МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление национальной экономикой

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_Менеджмент_HRАиКБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Мищенко Вал.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление национальной экономикой

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать магистрантам целостное представление об управлении национальным хозяйством, его сферами, отраслевыми (видами деятельности) и региональными составляющими, потенциалами всех видов, образующих совокупный экономический потенциал страны, организационной, методической, регулирующей, контролирующей деятельности органов государственной и территориальной власти и хозяйственного управления всех уровней.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления;
ОПК-1.1 Знает положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
ОПК-1.2 Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.


3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление национальной экономикой
1.1. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методологические основы анализа управления национальной экономикой. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Национальная экономика и мировая экономическая система. Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Управление государственным сектором экономики Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики. Сам. работа 1 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Управление государственной региональной экономической политикой. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика. Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Подготовка курсовой работы Сам. работа 1 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
1.16. Управление национальной экономикой Экзамен 1 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные темы практических заданий


1. Макроэкономические показатели, пропорции и потенциал хозяйственных комплексов национальной экономики.
2. Место и роль управления экономикой в системе функций государства
3. Основные сектора национальной экономики. Управление структурной политикой в системе государственной экономической политики
4. Экономический рост и управление экономическим развитием национальной экономики
5. Национальная экономика и мировая экономическая система.
6. Управление денежно-кредитной, бюджетной и налоговой системами государства.
7. Управление государственным сектором экономики
8. Инвестиционная политика и управление инновационным развитием экономики
9. Управление государственной социальной политикой. Экологические факторы функционирования экономики.
10. Управление государственной региональной экономической политикой.
11. Управление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью государства. Открытая национальная экономика.
12. Управление национальной экономикой


Тесты
1. Модель экономического роста Р. Солоу не учитывает:
а) рост населения;
б) технологический прогресс;
в) уровень сбережений;
г) инфляционные ожидания.

2. В соответствии с моделью Р. Солоу непрерывный рост уровня жизни обеспечивается:
а) ростом населения;
б) технологическим процессом;
в) уровнем сбережений;
г) инфляционными ожиданиями.

3. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:
а) увеличение объема рабочего времени;
б) технологические изменения в производстве;
в) увеличение объема применяемого капитала;
г) реализация денежно-кредитной политики, способствующей экономическому росту.

4. Из приведенных ниже показателей больше всего подходит для измерения военного потенциала государства следующий:
а) номинальный объем ВВП;
б) реальный объем ВВП;
в) номинальный ВВП в расчете на душу населения;
г) реальный объем ВВП в расчете на душу населения;
д) среднедушевой доход семьи.

5. Данные о росте реального объема ВВП и реального объема ВВП на душу населения:
а) показывают, что реальный объем ВВП на душу населения всегда растет быстрее, чем суммарный реальный объем ВВП;
б) преуменьшают экономический рост, потому что не принимают во внимание фактор загрязнения окружающей среды;
в) преувеличивают экономический рост, потому что не принимают во внимание улучшение качества жизни;
г) показывают, что реальный объем ВВП всегда растет быстрее, чем номинальный.

6. Производительность труда измеряется отношением:
а) затрат капитала к затратам труда;
б) реального объема продукта к затратам труда;
в) реального объема продукта к численности населения;
г) количество часов рабочего времени к реальному объему ВВП;
д) затрат капитала к реальному объему продукта.

7. Из перечисленных факторов не оказывает влияния на рост производительности труда следующий:
а) технологические изменения;
б) увеличение количества работников;
в) уровень образования и квалификации работников;
г) уровень организации производства.

8. Национальное богатство – это:
а) финансовые обязательства страны;
б) показатели потоков, рассчитываемых за период времени;
в) совокупность экономических активов страны, уменьшенная на стоимость ее финансовых обязательств;
г) нефинансовые экономические активы, включая произведенные и непроизведенные активы;
д) ничего из вышеперечисленного не является верным.

9. В состав национального богатства входят:
а) основные фонды;
б) запасы материальных оборотных средств;
в) ценности;
г) финансовые экономические активы;
д) трудовые ресурсы;
е) ничего из вышеперечисленного не является верным.

10.Накопленное богатство включает в себя: а) недра;
б) леса;
в) демографическое и миграционное поведение;
г) резервы и запасы различного назначения;
д) ничего из вышеперечисленного не является верным.

11.Рециклинговый потенциал представляет собой:
а) трудовой потенциал;
б) человеческий потенциал;
в) финансовый потенциал;
г) инвестиционный потенциал;
д) ничего из вышеперечисленного не является верным.

12.Экономически активное население – это:
а) институциональное население;
б) неинституциональное население плюс экономически неактивное население;
в) все население за минусом неинституционального населения;
г) занятые плюс безработные.

13.Уровень безработицы определяется следующим образом:
а) удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;
б) отношение количества безработных к количеству всего населения;
в) разность между количеством структурных и фрикционных безработных.

14.Естественная норма безработицы – это:
а) краткий период незанятости, необходимый для поиска работы;
б) общее число безработных фрикционного и структурного типов;
в) отклонение нормы безработных от естественного уровня.

15.В годы подъема экономики происходит следующее:
а) повышается уровень безработицы;
б) высокопрофессиональные специалисты лишаются работы;
в) уровень безработицы снижается и, по существу, вписывается в рамки фрикционной безработицы.

16.В категорию безработных включаются:
а) студенты дневных вузов;
б) не работающие и не занятые поиском работы;
в) потерявшие работу и занятые активным ее поиском.

17.Человек, который потерял работу, но надеется вскоре ее найти:
а) относится к разряду занятых;
б) относится к безработным;
в) не учитывается в составе рабочей силы;
г) рассматривается как не полностью занятый;
д) рассматривается как потерявший надежду найти работу.

18.Если человек болен и не может работать, то он:
а) относится к разряду занятых;
б) относится к безработным; в) не учитывается в составе рабочей силы;
г) рассматривается как не полностью занятый;
д) рассматривается как потерявший надежду найти работу.

19.Существование вынужденной безработицы:
а) объясняется предположением Кейнса, что заработная плата не растет в условиях избыточного спроса на рынке труда;
б) объясняется предположением Кейнса, что заработная плата не снижается в условиях избыточного спроса на рынке труда;
в) признается даже экономистами классической школы;
г) ничего из вышеперечисленного не является верным.

20. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных: а) фрикционной формой безработицы;
б) структурной формой безработицы;
в) циклической формой безработицы;
г) ничего из вышеперечисленного не является верным.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы
2. Национальное богатство как составная часть совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны
3. Нефинансовые непроизводственные активы
4. Финансовые активы (пассивы)
5. Понятие и классификация природных ресурсов
6. Система показателей оценки запасов природных ресурсов, их размещения по территории страны
7. Методы оценки запасов природных ресурсов
8. Роль и значение трудового потенциала в национальной экономике России
9. Состав и структура трудового потенциала
10. Трудовые ресурсы и занятость населения
11.Сущность науки и ее классификация
12. Наука в системе государственных приоритетов
13. Современное состояние научного комплекса
14. Механизм планирования и финансирования расходов на науку
15. Организационные формы управления научным потенциалом
16. Оценка результатов научной деятельности и эффективность науки
17. Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала
18. Финансовые источники инвестиционного потенциала национальной экономики России
19. Основные понятия, сущность и состав потребительского комплекса национальной экономики 20. Роль и значение потребительского комплекса в воспроизводственном процессе страны и особенности функционирования его отраслей
21. Состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей
22. Основы организации управления, функционирования и развития подразделений потребительского комплекса национальной экономики
23. Сущность рекреационного комплекса национальной экономики
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Показатели структуры занятости населения, их взаимосвязь. Определение среднего состава семьи, значение.
2. Объективная необходимость коренной перестройки управления национальной экономикой. Причины реформирования страны. Основные черты централизованного развития экономики. Основные характеристики рыночной экономики.
3. Экономические реформы 1957, 1965 года – причины, значение, особенности.
4. Экономическая реформа 1987 года – причины, значение, особенности.
5. Экономические реформы 1990, 1991 годов – причины, особенности, значение.
6. Процесс приватизации экономики: этапы, особенности, значение.
7. Системная диаграмма основных процессов в российской экономике. Основные элементы и уровни экономики России.
8. Основные проблемы, факторы и тенденции социально-экономического развития России в современный период времени.
9. Понятие государственное регулирование национальной экономики. Объекты и цели государственного регулирования.
10. Классификация методов государственного регулирования.
11. Система органов управления национальной экономикой на современном этапе. Классификация органов управления России по ветвям власти.
12. Классификация органов управления России по территориальному принципу. Виды органов власти в зависимости от уровня управления.
13. Классификация городских территорий, особенности, значение. Зонирование территории города.
14. Промышленная зона города, составные элементы, значение. Структура площади используемой территории.
15. Методика расчета показателей промышленной зоны города.
16. Селитебная зона города, составные элементы, значение. Структура жилой застройки. Взаимосвязь понятий: плотность населения, площадь жилой застройки, численность населения города.
17. Методика расчета показателей селитебной зоны города.
18. Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала хозяйственной системы страны.
19. Составные элементы национального богатства страны. Классификация, особенности, значение.
20. Нефинансовые произведенные активы и их структура.
21. Нефинансовые непроизведенные активы и их структура
22. Финансовые активы: понятие, состав, методы оценки.
23. Природно-ресурсный потенциал национальной экономики, структура, классификация, значение для хозяйственной деятельности.
24. Природные ресурсы Российской Федерации и их классификация.
25. Методы оценки запасов природных ресурсов в России.
26. Трудовой потенциал национальной экономики, составные элементы, значение. Количественные и качественные показатели трудовых ресурсов страны.
27. Основные классификации структуры населения и трудовых ресурсов.
28. Потребительский комплекс, его состав, значение и структура.
29. Факторы, определяющие развитие потребительского комплекса в России.
30. Инвестиционный потенциал национальной экономики. Понятие инвестиционная привлекательность региона. Классификация основных видов инвестиций.
31. Основы инвестиционной политики в России. Значение инвестиций для экономического развития страны.
32. Понятие «бюджет», уровни бюджетного регулирования. Значение показателей: профицит, секвестр, дефицит бюджета. Функции государственного бюджета.
33. Понятие «внешнеэкономический потенциал национальной экономики», его значение, структура.
34. Товарная структура импорта России. Товарная структура экспорта России в современных условиях развития.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мищенко В.В., Мищенко И.К. Государственное регулирование экономики: Учеб.поcобие Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. П.В. Савченко Национальная экономика : учебник М.: Инфра-М, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Управление национальной экономикой» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки правовых актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса. Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным, что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи и вопросы, которые студент собирается дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое (по усмотрению студента).