Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Перевод и переводоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_Лингвистика_ПиП-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Цель: изучение специфики реализации «гибких навыков» в профессиональной деятельности современного педагога. Задачи: 1. Знакомство с различными теоретическими подходами к анализу термина «гибкие навыки». 2. Изучение содержания необходимых гибких навыков в работе современного педагога. 3. Выделение особенностей применения гибких навыков в педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.01 |
ПКд-1.01 | Владеет ведущими навыками современного педагога: эффективной коммуникации, критического мышления, кооперации и координации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретические подходы к определению содержания понятия гибкие навыки; структуру гибких навыков; понятие коммуникации, кооперации, креативности, критического мышления |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выделять особенности применения гибких навыков в профессиональной деятельности современного педагога |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет ведущими навыками современного педагога: эффективной коммуникации, критического мышления, кооперации и координации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические подходы к трактовке термина «Гибкие навыки». | ||||||
1.1. | Теоретические подходы к определению термина "гибкие навыки" | Лекции | 5 | 2 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л2.1, Л1.5, Л2.4 |
1.2. | Классификации гибких навыков в педагогической науке | Лекции | 5 | 2 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л2.3, Л1.5, Л2.4 |
1.3. | Понятие и общая характеристика гибких навыков в педагогической деятельности | Практические | 5 | 2 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4 |
1.4. | Понятие и общая характеристика гибких навыков в педагогической деятельности | Сам. работа | 5 | 30 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4 |
Раздел 2. Характеристика необходимых гибких навыков в профессиональной деятельности педагога | ||||||
2.1. | Коммуникативные навыки | Лекции | 5 | 4 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.2. | Коммуникативные навыки | Практические | 5 | 8 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.3. | Навыки кооперативного взаимодействия | Лекции | 5 | 2 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
2.4. | Навыки кооперативного взаимодействия | Практические | 5 | 4 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.3 |
2.5. | Навыки критического мышления | Лекции | 5 | 2 | ПКд-1.01 | Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л1.2 |
2.6. | Креативность как гибкий навык | Лекции | 5 | 2 | ПКд-1.01 | Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л1.7, Л1.2 |
2.7. | Навыки критического мышления | Практические | 5 | 4 | ПКд-1.01 | Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л1.7, Л1.2 |
2.8. | Креативность как гибкий навык | Практические | 5 | 4 | ПКд-1.01 | Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л1.2 |
2.9. | Характеристика необходимых гибких навыков в профессиональной деятельности педагога | Сам. работа | 5 | 42 | ПКд-1.01 | Л1.6, Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.7, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Курс: Soft skills современного педагога (asu.ru) ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПКд-1.01 Владеет ведущими навыками современного педагога: эффективной коммуникации, критического мышления, кооперации и координации ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 Коммуникация - …………….. …………………. между людьми? а) обмен информацией б) обмен действиями в) обмен представлениями Ответ: а) Вопрос 2 Интеракция - ………………….. между индивидами? а) обмен информацией б) взаимодействие в) сопереживание Ответ: б) Вопрос 3 Социальная перцепция - ………………… социальных объектов (людей, групп, общностей)? а) восприятие б) взаимодействие Ответ: а) Вопрос 4 Межличностные отношения относительно системы общественных отношений находятся а) В основании б) Внутри Ответ: б) Вопрос 5 Малая группа – это группа в которой общественные отношения выступают в форме …………………………. личных контактов? а) опосредованных б) прямых в) непосредственных Ответ: в) Вопрос 6 Стадия конфликта, на которой практически невозможно разрешение конфликта мирным путем: а) предконфликтная ситуация б) инцидент в) эскалация конфликта г) завершение конфликта д) послеконфликтный период Ответ: в) Вопрос 7 Какой девиз характеризует соперничество как стратегию поведения в конфликте? а) победа любой ценой б) давайте жить дружно в) миру мир Ответ: а) Вопрос 8 Стратегия конфликтного поведения, которая исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких называется …………………………? а) компромисс б) соперничество в) приспособление г) избегание д) сотрудничество Ответ: б) Вопрос 9 Стратегия конфликтного поведения, когда одна сторона жертвует личными интересами в пользу интересов соперника - ………………….. а) компромисс б) соперничество в) приспособление г) избегание д) сотрудничество Ответ: в) Вопрос 10 Стратегия конфликтного поведения, характеризующаяся высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника, а также поиском обоюдно приемлемого решения называется ………………………... а) компромисс б) соперничество в) приспособление г) избегание д) сотрудничество Ответ: д) Вопрос 11 Медиатор выступает в роли: а) судьи б) защитника в) посредника г) обвинителя Ответ: в) Вопрос 12 Как называется структурный компонент конфликта, означающий предмет спора? а) зона разногласий б) конфликтующие стороны в) мотивы участников г) действия участников д) представления участников Ответ: а) Вопрос 13 Как называется структурный компонент конфликта, означающий непосредственных участников конфликта? а) зона разногласий б) конфликтующие стороны в) мотивы участников г) действия участников д) представления участников Ответ: б) Вопрос 14 Какой навык наряду с коммуникацией, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К? а) компетентность б) критическое мышление в) культурность Ответ: б) Вопрос 15 ……………………….. — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. а) критичность б) решительность в) креативность Ответ: в) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 ………………………………… отношения – это отношения между социальными группами или индивидами как представителями социальных групп. Ответ: общественные Вопрос 2 ……………………………. – обмен действиями между людьми в процессе совместной деятельности. Ответ: коммуникация Вопрос 3 ………………………………… - координация, комбинирование, суммирование, упорядочивание единичных сил участников взаимодействия. Ответ: кооперация Вопрос 4 Атрибуция – это процесс ……………………… причин, образцов поведения, а также более общих характеристик воспринимаемой личности. Ответ: приписывания Вопрос 5 ………………. – сочувствие, сопереживание партнеру по общению. Ответ: эмпатия Вопрос 6 Речь – основа ……………………… средств коммуникации? Ответ: вербальных Вопрос 7 …………………………. средства коммуникации включают в себя мимику, пантомимику, интонации, дистанцию, контакт глаз. Ответ: невербальные Вопрос 8 Креативность — способность представить и разработать принципиально ………… подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Ответ: новые Вопрос 9 Все профессиональные навыки можно разделить на «жесткие навыки» (hard skills) и «……….. навыки» (soft skills). Ответ: гибкие Вопрос 10 «…………… навыки» включают компетенции, определяемые спецификой профессиональных задач. Ответ: жесткие Вопрос 11 «……………… навыки» включают надпрофессиональные навыки и личностные качества. Ответ: гибкие Вопрос 12 …………………. мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода суждений, которые привели к тем или иным выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Ответ: критическое Вопрос 13 Какой навык наряду с критическим мышлением, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К? Ответ: коммуникация Вопрос 14 Для эффективной коммуникации необходимо использование как вербальных, так и ………………………….. средств? Ответ: невербальных Вопрос 15 …………………- небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе; имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли. Ответ: команда Вопрос 16 Конфликты в команде разрешаются с помощью …………………. Ответ: переговоров Вопрос 17 Конфликт – …………………. во мнениях, установках, ценностях, взглядах людей и социальных групп? Ответ: противоречие Вопрос 18 Непосредственные участники конфликта - конфликтующие ……………..? Ответ: стороны Вопрос 19 Стремлением уйти от конфликта характеризуется стратегия …………………...? Ответ: избегание Вопрос 20 Случай, который инициирует открытое противоборство сторон - …………….. Ответ: инцидент КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Савенков А.И. | Педагогическая психология: учебник для акадамического бакалавриата | МГПУ, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Спиридонов, В. Ф. | Психология мышления. Решение задач и проблем : учеб. пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/8A297656-91C5-4937-AE53-E88E91554EB2 |
Л1.4 | А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова | Социальная психология: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.5 | Кашапов М. М., Огородова Т. В. | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.6 | Зеленков М.Ю. | Конфликтология: учебник | М.: Дашков и К°, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.7 | А.П.Супрун, Н.Г.Янова, К.А.Носов | Метапсихология: релятивистская психология, квантоваяпсихология и психология креативности: монография | URSS, 2019 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сарычев С.В., Чернышова О.В | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ .: Учебное пособие для СПО | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Кашапов М. М. | ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Почебут, Л.Г. | Организационная социальная психология: Учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2017 | https://www.biblio-online.ru/book/D19CA616-5573-44F5-831C-A9E215798CE4 |
Л2.4 | Огородова Т.В., Пошехонова Ю.В. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | ЭБС Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Электронный курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |