МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 6
индивидуальные консультации 2
контроль 10
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 11,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 54 54 54 54
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 6 6 6 6
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 10 10 10 10
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
Преподаватель, Быковская Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
Канд.экон.наук, Доцент, Подольная Наталья Павловна

Рабочая программа дисциплины
Анализ финансово-хозяйственной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель изучения дисциплины заключается в освоении студентами теоретических основ финансово-экономического анализа как науки с учетом возможности его практического применения при разработке решений по управлению хозяйственной деятельностью организаций в условиях рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 3.1. Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации;
ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации
Основные методы и приемы экономического анализа
Методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации
3.2.Уметь:
3.2.1.Рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации
Обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации
Использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория экономического анализа
1.1. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
1.2. Классифицировать виды экономмического анализа: по аспектам исследования, по характеру принимаемых управленческих решений, по характеру используемой информации, по содержанию программы Практические 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
1.3. Организация и информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности Лекции 5 5 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
1.4. Общая характеристика информационной базы экономического анализа (состав показателей и особенности информационной системы бухгалтерского и оперативного учета;информационная база финансового анализа; принципы и порядок формирования финансовой информации в системе бухгалтерской отчетности; общая характеристика информационного содержания основных форм отчетности; данные бухгалтерского и оперативного учета, статистической отчетности как информационная база управленческого анализа) Практические 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
1.5. Метод и приемы экономического анализа Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1. Л1.1, Л2.1
1.6. Решение практических примеров на применение методов факторного анализа на основе данных бухгалтерской отчетности. Проведение горизонтального, вертикального и трендового анализа баланса предприятия Практические 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
1.7. Система и методология комплексного анализа Лекции 5 4 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
1.8. Подготовка сводной таблицы факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Определение взаимосвязи анализируемых показателей. выявление резервов увеличения выпуска продукции Практические 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия
2.1. Анализ производства и реализации продукции Лекции 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ выпуска и реализации продукции конкретного предприятия по общему объему, ассортименту и структуре Анализ ритмичности выпуска и реализации продукции конкретного предприятия. Практические 5 4 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.3. Анализ использования основных средств и нематериальных активов предприятия Лекции 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.4. Анализ эффективности использования основных средств конкретного предприятия. Определение влияния факторов на показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности и фондовооруженности. Резервы повышения эффективности использования основных средств предприятия Практические 5 2 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.5. Анализ эффективности использования материальных ресурсов предприятия Лекции 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов конкретного предприятия. Определение влияния факторов на показатели материалоотдачи и материалоемкости. Резервы повышения эффективности использования материальных ресурсов. Практические 5 4 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия Лекции 5 4 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.8. Анализ производительности труда. Анализ влияния трудовых факторов на прирост объема выпуска продукции. Резервы производительности труда. Факторный анализ фонда оплаты труда. Резервы оптимизации фонда оплаты труда. Практические 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.9. Анализ затрат на производство и реализацию продукции Лекции 5 5 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.10. Анализ эффективности использования затрат конкретного предприятия. Определение структуры затрат и влияния факторов на уровень затрат на один рубль товарной продукции. Резервы повышения эффективности использования затрат предприятия Практические 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.11. Анализ финансовых результатов деятельности современного предприятия Лекции 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.12. Факторный анализ прибыли от продаж по данным отчетности предприятия. Резервы повышения результата от продаж Анализ показателей рентабельности и определение влияния факторов на показатели рентабельности. Резервы повышения рентабельности продаж Практические 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.13. Сам. работа 5 6 ОК 01., ПК 3.1.
2.14. Анализ показателей ликвидности предприятия. Резервы повышения ликвидности и платежеспособности предприятия. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия по данным баланса конкретного предприятия. Резервы повышения финансовой устойчивости предприятия. Анализ деловой активности предприятия. Резервы повышения деловой активности предприятия. Практические 5 6 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 10., ОК 11., ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3. Л1.1, Л2.1
2.15. Консультации 5 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС Анализ финансово-хозяйственной деятельности 2019"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС Анализ финансово-хозяйственной деятельности 2019"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Анализ финансово-хозяйственной деятельности_2019"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кулагина Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. : Практикум : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A0148182-B1AD-4B49-BA07-FF7961C25006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC-Windows
Приложения MS Officсe:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:

1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
314Н кабинет финансов, денежного обращения и кредита(ов); кабинет денежной и банковской статистики; кабинет анализа финансово-хозяйственной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-презентация.
При проведении практических занятий: дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в решении индивидуальных, ситуационных задач по теме занятия.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.