МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об эколого-географических основах природопользования;
дать представление о подходах к рациональному использованию природных ресурсов;
сформировать представление об основах охраны окружающей среды;
сформировать представление о мелиорации природных систем;
дать представление об управлении природопользованием и состоянием геосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.01Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-1.01.1 Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-1.01.2 Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-1.01.3 Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований
ПК-1.01.4 Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно- хозяйственных территориальных системам
ПК-1.01.5 Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно- хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эколого-географические основы природопользования, принципы рационального использования и охраны природных ресурсов и ландшафтов; сущность воздействия человека на природные системы, основные последствия антропогенных изменений природных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные подходы к анализу последствий природопользования; определять и анализировать структуру хозяйственного использования ландшафтов; выделять и давать характеристику видовой структуры природопользования; определять антропогенную нагрузку на территорию и определять мероприятия по ее снижению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки и анализа ландшафтной структуры территории и структуры хозяйственного использования ландшафтов; анализа видовой структуры природопользования территории; приемами оценки и анализа антропогенной нагрузки на территорию; оценки экологических последствий природопользования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эколого-географические основы природопользования
1.1. ВВЕДЕНИЕ. Возникновение и эволюция понятия «природопользование». Предмет и основные задачи природопользования. Роль географии и экологии в становлении природопользования. Связь с другими науками Лекции 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Характеристика видовой структуры природопользования Практические 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Природные системы как объекты воздействия человека. Общие представления о природных системах, структура и свойства природных систем, социально-экономические функции и потенциал природных систем. Изменение природной среды и эволюция человечества Лекции 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Структура хозяйственного использо-вания ландшафтов Практические 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Исторические типы природопользования. История взаимодействия общества и природы Практические 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Природные ресурсы и их классификация. Классификация природных ресурсов по происхождению. Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования. Классификация природных ресурсов по признаку исчерпаемости. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы Лекции 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Природные ресурсы Практические 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Воздействие человека на природные системы. Сущность воздействия человека на природные системы. Антропогенные нагрузки их измерение и картографирование. Антропогенные изменения природных систем. Природно-антропогенные системы и их классификации Лекции 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Составление и анализ карты антропогенной нагрузки Практические 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Последствия антропогенных изменений природных систем. Истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека. Нарушение структуры и деградация ландшафтов Лекции 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Последствия антропогенных изменений природных систем Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Проблема отходов Практические 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Экологическое состояние гео- и экосистем и его оценка. Понятие об экологическом состоянии гео- и экосистем. Оценка экологического состояния гео- и экосистем. Показатели оценки состояния гео- и экосистем и их компонентов. Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы Лекции 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Анализ экологической опасности промышленных центров Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Эколого-географические основы природопользования Сам. работа 7 16 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Рациональное использование природных ресурсов
2.1. Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов. Природно-ресурсный потенциал. Эколого-географические и социально-экономические требования к рациональному природопользованию. Размещение производства Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Принципы и методы рационального использования и воспроизводства возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов, экологизация технологических процессов, смягчение негативных последствий хозяйственной деятельности человека Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов. Принципы рационального использования ландшафтов как целостных образований. Рациональное использование природно-антропогенных ландшафтов Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Системы природопользования, принципы и пути их рационализации. Системы природопользования и их классификация. Принципы рационализации систем природопользования. Пути рационализации систем природопользования Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.6. Анализ систем природопользования субъекта РФ (по выбору) Практические 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.7. Рациональное использование природных ресурсов Сам. работа 7 16 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Охрана природы и окружающей человека среды
3.1. Представления об охране природы. Объекты охраны. Принципы охраны природы. Нормативное обеспечение охраны природы и окружающей человека среды. Экономический механизм охраны природы и рационального ресурсопользования. Требования к охране окружающей среды в условиях интенсивно используемых территорий. Охрана измененных человеком ландшафтов. Охраняемые природные территории. Экологический каркас и экологическое планирование региона. Охрана растительного и животного мира. Сохранение биологического разнообразия. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Система ООПТ России и Алтайского края. Особенности функционирования ООПТ в зарубежных странах Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Охрана природы и окружающей человека среды. Сам. работа 7 16 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Управление природопользованием и состоянием геосистем
4.1. Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем. Управление процессом ресурсопользования и состоянием окружающей среды. Экологическая политика и механизмы ее реализации. Организационная структура управления природопользованием. Управление природопользованием и состоянием окружающей среды на предприятии Лекции 7 3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Общее представление об управлении состоянием геосистем. Опережающее управление состоянием геосистем. Проектирование природно-технических систем. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Прогнозирование изменений окружающей среды как центральное звено ОВОС. Оценка прогнозируемых изменений природной среды. Экологическая экспертиза проектов. Лекции 7 3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Оперативное управление состоянием геосистем. Регулирование состояния природно-технических систем. Геоэкологический мониторинг как средство регулирования состояния геосистем. Особенности оперативного управления геосистемами разного функционального назначения. Управление промышленными геосистемами. Особенности управления транспортными геосистемами. Управление сельскохозяйственными геосистемами. Управление лесохозяйственными геосистемами. Регулирование геосистем природоохранного назначения Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.4. Управление природопользованием и состоянием геосистем Сам. работа 7 18 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2623

ПК-1.01: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
1. Какие изменения в природных системах обычно происходят в результате антропогенного воздействия на первичные компоненты?
• A. Частичные и обратимые изменения. (Верный ответ)
• B. Трудно обратимые изменения.
• C. Полностью необратимые изменения.
• D. Полное восстановление природных систем.
2. Какие компоненты природы являются первичными?
• A. Воды и почвы. (Верный ответ)
• B. Растения и животные.
• C. Горные породы и климат.
• D. Рельеф и ландшафты.
3. Какие изменения происходят в структуре и функционировании природных систем во второй степени антропогенных изменений?
• A. Частичные и обратимые изменения. (Верный ответ)
• B. Трудно обратимые изменения.
• C. Полностью необратимые изменения.
• D. Полное восстановление природных систем.
4. Какое воздействие на природу человека можно отнести к примеру первой степени антропогенных изменений?
• A. Вырубка лесов. (Верный ответ)
• B. Распашка земель.
• C. Рубка деревьев в парке.
• D. Сенокосение.
5. Какие изменения в природных системах происходят при осушении болот?
• A. Полное и быстрое восстановление.
• B. Трудно обратимые изменения. (Верный ответ)
• C. Изменения, но остаются исходные ландшафты.
• D. Не происходит никаких изменений.
6. Какие компоненты природы преимущественно страдают от антропогенных изменений?
• A. Горные породы и климат.
• B. Растения и животные. (Верный ответ)
• C. Воды и почвы.
• D. Рельеф и ландшафты.
7. Что характеризует вторую степень антропогенных изменений в природных системах?
• A. Полное и быстрое восстановление.
• B. Трудно обратимые изменения. (Верный ответ)
• C. Изменения, но остаются исходные ландшафты.
• D. Полностью необратимые изменения.
8. Какие действия можно отнести к антропогенным изменениям первой степени?
• A. Осушение болот.
• B. Вырубка лесов. (Верный ответ)
• C. Подтопление берегов водохранилищ.
• D. Распашка земель.
9. Что характеризует третью степень антропогенных изменений в природных системах?
• A. Полное и быстрое восстановление.
• B. Трудно обратимые изменения.
• C. Изменения, но остаются исходные ландшафты.
• D. Полностью необратимые изменения. (Верный ответ)
10. Какие изменения в природных системах возможны при прекращении антропогенной нагрузки во второй степени?
• A. Полное восстановление. (Верный ответ)
• B. Полностью необратимые изменения.
• C. Никакие изменения не происходят.
• D. Трудно обратимые изменения.
11. Какое из следующих утверждений наиболее точно определяет концепцию природопользования?
• А) Определение природы как неприкасаемой среды.
• Б) Эффективное управление и использование природными ресурсами в интересах общества, сохраняя природу для будущих поколений. (Верный ответ)
• В) Борьба с природными бедствиями.
• Г) Экстенсивная эксплуатация природных ресурсов.
12. Какое из перечисленных утверждений наилучшим образом описывает концепцию рационального природопользования?
• А) Рациональное природопользование — это игра человека с природой, без ограничений и контроля.
• Б) Рациональное природопользование — это эффективное управление и использование природными ресурсами в интересах общества, сохраняя природу для будущих поколений.
• В) Рациональное природопользование — это процесс максимального исчерпания природных ресурсов для быстрого экономического роста.
• Г) Рациональное природопользование — это охрана природы без какого-либо использования ресурсов.
Правильный ответ: Б
13. Какие из перечисленных явлений могут быть примерами экологических кризисов?
• А) Увеличение сбора и переработки металлов.
• Б) Загрязнение водоемов и увеличение количества выбросов CO2 в атмосферу.
• В) Рост экономики и технический прогресс.
• Г) Снижение добычи нефти и газа.
Правильный ответ: Б
14. Какие виды природопользования можно отнести к "нерациональному"?
• А) Практика устойчивого сельского хозяйства.
• Б) Лесозаготовка без контроля и невосстановимая потеря лесных ресурсов.
• В) Использование альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия.
• Г) Эффективное использование водных ресурсов для питьевых нужд.
Правильный ответ: Б
15. Каким образом экологические кризисы могут повлиять на социально-экономическую сферу?
• А) Экологические кризисы не оказывают влияния на социально-экономическую сферу.
• Б) Экологические кризисы могут вызвать снижение биоразнообразия, но не влияют на экономику.
• В) Экологические кризисы могут привести к сокращению ресурсов, ухудшению здоровья человека и экономическим потерям.
• Г) Экологические кризисы способствуют увеличению экономического роста.
Правильный ответ: В
16. Что представляет собой концепция природопользования?
• А) Методология хозяйственной деятельности.
• Б) Процесс изучения природы.
• В) Система природоохранных мероприятий.
• Г) Все вышеперечисленное.
Правильный ответ: А
17. Какой из следующих типов природопользования характеризуется наименьшим воздействием на природу?
• А) Интенсивное природопользование.
• Б) Экстенсивное природопользование.
• В) Экологическое природопользование.
• Г) Стабильное природопользование.
Правильный ответ: В
18. Что включает в себя ресурсный потенциал природных систем?
• А) Только природные ресурсы.
• Б) Только социально-экономические функции.
• В) Природные ресурсы и социально-экономические функции.
• Г) Только климатические характеристики.
Правильный ответ: В
19. Какие из перечисленных элементов можно отнести к первичным компонентам природы?
• А) Растительность и почвы.
• Б) Горные породы и климат.
• В) Растительность и дикие животные.
• Г) Водные ресурсы и рельеф.
Правильный ответ: Б
20. Что означает термин "антропогенные изменения" в контексте природопользования?
• А) Изменения, вызванные природными явлениями.
• Б) Изменения, произошедшие без воздействия человека.
• В) Изменения, вызванные деятельностью человека.
• Г) Изменения, связанные с изменением климата.
Правильный ответ: В
21. Какие из перечисленных воздействий на природные системы обычно считаются антропогенными?
• А) Атмосферные осадки.
• Б) Горные образования.
• В) Загрязнение водных ресурсов химическими веществами.
• Г) Естественные изменения климата.
Правильный ответ: В
22. Какие изменения в природных системах обычно происходят при антропогенных воздействиях, когда нагрузки на вторичные компоненты природы не превышают критические величины?
• А) Полностью необратимые изменения.
• Б) Частичные и обратимые изменения.
• В) Никакие изменения не происходят.
• Г) Полная замена природных систем.
Правильный ответ: Б
23. Какие компоненты природы обычно считаются вторичными в контексте антропогенных изменений?
• А) Водоемы и климат.
• Б) Горные породы и рельеф.
• В) Растительность и дикие животные.
• Г) Рыбы и почвы.
Правильный ответ: В
24. Какие изменения характерны для антропогенных воздействий на природные системы, когда нагрузки на вторичные компоненты природы превышают критические величины, но изменения носят обратимый характер?
• А) Не происходит изменения структуры и функционирования природных систем.
• Б) Изменяются тип функционирования и структура ландшафтов, но они возвращаются в исходное состояние при прекращении нагрузки.
• В) Полностью изменяются характеристики всех компонентов природных систем, и они больше не могут восстановиться.
• Г) Воздействие человека на природу остается незаметным.
Правильный ответ: Б


1. Утверждение: "Природопользование может быть либо рациональным, либо ________, в зависимости от уровня экологической осведомленности общества." Ответ: нерациональным
2. Утверждение: "Один из ключевых принципов охраны окружающей среды - сохранение природы для _____ поколений." Ответ: будущих
3. Утверждение: "Взаимодействие общества и природы изучается как _______ проблема в исследованиях." Ответ: научная
4. Утверждение: "Оценка интенсивности использования ресурсов включает в себя анализ _________ природных систем." Ответ: потенциала
5. Утверждение: "Оценка антропогенных изменений в природных системах позволяет определить степень их ________." Ответ: обратимости
6. _____________- это комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование и сохранение природных ресурсов.
Ответ: Природопользование
7. ______________ природопользование - подход к использованию природных ресурсов, который основан на оптимизации экономической деятельности человека с учетом экологических и социальных аспектов.
Ответ: Рациональное
• 8. Экологическая ___________ - знание и понимание взаимосвязей между человеком и природой, а также осознание экологических проблем и их решений.
Ответ: осведомленность
• 10 __________ - функциональная система, состоящая из живых организмов и их окружающей среды, включая взаимодействия и потоки энергии и вещества.
Ответ: Экосистема
• 11 __________ воздействие - воздействие человека на природные системы, включая деятельность, которая может вызвать изменения в окружающей среде.
• Ответ: Антропогенное
12. _____________ природы - долгосрочное управление природными ресурсами и охрана биоразнообразия для будущих поколений.
Ответ: Сохранение
13. Природные ___________ - материалы и энергия, которые человек использует из окружающей среды для своих потребностей
Ответ: ресурсы.
14. _________ экологии - основные принципы и утверждения, описывающие взаимодействие организмов и окружающей среды.
Ответ: Теоремы
15. __________________ - междисциплинарная область, которая изучает взаимодействие между геологическими процессами и экосистемами.
Ответ: Геоэкология
16. Экологический __________- серьезные проблемы и вызовы, связанные с ухудшением состояния окружающей среды и угрозой для жизни на Земле.
Ответ: кризис


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сравнительный анализ природно-ресурсного потенциала регионов России (по выбо-ру)
2. Роль природных и социально-экономических условий в освоении регионов
3. Минерально-сырьевая база крупного региона и перспективы ее развития (по выбору)
4. Сравнительный анализ ресурсообеспеченности регионов России (2 региона по выбо-ру)
5. Сравнительная характеристика использования земельных (водных, лесных, биологи-ческих) ресурсов (на примере отдельных регионов)
6. Экологическое воздействие промышленности (транспорта, сельского хозяйства) на природную среду (на примере отдельной отрасли)
7. Минеральные ресурсы России (субъекта РФ)
8. Лесные ресурсы России (субъекта РФ)
9. Водные ресурсы России (субъекта РФ)
10. Почвенно-земельные ресурсы России (субъекта РФ)
11. Биологические ресурсы России (субъекта РФ)
12. Особенности сельскохозяйственного природопользования в одном из субъектов РФ (по выбору)
13. Проблема опустынивания
14. Проблема отходов
15. Хозяйственное и экологическое значение лесов
16. Система лесопользования в РФ
17. Региональные различия в лесопользовании в России
18. Система ООПТ России (Алтайского края)
19. Ветровая и водная эрозия почв
20. Овражная эрозия как фактор
21. Загрязнение земель
22. Пути рационального использования почвенно-земельных ресурсов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные понятия природопользования. Природопользование как междисциплинарное научное направление и как сфера практической деятельности. Объект, предмет и задачи природопользования как науки. Объект и субъект природопользования как сферы дея-тельности.
2. Рациональное и нерациональное природопользование. Оптимизация природной среды. Экстенсивное и интенсивное природопользование.
3. Роль географии и экологии в изучении природопользования. Три основных подхода к изучению антропогенных изменений гео- и экосистем.
4. Классификация видов и отраслей природопользования: на основе природных ресурсов, видов хозяйственной деятельности, формы территориальной структуры и по характеру зависимости от природы.
5. Исторические типы природопользования.
6. Экологические кризисы и революции в истории взаимодействия общества и природы по Н.Ф. Реймерсу.
7. Географические типы природопользования.
8. Природные системы как объекты природопользования. Определение геосистемы и эко-системы. Перечислить их сходства и отличия. Уровни размерности природных систем.
9. Свойства природных систем: структура (пространственная и временнáя, горизонтальная и вертикальная), целостность, устойчивость, функционирование, саморегулирование. Прямые и обратные связи в природных системах.
10. Теоремы экологии, как научная основа рационального природопользования. Общеси-стемные обобщения (аксиома эмерджентности; закон оптимальности; закон последова-тельности прохождения фаз развития, закон неравномерности развития систем; принцип Ле Шателье-Брауна). Обобщения, относящиеся к биотическим системам (закон физико-химического единства живого вещества Вернадского; правило одного процента; правило десяти процентов).
11. Законы, принципы и правила взаимодействия общества и природы (закон обратной свя-зи взаимодействия «человек – биосфера»; правило социально-экологического равнове-сия; закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов; закон падения природ-но-ресурсного потенциала; закон снижения энергетической эффективности природо-пользования; принцип естественности («старого автомобиля»); правило «мягкого» управления природой; правило интегрального ресурса).
12. Принципы охраны среды жизни, социальная психология и поведение человека (закон неустранимости отходов и побочных воздействий хозяйства; принцип разумной доста-точности и допустимости риска; принцип неполноты информации; принцип обманчиво-го благополучия; принцип удаленности события; «законы» экологии Б. Коммонера).
13. Социально-экономические функции природных систем. Потенциал природных систем.
14. Понятие о природных ресурсах и природно-ресурсном потенциале. Классификация при-родных ресурсов по происхождению. Классификация природных ресурсов по видам хо-зяйственного использования и по признаку исчерпаемости.
15. Воздействие человека на природные системы: определение. Преднамеренное и непред-намеренное воздействие. Классификация антропогенных воздействий. Технические средства воздействия человека на природные системы.
16. Антропогенные нагрузки и их измерение, оценка и картографирование.
17. Антропогенные воздействия на природные системы по видам природопользования.
18. Антропогенные изменения природных систем. Причинно-следственные цепочки.
19. Степень антропогенных изменений природных систем.
20. Особенности антропогенных изменений природных систем во времени и пространстве.
21. Природно-антропогенные системы
22. ООПТ: законодательная база и виды (на примере России).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Иванов А. Н., Чижова В. П. ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации»,«О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации www.mnr.gov.ru
Э2 Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации rosreestr.ru
Э3 Курс в Moodle «Основы природопользования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. https://www.mnr.gov.ru – Минприроды России (Государственные доклады «О состоя-нии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации»).
5. https://rosreestr.ru – РОСРЕЕСТР (Государственный доклад о состоянии и использовании земель в российской федерации).
6. http://национальныйатлас.рф – Национальный Атлас России

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.