Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Музыка и Изобразительное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | 5 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Сам. работа | 192 | 192 | 192 | 192 | 384 | 384 |
Часы на контроль | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент Черняева И. В.
1.1. | обучение основам хорового искусства, хормейстерская подготовка студентов к работе в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение) |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству |
ПК-1.3 | Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства |
ПК-3.1 | Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству |
ПК-3.2 | Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики основы психологии музыкального восприятия основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования психолого-педагогических знаний в творческой деятельности необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы хорового мастерства | ||||||
1.1. | Элементы хорового пения | Практические | 4 | 8 | ПК-1.1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные навыки практической работы с хором | Сам. работа | 4 | 96 | ПК-1.1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основы исполнительской техники | Практические | 4 | 8 | ПК-1.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Работа над музыкальной программой | Сам. работа | 4 | 96 | ПК-1.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основы хорового мастерства | Практические | 5 | 8 | ПК-1.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Формирование умений хормейстера | Сам. работа | 5 | 96 | ПК-1.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Навыки концертно-хоровой работы | Практические | 5 | 8 | ПК-3.1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Практическая работа с хором | Сам. работа | 5 | 96 | ПК-3.2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11455 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Смешанный хор состоит из: а) женских голосов б) детских голосов в) женских и детских голосов Правильный ответ: в. 2. Для образования правильно организованного смешанного хора требуется: а) не менее 12 человек б) 10 человек в) 50 человек Правильный ответ: а. 3. Ауфтакт это: а) перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса б) дирижёрский жест, предшествующий начальной доле звучания. в) пение без инструментального сопровождения. Правильный ответ: б. 4.Самый верхний регистр мужского голоса а) обертон б) фальцет в) профундо Правильный ответ: б. 5. Хоровое исполнение без инструментального сопровождения а) а капелла б) григорианское пение в) хорал Правильный ответ: а. 6.Руководитель хора в русской православной церкви: а) хормейстер б) пресвитер в) регент Правильный ответ: в. 7.Наиболее подвижная и выразительная часть дирижёрского аппарата: а) кисть б) пальцы в) запястье Правильный ответ: а. 8. Специфическое хоровое дыхание при котором певцы возобновляют его его не одновременно, а как бы по очереди: а) цепное дыхание б) цезуровка в) разновременный выдох Правильный ответ: а. 9.Пение с названием нот: а) сольфеджирование б) сомбрирование в) нотация Правильный ответ: а. 10.Вокальная группа из десяти участников: а) квинтет б) октет в) децимет Правильный ответ: в. 11. Ясное, разборчивое произнесение словесного текста в пении: а) орфоэпия б) дикция в) интонирование Правильный ответ: б. 12. Связное, напевное звуковедение в хоре: а) detache б) non legato в) legato Правильный ответ: в. 13.Упражнения для разогрева голосового аппарата, голосовых связок: а) сольфеджио б) распевка в) вокализ Правильный ответ: б. 14. В каком возрасте происходит ломка голоса у мальчиков? а) в 13-15 лет б) после 20 лет в) до 10 лет Правильный ответ: а. 15. Самый высокий женский голос: а) сопрано б) меццо- сопрано в) колоратурное сопрано Правильный ответ: в. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность». Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. 2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей? Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. 3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания? Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека. 4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания? Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни. 5. Что понимается под базисом личностной культуры человека? Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке. 6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного? Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества. 7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах? Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне. 8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами? Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько. 9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства? Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания. 10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории? Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом. 11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества? Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений. 12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе? Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность. 13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства? Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия. 14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание? Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания. 15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству? Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. 16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры? Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения. 17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства? Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. 18. Какова основная цель программы по музыке в школе? Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры. 19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе? Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен. 20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства? Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в 7, 8, 9, 10 семестре. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету. Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения концертной программы, состоящей из хоровых произведений. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Живов В.Л. | Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие | ВЛАДОС, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чабан С. Н. | Хороведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л.С. Горохова, В.Т. Старицына | Методика анализа хорового произведения: учебное пособие | ИД САФУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Нотный архив России | www.notarhiv.ru | ||
Э3 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э4 | Дисциплина "Дирижирование" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание хормейстера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом. |