МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геополитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Геополитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является освоение базовых основ геополитических знаний и представлений, позволяющих будущему бакалавру определить место страны, региона в общей системе мировой политики и осознанно выработать линию профессионального поведения, направленную на обеспечение интересов государства и граждан, с учетом влияния внешнеполитических и геостратегических факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной поли тической мысли, основные зако номерности и тенденции мирового и российского политического про цесса, этапы и характеристики по литической истории России и за рубежных стран. Свободно ориен тируется в документах, научной и периодической литературе, докла дах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает ма териал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализи рованных программ, осуществляетобработку первичной политиче ской информации
ПК-2.3 Готовит методические ма териалы для различного вида ис следований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и ин терпретацию данных, готовит экс пертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теории и концепции зарубежной и отечественной поли тической мысли, основные зако номерности и тенденции мирового и российского политического про цесса, этапы и характеристики по литической истории России и за рубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
3.2.Уметь:
3.2.1.Собирает и обобщает ма териал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализи рованных программ, осуществляет обработку первичной политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Готовит методические ма териалы для различного вида ис следований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и ин терпретацию данных, готовит экс пертно-аналитические материалы по их итогам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Теоретико-методологические основы геополитики, позволяющие находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Лекции 7 2 ПК-2.1 Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретико-методологические основы геополитики, позволяющие находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Сам. работа 7 4 ПК-2.1 Л2.1, Л2.2
1.3. Истоки геополитики Лекции 7 2 ПК-2.1 Л2.1, Л2.2
1.4. Истоки геополитики Сам. работа 7 4 ПК-2.1 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики
2.1. Классическая геополитика Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
2.2. Классическая геополитика Сам. работа 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
2.3. Русская геополитическая школа Лекции 7 2 ПК-2.1 Л2.1, Л2.2
2.4. Русская геополитическая школа Сам. работа 7 4 ПК-2.1 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Геополитические теории и школы второй половины XX в.
3.1. Современный атлантизм Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
3.2. Современный атлантизм Сам. работа 7 5 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
3.3. Мондиализм Сам. работа 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
3.4. Континенталистская геополитика Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
3.5. Континенталистская геополитика Сам. работа 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Геополитика в современном мире
4.1. Россия в новой системе геополитических отношений Практические 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Россия в новой системе геополитических отношений Сам. работа 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Место США в системе геополитических отношений Практические 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Место США в системе геополитических отношений Сам. работа 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Европейская геополитика современности Практические 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Европейская геополитика современности Сам. работа 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Геостратегическая политика Китая Практические 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Геостратегическая политика Китая Сам. работа 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Геополитика Японии Практические 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Геополитика мусульманских стран Сам. работа 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.11. Геополитика стран Африки и Латинской Америки Практические 7 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.12. Геополитика стран Африки и Латинской Америки Сам. работа 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.13. Индия в мировой геополитической системе Сам. работа 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1872.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2: Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Международная организация по поддержанию мира, созданная после окончания первой мировой войны
a. Совет Безопасности
b. ООН
c. согласительная комиссия
d. Лига Наций
Ответ: d

Кто является автором теории «поссибилизма»?
a.Ф. Ратцель
b.К. Хаусхофер
c.Видаль де ла Блаш
d.С. Хантингтон
Ответ: c

Идеологическим основанием политики нацистской Германии стала геополитическая теория национального социализма
a.Верно
b.Неверно
Ответ: b

К. Хаусхофер является автором идеи континентального блока Берлин - Москва - Токио
a.Верно
b.Неверно
Ответ: a

Пересмотр традиционных геополитических идей в условиях ракетно-ядерного века предпринял французский генерал и исследователь
a. Ж. Ансель
b. П.В. де ла Блаш
c. П. Галлуа
d. И. Лакост
Ответ: d

Русская геополитическая школа, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-х годах ХХ века
a.евразийство
b.глобализм
c.поссибилизм
d.атлантизм
Ответ: a

Прибрежная территория евразийского континента - это «внутренний пограничный полумесяц»
Выберите один ответ:
a.Верно
b.Неверно
Ответ: а

К.Н. Леонтьев является автором книги «Россия и Европа»
a.Верно
b.Неверно
Ответ: b

Н. Гумилев и П.Н. Савицкий первыми сформулировали идею цивилизационного подхода или «культурно-исторических типов»
a.Верно
b.Неверно
Ответ: b

Русская геополитическая школа, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-х годах ХХ века получила название мондиализма
a.Верно
b.Неверно
Ответ: b

Кому принадлежит заслуга в разработке культурно-исторических типов?
a. Н.Я. Данилевскому
b. К.Н. Леонтьеву
c. Ф.М. Достоевскому
d. Вл. Соловьеву
Ответ: a

Кто писал о России как о "преемнице Чингисхана"?
a. славянофилы
b. западники
c. панслависты
d. евразийцы
Ответ: d

"Морская мощь" в геополитике это
a. талассократия
b. дуальность
c. пассионарность
d. теллурократия
Ответ: а

Идеологическим основанием политики нацистской Германии стала геополитическая теория
a.официальной народности
b.расширения жизненного пространства
c.национального социализма
d.естественных прав
Ответ: b

Автор идеи континентального блока Берлин - Москва - Токио
a.Х. Маккиндер
b.К. Хаусхофер
c.Р. Челлен
d.Ф. Ратцель
Ответ: b

Представители этого государства не принимали участие в Ялтинской международной конференции 4-11 февраля 1945 г.
а. Германия
b. СССР
c. США
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Какие геополитические идеи были привнесены Ф. Ратцелем в политическую географию? Ответ: Ратцель делает первую серьезную попытку создания пространственного подхода к объяснению смысла политических событий. Процветание государства, утверждал Ратцель, полностью основывается на свойствах его территории. Для своего существования государство должно обеспечить себя достаточным жизненным пространством.

Как с позиции возможностей контроля над мировым пространством Х. Макиндер обосновывал ключевое положение Евразии? Ответ: По мнению Х. Макиндера, для государства удобным географическим положением является расположение в центре. Следовательно, в центре мира находится Евразийский континент, а в его центре – «сердце мира», «Хартленд», т. е. континентальные массы Евразии, самая удачная территория для того, чтобы контролировать весь мир. «Хартленд» находится в границах так называемого «Мирового Острова».

Какие геополитические идеи были выдвинуты К. Хаусхофером? Ответ: Хаусхофер К. считал геополитику «географическим разумом государства» и полагал, что главной движущей силой государства выступает борьба за освоение и расширение жизненного пространства. Это обеспечивает большую хозяйственную автаркию и независимость от соседей. По его мнению, континентальная держава обладает значительным преимуществом над державой морской.

Каковы характерные черты «морской цивилизации» согласно А. Мэхэну? Ответ: Мэхэн А. отмечает взаимозависимость водной, морской торговли и строительства, т.к. действия военных и торговых флотов какой либо нации вдали от своих берегов обязательно столкнутся с необходимостью иметь пункты, форпосты. На них корабли и люди могут опереться в коммерческих и других операциях, для пополнения продовольствия и как на убежища от различных опасностей. Главные условия, влияющие на морскую силу наций: географическое положение; физическое строение (климат,ландшафт, природные ресурсы и т. д.); размеры территории; численность народонаселения; этнические характеристики; характер национального правительства и его учреждений.

Какие критерии оценки государственной силы были сформулированы Н. Спикменом? Ответ: он выделил 10 критериев оценки государственной силы: поверхность территории, природа границ, объем населения, наличие или отсутствие полезных ископаемых, уровень экономики и технологии, финансовая мощь, политическая стабильность, уровень социальной интеграции, этнический состав и степень его однородности, национальный дух.

Охарактеризуйте предмет военной географии и военной статистики по Д.А. Милютину. Ответ: К предмету военной географии и военной статистики, по мнению Д.А. Милютина, относятся это функциональные факторы государственной жизни – политическая и экономическая система, военная организация, размеры и конфигурация территории.

Какие исторические системы геополитического контроля над пространством выделил В.П. Семёнов-Тян-Шанский? Ответ: Семенов-Тян-Шанский В.П. выделил 3 историчеких системы геополитического контроля: кольцеобразная – когда державные владения образовывали «кольцо», контролировавшее внутренние морские пространства; точечная – европейцы применяли ее с начала эпохи Великих географических открытий. Первенство в этом принадлежало уже в XIX в. англичанам с их колониальными захватами: форпосты (порты, военные базы) построены в стратегически значимых планетарных точках; континентальная – является таковой, когда господствующая держава «держит» континентальную территорию «от моря до моря».

Охарактеризуйте геополитические идеи евразийцев. Ответ: Евразийцев объединяла идея о России как особом культурном и этногеографическим мире, возникшем и развивающемся под непосредственным влиянием евразийского материка. Они ввели в научный обиход новый геополитический термин – «месторазвитие»: это неповторимая географическая среда. По их мнению, русская культура своеобразна: в ней
переплетаются и живут европейские и азиатские элементы.

Охарактеризуйте мировые геополитические эпохи? Ответ: Каждая геополитическая эпоха имеет свои баланс сил, зоны влияния, границы. Принципы современной мировой политики были заложены Вестфальской системой международных отношений (1648) после окончания Тридцатилетней войны. К этому времени в Европе в основном сформировались национальные государства.

Охарактеризуйте типы государств по их совокупной мощи ( великие и региональные державы, малые государства). Ответ: к великим державам относятся страны, которые в военном и экономическом плане превосходят своих соперников. Обычно в группу великих держав включают США, объединенную Западную Европу, Японию, Россию и Китай. Региональной державой называют страну, которая обладает сравнительным превосходством над большинством других стран в определённом макрорегионе мира, но при этом не является достаточно сильной, чтобы иметь возможность оказывать существенное влияние на политику в других макрорегионах мира.

Охарактеризуйте геополитический статус России. Ответ: Россия является крупнейшим государством мира по территории и входит в число стран-членов Совета Безопасности ООН. Это позволяет России играть важную роль в сфере международной политики и военной безопасности. Военно-политический потенциал России основывается на мощных вооруженных силах, обладании ядерным оружием и высоком уровне технологической и промышленной базы. Стратегические ядерные силы России рассчитаны на отражение угроз ядерной атаки и являются главным элементом стратегической стабильности в мире.

Охарактеризуйте геополитический статус США. Ответ: Соединенные Штаты Америки являются ведущей державой мира, локомотивом мировой экономики. Главная особенность американской экономики заключается в том, что она лидирует в области внедрения результатов научно-технического прогресса в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения, что создает эффект зависимости других стран от США в области науки и техники.

Охарактеризуйте геополитический статус Германии. Ответ: Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается максимальным количеством стран-соседей 9. На севере, на Ютландском полуострове, ФРГ граничит с Данией, на северо-западе — со странами Бенилюкса, на западе — с Францией. Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990 г. после объединения двух немецких государств и включения восточной части страны в НАТО.

Охарактеризуйте геополитический статус Франции. Ответ: В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.

Охарактеризуйте геополитический статус Турции. Ответ: С точки зрения геополитического и геостратегического расположения Турция занимает влиятельную позицию на политической карте мира. Ее влияние распространяется на Ближний Восток и Кавказско-каспийский бассейн, Средиземноморский бассейн, Черноморский бассейн и турецкие проливы, которые как в прошлом и сегодня имеют большое значение, Балканы, которые после распада СССР и Югославии потерпели структурные изменения, Кавказский регион, который наряду с этническими столкновениями, имеет богатые природные ресурсы, а также Средняя Азия. Турция, занимающая важную геостратегическую позицию одновременно является европейской, азиатской, балканской, кавказской, ближневосточной, средиземноморской и причерноморской страной.

Охарактеризуйте геополитический статус Ирана. Ответ: Иран играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты - Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия. Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, являясь одновременно средневосточной, кавказской, центрально-азиатской, и каспийской страной, страной, омываемой водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана. Все болевые точки региона, так или иначе, сопряжены с Ираном.

Охарактеризуйте геополитический статус Саудовской Аравии. Ответ: Королевство Саудовская Аравия, является одним из важнейших акторов на Ближнем Востоке. Геополитические интересы Саудовской Аравии являются результатом ее географического положения, геостратегической значимости и религиозного статуса в мусульманском мире.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного, кейс-характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Охарактеризуйте понятие, объект, предмет, структуру, методы, функции геополитики. Ответ: в интегрированном виде геополитику можно определить как отрасль знаний, изучающую закономерности взаимодействия политики с системой неполитических факторов, формирующих географическую среду (характер расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономика, экология, демография, социальная стратификация, военная мощь).

2. Охарактеризуйте категории и этапы развития геополитики. Ответ: основная категория геополитики — контроль над пространством. Геополитика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля
пространства со стороны политических институтов. Территория, которую контролирует или стремится контролировать государство, характеризуется прежде всего степенью ее освоенности центром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируемое государством или союзом государств, называют чаще всего геополитическим полем.

3. Охарактеризуйте мировые геополитические эпохи. Ответ: каждая геополитическая эпоха имеет свои баланс сил, зоны влияния, границы. Принципы современной мировой политики были заложены Вестфальской системой международных отношений (1648) после окончания Тридцатилетней войны. К этому времени в Европе в основном сформировались национальные государства.

4. Охарактеризуйте типы государств по их совокупной мощи ( великие и региональные державы, малые государства). Ответ: к великим державам относятся страны, которые в военном и экономическом плане превосходят своих соперников. Обычно в группу великих держав включают США, объединенную Западную Европу, Японию, Россию и Китай. Региональной державой называют страну, которая обладает сравнительным превосходством над большинством других стран в определённом макрорегионе мира, но при этом не является достаточно сильной, чтобы иметь возможность оказывать существенное влияние на политику в других макрорегионах мира.

5. Охарактеризуйте геополитические идеи Ф. Ратцеля. Ответ: Ратцель делает первую серьезную попытку создания пространственного подхода к объяснению смысла политических событий. Процветание государства, утверждал Ратцель, полностью основывается на свойствах его территории. Для своего существования государство должно обеспечить себя достаточным жизненным пространством.

6. Охарактеризуйте геополитические идеи Р. Челлена. Ответ: к государству Челлен подходил как к живому организму со сложной структурой, развивающемуся в пространстве. Государство как организм имеет не только «тело» в виде пространства, но и «душу», представленную нацией. Государство как биологический организм, стоящий над индивидуумами и одновременно включающий их, обладает особым видом «разума» и наделено волей к власти.

7. Охарактеризуйте концепцию «морского могущества» А. Мэхэна. Ответ: «морское могущество», по А. Мэхэну, представляет собой достижение военного, стратегического, политического и экономического превосходства за счет использования морских пространств и путей сообщения, а также за счет охраны собственных береговых границ и установление контроля над береговыми зонами, относящимися к «нейтральным» территориям или к территориям «противника». Для А. Мэхэна судьба США состоит в полном отождествлении с «морским могуществом», а главным её стратегическим, историческим и политическим противником всегда была сухопутная континентальная Россия.

8. Охарактеризуйте концепцию «географической оси истории» Х. Маккиндера. Ответ:По мнению Х. Макиндера, для государства удобным географическим положением является расположение в центре. Следовательно, в центре мира находится Евразийский континент, а в его центре – «сердце мира», «Хартленд», т. е. континентальные массы Евразии, самая удачная территория для того, чтобы контролировать весь мир. «Хартленд» находится в границах так называемого «Мирового Острова».

9. Охарактеризуйте критерии государственной силы, сформулированной Н. Спикменом. Ответ: Спикмен Н. выделил 10 критериев оценки государственной силы: поверхность территории, природа границ, объем населения, наличие или отсутствие полезных ископаемых, уровень экономики и технологии, финансовая мощь, политическая стабильность, уровень социальной интеграции, этнический состав и степень его однородности, национальный дух.

10. Охарактеризуйте концепцию «континентального блока» К. Хаусхофера. Ответ: Хаусхофер К. считал геополитику «географическим разумом государства» и полагал, что главной движущей силой государства выступает борьба за освоение и расширение жизненного пространства. Это обеспечивает большую хозяйственную автаркию и независимость от соседей. По его мнению, континентальная держава обладает значительным преимуществом над державой морской.

11. Охарактеризуйте предмет военной географии и военной статистики по Д.А. Милютину. Ответ: К предмету военной географии и военной статистики, по мнению Д.А. Милютина, относятся это функциональные факторы государственной жизни – политическая и экономическая система, военная организация, размеры и конфигурация территории.

12. Охарактеризуйте геополитические идеи В.П.Семенова-Тян-Шанского. Семенов-Тян-Шанский В.П. выделил 3 историчеких системы геополитического контроля: кольцеобразная – когда державные владения образовывали «кольцо», контролировавшее внутренние морские пространства; точечная – европейцы применяли ее с начала эпохи Великих географических открытий. Первенство в этом принадлежало уже в XIX в. англичанам с их колониальными захватами: форпосты (порты, военные базы) построены в стратегически значимых планетарных точках; континентальная – является таковой, когда господствующая держава «держит» континентальную территорию «от моря до моря».

13. Охарактеризуйте геополитические идеи евразийцев. Ответ: Евразийцев объединяла идея о России как особом культурном и этногеографическим мире, возникшем и развивающемся под непосредственным влиянием евразийского материка. Они ввели в научный обиход новый геополитический термин – «месторазвитие»: это неповторимая географическая среда. По их мнению, русская культура своеобразна: в ней
переплетаются и живут европейские и азиатские элементы.

14. Охарактеризуйте геополитические взгляда П.В. де ла Блаша. Ответ:По мнению П.В. де ла Блаша, в тех странах, где люди селятся с незапамятных пор, эти отношения приобретают постоянный, устойчивый и непрерывный характер. Человек становится верным учеником почвы, которая оказывает определенное влияние на характер, нравы, предпочтения населения. Культура формируется под воздействием географического фактора, и в этом Видаль де ла Блаш всецело согласен с Ратцелем, но последний, по мнению французского геополитика, явно переоценил влияние географической среды и недооценил человеческий фактор. Человек, по Видаль де ла Блашу, тоже является географическим фактором, но при этом он наделен инициативой и предприимчивостью.

15. Охарактеризуйте концепцию «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Ответ: В 1996 г. С. Хантингтон издал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка». В ней изложено современное состояние «мира цивилизаций»; изменение соотношения сил в цивилизационной борьбе, заключающееся, по мнению автора, в постепенном и неуклонном упадке Запада и возвышении таких цивилизаций, как конфуцианская (в книге она названа китайской) и исламская; в возникновении нового цивилизационного порядка; в возможностях цивилизационных конфликтов, в первую очередь между Западом и остальными цивилизациями, и, наконец, проанализировано будущее цивилизаций. Главной предпосылкой, основой каждой цивилизации Хантингтон считает культуру и различные виды культурной идентификации, которые в современном мире, сложившемся после холодной войны, играют главную роль в установлении сплоченности и в разграничении людей, определяют модели конфликтов.

16. Охарактеризуйте идеи американского мондиализма. Ответ: Последователи и ученики Спайкмена развивали и корректировали взгляды своего учителя Н. Спикмена. Его ученик Д. Мэйниг отмечает, что геополитические критерии должны особо учитывать функциональную ориентацию населения и государства, а не только чисто географическое отношение территории к Суше и Морю. Всю территорию евразийского Rimland Мэйниг делит на три вида стран в зависимости от функционально-культурной предрасположенности. У. Кирк, последователь Н. Спикмена, считал, что главную роль играют прибрежные цивилизации, от которых внутрь континента поступают культурные импульсы. Степень интенсивности этих импульсов может быть различна. Талассократически ориентированные сектора “внутреннего полумесяца” обладают высшими культурными форматами, и им принадлежит историческая инициатива.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте геополитику мусульманских стран. Ответ: Арабо-исламский регион – сложное геополитическое образование, являющееся большей частью теллурократическим образованием. Это очень неоднородное поле с многочисленными равносильными игроками, чьи зоны интересов не совпадают, что ведет к постоянному напряжению и эскалации конфликтов.

2.Охарактеризуйте геополитику стран Латинской Америки. Ответ: Большинство стран Латинской Америки имеет континентальную ориентацию. Отсутствие лидера региона или какой-либо ярко выраженной региональной державы обуславливается одинаковым развитием стран и равномерным распределением восполняемых и невосполняемых ресурсов

3. Охарактеризуйте геополитику стран Африки. Ответ: Важный вопрос в оценке геополитических перспектив африканского континента, кто определит будущее Африки: африканские народы или внешний регулятор. По первому сценарию Африка станет частью англосаксонского мира, при этом африканские государства потеряют свой интегральный суверенитет. По второму сценарию Африке предстоит создать «большое пространство» — такую форму таможенного союза, который обладает экономической самодостаточностью и самостоятельностью.

4.Охарактеризуйте геополитический курс Индии на современном этапе. Ответ: Индия стремится сохранить максимальную свободу маневра и гибкость в международных делах и претендует на роль «системообразующей» державы Южной Азии.

5. Охарактеризуйте геополитический статус России. Ответ: Россия является крупнейшим государством мира по территории и входит в число стран-членов Совета Безопасности ООН. Это позволяет России играть важную роль в сфере международной политики и военной безопасности. Военно-политический потенциал России основывается на мощных вооруженных силах, обладании ядерным оружием и высоком уровне технологической и промышленной базы. Стратегические ядерные силы России рассчитаны на отражение угроз ядерной атаки и являются главным элементом стратегической стабильности в мире.

6. Охарактеризуйте геополитический статус США. Ответ: Соединенные Штаты Америки являются ведущей державой мира, локомотивом мировой экономики. Главная особенность американской экономики заключается в том, что она лидирует в области внедрения результатов научно-технического прогресса в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения, что создает эффект зависимости других стран от США в области науки и техники.

7. Охарактеризуйте геополитический статус Германии. Ответ: Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается максимальным количеством стран-соседей 9. На севере, на Ютландском полуострове, ФРГ граничит с Данией, на северо-западе — со странами Бенилюкса, на западе — с Францией. Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990 г. после объединения двух немецких государств и включения восточной части страны в НАТО.

8. Охарактеризуйте геополитический статус Франции. Ответ: В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.

9. Охарактеризуйте геополитический статус Великобритании. Ответ: Уникальное геополитическое положение Великобритании, которая отделена от континентальной Европы проливом Ла-Манш, всегда являлось существенным фактором ее развития, поскольку островное положение в немалой степени стимулировало ускоренное территориальное расширение, начиная с эпохи формирования национальных государств. Роль современной Великобритании в международной политике также тесно связана с ее географическим положением. Вследствие влияния геополитических факторов она вынуждена считаться как с политической ситуацией в Европе, так и с основными тенденциями в мировой политике.

10. Охарактеризуйте геополитический статус Саудовской Аравии. Ответ: Королевство Саудовская Аравия, является одним из важнейших акторов на Ближнем Востоке. Геополитические интересы Саудовской Аравии являются результатом ее географического положения, геостратегической значимости и религиозного статуса в мусульманском мире.

11. Охарактеризуйте геополитический статус Турции. Ответ: С точки зрения геополитического и геостратегического расположения Турция занимает влиятельную позицию на политической карте мира. Ее влияние распространяется на Ближний Восток и Кавказско-каспийский бассейн, Средиземноморский бассейн, Черноморский бассейн и турецкие проливы, которые как в прошлом и сегодня имеют большое значение, Балканы, которые после распада СССР и Югославии потерпели структурные изменения, Кавказский регион, который наряду с этническими столкновениями, имеет богатые природные ресурсы, а также Средняя Азия. Турция, занимающая важную геостратегическую позицию одновременно является европейской, азиатской, балканской, кавказской, ближневосточной, средиземноморской и причерноморской страной.

12. Охарактеризуйте геополитический статус Китая. Ответ: Современная мировая геополитическая обстановка отличается заметным усилением «китайского» фактора в мировой политике, которой сейчас присущи следующие черты: высокий динамизм изменений в международной структуре, заметно проявившийся с появлением в 21 веке таких организаций, как ШОС, БРИКС, группы «20», в которых Китай предстает страной, которая структурирует эту систему и занимает в ней лидирующие позиции; критическая нестабильность в мировой экономике и мировых финансах, положение Китая с его ежегодным стабильным ростом опять выглядит не только более выигрышным, но и доминирующим, а если сюда добавить увеличение доли КНР в МВФ, то Китай вообще оказывается единственной страной-бенефициантом; предельный риск возникновения региональных конфликтов на Ближнем Востоке (Сирия, Иран, Израиль-Палестина), а теперь и в зоне Южно-Китайского (КНР — Филиппины, Вьетнам) и Восточно-Китайского морей (КНР – Япония). И здесь впервые Китай оказывается в слабом и, можно сказать, уязвимом положении.

13. Охарактеризуйте геополитический статус Японии. Ответ: Экономико-географическое положение Японии характеризуется двумя крайностями: практически полным отсутствием природных ресурсов, необходимых для промышленного производства, и выгодным приморским расположением территории. Современная Япония в полной мере использует своё приморское положение для обеспечения потребностей в разного рода ресурсах. Особенности японской геополитической культуры тесно связаны с пониманием категорий «национальные цели» и «политическая воля», которые в полной мере характеризуют существующие стратегические инициативы и способности к их реализации.

14. Охарактеризуйте геополитический статус Ирана. Ответ: Иран играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты - Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия. Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, являясь одновременно средневосточной, кавказской, центрально-азиатской, и каспийской страной, страной, омываемой водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана. Все болевые точки региона, так или иначе, сопряжены с Ираном.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василенко, Ирина Алексеевна Геополитика современного мира: Учебник/ Василенко И.А.- 4-е изд.- : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ачкасов, Валерий Алексеевич Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов/ В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов: М. : Аспект Пресс, 2011, 2011
Л2.2 Дугин, Александр Гельевич Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством/ А. Г. Дугин.- [3-е изд., доп.].- : М. : АРКТОГЕЯ-центр, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт геополитики профессора Дергачева www.dergachev.ru
Э2 Информационно-аналитический портал: Геополитика посмодерна geopolitica.ru
Э3 Геополитика (авторский проект В. Трофимова) www.geopolitics.ru
Э4 СТОЛЕТИЕ (информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы) www.stoletie.ru
Э5 Журнал «Геополитика» geopolitica.ucoz.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э8 Киреева О.С. Геополитика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Геополитика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах, истоках геополитики, а также об идеях классической геополитики и русской школы геополитики, о геополитических теориях второй половины XX в. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Геополитика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Особое внимание на практических занятиях будет акцентироваться на геополитических теориях и школах второй половины XX в., а также пристальное внимание будет уделяться системе геополитических отношений, сложившейся после распада СССР. Важно оценить принимаемые геополитические решения различными государствами с точки зрения влияния на принятые решения социальной, экономической, политической среды, деятельности различных органов власти. Что позволяет говорить о месте этих государств в современной системе геополитических отношений.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций .
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к темам практических занятий и к зачету.