих требований к школе и их изменений в будущем; знание и согласованное видение главных проблем школы; знание о перспективных новшествах, освоение которых может повысить эффективность деятельности школы; владение технологией освоения новшеств; наличие условий, мотивирующих коллектив на достижение максимально высоких результатов развития школы; соответствие имеющейся школьной культуры новой философии школы, ценностям и целям ее развития; информированность педагогов и учащихся о результатах развития и их оценке - это _________ факторы развития
Правильный ответ:

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолова А. В. Управление инновациями: Учебная литература для ВУЗов Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Л.С. Подымова Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект [Электронный ресурс]: М.: Прометей // ЭБС «Университетская библиотека online» 2015, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: Научные монографии МПГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл "Управление инновационными процессами в образовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
903М учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; трибуна; тумба; стационарный экран PROJECTA; стационарный проектор Panasonik

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Управление инновационными процессами в образовании» организовано на образовательном портале АлтГУ.
В он-лайн курсе представлен лекционный материал с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
В каждом разделе необходимо изучить лекции, просмотреть презентации, выполнить практические задания и использованием примеров и прилагаемых материалов.
Дисциплина построена таким образом, что переход к следующему элементу возможен только при условии прохождения предыдущего.
Каждое практическое задание содержит методические рекомендации по его выполнению.
Раздел «Глоссарий» предполагает как изучение и использование имеющихся определений, так и его дополнение студентом новыми определениями.
Курс сопровождается полезными ссылками, изучение которых позволит углубить полученные знания.
Лекционный материал осваивается студентом самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции – 20.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю в соответствующем разделе курса.
Оценка за каждое практическое задание выставляется по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания – 50.
Доступ к итоговым тестовым заданиям открывается после изучения основных разделом дисциплины. определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест – 30.
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности будущего спеуциалиста.
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В случае возникновения вопросов в соответствии с регламентом деловых коммуникаций студент может написать сообщение преподавателю в соответствующем разделе курса.