МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 244
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 122
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3, 4, 5
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16,829999923706 18,170000076294 16 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 32 32 38 38 32 32 20 20 122 122
Сам. работа 32 32 38 38 32 32 20 20 122 122
Итого 64 64 76 76 64 64 40 40 244 244

Программу составил(и):
преподаватель, Мальнев Вячеслав Михайлович

Рецензент(ы):
Препод., Тумина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека и влияние физической культуры на здоровье человека
1.1. Роль физической культуры и физического развития, как составляющей гармонично развитой личности. Практические 3 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Работа с литературой: изучение нетрадиционных форм физической культуры Сам. работа 3 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Здоровье – физическое, социальное и духовное благополучие Практические 3 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Легкая атлетика
2.1. Спринтерский бег Практические 3 8 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Выполнение комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых качеств Сам. работа 3 9 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Бег на длинные дистанции Практические 3 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Выполнение комплекса упражнений на развитие выносливости Сам. работа 3 9 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Бег на средние дистанции Практические 3 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Выполнение комплекса упражнений на развитие быстроты движений Сам. работа 3 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Лыжная подготовка
3.1. Совершенствование техники лыжных ходов, по пересеченной местности на дистанции 3-6км Практические 4 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Совершенствование техники лыжных ходов способ перехода с одного хода на другой. Контрольный показ техники. Практические 4 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Изучение техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Подбор инвентаря. Строевая подготовка с лыжами. Сам. работа 4 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Овладение техникой спусков подъёмов, торможений, поворотов. Лыжные эстафеты Практические 4 6 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Овладение техникой ступающего шага, скользящего шага. Повороты на месте. Одновременные способы, попеременный двух сажный способ.Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формирование и поддержаний здоровья Сам. работа 4 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Контрольное прохождение дистанции на результат девочки-3км, юноши-5км. Самооценка своих возможностей Практические 4 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Совершенствование техники лыжных ходов. Сам. работа 4 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Легкая атлетика
4.1. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» Практические 4 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Выполнение комплекса упражнений на развитие прыгучести Сам. работа 4 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Метание Практические 4 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Выполнение комплекса упражнений на развитие силы Сам. работа 4 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Здоровый образ жизни
5.1. Понятие здорового образа жизни Практические 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Выполнение реферата на тему «Наследственность и ее влияние на физическое состояние человека» Сам. работа 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Закаливание природными факторами Практические 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Выполнение реферата на тему «Закаливание – как основа укрепления здоровья и повышение иммунитета» Сам. работа 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Биоритмология и правильное планирование режима дня Практические 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Составление распорядка дня с учетом индивидуальных особенностей организма в соответствии с физкультурными группами (основная, подготовительная, специальная и освобожденные) Сам. работа 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Рациональное питание Практические 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Составление индивидуального меню в соответствии с конституцией тела и энергетическими затратами Сам. работа 5 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Волейбол
6.1. Передача мяча двумя руками сверху Практические 5 11 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Выполнение комплекса упражнений на развитие координации движений Сам. работа 5 12 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Передача мяча двумя руками снизу Практические 5 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Виды подач в волейболе Практические 5 3 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Выполнение комплекса упражнений на развитие мышц плечевого пояса Сам. работа 5 12 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Баскетбол
7.1. Передачи мяча Практические 6 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Броски в корзину Практические 6 4 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Ведение мяча Практические 6 2 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.4. Выполнение комплекса упражнений на развитие ловкости Сам. работа 6 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Гимнастика
8.1. Акробатические упражнения Практические 6 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Выполнение комплекса упражнений на развитие гибкости Сам. работа 6 10 ОК 10, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аллянов Ю.Н., Письменский И.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под науч. ред. С. В. Новаковского Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows лицензия Vista OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Бийске) тренажерный зал - помещение для занятий физической культурой и спортом. Тренажеры (велотренажер, эллиптический тренажер).
№ 2 (филиал в г. Бийске) спортзал - помещение для занятий физической культурой и спортом. Тренажеры (велотренажер, эллиптический тренажер); спортивные коврики; баскетбольные, волейбольные и футзальные мячи; гимнастические снаряды; настольный теннис; легкоатлетические барьеры.
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий (филиал в г. Бийске) Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий. Стадион «Строитель» на 4200 посадочных мест; здание спортивного центра, оборудованное необходимым набором вспомогательных помещений; трибуны; футбольное поле; ворота; беговые дорожки с элементами полосы препятствий; комплекс оборудования открытой площадки
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносной ноутбук.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе практических занятий. Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает:
формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье;
освоение методов профилактики профессиональных заболеваний;
овладение приемами массажа и самомассажа, психо¬регулирующими упражнениями;
знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.
Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой. На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, лыж, гимнастики, спортивных игр) дополнительно предлагаются нетрадиционные (ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу, стретчинг, тхэквондо, армрестлинг, пауэрлифтинг и др.).
При реализации учебной дисциплины «Физическая культура» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий:на занятиях по спортивным играм используется работа в малых группах,на занятиях по легкой атлетике такая форма,как эстафета,соревнование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в изучении теоретического материала в дистанционной форме на образовательном портале Moodle.
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения студенты проходят медицинский осмотр. Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или специальная.
Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.
Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты. Темой реферата, например, может быть: «Использование индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином заболевании).
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) .
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.