МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ общественно-политических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Анализ общественно-политических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Анализ общественно-политических процессов» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с методологией и методикой получения данных об общественно-политических процессах, диагностики политических ситуаций, акторов и процессов; сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
ознакомление с методологией анализа общественно-политических процессов;
рассмотрение методик сбора данных о политических процесса и явлениях;
изучение содержания и технологии использования эмпирических методов анализа;
формирование навыка применения методик сбора и анализа политических данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает принципы построения, методику теоретического и эмпирического исследования, прикладного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов
ОПК-3.2 Умеет выбирать теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней
ОПК-3.3 Умеет выделять специфику политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.4 Владеет способностью применять теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и прогнозирования развития ситуаций в рамках решения конкретных политических и бизнес-проблем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1: Знает принципы построения, методику теоретического и эмпирического исследования, прикладного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Умеет выбирать теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.4: Владеет способностью применять теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и
прогнозирования развития ситуаций в рамках решения конкретных политических и бизнес-проблем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладное политологическое исследование
1.1. Прикладное политологическое исследование Лекции 2 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Программа прикладного политологического исследования Практические 2 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.3. Формулирование программы и гипотез исследования Практические 2 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.4. Программа прикладного политологического исследования Сам. работа 2 4 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
1.5. Информационное обеспечение политического анализа Лекции 2 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.5, Л1.2
1.6. Выборка в политическом анализе Практические 2 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
1.7. Типы выборок в политическом анализе Сам. работа 2 4 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
Раздел 2. Методы сбора данных
2.1. Измерение в политическом анализе Лекции 2 4 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
2.2. Опрос как метод сбора данных Практические 2 2 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы анализа документов Практические 2 2 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.4. Шкалирование в политическом анализе Сам. работа 2 2 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
2.5. Наблюдение в прикладном исследовании Сам. работа 2 4 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.6. Экспертные опросы и экспертные оценки Сам. работа 2 2 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Эксперимент в политическом анализе Практические 2 2 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.8. Методы сбора данных Сам. работа 2 6 ОПК-3.2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Анализ и интерпретация данных
3.1. Кодирование данных прикладного исследования Практические 2 2 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.2. Кодирование данных прикладного исследования Сам. работа 2 4 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.3. Группировка и типологизация данных Практические 2 2 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.4. Качественные методы политического анализа Лекции 2 4 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2
3.5. Качественные методы политического анализа Сам. работа 2 4 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2
3.6. Количественные методы анализа данных Сам. работа 2 10 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
3.7. Описание данных политологического исследования Практические 2 4 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.8. Описание данных политологического исследования Сам. работа 2 9 ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9751

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В каких случаях необходимо проведение разведывательного исследования?
а. необходима дополнительная информация об объекте
б. сравнить несколько объектов исследования
в. отсутствует информация об объекте
г. нужно описание объекта
Ответ: а, в.

2. К какому типу относится исследование по теме «Отношение жителей Алтайского края к внешней политике России на современном этапе»?
а. описательное
б. разведывательное
в. аналитическое
г. повторное
Ответ: а.

3. Верно ли утверждение: «Сумма частот в секторной диаграмме может быть больше или меньше 100%»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

4. К какому уровню измерения относится вопрос: «Как Вы относитесь к современной внешней политике РФ?» с вариантами ответов:
«- полностью поддерживаю
- скорее поддерживаю
- скорее не поддерживаю
- не поддерживаю
- затрудняюсь ответить»
а. номинальному
б. порядковому
в. интервальному
г. относительному
Ответ: б.

5. Отличительным элементом аналитической записки от научного отчета по результатам эмпирических политологических исследований являются
а. Выводы и рекомендации
б. Таблицы
в. Титульный лист
г. Указание заказчика
Ответ: а.

6. По какому принципу осуществляется структурирование материала в аналитической записке?
а. В соответствии с порядком вопросов инструментария
б. По порядку задач исследования
в. По желанию заказчика
г. По желанию исследователя
Ответ: б.

7. Метод поэтапного опроса экспертов с согласованием экспертных оценок после каждого этапа – это метод …
а. круглого стола
б. брейнсторминга
в. синектики
г. дельфи
Ответ: г.

8. На каком уровне измеряется переменная «Стаж членства в партии»?
а. номинальном
б. порядковом
в. интервальном
г. относительном
Ответ: в.

9. Какие задачи решает традиционный (структурно-функциональный) анализ текста:
а. устанавливает достоверность текста
б. характеризует автора текста
в. дает количественные характеристики текста
г. выявляет оценочно-эмоциональную направленность теста
Ответ: а, б.

10. Как называется список вопросов в анкете о социально-демографических характеристиках респондента?
а. вводные
б. паспортичка
в. социальный портрет
г. вопросы-фильтры
Ответ: б.

11. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: в.

12. Таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой
а. отражением 2 признаков
б. отсутствием внутренней сетки
в. суммированием значений каждой признака по вертикали и горизонтали
г. отражением данных в процентах
Ответ: а, в.

13. Верно ли утверждение: «В интервале 46-60 лет нижнюю границу составляет 46 лет»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

14. Где в аналитической записке по итогам прикладного политологического исследования располагает табличная база данных?
а. По ходу изложения материала
б. Перед выводами и рекомендациями
в. В приложении
Ответ: в.

15. Верно ли утверждение: "В интервале 2016 - 2021 гг. верхней границей является 2016 год"?
• Верно
• Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Характеристика информационной базы исследования, означающая соответствие сведений источника характеристикам объекта исследования, –
Ответ: репрезентативность

2. Если исследователю необходимо проанализировать степень представленности в объекте двух признаков одновременно, какой тип таблиц он будет использовать?
Ответ: таблицу взаимной сопряженности признаков.

3. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены секторной диаграммой: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: Секторная диаграмма – это круговая диаграмма, сумма значений вариантов признака в которой может быть равна только 100%. В примере респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма их ответов больше 100%.

4. Как называется графическое изображение, в котором высота и ширина серии столбцов иллюстрируют данные по одной или нескольким переменным?
Ответ: столбиковая гистограмма.

5. По какой методике проводится анализ состояния организации, института и их окружающей среды с целью определения стратегии развития?
Ответ: SWOT-анализ

6. На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» 12,9% школьников 8 класса ответили «да», 26,3% – «скорее да». Среди школьников 10 классов ответы распределились следующим образом: «да» − 14,1%, «скорее да» − 37,8%. Эти данные показывают тенденцию … патриотической идентификации по мере взросления школьников.
Ответ: роста.

7. Какой тип исследования позволяет получить характеристику объекта и его отдельных элементов?
Ответ: описательное исследование.

8. Какая характеристика информационной базы исследования означает соответствие сведений источника реальным политическим событиям?
Ответ: достоверность.

9. Какие документы составляют инструментарий анкетирования?
Ответ: анкета.

10. Как при проведении контент-анализа называются ключевые понятия, наличие которых устанавливается в тексте?
Ответ: категории анализа.

11. Примером какого типа наблюдения (по роли наблюдателя) является наблюдение встречи депутата с избирателями?
Ответ: невключенного.

12. Как в политическом анализе называется любая подгруппа генеральной совокупности, выделенная для непосредственного изучения в ходе исследования
Ответ: выборочная совокупность

13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования – это …
Ответ: гипотеза исследования.

14. Дайте определение понятию «задачи исследования».
Ответ: это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

15. Что в программе прикладного исследования понимается под объектом исследования?
Ответ: конкретный фрагмент политического или общественного процесса, где существует изучаемая проблема и который подвергается непосредственному изучению.

16. Показатель меры подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности, который измеряется в процентах, – это …
Ответ: Ошибка выборки

17. Дайте определение переменной.
Ответ: это эмпирически наблюдаемое свойство объекта, которое может принимать более одного значения.

18. Как называется переменная, которая меняет свое значение под воздействием других переменных или при их изменении?
Ответ: зависимая переменная.

19. Дайте определение понятию «предмет исследования».
Ответ: это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, фиксация и анализ которых особенно значимы для решения задач исследования.

20. В чем состоит главное отличие наблюдения от других методов сбора данных?
Ответ: его невозможно повторить.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Прикладное политологическое исследование, его структура.
2. Типы прикладного политологического исследования.
3. Программа прикладного политического исследования, ее структура
4. Теории и гипотезы в политическом анализе.
5. Информационная база прикладного политического исследования, ее характеристики.
6. Проблема выборки в прикладном политологическом исследовании.
7. Технология расчета выборочной совокупности. Ошибка выборки.
8. Типы выборок в прикладном исследовании политического процесса.
9. Анкетирование.
10. Интервьюирование.
11. Контент-анализ: технология проведения, виды.
12. Наблюдение как метод сбора информации, его особенности и технология
13. Экспертный опрос, его виды, порядок проведения.
14. Метод «фокус-группы», технология его применения.
15. Технология подготовки и проведения эксперимента.
16. Измерение в прикладном политологическом исследовании, его уровни и принципы.
17. Кодирование данных в прикладном исследовании.
18. Группировка и типологизация данных.
19. Качественный анализ данных, его особенности и методы.
20. Описание данных, составление отчета по исследованию.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте обоснование, объект, предмет, цель и задачи исследования, определите тип стратегического плана по теме «Оценка современного избирательного законодательства жителями Алтайского края».
2. Определите типы вопросов и шкал в анкете.
3. Рассчитайте объем выборки n для генеральной совокупности N=700000 при γ=0,99 и допустимой ошибке выборки.
4. Рассчитайте серийную выборку для генеральной совокупности N=40 000 с допустимым уровнем точности при условии, что N состоит из 3 групп, равных 18 000, 12 000 и 10 000 объектов.
5. Рассчитайте простую случайную выборку n=30 для генеральной совокупности N=180 (по списку телефонов).
6. Определите объем выборочной совокупности при условии, что генеральная совокупность равна 80000, доверительная вероятность – 0,95, а ошибка выборки составляет ± 2% (запишите условие и решите задачу).
7. Составьте инструкцию наблюдателю митинга
8. Поведите контент-анализ фрагмента текста
9. Определите объект исследования для экспертного опроса по теме «Роль лоббизма в процессе принятия решений в Алтайском крае»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Туронок С.Г. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. Ч.1-2 : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-1; https://biblio-online.ru/book/4D10E4F3-DB0C-4B76-8AFD-669FD18343DC/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-2
Л1.3 Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.4 Мангейм Д. Б. Политология. Методы исследования: пер. с англ М. : Изд-во Весь Мир, 1997
Л1.5 под ред. В. А. Семенова, В. Н. Колесникова Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие : [для бакалавров] СПб. : Питер, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боришполец К.П. Методы политических исследований: : учебное пособие М.: Аспект -Пресс, 2005
Л2.2 К. В. Симонов Политический анализ: учеб. пособие для вузов М. : Логос, 2002
Л2.3 Э. Н. Ожиганов Стратегический анализ политики. Теоретические основания и методы: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2006
Л2.4 Шашкова Я.Ю. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Политический анализ и прогнозирование portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э3 Единый архив экономических и социологических данных sophist.hse.ru/
Э4 Левада-центр www.levada.ru/
Э5 ФОМ fom.ru/
Э6 ВЦИОМ wciom.ru
Э7 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент ecsocman.hse.ru
Э8 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э9 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э10 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э11 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.База данных "Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)", №2016621561 от 24.11.2016 (на диске)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прикладные исследования принципиально отличается от теоретической политологии, поэтому студентам необходимо осознать их особенности, роль в исследовании общественных и политических процессов и профессиональной деятельности политологов и регионоведов, понять различие политического анализа и политической аналитики.
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Анализ общественно-политических процессов» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о технологиях анализа политических процессов и явлений,принципах интерпретации полученных данных. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Анализ общественно-политических процессов» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС ВО, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса, научиться самостоятельно формулировать исследовательские гипотезы и проверять их на различных массивах эмпирических данных.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу, сделать выписки и конспекты, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению технических приемов и методов сбора данных в политическом анализе. При их изучении студенты должны четко ответить на вопрос: «Как провести исследование тем или иным методом?». Отсюда главное внимание необходимо обратить именно на технологию реализации каждого метода, этапы подготовки и проведения исследования при каждом методе, требуемый инструментарий, его структуру и правила составления, наличие или отсутствие специальных требований к поведению исследователя. По результатам изучения студенты должны научиться составлять анкету и программу контент-анализа, проводить опрос, наблюдение, контент-анализ текста и СМИ, «фокус-групповое» исследование.
Еще один важный блок, требующий значительной подготовки и самостоятельной работы, – по количественным методам анализа политических явлений. Основное внимание должно быть уделено не запоминанию формул, а четкому осознанию смысла описываемых ими операций и условий применения каждой их них.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на занятиях проблем или акцентируют внимание на различных аспектах технологий политического анализа. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практических занятий дополнительно рекомендуемой литературы включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку выступлений, выполнение заданий по темам практических занятий, написание программы эмпирического исследования.