МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная российская политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПроектный менеджмент и аналитика в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиАПБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современная российская политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Современная российская политика» является выявление закономерностей и тенденций развития политической жизни в России на современном этапе; изучение эволюции государственно-политических институтов и отношений, а также подготовка студентов к оптимальному использованию накопленных знаний при анализе политической ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран
ОПК-4.2 Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2: Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2: Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения современной российской политики
1.1. Особенности российской политики. Научные парадигмы для объяснения и понимания современной политики. Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности российской политики. Научные парадигмы для объяснения и понимания современной политики. Сам. работа 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Методы исследования современной российской политики Лекции 8 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л2.1
1.4. Методы исследования современной российской политики Сам. работа 8 4 ОПК-4.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Политическая система и политический процесс в современной России
2.1. Становление и тенденции эволюции политической системы современной России, ее основные компоненты Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Становление и тенденции эволюции политической системы современной России, ее основные компоненты Сам. работа 8 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Сущность, структура, механизмы, функции, типология политического процесса в современной России, его особенности Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
2.4. Сущность, структура, механизмы, функции, типология политического процесса в современной России, его особенности Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Политический режим в современной России
3.1. Эволюция политического режима в России в постсоветский период. Политический режим в России в 1991-1999 гг. Динамика режимных характеристик российского государства в 2000-е гг. в период президентства В.В.Путина и Д.А.Медведева. Современные характеристики политического режима в России. Характеристика российской демократии и процесс ее трансформации. Современные дискуссии о специфике и перспективах демократии в России Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
3.2. Эволюция политического режима в России в постсоветский период. Политический режим в России в 1991-1999 гг. Динамика режимных характеристик российского государства в 2000-е гг. в период президентства В.В.Путина и Д.А.Медведева. Современные характеристики политического режима в России. Характеристика российской демократии и процесс ее трансформации. Современные дискуссии о специфике и перспективах демократии в России Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Формы правления и территориального устройства Российской Федерации
4.1. Форма правления в современной России. Особенности российского федерализма. Современные тенденции в развитии территориального устройства России Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
4.2. Форма правления в современной России. Особенности российского федерализма. Современные тенденции в развитии территориального устройства России Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Институт президентства и исполнительная власть в современной России
5.1. Основные этапы становления института президентства в России. Институциональные характеристики Президента РФ: статус, полномочия, механизм их реализации. Инструменты президентской власти в России и проблемы их эффективности. Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
5.2. Основные этапы становления института президентства в России. Институциональные характеристики Президента РФ: статус, полномочия, механизм их реализации. Инструменты президентской власти в России и проблемы их эффективности. Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
5.3. Правительство России: структура, состав, компетенция. Правовые и политические аспекты распределения полномочий между Президентом и Правительством РФ и динамика их взаимоотношений Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
5.4. Правительство России: структура, состав, компетенция. Правовые и политические аспекты распределения полномочий между Президентом и Правительством РФ и динамика их взаимоотношений Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Современный российский парламентаризм
6.1. Истоки и генезис российского парламентаризма. Российский Парламент в 1990-1993 –х гг. Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
6.2. Истоки и генезис российского парламентаризма. Российский Парламент в 1990-1993 –х гг. Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
6.3. Институциональные и функциональные аспекты современного российского парламентаризма. Проблемы взаимоотношений палат Парламента. Политически силы в современном российском Парламенте Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
6.4. Институциональные и функциональные аспекты современного российского парламентаризма. Проблемы взаимоотношений палат Парламента. Политически силы в современном российском Парламенте Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Политические партии и партийная система в современной России
7.1. Становление партийной системы в современной России. Тенденции в партийной системе современной России. Классификации российских партий, их основные характеристики Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
7.2. Становление партийной системы в современной России. Тенденции в партийной системе современной России. Классификации российских партий, их основные характеристики Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Политическая элита в современной России
8.1. Роль и трансформация советской элиты в постсоветский период. Номенклатурные принципы формирования и функционирования элиты. Практики и институты рекрутирования политической элиты в постсоветский период. Влияние бизнеса на формирование политической элиты. Роль силовых структур. Роль партийных структур. Контрэлиты и их источники. Структура и характеристики современной российской элиты Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
8.2. Роль и трансформация советской элиты в постсоветский период. Номенклатурные принципы формирования и функционирования элиты. Практики и институты рекрутирования политической элиты в постсоветский период. Влияние бизнеса на формирование политической элиты. Роль силовых структур. Роль партийных структур. Контрэлиты и их источники. Структура и характеристики современной российской элиты Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Избирательная система и электоральный процесс в современной России
9.1. Генезис и дизайн постсоветской избирательной системы. Федеральные выборы в России: избирательные циклы и их результаты. Региональные и муниципальные выборы. Референдумы. Особенности избирательных кампаний в России Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
9.2. Генезис и дизайн постсоветской избирательной системы. Федеральные выборы в России: избирательные циклы и их результаты. Региональные и муниципальные выборы. Референдумы. Особенности избирательных кампаний в России Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Гражданское общество в России
10.1. Условия, предпосылки, факторы становления и эволюции гражданского общества в современной России. Проблемы и перспективы развития институтов гражданского общества в современных условиях Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
10.2. Условия, предпосылки, факторы становления и эволюции гражданского общества в современной России. Проблемы и перспективы развития институтов гражданского общества в современных условиях Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Местное самоуправление в России: современные тенденции
11.1. Развитие института местного самоуправления. Итоги реформы местного самоуправления. Муниципальная реформа 2014 г. и кризис МСУ Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
11.2. Развитие института местного самоуправления. Итоги реформы местного самоуправления. Муниципальная реформа 2014 г. и кризис МСУ Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Ценностные основы российской политики
12.1. Политические ценности, традиции и инновации в современной России. Современная система ценностей российского общества. Образ власти и отношение к власти. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветский период. Политические идеологии в современной России Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
12.2. Политические ценности, традиции и инновации в современной России. Современная система ценностей российского общества. Образ власти и отношение к власти. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветский период. Политические идеологии в современной России Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Основные направления внутренней и внешней политики России
13.1. Социально-политические и экономические процессы в России (социальная стратификация в современной России, лоббизм в политической жизни России; современная экономическая политика России). Иновационная политика, экологическая политика в современной России Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
13.2. Социально-политические и экономические процессы в России (социальная стратификация в современной России, лоббизм в политической жизни России; современная экономическая политика России). Иновационная политика, экологическая политика в современной России Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
13.3. Этнорелигиозные процессы в России (национальная политика в современной России; религиозный фактор в современной российской политической жизни; межэтнические и межконфессиональные конфликты и пути их разрешения) Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
13.4. Этнорелигиозные процессы в России (национальная политика в современной России; религиозный фактор в современной российской политической жизни; межэтнические и межконфессиональные конфликты и пути их разрешения) Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
13.5. Основные направления и задачи внешней политики Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
13.6. Основные направления и задачи внешней политики Сам. работа 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1
13.7. Вопросы к экзамену Экзамен 8 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6188

Оценка сформированности компетенции

ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

Примеры заданий закрытого типа

Что из ниже перечисленного относится к не обязательному признаку государства?
1 территориальная организация населения
2 деление населения на классы
3 суверенитет государственной власти
4 издание законов и правил, обязательных для всего населения
Ответ: 2

Что является признаком любого государства?
1 разделение властей
2 федеративное устройство
3 отделение публичной власти от общества
4 верховенство закона
Ответ: 3

Что такое власть?
1 признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, её инструментов, механизмов деятельности и способов её избрания;
2 совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений и правовых норм;
3 способность человека или определённой группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая таким путём поставленных целей
Ответ: 3

Многообразие и свободная конкуренция в борьбе за власть политических идей, взглядов и программ называется:
1 политический плюрализм
2 политический нигилизм
3 политический режим
4 политический компромисс
Ответ: 1

Отрасль права, которая регулирует основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина в России?
1 гражданское право
2 конституционное право
3 административное право
4 международное право
Ответ: 2

Политическая элита - это:
1 группа людей, которая выделяется особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества
2группа людей, которая не принимает участия в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти
3 группа людей, осуществляющая действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности
Ответ: 1

Что из нижеперечисленного служит проявлением гражданского общества?
1 введение государством ограничений на рост цен на энергоносители
2 обязательность страхования банковских вкладов граждан
3 создание общественных организаций, защищающих права потребителей
Ответ: 3

Какую роль в гражданском обществе играет местное самоуправление?
1 активную
2 вспомогательную
3 второстепенную
4 не играет никакой роли
Ответ: 1

Гражданское общество – это:
1 совокупность граждан данной страны
2 общество, следующее гражданским обязанностям с целью поддержания единого политического строя
3 совокупность отношений и институтов, реализующих свободную жизнедеятельность людей в различных сферах
Ответ: 3

Что из перечисленного является элементом гражданского общества?
1 парламентский комитет
2 общество защиты прав потребителей
3 межрайонный суд
4 вооруженные силы
Ответ: 2

Что входит в структуру гражданского общества?
1 исполнительная власть
2 законодательная власть
3 судебная власть
4 политические партии
Ответ: 4

Проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, в т. ч. от участия в голосовании на выборах:
1 плюрализм
2 абсентеизм
3 волюнтаризм
4 консерватизм
Ответ: 2

Признание обществом правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления:
1 легитимность
2 легальность
3 правомерность
Ответ: 1

Группа единомышленников, способ смены правящих элит через волеизлияние населения, инструмент легитимации и стабилизации власти.:
1 общественная организация
2 партия
3 общественно-политическое движение
Ответ: 2

Способ смены правящих элит через волеизлияние населения, инструмент легитимации и стабилизации власти:
1 назначение
2 выборы
3 передача власти по наследству
Ответ: 2

Примеры заданий открытого типа

1. Какие функции выполняет политическая партия? Ответ: политическая партия выполняет следующие функции - борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; формирование общественного мнения; выражение интересов социальных групп; политическое воспитание; подготовка кадров политиков.
2. ______________________________ - это равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Ответ: абсентеизм.
3. __________________________________-это совокупность отношений и институтов, реализующих свободную жизнедеятельность людей в различных сферах. Ответ: гражданское общество.
4. __________________________________- один из основных видов государственной власти, представленный системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов. Ответ: законодательная власть.
5. ___________________________________-один из основных видов государственной власти, обеспечивающих реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Ответ: исполнительная власть.
6. __________________________________- должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. Ответ: глава государства.
7. ___________________________________- нижняя палата Федерального Собрания РФ. Ответ: Государственная Дума.
8. ___________________________________- вид государства, в котором господствует право и верховенство закона. Ответ: правовое государство.
9. ___________________________________- выборный представитель; лицо, избранное в законодательный, представительный орган государства или местного самоуправления. Ответ: депутат.
10. __________________________________-действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств). Ответ: политическая деятельность.
11. __________________________________-процедура, применяемая для привлечения к ответственности или отстранения от должности представителя высшей государственной власти (процедура выдвижения обвинения против президента). Ответ: импичмент.
12. _________________________________- группа людей, осуществляющая действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности. Ответ: политическая элита.
13. _________________________________- верхняя палата Федерального Собрания РФ. Ответ: Совет Федерации.
14. Охарактеризуйте форму территориального устройства России. Ответ: в России федеративное устройство.
15. Охарактеризуйте форму государственного правления в РФ. Ответ: в России смешанная республика.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы теоретического характера

Понятие политического процесса. Структура политического процесса. проходит
Типология политических процессов.
Этапы становления современного российского государства.
Конституционные основы принципа разделения властей.
Особенности принятия конституции. Конституционная комиссия и конституционное совещание. Референдум 1993 г.: его итоги.
Последствия и смена власти (1992–1994 гг.).
Теория гражданского общества и проблема становления его в России.
Условия возникновения и перспективы функционирования гражданского общества в России.
Выборы в Государственную Думу 1993, 1995 гг.: сравнительный анализ.
Президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг.: общее и особенное.
Выборы в Государственную Думу в 1999-2003 гг.
Федерализм: теория вопроса и практика реализации в России и в мире.

Вопросы практико-ориентированного характера

Экономические, политические и социальные последствия распада СССР для России.
Формирование современного российского федерализма.
Особенности политического процесса в России.
Конституционные основы деятельности Президента РФ.
Конституционные основы деятельности Федерального Собрания РФ.
Конституционные основы деятельности Правительства РФ.
Особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.
Современные тенденции в развитии территориального устройства России. Политика «укрупнения» регионов.
Муниципальная реформа в современной России: основные изменения.
Органы государственной власти субъектов федерации.
Общественно-политические движения: их роль в современном процессе России.
Особенности партийной системы в современной России.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баранов, Николай Алексеевич Современная российская политика: Учебник/ Баранов Н.А., Исаев Б.А.- 2-е изд: М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев, Борис Акимович Политология: Учебное пособие/ Исаев Б.А.- 7-е изд: М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э6 Киреева О.С. Современная российская политика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Современная российская политика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о теоретико-методологических основах изучения современной российской политике, о понятиях и сущности политической системы и политического процесса современной России. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Современная российская политика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с его планом, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем. На практических занятиях уделяется внимание таких важным аспектам, как политический режим в современной России, формы правления и территориального устройства РФ, институт президентства и исполнительная власть в современной России, современный российский парламентаризм, политические партии и партийная система в современной России, политическая элита в современной России, избирательная система и электоральный процесс в современной России. Конечно, нельзя обойтись и без рассмотрения таких важных составляющих современной российской политики, как гражданское общество в России, современные тенденции, которые мы видим в местном самоуправлении в России. Также особый интерес представляют ценностные основы российской политики. В конечном итоге, все отмеченные темы важны для понимания современного политического режима и выделения его особенностей. К тому же, на практических занятиях будут рассмотрены основные направления внутренней и внешней политики России.
Список литературы дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам современной российской политики, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.