МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 525
контроль 35
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3
зачеты: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 16 16 16 16 44 44
Практические 12 12 16 16 16 16 44 44
Сам. работа 183 183 171 171 171 171 525 525
Часы на контроль 9 9 13 13 13 13 35 35
Итого 216 216 216 216 216 216 648 648

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
История музыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в системе образования и культуры;
Развитие музыкально-исторической эрудиции студентов;
Овладение знаниями в области истории музыкального искусства и слуховым опытом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.устройство своего инструмента
и способы ухода за ним;

основные задачи исполнения
произведения на эстраде;

основные жанры и
художественные стили
произведений.
3.2.Уметь:
3.2.1.демонстрировать артистизм;

целостно и грамотно
воспринимать и исполнять
музыкальные произведения;
работать в составе оркестра,
фортепианного и камерного
ансамбля, а также в ансамблях
смешанного состава.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами и методами
подготовки к концертному
выступлению и преодоления
эстрадного волнения;
основными стилистическими
приемами исполнительства;
приемами работы над
исполнительскими трудностями;

способностью осуществлять
исполнительскую деятельность в
условиях концертной
организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Западноевропейское музыкальное искусство
1.1. Музыкальное искусство древнего мира Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Музыкальное искусство Средних веков Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Музыкальная культура эпохи Возрождения Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.4. Музыкальная эстетика эпохи барокко Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.5. Возникновение и развитие жанра оперы в XVII веке Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.6. Возникновение и развитие жанра оперы в XVII веке Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.7. Творчество И. С. Баха Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.8. Творчество И. С. Баха Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.9. Творчество Г. Ф. Генделя Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.10. Музыкальная культура эпохи Просвещения. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.11. Оперная реформа К. В. Глюка Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.12. Оперная реформа К. В. Глюка Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.13. Музыкальная эстетика эпохи классицизма. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.14. Творчество Й. Гайдна Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.15. Творчество В.А.Моцарта Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.16. Творчество В.А.Моцарта Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.17. Творчество Л. Бетховена Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.18. Изучение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ музыкальных произведений. Сам. работа 1 183 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.19. Музыкальная эстетика эпохи романтизма Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.20. Творчество Ф. Шуберта Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.21. Творчество Р. Шумана Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.22. Творчество Ф. Шопена Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.23. Творчество Ф. Листа Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.24. Творчество Г. Берлиоза Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.25. Творчество Р. Вагнера Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.26. Творчество И. Брамса Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.27. Творчество Дж.Россини Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.28. Творчество Дж. Верди Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.29. Творчество Дж. Верди Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.30. Творчество Ж. Бизе Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.31. Творчество К. Сен-Санса Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.32. Творчество Б. Сметаны и А. Дворжака Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.33. Музыкальная культура конца XIX-начала XX века Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.34. Музыкальная культура конца XIX-начала XX века Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.35. Изучение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ музыкальных произведений. Сам. работа 2 171 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Русское музыкальное искусство
2.1. Музыкальная культура русского Средневековья. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Музыкальная культура русского Средневековья. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Содружество "Могучая кучка". Эстетические взгляды кучкистов. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.5. Творчество М. П. Мусоргского. Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.6. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.7. Творчество С. В. Рахманинова. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.8. Творчество С. В. Рахманинова. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.9. Изучение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ музыкальных произведений. Сам. работа 3 57 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Зарубежная музыка XX-XXI вв.
3.1. Музыкальное искусство первой половины XX века: общая характеристика. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.2. Импрессионизм в музыкальном искусстве. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.3. Импрессионизм в музыкальном искусстве. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.4. Музыкальная культура Австрии. Творчество композиторов нововенской школы (А.Шенберг, А.Берг,А. Веберн). Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.5. Музыкальная культура Австрии. Творчество композиторов нововенской школы (А.Шенберг, А.Берг,А. Веберн). Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.6. Музыкальная культура Франции (А.Онеггер, Д.Мийо, Ф.Пуленк) Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.7. Музыкальная культура Франции (А.Онеггер, Д.Мийо, Ф.Пуленк) Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.8. Музыкальная культура Англии (Б. Бриттен)и Испании (М. де Фалья). Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.9. Музыкальная культура Италии. Веризм. (Дж.Пуччини, П.Масканьи, Р.Леонкавалло). Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.10. Панорама развития музыкальной культуры второй половины XX-начала XXI века: Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.11. Музыкальное искусство Польши. Творчество К. Пендерецкого и В. Лютославского. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.12. Музыка Чехии и Словакии. Творческая деятельность Б.Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.13. Музыка Германии. Творчество Б. А. Циммермана и К. Штокхаузена.. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.14. Музыка Италии. Характеристика творчества Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.15. Музыка Франции. Творчество О. Мессиана, П. Булеза, П.Шеффера. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.16. Музыкальное наследие США. Творчество Д.К.Менотти, Ч. Айвза,Д.Кейджа и Д.Крама Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.17. Изучение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ музыкальных произведений. Сам. работа 3 57 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Русская музыка XX-XXI вв.
4.1. Отечественная музыка первой половины XX века. Творчество И. Стравинского. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.2. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.3. Творчество Э.Денисова. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.4. Творчество С.Губайдуллиной. Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.5. Творчество А.Караманова. Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ музыкальных произведений. Сам. работа 3 57 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11446

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В рамках какой науки развивается мировоззренческая мысль и «высокое» искусство Средних веков?
а) геометрия;
б) риторика;
в) теология.
Правильный ответ: в.

2. Автор реформы нотной записи (XI век):
а) Гвидо Аретинский;
б) Иоанн Коттон.
Правильный ответ: а.

3. Пограничный между церковной и светской музыкой жанр XII-XIII века, (букв. перевод «сопровождать», «давать обед»)?
а) мотет;
б) органум;
в) кондукт.
Правильный ответ: в.

4. Кто из теоретиков музыки первый ок. 1300 года начал заниматься теоретической интерпретацией народного (светского) творчества (классифицировал песни трубадуров и труверов)?
а) Иоанн де Грохео;
б) Иоанн Тинкторис.
Правильный ответ: а.

5. Идеалом для деятелей эпохи Ренессанса было:
а) искусство Средних веков;
б) искусство Античности.
Правильный ответ: б.

6. Автор первого словаря музыкальных терминов («Определитель музыкальных терминов», ок. 1472):
а) Царлино;
б) Рамис да Пареха;
в) Иоганн Тинкторис.
Правильный ответ: в.

7. Французский магистр музыки XIV века Филипп де Витри является автором трактата, давшим название целому периоду в развитии западноевропейского музыкального искусства. Укажите название трактата:
а) «Ars nova»;
б) «Trecento»;
в) «Renaissance»
Правильный ответ: а.

8. Укажите композитора духовной оперы «Представление о Душе и Теле» (Рим, 1600).
а) Я. Пери; б) М. да Гальяно; в) Э. де Кавальери.
Правильный ответ: в.

9. Английский композитор к. XVI – первой половины XVII века, основатель школы верджиналистов:
а) Л. Куперен;
б) Ж. Шамбоньер;
в) В. Берд.
Правильный ответ: в.

10. Одним из принципов оперной реформы К.В. Глюка является:
а) создание музыкально-выразительного речитатива, приближенного к ариозному пению;
б) создание речитатива, приближенного к разговорной речи;
в) полное отсутствие речитативов.
Правильный ответ: а.

11. Итальянские композиторы первой половины XVIII века Дж. Витали, Дж. Тартини, А. Корелли, А. Вивальди сочиняли в основном сонаты для:
а) клавишных инструментов (соло);
б) скрипки в сопровождении клавишного инструмента;
в) различных ансамблей.
Правильный ответ: б.

12. Выберите 3 достоверных факта:
а) Й. Гайдн и В.А. Моцарт никогда не были знакомы;
б) Л. ван Бетховен моложе В.А. Моцарта на 10 лет;
в) В.А. Моцарт моложе Й. Гайдна на 24 года;
г) Л. ван Бетховен некоторое время учился у Й. Гайдна;
д) Й. Гайдн пережил В.А. Моцарта на 35 лет;
е) В.А. Моцарт умер, когда Л. ван Бетховен не написал еще ни одной симфонии.
Правильный ответ: в, г, е.

13. Выдающийся реформатор оперного искусства XIX века, автор труда «Опера и драма».
а) Р. Вагнер;
б) Дж. Россини;
в) Дж. Верди.
Правильный ответ: а.

14. Стиль в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX - начала XX веков. Возникнув после объединения Италии, стремился достоверно отобразить социально-психологические конфликты новой национально-исторической действительности:
а) импрессионизм;
б) реализм;
в) веризм;
Правильный ответ: в.

15. Цикл фортепианных пьес «Каталог птиц» был создан:
а) К. Орфом;
б) О. Мессианом;
в) П. Хиндемитом.
Правильный ответ: б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность».
Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.

2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей?
Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания?
Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека.

4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания?
Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни.

5. Что понимается под базисом личностной культуры человека?
Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке.

6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного?
Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества.

7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах?
Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне.

8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами?
Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько.

9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства?
Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания.

10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории?
Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом.

11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества?
Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.

12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе?
Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность.

13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства?
Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия.

14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание?
Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания.

15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству?
Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры?
Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения.

17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства?
Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

18. Какова основная цель программы по музыке в школе?
Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры.

19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе?
Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен.

20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства?
Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/ экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета/экзамена. Контрольно-измерительный материал для зачета/экзамена формируется из контрольных вопросов и практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Лисовой В. И. ; под науч. ред. Алпатовой А.С. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никеева И. А. , Фаттахова Л. Р. История музыки.: Учебное пособие Омск: Омский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: vo.hse.ru
Э2 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э3 Библиотека федерального портала Российское образование http://www.edu.ru/index. php?page_id=242
Э4 Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Э5 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.