МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 86
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 56 56 56 56
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 86 86 86 86

Программу составил(и):
преподаватель высшей категории, Преподаватель СПО, Булгакова Ирина Викторовна

Рецензент(ы):
Препод., Кураев Максим Иванович

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ориентировано на формирование знаний, умений и навыков работы в области информационных технологий, необходимых для будущей трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений СПО.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ПК 1.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд.
ПК 3.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- назначение, состав, основные характеристики компьютера;
- основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
- назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
- технологию поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
- принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
- обрабатывать текстовую и табличную информацию;
- использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
- создавать презентации;
- применять антивирусные средства защиты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
- применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
- пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
- применять методы и средства защиты информации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы и средства информационных технологий.
1.1. Введение. Основные понятия и определения информационных технологий в профессиональной деятельности. Этапы развития информационного общества. Классификация информационных систем. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные устройства компьютера Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Автоматизированное рабочее место специалиста. Программное обеспечение информационных технологий. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Программное обеспечение компьютера. Принципы работы Проводника. Файловая система. Работа с файловой структурой. Работа с архивами. Практические 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Электронные коммуникации.
2.1. Основы защиты информации. Компьютерные вирусы. Антивирусная защита. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Интернет и его возможности. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Информационные ресурсы общества. Использование информационно-поисковых систем. Поиск информации по профилю специальности. Практические 6 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Работа с электронной почтой, изучение интерфейса программ. Деловая переписка.Возможности сетевого программного обеспечения. Проектирование рабочего места с ПК и его профилактика средствами сервисных программ Практические 6 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Технология обработки информации.
3.1. Технология обработки текстовой информации. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Первое знакомство с Microsoft Word. Форматирование текста. Настройка страницы.Редактирование и форматирование текстового документа. Создание деловых документов. Практические 6 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Вставка списков. Работа с колонками Оформление текстовых документов, содержащих таблицы Графические возможности использования MS Word для создания документов Графические возможности использования MS Word для создания резюме Практические 6 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Комплексное использование возможностей MS Word Практические 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Технология обработки числовой информации. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Форматирование таблиц в MS Excel Расчеты в MS Excel Практические 6 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Построение диаграмм и графиков Обработка данных средствами электронных таблиц. Работа с листами Практические 6 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Обмен данными между приложениями MS Word и MS Excel Практические 6 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Технология обработки графической информации. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Создание изображений в графическом редакторе Практические 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Технология обработки мультимедийной информации. Требования к оформлению презентации. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.12. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Подготовка документов для публичной защиты по профилю специальности Практические 6 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.13. Основы работа с пакетом программ по профилю специальности. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.14. Оформление информации по финансово-экономическому сопровождению деятельности закупок для государственных, муниципальных нужд и корпоративных нужд. Расчет (обоснование) начальной (максимальной) цены контракта Комплексное использование возможностей MS Word.Использование возможностей MS Excel при финансово-экономическом сопровождении деятельности закупок для государственных, муниципальных нужд и корпоративных нужд. Практические 6 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.15. Комплексное использование возможностей MS Word.Использование возможностей MS Excel при финансово-экономическом сопровождении деятельности закупок для государственных, муниципальных нужд и корпоративных нужд. Практические 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.16. Работа с файловой системой Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.17. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.18. Технология обработки мультимедийной информации. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.19. Поиск информации в справочно-правовых системах. Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Использование информационных ресурсов для поиска и хранения информации.
2. ПО для обработки текстовой информации. Основное назначение.
3. ПО для обработки табличной информации. Основное назначение.
4. Использование деловой графики в профессиональной деятельности.
5. ПО для обработки мультимедиа-информации. Основное назначение.
6. Требования, предъявляемые к деловым презентациям.
7. Антивирусные средства защиты информации.
8. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации.
9. Автоматизированные системы делопроизводства.
10. Возможности MS Word при финансово-экономическом сопровождении деятельности по осуществлению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
11. Возможности MS Excel при финансово-экономическом сопровождении деятельности по осуществлению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
12. Применять методы и средства защиты экономической информации;
13. Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
14. Назначение, состав, основные характеристики компьютера;
15. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
16. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
17. Технологию поиска информации в Интернет;
18. Основные принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
19. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
20. Основные понятия автоматизированной обработки информации;
21. Назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем;
22. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

16. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
17. Технологию поиска информации в Интернет;
18. Основные принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
19. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
20. Основные понятия автоматизированной обработки информации;
21. Назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем;
22. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Участники бюджетного процесса.
2. Бюджетные полномочия Банка России.
3. Экономическая и контрольная работа финансовых органов по доходам и расходам бюджета.
4. Политика государственных (муниципальных) заимствований, нормативы закуп
5. Проведение открытого конкурса на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд
6. Механизм государственных закупок
7. Управление финансовым механизмом, оформление и размещение в ЕИС документации при проведении открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием
8. Управление финансовым механизмом, оформление и размещение в ЕИС документации при проведении электронного аукциона
9. Нормативно-правовое обеспечение финансового механизма государственных (муниципальных) закупок
10. Финансовое планирование в организациях
11. Характеристика финансовых отношений коммерческих организаций.
12. Принципы организации финансов коммерческих организаций.
13. Формирование, распределение и использование прибыли коммерческой организации.
14. Методы планирования прибыли.
15. Современные способы защиты информации.
16. Автоматизированное рабочее место специалиста.
17. Применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
18. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.
19. Использование информационно-поисковых систем
20. Деловая переписка в профессиональной деятельности.
21. Графические возможности использования MS Word для создания деловых документов.
22. Наглядное представление деловой информации.
23. Использование деловой графики и мультимедиа – информации при создании презентаций.
24. Справочно-правовые системы в деятельности специалиста.
25. Системы автоматизации делопроизводства.

7. Информационная система АИС «Госземнадзор».
8. Информационная система «Мониторинг рынка недвижимости».
9. Онлайн-сервис Texplan.ru.
10. Автоматизированная информационная система «Техническая инвентаризация».
11. Обзор и описание функций программы «Компас».
12. Программный комплекс для кадастровых инженеров АРГО.
13. Комплект программ «АРМ кадастрового инженера»/ «АРМ кадастрового инженера Про».
14. Обзор и описание функций CREDO DOS.
15. Сервис АИС «Мониторинг рынка недвижимости».
16. Автоматизированная информационная система государственного кадастра объектов недвижимости.
17. Сайт и онлайн-сервисы Росреестра.
18. Программный комплекс по оценке недвижимости «Экспресс-оценка».
19. Информационная система «Оценщик PRO».
20. Информационная система «Находка - Система управления имуществом».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Майорова Е.В. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мамонова Т.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Трофимов В.В. - отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информационные технологии в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS windows Pro (копия лицензии);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, https://get.adobe.com/ru/reader/;
Mozilla FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
DjVu reader, http://djvureader.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 204 (филиал в г. Бийске) кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра; стенд.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком
образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Основными формами технологии изучения дисциплины «Математика» являются лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, консультации. К каждому занятию требуется серьезная подготовка.
Подготовка к лекциям: В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке. Хорошее внешнее оформление конспекта лекции не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые происходят из-за небрежных, беспорядочных записей.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию необходимо начинать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего теоретического материала и решения практической части. Теоретический материал включает основные формулы, определения, теоремы, с которыми познакомились на аудиторном занятии и, которые должны быть записаны, желательно, в отдельную тетрадь для теории; изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой:
1. Важно читать вдумчиво, неторопливо с «мысленной проработкой» материала. Прочитайте текст не менее двух раз.
2. Научиться выделять главное в тексте, основные аргументы, выводы, улавливать проблематичный характер утверждений, особое внимание следует обращать на определение основных понятий. Попробуйте воспроизвести текст, закрыв книгу.
3. Просмотрите текст еще раз, делая вывод формул, доказательства теорем самостоятельно. Следует переходить к следующему вопросу только после правильного понимания предыдущего, производя на бумаге все вычисления (в том числе и те, которые ради краткости опущены в учебнике).
4. При работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать и оценивать полученную информацию; фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно основную идею; составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний.
Рекомендации по обеспечению самостоятельной работы:
1. Учитесь преодолевать самый высокий уровень непонимания материала («непонятно, что непонятно»).
2. При разборе примеров в аудитории или при выполнении домашних заданий целесообразно каждый шаг обосновывать теми или иными теоретическими положениями.
3. При изучении теоретического материала не задерживайте внимания на трудных и непонятных местах, смело их пропускайте и двигайтесь дальше, а затем возвращайтесь к тому, что было пропущено (часто последующее проясняет предыдущее).
4. С первых студенческих дней конструируйте собственный стиль понимания сути изучаемого материала. Математические дисциплины в этой ситуации являются наиболее успешным полигоном.
Консультации:
1.Если в процессе работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается (неясность терминов, формулировок теорем, отдельных задач и др.), то он может обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации.
2. В своих запросах студент должен точно указать, в чем он испытывает затруднение. Если он не разобрался в теоретических объяснениях, или в доказательстве теоремы, или в выводе формулы по учебнику, то нужно указать, какой это учебник, год его издания и страницу, где рассмотрен затрудняющий его вопрос, и что именно его затрудняет. Если студент испытывает затруднение при решении задачи, то следует указать характер этого затруднения, привести предполагаемый план решения.
3. За консультацией следует обращаться и при сомнении в правильности ответов на вопросы для самопроверки.