МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное управление и правовое регулирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ГУиПР-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
преподаватель , Уткина Людмила Васильевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с содержанием статистики как научной дисциплины, с ее основными понятиями, методологией и методиками расчета важнейших экономико- статистических показателей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.1 Предмет и методология статитстики
1.1. Введение в курс статистики Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Проработка конспекта лекций Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л2.1
Раздел 2. 1.2 Статистические наблюдения Инструменты статистики
2.1. Виды и способы статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и статистическая отчетность Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Изучение конспекта по темам. Подготовка к тестированию. Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л2.1
Раздел 3. 1.3.Сводка и группировка данных
3.1. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1
3.2. Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. 1.4. Способы наглядного представления статистических данных
4.1. Статистические таблицы.Графическое изображение статистических показателей. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Практическое занятие: тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. 1.5. Статистические показатели
5.1. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л2.1
Раздел 6. 1.6. Ряды динамики статистических показателей
6.1. Динамические ряды и их виды. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическим занятиям Сам. работа 4 7 ОПК-2 Л2.1
Раздел 7. 1.7.Индексный метод в статистике
7.1. Индексный метод в статистике. Виды индексов Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
7.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1
Раздел 8. 1.8. Выборочные наблюдения
8.1. Понятие овыборочном наблюдении. Виды выборок. Ошибки выборки Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1
8.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1
8.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1
Раздел 9. 1.9. Статистические связи между явлениями
9.1. Элементы прогнозирования и интерполяции. Показатели вариации и способы их расчета. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
9.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы, решение задач Практические 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
9.3. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию и практическому занятию Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1
9.4. Экзамен 4 0 ОПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Объект, предмет, метод статистики
2. Статистика как общественная, социально-экономическая наука. Связь статистики с другими науками.
3. Задачи статистики на современном этапе. Централизованная и децентрализованная статистика.
4. Статистические совокупности.
5. Система статистических показателей
6. Статистическое наблюдение и его задачи. Виды статистического наблюдения.
7. . Ошибки статистического наблюдения, способы контроля и меры борьбы с ними.
8. Статистическая отчетность.
9. Понятие о статистической сводке. Статистические группировки, виды группировок.
10. Правила построения таблиц. Статистическая сводка материалов наблюдения, ее этапы.
11. Виды группировок в социально-экономической статистике.
12. Дискретные и интервальные ряды распределения, их характеристики (частота, плотность, кумулята).
13. Графическое распределение рядов. Структурные средние величины (мода, медиана), их расчет в дискретном и интервальном вариационном ряду.
14. Абсолютные статистические показатели.
15. Относительные статистические величины.
16. Средние степенные величины статистики.
17. Средние структурные величины статистики
18. Понятие о вариации, показатели вариации.
19. Понятие о рядах динамики и их виды. Показатели рядов динамики.
20. Понятие об индексах и сферы их применения. Индивидуальные индексы.
21. Агрегатные индексы.
22. Взаимосвязь индексов.
23. Индексы переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов.
24. Понятие о выборочном наблюдении. Методы случайного отбора.
25. Прямая задача выборки. Средние и предельные ошибки выборочного наблюдения.
26. Обратная задача выборочного наблюдения. Методы оценки дисперсии изучаемой генеральной совокупности.
27. Правила организации и расчета показателей выборки.
28. Взаимосвязи экономических явлений их виды и формы Построение функциональных зависимостей методом наименьших квадратов.
29. Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ.
30. Сглаживание динамических рядов скользящей средней. Построение уравнения тренда и прогноз динамики.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
-
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Статистика 2.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долгова В.Н., Медведева Т.Ю. СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Минашкин В.Г. - под ред. СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яковлев В.Б. СТАТИСТИКА. РАСЧЕТЫ В MICROSOFT EXCEL 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) www.gks.ru
Э2 Статистика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrMicrosoft Windows Vista Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет статистики – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; курсового проектирования (выполнения курсовых работ). Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; тематические плакаты.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Статистика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
 порешать основные типовые задачи.