МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы, денежное обращение и кредит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2021_9кл
Часов по учебному плану 112
в том числе:
аудиторные занятия 106
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 52 52 52 52
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 112 112 112 112

Программу составил(и):
Преподаватель, Быковская Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
к.э.н, Доцент, Подольная Наталья Павловна

Рабочая программа дисциплины
Финансы, денежное обращение и кредит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
38.02.06 ФИНАНСЫ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данного предмета является приобретение студентами теоретических и практических знаний о финансах, денежном обращении и кредите

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• сущность финансов, их функции и роль в экономике;
• принципы финансовой политики и финансового контроля;
• законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
• основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
• структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
• цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
• структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства.
• виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
• характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
• особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.• оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями,
• ориентироваться в схемах обращение и построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
• участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением;
• участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета.
• составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Деньги, денежное обращение, денежная система.
1.1. Сущность, функции и виды денег. Денежное обращение и денежная система Лекции 3 9 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
1.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 3 14 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
1.3. Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение конспекта по темам: Сущность денег. Функции денег и их роль. Виды денег. Самостоятельная работа обучающихся. Изучение конспекта по темам: Денежное обращение: сущность, наличное, и безналичное обращение. Денежная масса. Закон денежного обращения. Скорость оборота денег. Денежная система. Денежная система Российской Федерации. Инфляция. Особенности инфляционного процесса в России. Сам. работа 3 1 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел II. Финансы, финансовая система, бюджет государства
2.1. Финансы и финансовая система. Финансовая политика и управление финансами. Бюджет государства. Бюджетная классификация. Бюджетный процесс. Территориальные финансы. Государственный кредит. Социальное обеспечение. Внебюджетные специальные фонды. Финансы коммерческих организаций и предприятий. Финансы домашнего хозяйства. Страхование. Финансовый контроль. Лекции 3 20 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
2.2. Практические занятия: тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 3 20 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
2.3. Самостоятельная работа обучающихся. Изучение конспекта по темам. Подготовка к тестированию. Сам. работа 3 1 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел III. Кредит, кредитная система, рынок ценных бумаг.
3.1. Кредит и его функции. Кредитная система Российской Федерации и его организация. Коммерческие банки и их операции. Безналичные расчеты. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Лекции 3 15 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
3.2. Практические занятия. Тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 3 12 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
3.3. Самостоятельная работа обучающихся. Изучение конспекта по темам.Подготовка к тестированию. Сам. работа 3 2 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел IV. Международные валютно-финансовые.
4.1. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Лекции 3 8 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
4.2. Практические занятия. Тестирование, обсуждение вопросов темы. Практические 3 8 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1
4.3. Самостоятельная работа обучающихся. Изучение конспекта по темам: Мировая валютная система. Валютная система РФ. Платежный баланс. Проблемы внешней задолженности России. Сам. работа 3 2 ПК 4.2., ПК 3.4., ОК 11., ОК 02. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. прил.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прил.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чалдаева Л.А. - отв. ред. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бураков Д.В. - Отв. ред. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Финансы, денежное обращение и кредит portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет экономики организации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; стенд; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные работы.. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.