МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая политика и международные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 12 12 16 16 28 28
Сам. работа 52 52 57 57 109 109
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Мировая политика и международные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения курса является формирование у студентов системных знаний о базовых теоретических подходах и концепциях по изучению международно-политических процессов, опыта их применения в конкретных исторических и современных ситуациях; характеристика региональных и мировых международных систем в истории и современности; характеристика основных направлений анализа международных конфликтов, разбор со студентами как в ходе лекционных занятий, так и на семинарах конкретных примеров подобного рода конфликтности; знакомство с теорией и практикой международного сотрудничества; изучение деятельности неправительственных участников международных отношений; характеристика позиции России в современном мире, возможностей ее внешней политики, участие нашей страны в разнообразных формах взаимодействия, влияние глобальных проблем современности на внутри - и внешнеполитический курс России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук.
ОПК-4.2 Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на гло бальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Способен выделять объективные тенденции и зако-номерности общественного развития и политического процес-са на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет категориальным аппаратом предмета, методами исследования международных отношений, основами анализа основных признаков и особенностей региональных и мировых международных систем в истории и современности, их субъектов и приоритетных направлений, влияния глобальных проблем современности на внутри - и внешнеполитический курс государств, инструментарием анализа и прогнозирования в области мировой политики и международных отношений, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом, в том числе на основе самостоятельно выдвигаемых идей и гипотез о факторах и тенденциях развития международных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория международных отношений
1.1. Теоретические школы в исследовании международных отношений Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2
1.2. Теоретические школы в исследовании международных отношений. Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.3. Соотношение внутренней и внешней политики. Участники международных отношений. Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.4. Соотношение внутренней и внешней политики. Участники международных отношений. Сам. работа 5 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.5. Международные системы; международные взаимодействия (конфликты и сотрудничество) Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.6. Модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации. Опыт системного моделирования международных отношений. Лекции 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.7. Модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации. Опыт системного моделирования международных отношений. Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.8. Международное сотрудничество. Дипломатия как средство международно-политической деятельности. Право и мораль в международных отношениях. Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.9. Понятие, типы и функции международного конфликта. Проблемы разрешения международных конфликтов. Роль международных организаций в урегулировании конфликтов. Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.10. Международное сотрудничество. Дипломатия как средство международно-политической деятельности. Право и мораль в международных отношениях. Сам. работа 5 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.11. Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса. Альтернативы нового мирового порядка. Сам. работа 5 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Актуальные проблемы мировой политики
2.1. Международные отношения в Восточной Азии (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС). Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.2. Международные отношения в Восточной Азии (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС). Сам. работа 6 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.3. Международные отношения в Южной Азии (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.4. Африка в международной политике (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Практические 6 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.5. Африка в международной политике (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Сам. работа 6 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.6. Латинская Америка в международной политике (вторая половина ХХ в. - – начало XXI в.). Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.7. Латинская Америка в международной политике (вторая половина ХХ в. - – начало XXI в.). Сам. работа 6 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.8. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные отношения в регионе Персидского залива. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке. Практические 6 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.9. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Международные отношения в регионе Персидского залива. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке. Сам. работа 6 11 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.10. Международные отношения в Европе (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Практические 6 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.11. Международные отношения в Европе (вторая половина ХХ в. – начало XXI в.). Сам. работа 6 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.12. Современная Россия в мировом политическом процессе. Проблемы международной безопасности и международные конфликты. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.13. Современная Россия в мировом политическом процессе. Проблемы международной безопасности и международные конфликты. Сам. работа 6 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.

ЗАДАНИя ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Глобальные проблемы на современном этапе развития международных отношений:
а) Приобрели региональный характер;
б) Отошли на второй план;
в) Приобрели общемировой характер;
г) Перешли на межгосударственный уровень;
д) Потеряли свою актуальность.
Ответ: в

2. Политический реализм — одна из основных школ международных отношений, приверженцы
которой исходят из убеждения, что:
а) главными участниками международной жизни являются суверенные государства, а
формами их международной деятельности — военная стратегия и дипломатия;
б) международную политику определяют все суверенные государства;
в) на практике должен действовать принцип равенства государств;
г) принцип суверенного равенства государств обеспечивает международное сотрудничество.
Ответ: а

3. Сущность термина „холодная война”
а) отказ от ядерного оружия;
б) политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на
грани войны;
в) ликвидация оружия массового поражения;
г) мировым сообществом признается война справедливой исключительно по причине
установления территориальной справедливости.
Ответ: б

4. Применение вооруженных сил против государства является правомерным:
а) для совершения акта агрессии;
б) с целью завоевания дополнительной территории;
в) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру;
г) как средство урегулирования международного спора.
Ответ: в

5. Постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:
а) США
б) Италия
в) Япония
г) Россия
Ответ: а, г

6. В состав Генеральной Ассамблеи ООН входят:
а) 54 государства;
б) 15 государств;
в)все государства-члены ООН;
г) 112 государств.
Ответ: в

7. Цели создания ОДКБ
а) установление единых торговых пошлин;
б) обеспечение региональной безопасности;
в) защита прав человека;
г) борьба с климатическими изменениями.
Ответ: б

8. При голосовании в Свете Безопасности ООН право вето имеют:
а) все государства-члены Совета Безопасности
б) Италия
в) Китай
г) Россия
Ответ: в, г

9. Субъектами международной политики выступают:
а) неправительственные организации и международные корпорации;
б) Италия
в) государства, коалиции государств, межправительственные организации;
г) Россия
Ответ: в

10. Автором концепции столкновения цивилизаций является:
а) Ф. Фукуяма;
б) З. Бжезинский;
в) М.Вебер;
г) С. Хантингтон.
Ответ: г

11. Ялтинско-Постдамская система международных отношений сложилась:
а) после Второй Мировой Войны;
б) после Первой Мировой Войны
в) в 1941 г.
Ответ: а

12. Парадигма, сторонники которой рассматривают международную политику как анархию, потенциальную «войну всех против всех», называется:
а) марксизм;
б) идеализм;
в) модернизм;
г) реализм.
Ответ: г

13. Для асимметричного международного конфликта характерно:
а участие в конфликте военного блока;
б) резкое различие потенциала конфликтующих сторон;
в) отсутствие фазы международного военного конфликта;
г) равенство военной силы вовлеченных сторон.
Ответ: б

14. «Римский клуб» – это:
а) международная неправительственная организация по глобальным проблемам человечества;
б) совет глав европейских правительств по проблемам геополитики;
в) Организация Европейского экономического сообщества;
Ответ: а

15. В структуру мировой политики НЕ входит:
а) деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами;
б) политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода;
в) международная деятельность суверенных государств;
г) деятельность на уровне органов местного самоуправления.
Ответ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИя ОТКРЫТОГО ТИПА

1. ___________ – регулирование межгосударственных отношений па основе международного права, межгосударственных договоров и соглашений. Ответ: Внешняя политика
2. __________– нападение одного или нескольких государств па другое с целью захвата его территории, политического, экономического подчинения или нанесения иного ущерба. Ответ: агрессия
3. __________ – действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую' или религиозную группу как таковую, тягчайшее уголовное преступление. Ответ: геноцид
4. __________ – применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. Ответ: гуманитарная интервенция.
5. __________– совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами (включает в себя морское, воздушное, космическое право, право вооруженных конфликтов и др.). Ответ: международное право
6. __________ – отсрочка исполнения обязательств или отказ от каких-либо действий, официально устанавливаемые правительством страны по собственной инициативе либо в результате международной договоренности. Ответ: мораторий
7. __________ – концепция, исключающая применение военной силы для разрешения конфликта/антивоенное общественно-политическое движение. Ответ: пацифизм
8. __________ – движение за отделение части государства и создание нового государственного образования, за предоставление части страны автономии по национальному, языковому или религиозному принципу. Ответ: сеператизм
9. __________ – использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей/ приверженность к крайним взглядам. Ответ: экстремизм
10. __________ – один из видов вооруженных конфликтов, организованная вооруженная борьба между государствами, нациями, социальными группами. Продолжение политики насильственными средствами. Ответ: война
11. __________ – изгнание, высылка из государства. Как правило, применяется к иностранцам и лицам без гражданства при их незаконном пребывании на территории государства. Ответ: депортация
12. __________ – территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства или нескольких государств. Ответ: анклав
13. __________ – объединение, союз, соглашение государств, политических партий, профсоюзных и иных организаций для достижения общих (политических, экономических, военных) целей. Ответ: коалиция
14. __________ – урегулирование разногласий путем взаимных уступок; способ разрешения политических конфликтов, достигаемый путем соглашения противостоящих сторон; обеспечивается при условии четкого определения предметов спора, осознания пределов уступок, оформления итогов достигнутого соглашения. Ответ: компромисс
15. __________ – вид международного договора, на основе которого прекращается состояние войны, фиксируются территориальные изменения и государственные границы, решаются другие политические, военные и экономические вопросы (о выводе войск, репарациях и т. д.). Ответ: мирный договор
16. __________ – военно-политический блок, созданный на основе договора, подписанного в 1949 г. в Вашингтоне (США) рядом государств (США, Великобританией, Бельгией и др.). Руководящие органы — Североатлантический Совет и Комитет военного планирования. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Ответ: НАТО
17. __________ – люди, вынужденные покинуть постоянные места жительства на территории другого государства в результате социальных или экологических потрясений (войн, преследований, стихийных бедствий). Ответ: беженцы
18. __________ – присоединение одним государством территории или части территории другого государства. Ответ: аннексия
19. __________ – установленная на основе межгосударственных соглашений практика перемещения граждан одного государства в другое без наличия виз (специальных разрешений принимающей стороны). Ответ: безвизовый режим
20. __________ – линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), на которой осуществляется власть данного государства. Ответ: государственная граница


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Объект и предмет мировой политики и международных отношений. Место международно-политической науки в системе политических наук.
2. Реалистический подход в международных исследованиях.
3. Либерально-идеалистический подход в международных исследованиях.
4. Неомарксистская парадигма в международных исследованиях.
5. Соотношение внутренней и внешней политики.
6. Участники международных отношений.
7. Международные системы.
8. Международные конфликты.
9. Международное сотрудничество.
10. Дипломатия как средство международно-политической деятельности.
11. Право и мораль в международных отношениях.
12. Процессы глобализации в современном мире.
13. Альтернативы нового мирового порядка.
14. Современная Россия в мировом политическом процессе.
15. Внешняя политика современного Китая. Отношения между Россией и Китаем: приоритеты и направления.
16. Внешняя политика США и российско-американские отношения в современных условиях.
17. Международные отношения в Европе (вторая половина ХХ – начало ХХI в.).
18. Процессы европейской интеграции: история и современное состояние.
19. Восток и Азия: основные субрегионы. Международные отношения в Восточной Азии
(вторая половина ХХ – начало ХХI в.).
20. Территориальная проблема в отношениях между СССР/Россией и Японией. Внешняя политика современной Японии.
21. Корейский полуостров: приоритеты международной политики и состояние конфликта.
22. Страны Юго-Восточной Азии: конфликты и сотрудничество в международных отношениях. Международные организации региона (АСЕАН, АТЭС).
23. Политика США и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
24. Международные отношения в Южной Азии (вторая половина ХХ – нач. ХХI в.).
25. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и их динамика в современных условиях.
26. Арабо-израильский конфликт: история и современность.
27. Международные отношения в регионе Персидского залива.
28. Исламизм на Ближнем и Среднем Востоке.
29. Латинская Америка в современной международной политике.
30. Африка в международной политике ХХI в.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Приведите примеры современных международных конфликтов, классифицируйте их по различным основаниям.
2. Выделите наиболее актуальные проблемы системы международной безопасности в современных условиях.
3. Приведите примеры негосударственных участников международных отношений: современные межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации, международные общественные движения.
4. Приведите примеры современных международных конфликтов в Африке, классифицируйте их по различным основаниям.
5. Раскройте содержание понятий «международные отношения», «международная политика», «мировая политика». Выделите их субъектов и содержание.
6. Сравните теоретические модели международных систем; их соотношение и практическую актуальность в современных условиях.
7. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Южной Азии.
8. Раскройте содержание проблемы «гуманитарной интервенции» в системе принципов международной политики и права.
9. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Ближнего Востока.
10. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Центральной и Восточной Азии.
11. Выделите наиболее актуальные в современных условиях виды и уровни международных отношений.
12. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Средней Азии и Казахстана.
13. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Юго-Западной Азии.
14. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран Северной Америки.
15. Сравните потенциал и основные цели внешней политики стран постсоветского пространства.
16. Сравните потенциал современных международных конфликтов.
17. Сравните потенциал и основные цели стран по проблеме освоения северного шельфа.
18. Сравните взгляды неолибералов и неореалистичестов на современную систему международных отношений.
19. В чем проявляется глобализация и ее влияние на современные государства и их внешнюю политику.
20. Как экологические и климатические проблемы включены в актуальную повестку современные международных отношений.
21. В чем проявляется взаимовлияние международных правительственных и неправительственных международных организаций.
22. Как реагирует мировое сообщество на последствия «демографического взрыва» в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
23. В чем проявляются проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европе, на примере Европейского Союза.
24. В чем проявляются международные приоритеты участников БРИКС и новая многополярная концепции развития современной цивилизации.
25. Выделите наиболее актуальные интеграционные процессы в современных международных отношениях.
26. Приведите примеры современных военно-политических блоков/союзов и сравните их потенциал.
27. Выделите роль и перспективы ЕврАзЭС в современных условиях.
28. Выделите наиболее актуальные проблемы системы международной безопасности в космической сфере в современных условиях.
29. Приведите примеры влияния негосударственных участников международных отношений (современные межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации, международные общественные движения) на внешнюю политику современных государств.
30. Приведите примеры и оцените масштаб/состояние современных международных конфликтов на постсоветском пространстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Цыганков П.А. Международные отношения и мировая политика: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Батюк В.И. Мировая политика: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кефели И.Ф. Теория мировой политики : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина Современные международные отношения: учебник М. : Аспект Пресс, 2014
Л2.3 Дробот Г.А. Мировая политика: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МИД России www.mid.ru
Э2 Авторкий курс в Moodle "Мировая политика и международные отношения" portal.edu.asu.ru
Э3 ООН www.un.org
Э4 Европейский Союз europa
Э5 НАТО www.nato.int
Э6 Совет Европы www.coe.int
Э7 Информационный центр Совета Европы в России www.coe.ru
Э8 Операции ООН по поддержанию мира www.un.org
Э9 Всемирный банк www.worldbank.org
Э10 ВТО www.wto.org
Э11 МВФ imf.org
Э12 Новости и аналитические обзоры:
Э13 http://www.unpan.org
Э14 http://www.reuters.com ;
Э15 http://www.interfax.ru
Э16 http://www.worldcitizen.org (о будущем мирополитическом устройстве)
Э17 http://www.ipr.net (информация о международных конфликтах)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Мировая политика и международные отношения» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о теории и практике МПиМО, современных процессах в данной сфере. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Мировая политика и международные отношения» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению видов сравнительного метода, методологических проблемах и этапах сравнительного исследования. Внимание необходимо обратить на современные тенденции изучения и прогнозирования современных международных отношений, проблемы и конфликты в ходе формирования современной повестки мировой политики. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать содержание процессов на международной арене, выделять основные объекты и субъекты МПиМО различного уровня, методы и особенности реализации международных интересов различных государств.
По курсу предусмотрено выполнение курсовой работы, для ее выполнения студенту необходимо изучить литературу по выбранной теме, определить структуру работы и утвердить с научным руководителем. Требования к структуре и объему курсовой работы. Курсовая работа должна состоять из «Введения», двух-трех глав (основной части), «Заключения», «Библиографического списка» (списка литературы) и «Приложения»,
«Введение» является важной частью работы. В нем должно отражаться следующее:
актуальность темы, анализ степени изученности проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель и задачи исследования, хронологические рамки работы (при необходимости), анализ эмпирической базы работы, структура работы. При написании введения работы необходимо учитывать следующие рекомендации:
Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам, решение которых может обеспечить значительный вклад в развитие науки. Рекомендуется отметить, в какой степени исследуемые вопросы рассмотрены в научной литературе. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то необходимо указать, какие вопросы в ней решены не полностью, а каким уделено особое внимание.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения. Цель работы необходимо сформулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы.
Задачи исследования - это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения работы. Они должны определять структуру содержания (плана) работы.
Структура работы должна отражать логику исследования - это определенная последовательность выполнения работы . В конце каждой главы рекомендуется делать основные выводы и предложения.
«Заключение» отражает краткое изложение основных этапов исследования и содержит формулировки важнейших теоретических и практических выводов, авторских разработок и предложений студента, позволяющих решить ту или иную поставленную задачу.
Библиографический список помещается в конце работы (после «Заключения»). В него включаются источники научная литература, которые использовались при подготовке курсовой работы. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом .
«Приложения». В конце курсовой работы помещают приложения в виде форм первичных и сводных документов, расчетов, таблиц, графиков, схем, диаграмм и т.д. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер. Например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в курсовой работе. При обращении в тексте работы к тому или иному приложению делается ссылка, например, ... в «Приложении 2»...
Требования к содержанию курсовой работы. Курсовая работа, в которой только пересказываются учебники, учебные пособия или законы и инструкции, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку. Таких выражений, как «в прошлом году», в «этом году», «в настоящее время», следует избегать и указывать конкретно месяц и год. Объем курсовой работы должен быть в пределах 30-40 страниц машинописного текста при выполнении ее на компьютере.
Требования к оформлению курсовой работы. Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям по оформлению. Она должна быть грамотно написана, аккуратно оформлена, сброшюрована в твердой обложке. Работа должна иметь титульный лист. Текст курсовой работы необходимо печатать на компьютере на одной стороне стандартного листа белой писчей бумаги формата А 4, оставляя поля: левое - 3 см, правое – 1 см, верхнее - 2 см, нижнее -2,5 см (шрифт 14 Times Roman, через 1,5 межстрочных интервала). Все страницы работы нумеруются только арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу. Титульный лист установленной формы является первой страницей курсовой работы, на нем номер страницы не ставится. На второй странице рекомендуется располагать «Содержание» (план) работы, то есть названия разделов («Введение», главы, «Заключение» и т.п.) и подразделов (параграфов) с указанием соответствующих страниц. Рекомендуется оформлять заголовки разделов прописными буквами, а заголовки подразделов - строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слова, выполненные на отдельной строке прописными буквами («Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список», «Приложение»), служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела -1 интервал.
Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номера параграфов состоят из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также должна ставиться точка. Например, «2.3.» (третий параграф второй главы). Пункты нумеруют в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номера главы, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, «2.4.2.» (второй пункт четвертого параграфа второй главы). Каждый раздел работы («Введение», «Глава», «Заключение» и т.п.) целесообразно начинать с нового листа. Сноски на источники желательно оформлять внизу страницы с расшифровкой полного наименования, издательства, года издания и т.п. (колонтитул).
Требования к оформлению библиографического списка (списка литературы) в соответствии с ГОСТом: «Библиографическое описание документа». Библиографический список приводится в конце работы. Он строится по алфавитному принципу. Библиографическое описание каждого документа начинается с красной строки, составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов. Каждая область и элемент отделяются друг от друга определенными разделительными знаками.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.