МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки42.02.01. специальность Реклама
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план42_02_01_Реклама-2023_9кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 68
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 22 22 24 24 46 46
Итого 32 32 36 36 68 68

Программу составил(и):
Препод., высшая к.к., Андреева Л.Л

Рецензент(ы):
Препод., Камольцев В.В

Рабочая программа дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 42.02.01 РЕКЛАМА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 510 )

составлена на основании учебного плана:
42.02.01 РЕКЛАМА Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы военной службы и обороны государства, организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Основы военной службы и обороны государства;

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Способы защиты населения от оружия массового поражения;

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Причины их возникновения, меры профилактики;

Основные положения здорового образа жизни и личной гигиены;

О вредных привычках и их влияния на здоровье человека;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.


3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Разбираться в вопросах порядка прохождения военной службы по призыву и по контракту;

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Применять первичные средства пожаротушения;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, травмах;

Проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи
1.1. Как выявить опасности развития современной молодёжи, опасности на дорогах. Лекции 1 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Как выявить опасности при угрозе ЧС. Лекции 1 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Как выявить опасности развития современной молодёжи. Практические 1 2 ОК 3., ОК 1. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Как выявить и описать опасности на дорогах. Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Как выявить и описать опасности в ситуации пожара в общественном месте. Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте. Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методы оценки риска
2.1. Как измерять опасности в различных ситуациях Лекции 1 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Как оценить риски на дорогах.Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС).Как оценить риск реализации ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте (ЧС). Практические 1 2 ОК 3., ОК 1. Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте.Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся. Практические 1 2 ОК 3., ОК 1. Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.1. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Лекции 1 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Поведение населения в случаях возникновения ЧС. Лекции 1 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Понятие о защите от опасности Практические 1 2 ОК 3., ОК 1. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Как снизить риски для здоровья. Профилактика заболеваний. Здоровый образ жизни. Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Как защититься от опасностей на дорогах. Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Как безопасно вести себя в ситуации пожара в общественном месте. Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Как безопасно вести себя в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС). Практические 1 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
4.1. История создания Вооруженных Сил России. Лекции 2 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Основные понятия о воинской обязанности. Лекции 2 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Основные требования к воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Практические 2 2 ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Тренинг бесконфликтного общения и саморегуляции. Практические 2 2 ОК 3., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Стрелковое оружие ВС РФ. Автомат Калашникова АК-74. Лекции 2 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Автомат Калашникова АК-74. Устройство, тактико-технические характеристики и порядок неполной разборки. Практические 2 2 ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Изучение нормативов по огневой подготовке. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Основы медицинских знаний.
5.1. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок оказания. Лекции 2 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания. Лекции 2 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях. Практические 2 2 ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Способы самоспасения. Лекции 2 2 ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Оказание помощи подручными средствами в природных условиях. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Помощь при воздействии температур на организм человека. Практические 2 2 ОК 3., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.9. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (лабораторные работы, самостоятельная работа, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4302

Контрольные вопросы и задания ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (экзамен) по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:

1. Какой признак свидетельствует о том, что человек задыхается?
a) Чихание
b) Кашель
c) Затрудненное дыхание
d) Головокружение

2. Какое вещество является наиболее распространенным причиной отравлений в быту?
a) Хлор
b) Аммиак
c) Угарный газ
d) Окись углерода

3. Какой признак свидетельствует о перегреве организма?
a) Синяки на коже
b) Повышенное давление
c) Потливость
d) Озноб

4. Как называется активное тушение пожара с использованием огнетушителей?
a) Пассивное тушение
b) Противопожарная профилактика
c) Первичное тушение
d) Аварийное тушение

5. Какой признак свидетельствует о сильной потере крови?
a) Сухая и натянутая кожа
b) Бледность кожи и слизистых оболочек
c) Высокая температура тела
d) Повышенное давление

6. Какой признак свидетельствует о наличии электрического тока в воде?
a) Зеленоватый оттенок воды
b) Неприятный запах
c) Пузырьки воздуха
d) Жжение при касании воды

7. Какие средства защиты нужно использовать при работе с химическими веществами?
a) Резиновые перчатки
b) Ватные перчатки
c) Текстильные перчатки
d) Нет необходимости в средствах защиты

8. Что следует делать при укусе клеща?
a) Пытаться самостоятельно вытащить клеща
b) Обработать место укуса спиртом
c) Обратиться к врачу для удаления клеща
d) Ничего не делать, укус клеща безопасен

9. Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в открытой воде?
a) Плавать одному
b) Купаться в запрещенных местах
c) Не принимать алкогольные напитки
d) Перед купанием проверить глубину и чистоту воды

10. Какой знак указывает на опасность электрического удара?
a) Знак "Высокое напряжение"
b) Знак "Опасно для жизни"
c) Знак "Опасность поражения электрическим током"
d) Знак "Запрещено прикасаться"

11. Какой признак свидетельствует о тепловом ударе?
a) Бледность кожи и слизистых оболочек
b) Озноб
c) Повышенное давление
d) Сильное потоотделение

12. Какой признак свидетельствует о солнечном ожоге?
a) Покраснение и отечность кожи
b) Головокружение
c) Повышенное давление
d) Бледность кожи и слизистых оболочек

13. Какой признак свидетельствует о переломе кости?
a) Отек и синяки на месте повреждения
b) Головокружение
c) Повышенное давление
d) Сильное потоотделение

14. Что следует делать при возникновении пожара?
a) Бежать в панике
b) Позвонить друзьям
c) Вызвать пожарную службу и предпринять попытку тушения пожара
d) Оставаться на месте и ждать помощи

15. Какие средства защиты следует использовать при работе с режущими инструментами?
a) Защитные очки
b) Резиновые перчатки
c) Текстильные перчатки
d) Нет необходимости в средствах защиты

Правильные ответы:

1. c) Затрудненное дыхание
2. d) Окись углерода
3. c) Потливость
4. c) Первичное тушение
5. b) Бледность кожи и слизистых оболочек
6. c) Пузырьки воздуха
7. a) Резиновые перчатки
8. c) Обратиться к врачу для удаления клеща
9. d) Перед купанием проверить глубину и чистоту воды
10. c) Знак "Опасность поражения электрическим током"
11. d) Сильное потоотделение
12. a) Покраснение и отечность кожи
13. a) Отек и синяки на месте повреждения
14. c) Вызвать пожарную службу и предпринять попытку тушения пожара
15. a) Защитные очки


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

"отлично" - верно выполнено 85-10% заданий;
"хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий;
"удовлетворительно" - верно выполнено 50-69% заданий;
"неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50% заданий.

Примечание: каждое задание оценивается 1-м баллом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения диференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест и устный ответ на итоговые вопросы). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование "Итоговый тест" https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=477158
Вопросы к зачету: https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=296489

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 25 баллов, согласно шкале перевода:
20-25 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
15-19 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
10-14 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-9 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_ОБЖ _2023-24_ Реклама.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089933 (дата обращения
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 В. А. Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. издание для СПО:Кадыков, В. А.  Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях: учебное пособие для среднего профессионального образования М : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/496416
Л2.3 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Основы безопасности жизнедеятельности (для студентов колледжа АГУ, преподаватель Андреева Л.Л., преподаватель Камольцев В.В)) portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотека www.eliberi.rui
Э3 www.urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, подготовка презентаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).