МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность и управление проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2021_9кл
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель высшей категории, Преподаватель СПО, Булгакова И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность и управление проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессиоанльного образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание программы учебной дисциплины «Проектная деятельность и управление проектами» направлено на достижение следующих целей:
-ознакомление студентов с историей развития методов управления проектами;
-изучение научных, теоретических и методических основ системы управления проектами;
-изучение методических подходов к принятию решений по выработке концепции проекта, его структуризации и оценке;
-изучение роли и функций проектного менеджера на различных этапах жизненного цикла проекта;
-знакомство с организационными формами управления проектами и методами их разработки и оптимизации;
-изучение инструментария планирования и контроля хода выполнения проекта;
-приобретение и развитие навыков исследовательской и творческой работы, экономического моделирования проектов с применением программных средств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные принципы и методы организации, планирования и управления проектами;
-терминологию и основные нормы и стандарты, регулирующие деятельность организаций в области планирования и управления проектами;
-принципы разработки концепции и целей проекта;
-процедуру структуризации проекта;
-порядок разработки сметы проекта;
-процедуру подготовки и заключения контрактов, организации оптимальной процедуры закупок и поставок;
-принципы управления рисками проекта.
-методики управления временем и стоимостью проекта;
-методы контроля за ходом реализации проекта.

методы контроля за ходом реализации проекта;
особенности управления проектами в профессиональной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.-осуществить системное планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла;
-рассчитать график проекта с помощью инструментов календарного и сетевого планирования;
-управлять взаимодействиями в проекте;
-обеспечить эффективный контроль и регулирование, а также управление изменениями;
-использовать программные продукты для целей управления проектами;
-применять полученные в процессе обучения знания в практической деятельности по планированию и организации проектов в организациях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами планирования проектов;
-методами бюджетирования проектов;
-методами анализа проектов;
-методами контроля за ходом реализации проектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИСТОРИЯ И КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ.
1.1. Введение в дисциплину. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Краткая история управления проектами. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ.
2.1. Понятие проекта.Понятие управление проектом. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Классификация проектов. Понятие жизненного цикла. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Практическая работа №1. Создание учебного проекта. Практические 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЕКТА.
3.1. Инициация проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Предварительная проработка целей и задач. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Практическая работа №2. Создание нового проект на основе одного из имеющихся в программе шаблонов. Практические 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
4.1. Календарный план проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Практическая работа №3.Составление расписаний выполнения работ в проекте. Практические 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ.
5.1. Понятие и виды бюджета проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Практическая работа №4. Создание контрольного проекта. Практические 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.
6.1. Участники и команда проекта. Схема реализации проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Практическая работа №5. Настройка ресурсов проекта в программе Практические 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.
7.1. Управление качеством проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.2. Практическая работа №6. Анализ и оптимизация плана проекта. Формы и отчеты проектов. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ.
8.1. Основные типы факторов риска. Общая классификация рисков. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
8.2. Процесс управления рисками. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
8.3. Практическая работа №7. Формирование бизнес-цели индивидуального проекта. Разработка устава проекта. Практические 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
8.4. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ.
9.1. Управление изменениями проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
9.2. Практическая работа №8. Подготовка проектных документов: плана и паспорта. Практические 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
9.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
10.1. Реализации проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
10.2. Виды контроля.Меры по устранению типичных проблем проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
10.3. Практическая работа №9. Реализация индивидуального проекта в программной среде. Практические 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
10.4. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА.
11.1. Завершение проекта. Лекции 4 2 ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.1
11.2. Практическая работа №10. Оформление презентации проекта Microsoft Office PowerPoint. Защита проектов. Практические 4 6 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
11.3. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Лекция 1. ИСТОРИЯ И КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1. Назовите основные этапы развития проектной деятельности за рубежом.
2. Назовите основные этапы развития проектной деятельности в России.
3. В каких отраслях экономики управление проектами применяется наиболее широко?
4. В каком направлении расширялась область применения проектной деятельности?
Лекция 2. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
1. Дайте определение проекта.
2. Дайте определение управления проектами.
3. Каковы основные признаки проектный деятельности?
4. В чем состоит отличие проектов и бизнес-процессов?
5. В чем состоит различие требований к функциональным и проектным менеджерам?
6. Приведите пример проекта и дайте его полную классификацию.
7. Зачем нужна классификация проектов?
8. Что такое среда проекта?
9. Что включает в себя непосредственное окружение проекта?
Лекция 3. УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЕКТА
1. Назовите этапы жизненного цикла проекта.
2. Каковы основные причины появления проектов?
3. Как построить презентацию проекта?
4. Что включает в себя описание проекта7
5. Почему описание проекта должно включать в себя мотивы (причины) инициации проекта?
6. Что в описании проекта помогает очертить его границы?
7. Какие особые условия могут диктоваться обстоятельствами? Приведите пример.
Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
1. Какие инструменты управления временем вы знаете?
2. Что такое план проекта? Что он должен включать?
3. Что такое декомпозиция задач?
4. Что такое трудоемкость, каковы единицы ее измерения?
5. Чем трудоемкость отличается от времени выполнения задачи?
6. Что такое контрольные точки?
7. Что такое резерв времени, от чего он зависит?
Лекция 5. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ
1. Что такое управление стоимостью проекта?
2. Какие инструменты управления стоимостью вы знаете?
3. Какие стадии проходит формирование бюджета?
4. В чем отличие бюджета от сметы?
5. Какие виды расходов существуют в проекте?
6. Что такое расходы на персонал?
7. Что такое расходы на выполнение работ по проекту?
8. Что такое организационные расходы?
9. Можно ли в целях экономии средств обойтись без организационных расходов?
10. Что такое фиксированные и переменные расходы?
11. Для чего в бюджете проекта необходимо разделять фиксированные и переменные расходы?
12. Для чего нужна таблица анализа ресурсов?
13. Что такое график использования денежных средств?
14. Для чего нужен график использования денежных средств?
15. Что такое резерв бюджета?
16. От чего зависит величина резерва бюджета?
Лекция 6. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1. Кто такие участники проекта?
2. Могут ли роли участников совпадать?
3. Кто является главным участником проекта? Почему?
4. Как формируется структура команды проекта?
5. По каким принципам подбирается команда проекта?
6. Каковы преимущества и недостатки совместительства для членов команды?
7. Каковы характеристик эффективной проектной группы?
8. Каковы важнейшие составляющие благоприятного социально-психологического климата?
9. Каковы стадии жизненного цикла команды?
Лекция 7. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
1. Что такое качество?
2. Являются ли понятия «качественный» и «первосортный» тождественными? Почему?
3. Какие процессы включает в себя управление качеством?
4. Должно ли качество планироваться?
5. Какие аспекты управления качеством вы знаете?
Лекция 8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
1. Что такое риски?
2. Что включает в себя управление рисками?
3. Каковы этапы управления рисками?
4. Какие методы снижения рисков вы знаете?
5. Какие основные типы факторов риска вам известны?
6. Какие существуют подходы к классификации рисков?
Лекция 9. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
1. Что такое управление изменениями?
2. Какие стадии включает в себя процесс контроля реализации изменений?
3. Что такое срок согласования изменения?
4. Кто принимает окончательное решение о внесении изменения в проект?
5. Должен ли заказчик визировать форму регистрации изменений? Зачем это нужно?
Лекция 10. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Какие задачи стоят пред менеджером при реализации проекта?
2. Что включает в себя анализ текущего положения дел?
3. Как нужно собирать информацию для оценки хода работ?
4. Какие виды контроля вы знаете?
5. Что включают в себя текущие отчеты для заказчика?
6. Как часто нужно отчитываться перед заказчиком о ходе работ?
7. Какие способы ликвидации отставания по срокам вы знаете?
8. Какие существуют правила использования резерва времени?
9. Какие типичные проблемы могут возникать в проекте?
10. Нужно ли информировать заказчика о возникающих проблемах?
Лекция 11. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Что такое завершение проекта?
2. Что включает в себя завершение договорных обязательств?
3. Как происходит освобождение персонала из проекта?
4. Что включает в себя анализ проекта?
5. Нужно ли анализировать незавершенные и неосуществленные проекты?
6. Что такое руины проекта?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуб А.Т. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Проектная деятельность и управление проектами" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS windows Pro (копия лицензии);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, https://get.adobe.com/ru/reader/;
Mozilla FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
DjVu reader, http://djvureader.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория управления проектной деятельностью – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком
образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Основными формами технологии изучения дисциплины «Математика» являются лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, консультации. К каждому занятию требуется серьезная подготовка.
Подготовка к лекциям: В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке. Хорошее внешнее оформление конспекта лекции не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые
происходят из-за небрежных, беспорядочных записей.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию необходимо начинать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего теоретического материала и решения практической части. Теоретический материал включает основные формулы, определения, теоремы, с которыми познакомились на аудиторном занятии и, которые должны быть записаны, желательно, в отдельную тетрадь для теории; изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой:
1. Важно читать вдумчиво, неторопливо с «мысленной проработкой» материала. Прочитайте текст не менее двух раз.
2. Научиться выделять главное в тексте, основные аргументы, выводы, улавливать проблематичный характер утверждений, особое внимание следует обращать на определение основных понятий. Попробуйте воспроизвести текст, закрыв книгу.
3. Просмотрите текст еще раз, делая вывод формул, доказательства теорем самостоятельно. Следует переходить к следующему вопросу только после правильного понимания предыдущего, производя на бумаге все вычисления (в том числе и те, которые ради краткости опущены в учебнике).
4. При работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать и оценивать полученную информацию; фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно основную идею; составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний.
Рекомендации по обеспечению самостоятельной работы:
1. Учитесь преодолевать самый высокий уровень непонимания материала («непонятно, что непонятно»).
2. При разборе примеров в аудитории или при выполнении домашних заданий целесообразно каждый шаг обосновывать теми или иными теоретическими положениями.
3. При изучении теоретического материала не задерживайте внимания на трудных и непонятных местах, смело их пропускайте и двигайтесь дальше, а затем возвращайтесь к тому, что было пропущено (часто последующее проясняет предыдущее).
4. С первых студенческих дней конструируйте собственный стиль понимания сути изучаемого материала. Математические дисциплины в этой ситуации являются наиболее успешным полигоном.
Консультации:
1.Если в процессе работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается (неясность терминов, формулировок теорем, отдельных задач и др.), то он может обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации.
2. В своих запросах студент должен точно указать, в чем он испытывает затруднение. Если он не разобрался в теоретических объяснениях, или в доказательстве теоремы, или в выводе формулы по учебнику, то нужно указать, какой это учебник, год его издания и страницу, где рассмотрен затрудняющий его вопрос, и что именно его затрудняет. Если студент испытывает затруднение при решении задачи, то следует указать характер этого затруднения, привести предполагаемый план решения.
3. За консультацией следует обращаться и при сомнении в правильности ответов на вопросы для самопроверки.