МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.;асс., Гончаров С.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования, современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации; развитие навыков разработки экологической оценки территории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Умеет использовать базовые знания в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Владеет теоретическими знаниями из основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде и применяет их в профессиональной деятельности
ОПК-3Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает базовые методы экологических исследований
ОПК-3.2 Умеет работать с базовыми методами экологических исследований при решении задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы
ОПК-3.3 Владеет базовыми методами экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы
ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Знает содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Умеет анализировать и сопоставлять содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Владеет информацией о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы. ОПК-6.5. Владеет навыками защиты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием ИКТ
ПК-3Способен осуществлять экспертизу и оценку документов в области природопользования и охраны окружающей среды
ПК-3.1 Знает алгоритмы экспертизы и оценки документов в области природопользовани я и охраны окружающей среды
ПК-3.2 Умеет использовать алгоритмы экспертизы и оценки документов в области природопользовани я и охраны окружающей среды для решения задач в профессиональной деятельности
ПК-3.3 Владеет навыками экспертизы и оценки документов в области природопользовани я и охраны окружающей среды для решения задач в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-2.1. Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-3.1. Знает базовые методы экологических исследований.
ОПК-4.1. Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики.
ПК-3.1. Знает алгоритмы экспертизы и оценки документов в области природопользования и охраны окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-3.2. Умеет использовать базовые методы экологических исследований при решении задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
ОПК-3.3. Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы.
ОПК-4.2. Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности.
ОПК-4.3. Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности.
ПК-3.2. Умеет использовать алгоритмы экспертизы и оценки документов в области природопользования и охраны окружающей среды для решения задач в профессиональьной деятельности

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Владеет информацией о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задая профессиональной этики.
ОПК-3.3. Владеет базовыми методами экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности в сфере экологии , природопользования и охраны природы.
ОПК-2.3. Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ПК-3.3. Владеет навыками экспертизы и оценки документов в области природопользования и охраны окружающей среды для решения задач в профессиональьной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экологического нормирования
1.1. Введение в экологическое нормирование Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Развитие экологического нормирования Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Экологическое нормирование Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Устойчивость природных систем к техногенным нагрузкам Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Устойчивость природных систем к техногенным нагрузкам Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Государственная система экологического нормирования
2.1. Система экологических нормативов Практические 8 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Система экологического нормирования. Теоретические основы нормирования техногенных нагрузок. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Система экологических нормативов Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Экологическое нормирование отдельных направлений
3.1. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Санитарно-гигиенические принципы нормирования Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий. Экономические аспекты экологического нормирования Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Санитарно-гигиеническое нормирование воздушной среды Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Санитарно-гигиеническое нормирование воздушной среды Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Санитарно-гигиеническое нормирование воздушной среды Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Экологическое нормирование водопользования Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Экологическое нормирование водопользования Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Экологическое нормирование водопользования Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Нормирование загрязнения почв Лекции 8 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Нормирование загрязнения почв Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Нормирование загрязнения почв Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Нормирование в сфере обращения с отходами Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.15. Нормирование в сфере обращения с отходами Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.16. Нормирование в области использования биологических ресурсов Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.17. Нормирование в области использования биологических ресурсов Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.18. Нормирование в области использования биологических ресурсов Сам. работа 8 3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2490
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Установление единых и обязательных экологических норм и правил называется
А. экологическая стандартизация;
Б. экологическая сертификация;
В. экологическая паспортизация;
Г. экологическая экспертиза.
Ответ: А
2. Разработка нормативно-технического документа, включающего данные по использованию предприятием природных ресурсов и данные по влиянию хозяйственной деятельности предприятия на окружающую природную среду, называется
А. экологическая стандартизация;
Б. экологическая сертификация;
В. экологическая паспортизация;
Г. экологический аудит.
Ответ: В
3. Подтверждение соответствия продукции, услуг и иных объектов установленным экологическим требованиям, в целях предотвращения причинения вреда имуществу потребителей и обеспечение экологической безопасности населения, называется
А. экологический контроль;
Б. экологическая сертификация;
В. экологическая паспортизация;
Г. экологический аудит.
Ответ: Б
4. Независимая, документированная оценка соответствия различных областей человеческой деятельности экологическим нормативам, законам и правилам, называется
А. экологический контроль;
Б. экологический мониторинг;
В. экологическая экспертиза;
Г. экологический аудит.
Ответ: В
5. Система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды, называется
А. экологический контроль;
Б. экологический мониторинг;
В. экологическая экспертиза;
Г. экологический аудит.
Ответ: Б
6. Оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей, называется
А. экологический контроль;
Б. экологический мониторинг;
В. экологическая экспертиза;
Г. экологический аудит.
Ответ: В
7.. Какой вид экологического контроля осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные государственные органы?
А. государственный;
Б. муниципальный;
В. производственный;
Г. общественный.
Ответ: А
8. Какой вид экологического контроля осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации?
А. государственный;
Б. муниципальный;
В. производственный;
Г. общественный.
Ответ: Б
9. Принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов могут органы
А. государственного экологического контроля;
Б. муниципального экологического контроля;
В. производственного экологического контроля;
Г. общественного экологического контроля.
Ответ: А
10. Максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда, называется
А. предельно допустимая концентрация (ПДК);
Б. предельно допустимый уровень (ПДУ);
В. предельно допустимый выброс (ПДВ);
Г. предельно допустимый сброс (ПДС).
Ответ: Б
11. Максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий, называется
А. предельно допустимая концентрация (ПДК);
Б. предельно допустимый уровень (ПДУ);
В. предельно допустимый выброс (ПДВ);
Г. предельно допустимый сброс (ПДС).
Ответ: В
12. Максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий, называется
А. предельно допустимая концентрация (ПДК);
Б. предельно допустимый уровень (ПДУ);
В. предельно допустимый выброс (ПДВ);
Г. предельно допустимый сброс (ПДС).
Ответ: Г
13. В каком случае для предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСС)?
А. если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК и по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть рассчитаны;
Б. если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ очень низкие и значения ПДВ и ПДС не могут быть рассчитаны;
В. если в населенных пунктах, где расположены предприятия, нет органов охраны окружающей среды;
Г. если это временные предприятия.
Ответ:А
14. От какого показателя НЕ зависит устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям?
А. запасы живого и мертвого органического вещества;
Б. эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова;
В. видовое и структурное разнообразие;
Г. степень воздействия.
Ответ: Г
15. Сверхнормативное загрязнение воздуха в производственных помещениях относится к правонарушениям:
А. экологическим;
Б. санитарным;
В. общественным;
Г. производственным.
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве называется ______________.
Ответ: ПДК
2. Масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени_____________
Ответ: ПДВ
3. Какой орган власти является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по экологической безопасности?
Ответ: Совет Безопасности РФ
4. Какой орган управления обладает полномочиями по управлению федеральной собственностью?
Ответ: Правительство РФ
5. Масса нормируемого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению хозяйствующим субъектом в установленном режиме в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе
Ответ: ПДС
6. Концентрация, которая при ежедневной работе в течение 8 часов не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не вызывает заболевания или отклонения в состоянии здоровья
Ответ: ПДК рабочей зоны
7. Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве называется
Ответ: ПДК
8. Часть земной коры, расположенной ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения – это
Ответ: Недра
9. Способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма называется__________.
Ответ: токсичность
10. Норматив, устанавливающий концентрацию вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которая при воздействии за определенный промежуток времени не влияет на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства, называется ___________.
Ответ: ПДК
11. Минимальная доза вещества, вызывающая у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма, называется ___________.
Ответ: пороговая доза
12. Способность окружающей среды поглощать вредные воздействия увеличивается ___________.
Ответ: с севера на юг
13. К какому типу нормирования относятся нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды?
Ответ: Производственно-ресурсное нормирование
14. К какому виду нормирования относится установление водоохранных зон ?
Ответ: нормирование безопасности производства
15. Принцип цели в экологическом нормировании означает- _________.
Ответ: приоритет долгосрочных последствий для общества и природы в целом над краткосрочными
16. Чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества называются__________.
Ответ: ксенобиотиками
17. Способность экосистемы сохранять при внешнем воздействии исходное состояние в течение некоторого времени - ___________.
Ответ: Инертность
18. Международная экологическая организация, которая разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, безопасная транспортировка и утилизация радиактивных отходов называется __________.
Ответ: МАГАТЭ
19. Прочитайте текст из нормативного документа. К какому типу нормативов относится данное ограничение?
«Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля».
Ответ: Технологические стандарты
20. В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит
Ответ: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации; участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на своих территориях; ) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Редина, А.П. Хаустовров Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учеб. для бакалавров Юрайт, 2015
Л1.2 Хаустов А.П., Редина М.М. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды: учеб. для бакалавров М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Гарнов, О.В. Краснобаева Аспекты экологической ответственности хозяй-ствующих субъектов Рос-сийской Федерации: Монография НИЦ ИНФРА-М, 2014
Л2.2 М. Г. Ясовеев, Н. Л. Стреха, Э. В. Какарека и др. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза: учеб. пособие для студентов вузов Минск, Москва, 2015.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Хаустов, А. П. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды : учебник для академического бакалавриата / А. П. Хаустов, М. М. Редина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9103-1. www.biblio-online.ru
Э2 Курс в Moodle "Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды »

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспекти-рование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсив-ную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.