МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_9кл
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 144
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 54 54 90 90
Практические 18 18 36 36 54 54
Итого 54 54 90 90 144 144

Программу составил(и):
Преподаватель СПО, Черняева М.В.

Рецензент(ы):
канд.ист.наук, доцент, Алейников М.В.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Правоохранительная деятельность Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- место и роль исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
- место и роль России в мировой истории;
- о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
-об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе.
3.2.Уметь:
3.2.1.-самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
-оценивать различные исторические версии;
-вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
-применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой Мировой войны
1.1. Мир в нач. XX в. — предпосылки глобальных конфликтов Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Первая Мировая война 1914-1918 гг. Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939 гг.)
2.1. Страны Запада и Востока в 1920-1930 гг. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Революционная волна после Первой мировой войны Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Германский нацизм. Политика умиротворения агрессора Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3.Вторая Мировая война
3.1. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Соревнование социально-политических систем
4.1. Истоки и причины холодной войны. Берлинский и карибский кризисы Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.2. Западная Европа и Северная Америка в 50–90-е годы ХХ века Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.3. Достижения и кризисы социалистического мира Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.4. Латинская Америка, страны Азии и Африки в 1940-1990 гг Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.5. Современный мир. Глобализация и новые вызовы Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Россия в годы «великих потрясений» 1914–1921 гг.
5.1. Первая мировая война и революции 1917 г. в России Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.2. Первые мероприятия советской власти. Гражданская война в России Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
5.3. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Советский Союз в 1920–1930-е гг.
6.1. СССР в 20-30-х гг. XX в. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.2. НЭП. Советская модель модернизации. Политическая система СССР в 30-е гг. Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
7.1. СССР в годы Великой Отечественной войны Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.2. Кейс-задание работа с историческими документами СССР во второй мировой войне Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.3. Заполнение таблицы Основные сражения Великой отечественной войны Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
7.4. Тест СССР во Второй Мировой войне Практические 1 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Раздел 8. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
8.1. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. СССР в первые послевоенные годы Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. СССР в 1950-х –начале 1960-х гг. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Лекции 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.6. CCCР в период застоя Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.7. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) Лекции 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.8. Тест СССР в 50-80-е гг. XX в. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Российская Федерация в 1992–2021 гг.
9.1. Становление новой России (1992–1999 гг.) Лекции 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Повторительно-обобщающий блок «История России до 1914 г.» От Древней Руси к Российскому государству
10.1. Славянские земли в V–IX веках. Образование древнерусского государства Лекции 2 4 Л1.2, Л1.1
10.2. Расцвет Киевской Руси. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
10.3. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
10.4. Русские земли и монгольское нашествие Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
10.5. Формирование единого Русского государства в XV веке Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
10.6. Тест Русские земли в IX - XV вв. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 11. Россия в XVI–XVII веках: от Великого княжества к Царству
11.1. Россия в XVI веке Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
11.2. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Культура, быт и нравы в XVI в. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
11.3. Смутное время Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
11.4. Россия в XVII веке Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
11.5. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России при первых Романовых Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
11.6. Тест Россия в XVI- XVII вв. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 12. Россия в конце XVII – XVIII веке: от Царства к Империи
12.1. Россия в эпоху преобразований Петра I Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
12.2. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II Великой Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
12.3. Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой. Культурное пространство Российской империи Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
12.4. Тест Россия в XVIII веке Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 13. Российская Империя в XIX – начале XX века
13.1. Российская империя в первой половине XIX в. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.2. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г. Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.3. Восстание декабристов. Внутренняя и внешняя политика Николая I Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.4. Российская империя во второй половине XIX в. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.5. Российская империя в правление Александра II Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.6. Кейс-задание: работа с историческими документами Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.7. Тест Итоги развития Российской империи в XIX веке Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.8. Российская империя в начале XX в. Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
13.9. Промежуточная аттестация.Дифференцированный зачет Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_История_2022"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_История_2022"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_История_2022"
Приложения
Приложение 1.   ФОС_История_2023.docx
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
Л1.2 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией М. В. Ходякова История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс онлайн https://portal.edu.asu.ru/course/search.php?q=кшуева&areaids=core_course-course
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры, кейс-задания, дискуссии, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания(эссе, презентации, рефераты).
Для успешного овладения дисциплиной История необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины История обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины История.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и История. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя устный опрос, решение познавательных задач (кейс-задания), дискуссии, деловые игры. План устного практического занятия состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по Обществознанию. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
Планы устных практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к устному практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине История предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.