МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы банковской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2022_9кл
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 92
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 46 46 46 46
Практические 46 46 46 46
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель, Быковская Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
Канд.экон.наук, Доцент, Подольная Наталья Павловна

Рабочая программа дисциплины
Основы банковской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
38.02.06 ФИНАНСЫ Профиль получаемого профессиоанльного образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является приобретение комплексных теоретических и прикладных знаний в области организации деятельности коммерческого банка и современных кредитных технологий, формирование навыков использования банковских операций и услуг, принятия решений в различных ситуациях, приближенных к условиям работы коммерческого банка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые понятия и теоретические положения дисциплины, а также законодательные основы организации банковской деятельности, ее регулирования и проведения банковских операций;
- методы анализа, систематизации и обобщения информации, подходы к расчету и анализу основных показателей, характеризующих деятельность кредитных организаций и их контрагентов;
- правила проведения банковских операций и нормативно-правовую базу регулирования деятельности кредитных организаций
3.2.Уметь:
3.2.1.
- применять на практике положения нормативно-правовых документов для характеристики, организации и оценки деятельности кредитных организаций и ее контрагентов;
- использовать существующие подходы к обработке информации, ее анализу и обобщению с целью решения профессиональных задач в отдельных направлениях банковской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оценки соответствия банковской деятельности положениям нормативно-правововых документов и интерпретации полученных результатов;
- владения разработки вариантов решений в области профессиональной деятельности, подготовки предложений и мероприятий по их реализации;
- владения методами и приемами анализа информации о контрагентах банка, отдельных направлений банковской деятельности;
- выявления проблем и поиска путей их решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая и правовая основа сущности банка. Функции ЦБ РФ и коммерческих банков
1.1. Экономическая и правовая основы деятельности субъектов банковской системы Лекции 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Характеристика банковских внешних и внутренних подразделений, порядок их открытия Практические 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Кредитные организации (КО): банки и небанковские кредитные организации. Их характеристика и место в банковской системе России. Сам. работа 6 1 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Ресурсы коммерческого банка
2.1. Ресурсы коммерческого банка Лекции 6 6 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Характеристика собственных средств коммерческого банка. Практические 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Организация кредитования в коммерческом банке
3.1. Организация кредитования в коммерческом банке Лекции 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Теоретические основы кредитования. Классификация ссуд коммерческого банка. Практические 6 8 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные этапы процедуры кредитования в коммерческом банке (подача кредитной заявки; оценка кредитоспособности клиента; оценка обеспеченности кредита; оформление заключения на кредитную заявку; принятие решения о выдаче ссуды и условиях кредитования; оформление кредитного договора; открытие ссудного счета и выдача кредита; ведение кредитного дела; погашения ссуды и закрытие кредита) Сам. работа 6 1 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Расчетно- кассовое обслуживание клиентов коммерческого банка
4.1. Расчетно- кассовое обслуживание клиентов коммерческого банка Лекции 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Порядок открытия расчетного счета в коммерческом банке Практические 6 8 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Основы организации системы безналичных расчетов. Правила проведения безналичных расчетов. Очередность проведения платежей. Порядок безакцептного списания с расчетного счета. Сам. работа 6 1 ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Регулирование деятельности коммерческого банка
5.1. Регулирование деятельности коммерческого банка Лекции 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Понятие и содержание банковского регулирования Практические 6 10 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Критерии определения финансового состояния кредитных организаций Банком России Сам. работа 6 1 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавасиев А.М. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Общие вопросы банковской деятельности: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Тавасиев А.М. Банковское дело в 2 ч. Часть 2. Общие вопросы банковской деятельности : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.Л. Боровковой Банки и банковское дело. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. В.Л. Боровковой Банки и банковское дело. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центральный банк Российской Федерации http://www. cbr.ru
Э2 Информационный портал журнала «Банковское обозрение» bo.bdc.ru
Э3 Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" biblio-online.ru
Э5 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э6 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.