МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексное использование и охрана водных ресурсов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Жерелина И.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Комплексное использование и охрана водных ресурсов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов современных представлений о направлениях и способах рационального и комплексного использования водных ресурсов, их защите от загрязнения и истощения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен критически анализировать информацию в области экологии, геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-1.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользовани я и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-1.2 Умеет анализировать и сопоставлять информацию в области экологии, геоэкологии, природопользовани я и охраны менеджмента и аудита). окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-1.3 Владеет приемами анализа информации в области экологии, геоэкологии, природопользовани я и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-2Способен проводить наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды и объектов природопользования, давать оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды
ПК-2.1 Знает методики проведения наблюдений, оценки, прогнозирования состояния компонентов окружающей среды и объектов природопользования
ПК-2.2 Умеет проводить комплексные наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды, собирать и обрабатывать информацию для проведения оценки и составления прогноза состояния окружающей среды
ПК-2.3 Владеет навыками проведения комплексных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния компонентов окружающей среды и объектов природопользования
ПК-3Способен осуществлять экспертизу и оценку документов в области природопользования и охраны окружающей среды
ПК-3.1 Знает алгоритмы экспертизы и оценки документов в области природопользовани я и охраны окружающей среды
ПК-3.2 Умеет использовать алгоритмы экспертизы и оценки документов в области природопользовани я и охраны окружающей среды для решения задач в профессиональной деятельности
ПК-3.3 Владеет навыками экспертизы и оценки документов в области природопользовани я и охраны окружающей среды для решения задач в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;
- принципы планирования в использовании и охране водных ресурсов;
- теоретические основы комплексной оценки возможности использования водных ресурсов с целью достижения наибольшего экономического эффекта с учетом необходимости охраны окружающей среды;
- принципы управления количеством и качеством водных ресурсов, требования к оценке влияния водохозяйственного комплекса на окружающую среду.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в круге экологических и геоэкологических проблем;
- выявлять источники антропогенного воздействия на водные объекты;
- работать с научно-технической информацией и применять её, а также отечественный и зарубежный опыт в области экологии и охраны водных ресурсов для оценки качества, организации и ведения мониторинга природных вод; обоснования водоохранных мероприятий;
- обосновывать организационно-технические мероприятия в природно- техногенных комплексах с учетом экологических и биогеографических аспектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью формулировать цели и задачи в экологических исследованиях;
- владеет навыками решения задач по оценке и повышению качества воды;
- навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области комплексного использования и охраны водных ресурсов;
- навыками формирования экологически оптимальной структуры водохозяйственного комплекса, оценки соответствия деятельности нормативным требованиям и выводов о возможности комплексного использования и охраны водных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия
1.1. Водные ресурсы и государственный водный фонд России Лекции 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Мировые водные ресурсы Практические 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Водные ресурсы Российской Федерации Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Формирование и оценка качества природных вод Лекции 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Оценка качества состояния водных ресурсов Практические 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Экологические, санитарные и социальные аспекты решения водохозяйственных проблем Лекции 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Гигиенические требования к охране подземных вод. Особо охраняемые водные объекты Практические 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Водные ресурсы и водоохранные мероприятия Сам. работа 6 23 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Водохозяйственный комплекс
2.1. Водохозяйственный комплекс (ВКХ) и его системы Лекции 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Промышленность как основной участник ВХК Практические 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Управление водохозяйственным комплексом Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Основные направления федеральной политики в области водного хозяйства Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Водохозяйственный баланс Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Методы составления водохозяйственного баланса водохозяйственного комплекса Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Водохозяйственный комплекс Сам. работа 6 23 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Охрана водных ресурсов
3.1. Водоохранные мероприятия и методы рационального использования водных ресурсов Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения вод, охране и восстановлению малых рек Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные водохозяйственные проблемы Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Алтайского края Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Охрана водных ресурсов Сам. работа 6 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3233

ПК-1: Способен критически анализировать информацию в области экологию, геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности

1. Какая из следующих теорий объясняет, как водные ресурсы взаимодействуют с экосистемами? a) Теория баланса водных ресурсов b) Теория гидроэкологии c) Теория гидрогеологии d) Теория гидротехники Ответ: b
2. Какие факторы влияют на водные ресурсы в геоэкологическом контексте? a) Только климатические изменения b) Интенсивное использование земель c) Изменение популяции диких животных d) Только загрязнение воды Ответ: b
3. Кто известен своим вкладом в гидрогеологию и исследования подземных вод? a) Антонио Гауди b) Игорь Стравинский c) Владимир Андреевич Кирюхин d) Игорь Верещагин Ответ: c
4. Что такое интегрированное управление водными ресурсами? a) Управление водными ресурсами с использованием исключительно одной технологии b) Комплексное управление водными ресурсами, учитывающее экономический эффект и охрану окружающей среды c) Использование водных ресурсов только для промышленных целей d) Ограничение использования водных ресурсов во всех областях деятельности Ответ: b
5. Какое водное тело является наиболее стратегически важным источником пресной воды на всей Земле? a) Реки b) Озера c) Арктические ледники d) Подземные воды Ответ: d
6. Какие факторы могут однозначно привести к ухудшению качества водных ресурсов? a) Снижение атмосферного давления b) Увеличение пропускной способности стока c) Увеличение количества естественных загрязнителей d) Фильтрация стока Ответ: c
7. Какие из следующих методов оценки водных ресурсов используются при комплексной полевой оценке возможности использования водных ресурсов? a) Методы водной мелиорации b) Гидрогеологические исследования c) Методы коллоидной химии d) Методы исторической анализа Ответ: b
8. Какой инструмент позволяет прогнозировать изменения водных ресурсов в результате климатических изменений в масштабе десятилетий? a) Гидрогеологическая карта b) Климатическая модель c) Гидрограф d) Топографическая карта Ответ: b
9. Какие из следующих факторов не могут способствовать увеличению эффективности использования водных ресурсов (2 верных ответа)? a) Повышение сброса промышленных стоков в реки b) Максимальное извлечение воды из водных источников c) Восстановление исчезнувших экосистем d) Замкнутые системы водоснабжения Ответ: a), b)
10. Что такое концепция устойчивого развития в контексте водных ресурсов? a) Использование всех водных ресурсов без ограничений b) Увеличение экономической прибыли без учета экологических последствий c) Удовлетворение текущих потребностей, не ущемляя возможности будущих поколений d) Производство продукции с максимальным потреблением воды Ответ: c
11. Какой из следующих параметров не является индикатором качества воды? a) Уровень pH b) Содержание растворенного кислорода c) Прозрачность воды d) Количество видов рыб в водоеме Ответ: d
12. Какой вид загрязнения воды может привести к "парниковому эффекту"? a) Нефтяные разливы b) Выбросы серы c) Выбросы углекислого газа d) Полихлорированные бифенилы (ПХБ) Ответ: c
13. Какая из следующих мер позволяет улучшить качество водных ресурсов в рекреационных зонах? a) Запрет на доступ к водным объектам b) Установка санитарных объектов c) Системы очистки сточных вод d) Промышленное водопользование Ответ: c
14. Какие организации могут играть важную роль в охране и управлении водными ресурсами? a) Только государственные органы b) Только местные общины c) Государственные и международные организации d) Только частные компании Ответ: c
15. Что такое биоразнообразие в контексте водных экосистем? a) Количество рыбы в водных объектах b) Разнообразие растительности в прибрежных зонах c) Разнообразие видов и экосистем, связанных с водными средами d) Уровень загрязнения воды Ответ: c
16. Какие из следующих методов могут помочь в сохранении водных ресурсов? a) Интенсивное использование водных ресурсов без ограничений b) Оптимизация процессов очистки воды c) Регулярная вырубка лесов d) Меры корпоративного контроля над сбросами стоков Ответ: b
17. Какое из следующих явлений может привести к понижению уровня грунтовых вод? a) Вырубка деревьев b) Застройка свободной территории c) Уменьшение водопотребления в регионе d) Запруживание водоема Ответ: a
18. Какие факторы могут способствовать ухудшению качества подземных вод? a) Плотное население b) Низкий уровень осадков c) Загрязнение поверхностных вод d) Лицензируемое использование подземных вод Ответ: c
19. Что такое принцип "зонирования" в управлении водными ресурсами? a) Разделение водных ресурсов на государственные и частные b) Разделение территории на зоны с разным уровнем охраны и использования водных ресурсов c) Установление высоких налогов на водопользование d) Ограничение доступа к водным объектам Ответ: b
20. Какие из следующих методов являются частью комплексной оценки водных ресурсов? a) Методы религиозных обрядов b) Гидрологические исследования c) Методы геодезии d) Изучение археологических находок Ответ: b

1. Один из основополагающих принципов управления водными ресурсами - это принцип ________ (интеграции/децентрализации/монополии), который подразумевает объединение усилий различных интересов в вопросах водопользования.
• Ответ: интеграции
2. Для оценки водных ресурсов и планирования их использования применяются различные методы, включая гидрологические и гидрогеологические ________ (исследования/эксперименты/тестирования).
• Ответ: исследования
3. Понятие "экологическая следственность" относится к принципам комплексного использования водных ресурсов и предполагает учет и минимизацию ________ (негативных/положительных/нейтральных) воздействий на окружающую среду.
• Ответ: негативных
4. Для снижения потерь водных ресурсов и обеспечения их устойчивого использования необходимо внедрение систем учета (в том числе мониторинга) и ____________ (регулирования) водопотребления.
• Ответ: контроля
5. При комплексной оценке водных ресурсов учитывается также их количественные __________ (перераспределения/запасы/исчерпания) и возможности для будущего использования.
• Ответ: запасы
6. Одной из ключевых задач при планировании использования водных ресурсов является установление __________ (нормативов/целей/конечных результатов) по качеству воды.
• Ответ: нормативов
7. При проектировании систем водоснабжения и водоотведения необходимо учитывать факторы, влияющие на __________ (эффективность/стоимость/размеры) и, как правило, качество инфраструктуры и обслуживания.
• Ответ: стоимость
11. Основной целью устойчивого водопользования является обеспечение баланса между потребностью в водных ресурсах и ________ (сохранением/разработкой/увеличением) их количества в природной среде.
• Ответ: сохранением
12. Методы оценки экономической эффективности использования водных ресурсов включают в себя расчет затрат на ________ (укрепление/защиту/восстановление) экосистем водных бассейнов.
• Ответ: защиту
13. Принципы устойчивого управления водными ресурсами учитывают важность учета потребностей текущих и будущих ____________ (поколений/регионов/компаний).
• Ответ: поколений
14. При разработке стратегии охраны водных ресурсов необходимо учитывать принципы __________ (прецедента/субсидии/солидарности) между странами и регионами.
• Ответ: солидарности
15. При разработке стратегии комплексного использования водных ресурсов необходимо учитывать принципы экологической __________ (субсидии/солидарности/оптимизации) для минимизации воздействия на окружающую среду.
• Ответ: оптимизации


ПК-2: Способен проводить наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды и объектов природопользования, давать оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды

1. Какие методы могут использоваться для уменьшения потребления воды в сельском хозяйстве? a) Оптимизация системы полива b) Увеличение объема вырубки лесов c) Производство больших объемов однородных культур d) Увеличение потребления питьевой воды Ответ: a
2. Какие из следующих мероприятий могут помочь в восстановлении природных водных экосистем? a) Заселение рыбой всех водоемов b) Загрязнение воды химическими веществами c) Установление запретов на рыбалку d) Восстановление природных береговых зон и растительности Ответ: d
3. Какие экономические выгоды могут быть связаны с эффективным использованием водных ресурсов? a) Увеличение расходов на водоочистку b) Уменьшение потерь воды в процессе транспортировки c) Увеличение стоимости водных услуг для населения d) Увеличение сбросов сточных вод Ответ: b
4. Какое из следующих явлений может быть связано с антропогенным изменением рек? a) Естественное изменение течения рек b) Увеличение биоразнообразия c) Повышение уровня грунтовых вод d) Изменение русла реки Ответ: d
5. Какие органы могут участвовать в процессе разработки стратегии управления водными ресурсами на региональном уровне? a) Только местные органы власти b) Только федеральные органы власти c) Местные и региональные органы власти, а также общественные организации d) Только частные компании Ответ: c
6. Какие факторы могут способствовать снижению доступности пресной воды для населения и промышленности? a) Увеличение инфильтрации осадков b) Увеличение уровня грунтовых вод c) Уменьшение снегопадов d) Внедрение эффективных систем водоочистки Ответ: c
7. Какие методы оценки водных ресурсов могут использоваться для прогнозирования будущих потребностей (2 верных ответа)? a) Исторические данные о потреблении воды b) Предсказания на основе астрономии c) Методы геодезии d) Моделирование климата Ответ: a), d)
8. Какие из следующих факторов могут оказать влияние на долгосрочную устойчивость водных ресурсов? a) Только изменение сезонных осадков b) Изменение уровня грунтовых вод c) Увеличение плотности населения d) Климатические изменения и антропогенное воздействие Ответ: d
9. Какой из следующих методов НЕ используется для мониторинга качества водных ресурсов? a) Анализ химических параметров b) Рентгенография водных проб c) Биоиндикация d) Физическое моделирование Ответ: b)
10. Кто из ученых сформулировал закон сохранения массы в химии? a) Исаак Ньютон b) Альберт Эйнштейн c) Антуан Лавуазье d) Галилео Галилей Ответ: c)
11. Что из перечисленного является одним из принципов управления водными ресурсами? a) Неограниченное потребление b) Сохранение водного биоразнообразия c) Разрыхление донных отложений d) Застройка берегов водоемов Ответ: b)
12. Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на изменения климата Земли (2 верных ответа)? a) Вулканическая активность b) Изменение волнения моря c) Выбросы парниковых газов d) Изменение радиации от Солнца Ответ: а), c)
13. Какой метод используется для комплексного исследования состава воды в водоемах? a) Спектральный анализ b) Макроскопическая съемка c) Анализ текстуры водных кристаллов d) Радиометрия Ответ: a)
14. Какие методы обработки информации используются при анализе сенсорных данных природных объектов? a) Искусственные нейронные сети b) Формальная логика c) Счетчики Гейгера d) Фотоловушки Ответ: a)
15. Какой метод используется для изучения долгосрочных изменений в состоянии окружающей среды? a) Метод коротких интервалов b) Метод экспертных оценок c) Метод временных рядов d) Метод случайных чисел Ответ: c)
16. Какой метод используется для измерения уровня загрязнения воздуха? a) Фотосинтез b) Газоанализ c) Гравиметрия d) Гелиосейсмический мониторинг Ответ: b)
17. Какие факторы могут влиять на биоразнообразие в лесных экосистемах? a) Количество дождей b) Уровень углекислого газа в атмосфере c) Температурные изменения d) Все вышеуказанные Ответ: d)
18. Какой метод используется государственными структурами для оценки эффективности природоохранных мероприятий? a) Опрос населения b) Анализ сателлитарных снимков c) Термодинамический расчет d) Биоиндикация Ответ: b)
19. Какие виды информации могут быть использованы при анализе состояния водных ресурсов? a) Данные о дожде b) Географические карты c) Результаты эксперимент
20. Какие инструменты могут использоваться для изучения состава донных отложений?
a) Рентгеновский анализ b) Бинокль c) Георадар d) Хроматограф Ответ: d)

1. В контексте охраны водных ресурсов, понятие "водные экосистемы" включает в себя все виды жизни и их окружающую __________ (природу/среду/экологию) в водных экосистемах. Ответ: среду
2. В рамках комплексного использования водных ресурсов, мониторинг состояния водоемов позволяет выявлять изменения в __________ (качестве/количестве/структуре) водных ресурсов. Ответ: качестве
3. В рамках комплексного использования водных ресурсов, мониторинг состояния водоемов позволяет выявлять изменения в __________ (качестве/количестве/структуре) водных ресурсов. Ответ: качестве
4. Комплексное использование и охрана водных ресурсов требует разработки и реализации __________ (стратегических/экономических/технических) мер для сохранения их доступности в будущем. Ответ: стратегических
5. Один из инструментов для улучшения охраны водных ресурсов - это создание заповедников и охраняемых __________ (природных/промышленных/сельскохозяйственных) территорий вокруг водоемов. Ответ: природных
6. В рамках комплексного использования и охраны водных ресурсов, понятие "водосборный бассейн" относится к территории, с которой все воды стекают в один и тот же __________ (водоем/резервуар/исток). Ответ: водоем
7. Для оценки загрязнения водных экосистем часто используются индикаторные организмы, такие как биологические __________ (маркеры/реакции/токсины), которые указывают на уровень загрязнения. Ответ: маркеры
8. Оценка водной среды включает в себя изучение изменений в биогеохимическом цикле различных элементов, таких как углерод, азот и __________ (фосфор/кислород/воздух). Ответ: фосфор
9. Для определения влияния человеческой деятельности на водные ресурсы, используются методы анализа __________ (изотопов/подземных вод/гидроэлектростанций), которые позволяют выявить источники загрязнения. Ответ: изотопов
10. Для изучения влияния городской застройки на водные ресурсы проводится анализ уровня __________ (стока/инфильтрации/эрозии), который указывает на количество воды, не попадающей в подземные воды. Ответ: инфильтрации
11. Для оценки изменений в водной среде, связанных с климатическими изменениями, важно изучать __________ (распределение/интенсивность/функции) осадков и снеготаяния. Ответ: интенсивность
12. _______ - верхний слой водоема, который нагревается солнечными лучами и содержит больше кислорода? Ответ: Эпилимнион
13. Это зона, в которой, происходит резкое изменение температуры водной толщи. Ответ: Термоклин
14. ______ - это область океана, находящаяся на глубине от 200 метров до нескольких километров и характеризующаяся снижением температуры и увеличением давления Ответ: Батиаль
15. __________ - это явление, при котором вода выходит из русла реки и затапливает прибрежные территории, обычно в результате долгосрочных и сильных осадков. Ответ: Паводок



ПК-3: Способен осуществлять экспертизу и оценку документов в области природопользования и охраны окружающей среды

1. Какой закон Российской Федерации устанавливает основы государственной политики и нормативно-правового регулирования в области охраны водных ресурсов? a) Закон "О водных ресурсах" b) Закон "Об охране окружающей среды" c) Закон "О природопользовании" d) Закон "О территориальном планировании" Ответ: a) Закон "О водных ресурсах"
2. Какая федеральная служба Российской Федерации осуществляет контроль и надзор в области использования и охраны водных ресурсов? a) Министерство природных ресурсов и экологии России b) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования c) Федеральная служба по водным ресурсам d) Министерство сельского хозяйства России Ответ: a) Министерство природных ресурсов и экологии России
3. Какие из перечисленных документов являются частью инженерной документации при разработке проекта водопользования? a) Генеральный план района b) Экологическая экспертиза c) Протокол собрания жильцов d) Заключение оценки воздействия на окружающую среду Ответ: a) Генеральный план района, b) Экологическая экспертиза, d) Заключение оценки воздействия на окружающую среду
4. Какой орган утверждает проект водопользования, включая документацию на проведение строительных работ? a) Министерство природных ресурсов и экологии России b) Региональный водный орган c) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России d) Местное исполнительное орган Ответ: b) Региональный водный орган
5. Какой инженерный документ содержит описание характеристик и параметров водных объектов, а также их текущего состояния? a) Проект водопользования b) Технический отчет c) Технический паспорт водного объекта d) Экологическое обоснование Ответ: c) Технический паспорт водного объекта
6. Какое законодательное требование регулирует вопросы связанные с разрешением водопользования и водопользованием на сельскохозяйственных землях? a) Земельный кодекс Российской Федерации b) Водный кодекс Российской Федерации c) Лесной кодекс Российской Федерации d) Градостроительный кодекс Российской Федерации Ответ: a) Земельный кодекс Российской Федерации
7. Какой орган осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации? a) Министерство природных ресурсов и экологии России b) Региональный водный орган c) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования d) Местное исполнительное орган Ответ: b) Региональный водный орган
8. Какое документальное подтверждение используется для определения экологической безопасности проекта водопользования? a) Экологическая экспертиза b) Техническое задание c) Проектный план d) Отчет о проделанных работах Ответ: a) Экологическая экспертиза
9. Какой вид оценки воздействия на окружающую среду предполагает оценку воздействия объекта на водные ресурсы и их состояние? a) Проектная оценка b) Экологическая оценка c) Водная оценка d) Гидрогеологическая оценка Ответ: c) Водная оценка
10. Какой документ оформляется для получения прав на водопользование на определенный срок? a) Водопользовательное свидетельство b) Водный договор c) Водное разрешение d) Водная лицензия Ответ: c) Водное разрешение
11. Какие из нижеперечисленных видов водных объектов включаются в систему классификации водных ресурсов России? a) Реки, озера, моря b) Водопроводные и канализационные сети c) Колодцы и скважины d) Подземные воды и артезианские источники Ответ: a) Реки, озера, моря и d) Подземные воды и артезианские источники
12. Какие из нижеперечисленных документов обязательны при разработке проекта водопользования на федеральных водных объектах? a) Проектная документация b) Водное разрешение c) Разрешение на строительство d) Экологическая экспертиза Ответ: a) Проектная документация, b) Водное разрешение, d) Экологическая экспертиза
13. Какой из нижеперечисленных документов описывает характер и объем водопользования, а также предоставляет информацию о возможных воздействиях на окружающую среду? a) Проект водопользования b) Водное разрешение c) Экологическая экспертиза d) Соглашение о водопользовании Ответ: a) Проект водопользования
14. Какие виды водопользования подлежат обязательной государственной экологической экспертизе? a) Все виды водопользования b) Только промышленное водопользование c) Только водопользование на территории заповедника d) Только водопользование на морских водах Ответ: a) Все виды водопользования
15. Как называется орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий водопользования и водоохраны водных объектов? a) Государственная водная инспекция b) Федеральная служба по водным ресурсам c) Министерство природных ресурсов и экологии России d) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Ответ: a) Государственная водная инспекция
16. Какой документ представляется в орган водного надзора для получения водопользовательного свидетельства? a) Экологическая экспертиза b) Соглашение о водопользовании c) Водное разрешение d) Технический отчет Ответ: b) Соглашение о водопользовании
17. Какой из нижеперечисленных документов является руководящим в области использования и охраны водных ресурсов? a) Государственный стандарт b) Федеральный закон c) Постановление правительства d) Международный договор Ответ: b) Федеральный закон
18. Какое ведомство Российской Федерации осуществляет управление государственным водным фондом? a) Министерство природных ресурсов и экологии России b) Министерство финансов России c) Министерство сельского хозяйства России d) Министерство транспорта России Ответ: a) Министерство природных ресурсов и экологии России
19. Какой орган является первичным исполнительным органом в области водных отношений на местном уровне? a) Местное самоуправление b) Региональный водный орган c) Муниципальная администрация d) Государственная водная инспекция Ответ: c) Муниципальная администрация
20. Какие из нижеперечисленных документов необходимы для проведения экологической экспертизы проекта водопользования? a) Проектная документация b) Водное разрешение c) Экологическая декларация d) Экспертное заключение Ответ: a) Проектная документация, c) Экологическая декларация
21. Какое ведомство в России осуществляет контроль и мониторинг качества водных объектов? a) Министерство природных ресурсов и экологии России b) Федеральная служба по водным ресурсам c) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования d) Росприроднадзор Ответ: d) Росприроднадзор
22. Какие из нижеперечисленных видов деятельности не требуют получения водопользовательного свидетельства? a) Землепользование и строительство b) Водопровод и канализация c) Рыболовство d) Сельское хозяйство Ответ: c) Рыболовство
23. Какой документ необходим для участия в тендере на проведение строительных работ по объектам водопользования? a) Свидетельство о регистрации юридического лица b) Водное разрешение c) Проект водопользования d) Генеральный план территории Ответ: a) Свидетельство о регистрации юридического лица
24. Какой из нижеперечисленных документов описывает мероприятия по реабилитации водного объекта после завершения водопользования? a) Проект водопользования b) Экологическая экспертиза c) План восстановления d) Водное разрешение Ответ: c) План восстановления
25. Какие из нижеперечисленных документов содержат информацию о сроках и объемах водопользования? a) Экологическая экспертиза b) Водное разрешение c) Проект водопользования d) Технический паспорт водного объекта Ответ: b) Водное разрешение, c) Проект водопользования
26. Какой орган осуществляет учет и ведение Государственного водного кадастра? a) Росреестр b) Федеральная служба по водным ресурсам c) Министерство природных ресурсов и экологии России d) Государственная водная инспекция Ответ: a) Росреестр
27. Как называется документ, устанавливающий порядок и условия водопользования на определенный период времени? a) Водное разрешение b) Водопользовательное свидетельство c) Водный договор d) Водная лицензия Ответ: c) Водный договор
28. Какой орган осуществляет учет и мониторинг использования водных ресурсов на федеральных водных объектах? a) Региональный водный орган b) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования c) Федеральная служба по водным ресурсам d) Государственная водная инспекция Ответ: c) Федеральная служба по водным ресурсам
29. Какой документ необходим для проведения гидрогеологических исследований при разработке проекта водопользования? a) Водное разрешение b) Проект водопользования c) Лицензия на геологические исследования d) Экологическое обоснование Ответ: c) Лицензия на геологические исследования
30. Как называется документ, в котором указываются мероприятия по снижению негативного воздействия водопользования на окружающую среду? a) Экологический паспорт b) Проект водопользования c) Экологическое обоснование d) План мероприятий по охране природы Ответ: c) Экологическое обоснование

1. Для проведения экологической экспертизы водопользователь должен предоставить __________ (декларацию/субсидию/патент) на использование водных ресурсов.
• Ответ: декларацию
2. В соответствии с Федеральным законом "О водных ресурсах" водные объекты делятся на категории, исходя из их __________ (расположения/значимости/глубины).
• Ответ: значимости
3. Какое законодательное актуальное понятие используется для определения минимального количества воды, которое должно оставаться в водном объекте для поддержания экосистемы?
• Ответ: минимальный среднемноголетний расход
4. В соответствии с водным законодательством Российской Федерации, водопользователи обязаны осуществлять водопользование на основе __________ (распоряжения/концессии/приватизации).
• Ответ: концессии
5. Какой из нижеперечисленных актов является основным документом, регулирующим вопросы охраны и использования водных объектов в России?
• Ответ: Водный кодекс Российской Федерации
6. Водопользование, осуществляемое для производства электроэнергии, относится к категории __________ (технического/производственного/энергетического) водопользования.
• Ответ: энергетического
7. Ответственность за нарушение водного законодательства включает в себя административные, гражданско-правовые и __________ (уголовные/экологические/административные) виды ответственности.
• Ответ: уголовные
8. При проведении экологической экспертизы водных объектов необходимо учитывать их влияние на биологическое и абиотическое разнообразие в соответствии с __________ (законодательством/природоохранной/геологической) характеристикой региона.
• Ответ: природоохранной
9. Один из основных инструментов для регулирования водопользования - __________ (водные ресурсы/водоохранная плата/предприятия водопользования).
• Ответ: водоохранная плата
10. В случае выявления нарушений в области водопользования, органы надзора могут применить меры __________ (устранения/изоляции/концессии) нарушения в сроки, установленные законодательством.
• Ответ: устранения
11. Водные объекты, находящиеся на территории природных парков и заповедников, подлежат __________ (предприятиям/особому/разрешению) для использования водных ресурсов.
• Ответ: особому
12. Какие документы обязательны для подготовки в случае изменения водопользователем целей использования водных ресурсов?
• Ответ: Документы на внесение изменений в водопользование
13. Водные объекты, на которых запрещено любое водопользование, называются объектами с особым __________ (назначением/режимом/значением).
• Ответ: режимом
14. В соответствии с законодательством Российской Федерации, водопользователь обязан сообщить о начале водопользования в орган __________ (природоохраны/местного самоуправления/земельных отношений).
• Ответ: местного самоуправления
15. Для определения экологической безопасности проектов и мероприятий используется методика проведения __________ (государственной/экологической/социальной) экспертизы.
• Ответ: экологической
16. Основное требование к документам, подаваемым в органы водного надзора при получении разрешения на использование водных ресурсов - это их __________ (полнота/срочность/язык).
• Ответ: полнота

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Показатели, характеризующие качество природных вод.
2. Факторы, воздействующие на качество воды.
3. Федеральные законы РФ определяющие потребители природных вод
4. Требования, которые предъявляют различные водопользователи к качеству воды.
5. Показатели качества воды для рыбохозяйственных водоемов.
6. Рыболовство и эффективность рыбного промысла во внутренних водоемах.
7. Реконструкция ихтиофауны и проблемы сохранения биоразнообразия рыбного населения внутренних водоемов.
8. Водные рекреации – водопользование в целях организации отдыха и укрепления здоровья населения.
9. Рыбные объекты рекреационной аквакультуры.
10. Организация любительского рыболовства: безвозмездного; на коммерческой основе; по принципу «выпуск-вылов»; по принципу «вылов-выпуск».
11. Проблемы водообеспечения и охраны водных ресурсов.
12. Водоохранные мероприятия.
13. Основные причины негативного воздействия антропогенной деятельности.
14. Источники загрязнения природных вод.
15. Правила охраны вод от загрязнения.
16. Мероприятия по сохранению и восстановлению чистоты водоемов.
17. Водное законодательство.
18. Технико-экономические расчеты комплексного использования водных ресур-сов внутренних водоемов.
19. Основные составляющие технико-экономического анализа и технико-экономических расчетов (эффективность капвложений; экономиический ущерб от загрязнения; эффективность затрат на водоохранные мероприятия; плата за воду).
20. Экономический ущерб от загрязнения; эффективность затрат на водоохранные мероприятия; плата за воду.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Краткая характеристика внутренних водоемов РФ на современном этапе.
2. Экологическое состояние пресных поверхностных и подземных вод.
3. Качество воды внутренних водоемов, использующихся для рыбохозяйственных целей.
4. Источники загрязнения вод внутренних водоемов.
5. Использование энергии вод крупнейшими гидроэлектростанциями.
6. Влияние водного транспорта на среду обитания гидробионтов.
7. Методы реконструкции ихтиофауны внутренних водоемов.
8. Рекреационное значение внутренних водоемов.
9. Водохозяйственные комплексы (ВХК): примеры ВХК с рыбохозяйственными предприятиями.
10. Влияние лесосплава на экологию водоемов.
11. Использование воды в сельском хозяйстве.
12. Рыбохозяйственное водопользование: пастбищное и фермерское хозяйства.
13. Рыбохозяйственное водопользование: возможности товарной аквакультуры на внут-ренних водоемах.
14. Рыбохозяйственное водопользование: искусственное воспроизводство ценных видов рыб во внутренних водоемах.
15. Государственное управление и контроль в области использования и охраны вод.
16. Цели и задачи водоохранных мероприятий.
17. Охрана водных ресурсов: охрана от загрязнений прибрежных вод; зоны санитарной охраны водопользования.
18. Охрана водных ресурсов: методы улучшения качества природных вод; прибрежные водоохранные зоны.
19. Водный кодекс российской Федерации: задачи водного кодекса РФ.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018. biblio-online.ru
Л1.2 Волков, А. М. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) Москва: Дрофа,, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Комплексное использование и охрана водных ресурсов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.