МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы оперативно-розыскной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_9кл
Часов по учебному плану 92
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 92 92 92 92

Программу составил(и):
Преподаватель, Стрельникова Н.С.

Рецензент(ы):
Препод., Евтифеев О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Основы оперативно-розыскной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Правоохранительная деятельность Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Основы оперативно-розыскной деятельности" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются:
1. Получение комплекса теоретических знаний, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей, связанных с применением знаний в области оперативно-розыскной деятельности.
2. Получение образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
3. Формирование практических умений и навыков проведения оперативно-розыскных мероприятий.
4. Формирование правового сознания, убежденности в необходимости строгого соблюдения законов при обеспечении выявления, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14 Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6 Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8 Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9 Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10 Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 1.13 Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовую основу оперативно-розыскной деятельности в деятельности правоохранительных органов
- организацию службы оперативных подразделений
- правила оформления документов, используемых в оперативно-розыскной деятельности
- основные правила ведения секретных работ
- особенности организации оперативно-розыскной деятельности в правоохранительных органах
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
-использовать огнестрельное оружие;
-обеспечивать законность и правопорядок
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выполнением оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в изучение оперативно-розыскной деятельности
1.1. Оперативно-розыскная деятельность понятие, задачи, принципы Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Оперативно-розыскная деятельность понятие, задачи, принципы Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Правовые и нравственные основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Правовые и нравственные основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Правовые и нравственные основы оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности
2.1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Лица, содействующие оперативно-розыскным подразделениям Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Лица, содействующие оперативно-розыскным подразделениям Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Лица, содействующие оперативно-розыскным подразделениям Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.9. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Практические 6 6 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.10. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.11. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.12. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Обеспечение оперативно-розыскной работы
3.1. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.6. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.7. Понятие, виды, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Лекции 6 2 ПК 1.13, ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 14, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.8. Понятие, виды, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.9. Понятие, виды, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.10. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.12. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.13. Розыскная работа Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.14. Розыскная работа Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.15. Розыскная работа Практические 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прикреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ОРД 2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркушин А.Г. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. С. Дубоносов Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие М.: Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы ОРД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (http://www.sudrf.ru)
4. Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru)
5. Современное право – электронная версия юридического журнала (http://pravo.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Лекция (лат. lectio - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. Лекции требуют большой предварительной работы. Еще труднее выступить с нею, изложить содержащийся в ней материал.
Конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь. Студенты должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами. Первый: Студенты вносят в тетради только важные положения лекции, определения и выводы. Второй: Студенты максимально записывают всю речь лектора. Третий: Студенты вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации. Четвертый: Студенты только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий. За такой способ выступают преподаватели, знающие и использующие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде занятий. Противники такого способа, как правило, не используют диалог на лекции и считают, что главное на лекции - писать конспект. Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конспектам Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит: - название и план лекции; - основные положения лекции, в том числе выраженные через знаки-символы; - формулировки проблемных вопросов и задач; - наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной работе. 29 Между всеми зафиксированными в опорном конспекте положениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят дополнительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции. Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания преподавателем проблемы и наличия у студентов навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать. Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования лекции? Во-первых, надо постоянно учиться конспектированию до тех пор, пока конспект не станет их первым помощником в учебе. Во-вторых, надо выработать критерии приличного конспекта и приучиться их время от времени соотносить с ними свои записи. Это: - материал конспекта ясен и понятен; - конспект легко читается, расшифровывается; - способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей; - конспект - это запись смысла, а не текста лекции; - конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса. Конспект полезен лишь при условии систематической работы с ним - на занятиях и дома. Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изучении различных источников. Их структура и содержание зависят, наряду с умением студента вести конспекты, от избранного метода изучения источника
Подготовка к практическим занятиям.
Семинар или практические занятия по предмету в учебном процессе идут, как правило, за лекциями. На семинары выносятся не все, а только наиболее сложные темы курса. Студенты должны быть готовы ответить по каждому вопросу темы семинарских занятий, активно участвовать в работе семинара. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на семинарах оцениваются. В процессе подготовки ответов на вопросы, которые вынесены на обсуждение семинарских занятий, необходимо сначала подобрать литературу. Затем путем ее просмотра и выборочного чтения, необходимо найти те разделы книги, которые отвечают теме семинара. При этом имеется в виду, что приведенный после каждой темы список литературы носит рекомендационный характер, и при подготовке к семинару вы можете использовать только часть ее или использовать по своему желанию другие материалы. Используя конспект лекций, учебник, вспомогательные литературные источники составьте план ответа по каждому вопросу семинара. Есть два основных способа составления плана ответа. Первый – на основе работы с литературой во время чтения. Второй – его составление после глубокого ознакомления с разнообразными источниками, что даст возможность обобщить проделанную Вами работу. При таком подходе план получается более последовательным и логичным, т.к. исчезает соблазн переделать почти каждую мысль источника в один из пунктов Вашего плана. Составление плана-ответа может показаться простым делом. Но это далеко не так. Сложность заключается в том, что необходимо выяснить для себя строение и ход мыслей в изучаемых источниках, а затем сжато, ясно и лаконично выделить главное содержание проблемы. План может быть простым и развернутым. В первом случае записывается только порядок основных вопросов, которые необходимо раскрыть во время выступления на семинаре по той или иной проблеме. В отличие от простого в развернутом плане выделяется порядок освещения вопросов темы, складывается и записывается содержание ответа по каждой проблеме семинара. Могут быть цитаты, наиболее важные цифровые сведения, обобщения и выводы. На полях полезно отмечать страницы используемых в плане-ответе сведений, что поможет в нужный момент, быстро найти в книге необходимое место и обратить внимание слушателей на те или иные подходы автора. 23 Развернутый план поможет не только научиться логически формулировать Ваши мысли, но и сжато, аргументировано и убедительно выступить перед аудиторией. Рекомендуется взять на вооружение именно такой метод подготовки к семинарам. Понятно, он требует много времени и усилий, но сторицей. Ваши знания по курсу станут крепкими, глубокими, осмысленными. Постепенно сформируются навыки публичного выступления и научного отстаивания авторской мысли. Порядок проведения семинара примерно такой: преподаватель коротко формулирует тему, цель и задачи, вызывает по собственному желанию любого студента осветить одну из проблем темы. Все студенты должны быть готовыми выступить по любому вопросу семинарского плана. Сообщение должно быть кратким, аргументированным, рассчитанным на 3-5 минут. Сначала называется вопрос, который будет обсуждаться, потом, если Вы выступаете не первым, дайте оценку предыдущему выступающему, исправьте ошибки, если они допущены. После чего приступайте к освещению содержания своего вопроса, углубляя обсуждаемую тему, стремитесь не повторять уже сказанное товарищами и, наконец, делайте необходимые выводы. Главное на семинарских занятиях – глубокое, заинтересованное и активное обсуждение проблем. Творческие дискуссии оживляют занятия, способствуют глубокому, крепкому закреплению изучаемого материала. Для более глубокого изучения той или иной темы преподаватель может предложить подготовить сообщения, которые зачитываются и обсуждаются на семинаре.
Рекомендации к самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов представляет собой деятельность, основанную на собственных познаниях теоретических вопросов, а также нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Целями самостоятельной работы студентов являются: обучение определенным навыкам работы с нормативной базой, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения использовать справочную литературу; развитие и закрепление способностей к самостоятельному изучению, изложению как устно, так и в письменном виде, а также применению полученной информации. Для достижения поставленных целей самостоятельная работа студентов предполагает решение следующих задач: - продолжение изучение дисциплины вне аудиторных занятий в порядке, согласованном с преподавателем, - развитие интереса к действующему законодательству, существующей судебной практике, а также рассматриваемым проектам нормативно-правовых актов, - наработка собственной практики разрешения ситуаций, возникающих в сфере местного самоуправления; К формам самостоятельной работы студентов необходимо отнести: - повторение пройденного на лекциях и семинарах материала; - изучение при подготовке к семинарам нормативного материала; - чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы; - ознакомление с изменениями действующего законодательства; - анализ проектов новых нормативно-правовых актов; - подготовка докладов посредством самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами, судебной практикой и формирования собственного мнения, подкрепленного соответствующим обоснованием; - выполнение контрольных работ; - подготовка к экзамену. Самостоятельная работа представляет собой особую систему условий обучения, организуемых преподавателем, и состоящую из следующих этапов: 1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы с ссылками на конкретные учебник, учебное пособие, справочную литературу, нормативно-правовой акт. 3. Организация консультаций по выполнению заданий. 27 4. Непосредственная самостоятельная работа студентов. 5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.