МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по проектированию образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык и Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АиК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5
курсовой проект: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Аюченко А.Е.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по проектированию образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование способности будущего педагога проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам)совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
ОПК-3.3. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование образовательных программ
1.1. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины" Лабораторные 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины" Сам. работа 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Функции рабочих программ учебных дисциплин Лабораторные 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Функции рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Виды рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Лабораторные 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Способы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Лабораторные 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Способы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Структура рабочих программ учебных дисциплин Лабораторные 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Структура рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Дидактические нормативы проектирования рабочей программы учебной дисциплины Сам. работа 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Дидактические нормативы проектирования рабочей программы учебной дисциплины Лабораторные 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Фонд оценочных средств Лабораторные 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Фонд оценочных средств Сам. работа 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Технология тестового контроля результатов обучения Лабораторные 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Технология тестового контроля результатов обучения Сам. работа 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля представлены на образователном портале

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационнокоммуникационных технологий)

ПРИМЕРЫ ЗАКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти называется ...
A. федеральный государственный образовательный стандарт
B. учебный план
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

2. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации называется ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. образовательная программа
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

3. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся - это ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. учебный план
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

4. Нормативный документ, раскрывающий содержание основных знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение в учебном заведении, называется ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. учебный план
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

5. Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, называется ...
A. индивидуальный
B. особый
C. рабочий
D. личный

6. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, называется ...
A. адаптированная
B. особая
C. рабочая
D. личная

7. Физическое лицо, осваивающее образовательную программу, называется ...
A. обучающийся
B. ученик
C. преподаватель
D. объект

8. Концентрический, линейный, спиралеобразный - это ...
A. способы разработки программы
B. виды программы
C. принципы разработки программы
D. компоненты программы

9. Рабочая программа учебной дисциплины выполняет функции ...
A. концентрическую и линейную
B. организационно-методическую и содержательную
C. образовательную, воспитательную, развивающую

10. Совокупность разработанных и утвержденных образовательной организацией оценочных средств представляющих собой комплекс заданий различного типа с ключами правильных ответов, включая критерии оценки, и используемых при проведении оценочных процедур (текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой (итоговой) аттестации) с целью оценивания достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы и (или) результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам - это ...
A. фонд оценочных средств
B. контрольные работы
C. тесты
D. контрольные задания

11. Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - это ...
A. методы обучения
B. формы организации обучения
C. средства обучения
D. технологии обучения

12. Требования полноты отражения программами содержания образования, конкретности фиксации в программе его элементов, процессуальности программы, целостности отражения программами содержания образования, единства теоретических основ построения программ, взаимосвязи программ - это ...
A. закономерности обучения
B. принципы проектирования рабочих программ
C. средства обучения
D. технологии обучения

13. Виды рабочих программ учебных дисциплин
A. линейные, концентрические, спиралеобразные
B. типовые и авторские, рабочие и примерные, комплексные и парциальные
C. репродуктивные и продуктивные
D. основные и дополнительные

14. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач - это ...
A. компетенция
B. знания
C. творчество
D. умения

15. Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
A. уровень образования
B. качество образования
C. аккредитация
D. лицензирование

Ключ:

1. A
2. B
3. B
4. C
5. A
6. A
7. A
8. A
9. B
10. A
11. C
12. B
13. B
14. A
15. A

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ

1. Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, называется _______ образования

2. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти называется _____________

3. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации называется _____________

4. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся - это _____________

5. Федеральная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы называется ________

6. Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, называется __________

7. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, называется _____________

8. Физическое лицо, осваивающее образовательную программу, называется ________________

9. Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы - это _______________ образования

10. Совокупность разработанных и утвержденных образовательной организацией оценочных средств представляющих собой комплекс заданий различного типа с ключами правильных ответов, включая критерии оценки, и используемых при проведении оценочных процедур (текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой (итоговой) аттестации) с целью оценивания достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы и (или) результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам - это __________________

11. Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы - это ____________ образования

12. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач - это ... (компетенция)

13. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности - это ______________

14. Нормативный документ, раскрывающий содержание основных знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение в учебном заведении, называется ________________

15. Типовые и авторские, рабочие и примерные, комплексные и парциальные - это ______________ рабочих программ

16. Требования полноты отражения программами содержания образования, конкретности фиксации в программе элементов содержания образования, процессуальности программы, целостности отражения программами содержания образования, единства теоретических основ построения программ, взаимосвязи программ - это ______________ разработки рабочих программ)

17. Линейный, концентрический, спиралеобразный и смешанный - это ____________ рабочих программ

18. Вербально-репродуктивный, деятельностно-репродуктивный и продуктивный - это __________________

19. Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - это ________________

20. Учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы - это ____________ образовательная программа

Ключ:

1. уровень
2. федеральный государственный образовательный стандарт
3. образовательная программа
4. учебный план
5. основная
6. индивидуальный
7. адаптированная
8. обучающийся
9. направленность, профиль
10. фонд оценочных средств
11. качество образования
12. компетенция
13. квалификация
14. рабочей программой учебной дисциплины
15. типы,виды
16. принципы
17. способы построения
18. уровни усвоения
19. средства обучения
20. примерная

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности - это:
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
Правильный ответ : 2

2. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, -это:
1. Педагогическая деятельность
2. Инновационная деятельность
3. Проектно-исследовательская деятельность
Правильный ответ : 2

3. Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике, -это:
1. Педагогическая праксиология
2. Педагогическое консультирование
3. Педагогическая инноватика
Правильный ответ : 3

4. Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведенных примеров выберите правильный.
1. К.Д. Ушинский.
2. А.С. Макаренко.
3. Я.А. Коменский.
Правильный ответ : 3

5. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1. Педагогическое моделирование
2. Педагогическое конструирование
3. Педагогическое проектирование
4. Инновационный процесс
Правильный ответ: 1

6. Учебное занятие, основанное на коммуникативных универсальных учебных действиях:
1. Урок информационного поиска
2. Урок прогнозирования
3. Урок-спектакль
Правильный ответ : 3

7. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности, - это:
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
Правильный ответ : 3

8. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Общеучебным действиям
Правильный ответ : 3

9. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:
1. Регулятивным действиям
2.Коммуникативным действиям
3.Познавательным действиям
Правильный ответ : 1

10. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1. Педагогические тесты
2. Портфолио учебных достижений
3. Рейтинговую систему оценивания
4. Образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

11. Построение образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона - это:
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
Правильный ответ : 1

12. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1. Программой развития учреждения
2. Образовательной программой
3. Положением об образовательном учреждении
4. Уставом образовательного учреждения
Правильный ответ: 4

13. Объектами педагогического проектирования являются:
1. Педагогические системы
2. Педагогический процесс
3. Педагогические ситуации
4. всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

14. Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач, урок контроля, урок оценки является:
1. Структура учебной деятельности
2. Приемы активизации познавательного интереса
3. Способы организации общения
Правильный ответ: 1

15. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, - это:
1. Методический прием
2. Правило
3. Метод
Правильный ответ : 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, – это …
Правильный ответ: педагогический процесс.

2. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества -....
Правильный ответ: воспитание.

3. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

4. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

5. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств
Правильный ответ: поощрение.

6. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностный.

7. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами
Правильный ответ: проективными.

8. Кто из педагогов определил процесс обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников?
Правильный ответ: Ю. К. Бабанский.

9. Верно ли утверждение о том, что необходимо ли планировать проведение специальных “мотивационных” моментов на уроке?
Правильный ответ: верно.

10. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это …
Правильный ответ: навы.к

11. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися это …
Правильный ответ: диспут.

12. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг
Правильный ответ: имитационный.

13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные …
Правильный ответ: услуги.

14. Чем отличается рабочая программа от учебного плана?
Правильный ответ: Учебный план регламентирует наименования дисциплин и их объем. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

15. Что включает в себя содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования?
Правильный ответ: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

16. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

17.Систему развивающего обучения какого автора называют технологией раннего интенсивного всестороннего развития?
Правильный ответ: Занков.

18. Субьектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это
Правильный ответ: развивающее обучение.

19. Какова позиция ученика в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: самопознание, самоопределение, самореализация.

20. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это
Правильный ответ: интерактивное обучение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Рабочая программа учебной дисциплины как компонент образовательной программы
2. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины"
3. Виды рабочих программ учебных дисциплин
4. Функции рабочих программ учебных дисциплин
5. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин
6. Способы проектирования рабочих программ учебных дисциплин
7. Структура рабочих программ учебных дисциплин
8. Дидактические нормативы проектирования рабочей программы учебной дисциплины
9. Фонд оценочных средств как компонент рабочей программы учебной дисциплины
10. Технология тестового контроля результатов обучения
11. Компетентностно ориентированный подход к проектированию рабочей программы учебной дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование образовательных программ Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Проектирование образовательных программ ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Проектирование образовательных программ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.