МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2022_9кл
Часов по учебному плану 82
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 20 20 20 20
Итого 82 82 82 82

Программу составил(и):
преподаватель, Уткина Людмила Васильевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний и получение практических навыков проведения экономического анализа хозяйственной деятельности организаций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3 Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные основы экономического анализа;
роль экономического анализа в условиях рыночной экономики;
предмет и задачи экономического анализа;
методы, приемы и виды экономического анализа;
систему комплексного экономического анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ технико-организационного уровня производства:
анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
анализировать производство и реализацию продукции;
анализировать использование основных фондов;
оценивать финансовое состояние и деловую активность организации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ-технико-организационного уровня производстива
1.1. Анализ-технико-организационного уровня производстива Лекции 6 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и задачи экономического анализа Практические 6 6 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Методы, приемы и виды экономического анализа Сам. работа 6 3 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Эффективность использлования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
2.1. Эффективность использлования материальных, трудовых и финансовых ресурсов Лекции 6 6 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Классификации финансовых ресурсов Практические 6 12 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Анализ и оценка экономической эффективности ресурсов Сам. работа 6 3 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Производство и реализация продукции
3.1. Производство и реализация продукции Лекции 6 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Производство и реализация продукции Практические 6 6 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Производство и реализация продукции Сам. работа 6 3 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Использование основных фондов
4.1. Использование основных фондов Лекции 6 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л2.1
4.2. Использование основных фондов Практические 6 8 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л2.1
4.3. Использование основных фондов Сам. работа 6 3 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л2.1
Раздел 5. Оценка финансового состояния и деловой активности
5.1. Оценка финансового состояния и деловой активности Лекции 6 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л2.1
5.2. Оценка финансового состояния и деловой активности Практические 6 8 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л2.1
5.3. Оценка финансового состояния и деловой активности Сам. работа 6 8 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Содержание, предмет и принципы экономического анализа.
2. Метод экономического анализа и его особенности
3. Специальные приемы экономического анализа.
4. Классификации видов экономического анализа
5. Способы обработки экономической информации.
6. Источники формирования информации для экономического анализа.
7. Анализ состояния и использования труда и заработной платы в организации.
8. Анализ обеспеченности организации персоналом.
9. Анализ использования рабочего времени
10. Анализ производительности труда в организации.
11. Анализ формирования и использования фонда заработной платы в организации
12. .Анализ соотношения производительности труда и средней заработной платы.
13. Общая оценка состояния основных фондов организации
14. Анализ эффективности использования основных фондов
15. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами
16. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
17. Анализ состава и структуры затрат по обычным видам деятельности
18. Анализ себестоимости отдельного изделия.
19. Анализ затрат на один рубль реализованной продукции
20. Анализ прямых затрат
21. Анализ косвенных затрат
22. Выявление и анализ резервов снижения себестоимости продукции
23. Анализ ассортимента, номенклатуры и структуры продукции.
24. .Обобщение результатов анализа и определение резервов увеличения выпуска и реализации продукции
25. Характеристика показателей финансовых результатов организации, методы их расчета и источники информации
26. Содержание «Отчета о финансовых результатах».
27. Анализ доходов и расходов организации по составляющим.
28. Цели и задачи анализа финансового состояния коммерческой организации
29. Методы анализа финансового состояния.
30. .Анализ имущественного состояния
31. Анализ финансовой устойчивости организации.
32. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности организации
33. Оценка несостоятельности ( банкротства)
34. Анализ кредитоспособности организации.
35. Анализ деловой активности организации
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭА.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кулагина Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. : Практикум : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A0148182-B1AD-4B49-BA07-FF7961C25006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrMicrosoft Windows Vista OEM Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Экономический анализ» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать все практические занятия.. Итоговая аттестация проводится в форме дифференциального зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
 порешать основные типовые задачи.