МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Central Asia in International Cooperation System

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильРегиональные аспекты международного сотрудничества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_РАМС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., зав. кафедрой, Чернышов Ю.Г.;к.и.н., доцент, Курныкин О.Ю.;к.и.н., доцент, Малышева Н.С.;к.и.н., доцент, Казакова О.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Central Asia in International Cooperation System

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - дать представление о факторах, определяющих положение и стратегию стран Центральной Азии в глобальной политике, о региональном сотрудничестве и взаимодействии государств Центральной Азии, в том числе с Российской Федерацией.
В Модуле 1 дается введение в курс; рассматривается реализация глобальных целей ООН в регионе ЦА.
В Модуле 2 рассматриваются внутренние и внешние угрозы безопасности и развитию региона, а также потенциал сотрудничества государств Центральной Азии в региональном и межрегиональном формате.
В Модуле 3 рассматриваются роль и место Центральной Азии во внешней политике РФ и основные направления многостороннего и двустороннего сотрудничества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен вести научно-исследовательскую работу в области международного сотрудничества с учетом региональной специфики
ПК-1.1 Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере международного и регионального сотрудничества
ПК-1.2 Умеет проводить анализ источниковой и библиографической базы, формулировать цель и задачи научного исследования с учетом теоретических, информационных и методических особенностей проблемы
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов научноисследовательской работы с использованием информационнокоммуникационных технологий
ПК-3Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества с учетом региональной специфики
ПК-3.1 Знает специфику и формы профессиональной экспертизы в области международного сотрудничества с учетом региональной специфики
ПК-3.2 Умеет формировать экспертную оценку в соответствии с интересами заказчика
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности культурного, экономического и политического развития стран ЦА на современном этапе;
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать сценарии регионального и межрегионального сотрудничества с участием стран ЦА;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулировками экспертных заключений и методами прикладного анализа в сфере международных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модуль 1.Реализация Целей Устойчивого Развития ООН в России и странах Центральной Азии
1.1. Введение в курс Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1
1.2. Индивидуальное задание Сам. работа 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Устойчивое развитие и ЦУР ООН 2020 Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1
1.4. Социально-экономические цели Практические 3 4 Л1.2, Л2.1
1.5. Индивидуальное задание Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
1.6. Окружающая среда и изменение климата Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1
1.7. ЦУР в России и Центральной Азии Практические 3 4 Л1.2, Л2.1
1.8. Индивидуальное задание Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Модуль 2. Регионы в системе международного сотрудничества (опыт Центральной Азии)
2.1. Центральноазиатский регион: концепция, структура, границы Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Основные вызовы и угрозы безопасности государств Центральной Азии Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Проект «Один пояс, один путь» и геоэкономика Центральной Азии Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Состояние и перспективы сотрудничества государств ЦА в гуманитарной сфере Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Индивидуальное задание Сам. работа 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Пути решения водной проблемы в Центральной Азии Практические 3 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Индивидуальное задание Сам. работа 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Модуль 3. Центральноазиатский вектор внешней политики РФ
3.1. Стратегия РФ в странах Центральной Азии: концептуальные основы Лекции 3 2 Л1.1
3.2. Экономические аспекты отношений РФ и стран ЦА Практические 3 2 Л1.1
3.3. Индивидуальное задание Сам. работа 3 8 Л1.1
3.4. Интересы РФ в Центральной Азии: аспекты безопасности Лекции 3 2 Л1.1
3.5. «Мягкая сила» РФ в Центральной Азии Практические 3 2 Л1.1
3.6. Индивидуальное задание Сам. работа 3 8 Л1.1
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 3 20 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2850
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите три подхода к изучению культурных явлений.
а. философский
б. антропологический
в. экономический
г. социологический
ОТВЕТ: абг
Вопрос 2. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется
а. сегрегация
б. аккультурация
в. сепарация
ОТВЕТ: в
Вопрос 3. Этнический стереотип - это
а. устойчиво представление о моральных, умственных, физических качествах этнического сообщества, характерных для тех или иных этнических общностей
б. средство общения, передачи информации от одной культуры к другой, которое осуществляются во всех сферах культуры на основе уважения самобытности каждой из культур
в. процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. Какое из определений ассимиляции является неверным?
а. ассимиляция – это процесс, в результате которой члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте
б. ассимиляция – это потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена их чертами другого общества
в. ассимиляция – это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
ОТВЕТ: в
Вопрос 5. Выберите два верных определения цивилизации
а. политическая форма устройства общества на определённой территории
б. ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации
в. совокупность материальных и духовных достижений общества
ОТВЕТ: бв
Вопрос 6. Выберите две характеристики цивилизации Центральной Азии.
а. на Центральную Азию большое влияние оказала китайская культура
б. благодаря Великому Шелковому пути в регионе пересекались восточная и западная культуры
в. язык и религия государств Центральной Азии сформировались под влиянием японской культуры
ОТВЕТ: аб
Вопрос 7. Какая религия преобладает в Центральной Азии?
а. ислам
б. христианство
в. иудаизм
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Мультикультурализм - это
а. позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых форм знания
б. политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий
в. политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. Выберите три объекта Центральной Азии, признанных ЮНЕСКО памятниками мирового культурного наследия
а. Исторический центр Бухары (Узбекистан)
б. Река Сырдарья
в. Таджикский национальный парк «Горы Памира»
г. Западный Тянь-Шань
ОТВЕТ: авг
Вопрос 10. Культурная идентичность - это
а. сознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём само отождествления с её культурными образцами
б. форма социальной идентичности, отмечающая принадлежность к определенным группам, которые разделяют общую борьбу за определенную форму власти
в. чувство нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. Что характерно для антропологического подхода в изучении культуры?
а. рассмотрение культуры как определенной структурированной системы ценностей, признаваемых тем или иным социумом
б. рассмотрение культуры как одной из подсистем общества со свойственными ей целями, ценностями, нормами, функциями
в. рассмотрение генезиса культуры через развитие человека; анализ культуры первобытных племен
ОТВЕТ: в
12. Что является цивилизационным своеобразием Центральной Азии?
а. полиэтничность населения
б. высокий уровень урбанизации
в. влияние на культуру греческой философии
ОТВЕТ: а
13. Туркестан - это
а. государство, расположенное в Памире
б. исторический регион Центральной Азии, населённый народами тюркского происхождения
в. акватория Каспийского моря
ОТВЕТ: б
14. Какое из государств Центральной Азии ближе всего в языковом и культурном отношении к Ирану?
а. Казахстан
б. Кыргызстан
в. Таджикистан
ОТВЕТ: в
Вопрос 15. Что относится к традиционным чертам культур центральноазиатского региона?
а. демократичность
б. ритуализованность правил поведения и этикета
в. индивидуализм
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные причины межэтнических конфликтов в Центральной Азии.
Ответ: к основным причинам можно отнести полиэтничность центральноазиатских государств, сложившихся исторически; и практика произвольного изменения территориальных границ, существовавшая до получения этими государствами независимости. Конфликты также усугубляются социально-экономическими проблемами в странах региона.
2. Кем и в каком значении был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»?
Ответ: Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности.
3. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»?
Ответ: К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы».
4. Что такое «информационная война»?
Ответ: Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника.
5. Почему регион Центральной Азии исторически считался транзитным регионом?
Ответ: через территорию региона проходил Великий Шелковый путь, по которому осуществлялся обмен товарами, идеями, изобретениями, между древними культурными центрами.
8. Какие бывают этнические стереотипы?
Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.
9. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
Ответ: выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.
10. Что такое «культурная интеграция»?
Ответ: понятие «культурная интеграция» включает представление о состоянии внутренней целостности культуры и согласованности между ее различными элементами. Данный термин впервые появился в трудах американских культурологов.
11. Дайте определение термину «ассимиляция».
Ответ: тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность.
12. Что предполагает глобализация культуры?
Ответ: процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации.
13. Цивилизация - это
Ответ: пространственно-временной культурно-экономический континуум с собственными идеями, ценностями и т.д.
14. В чем специфика цивилизации Центральной Азии?
Ответ: Цивилизация Центральной Азии объединила в себе две составляющие – цивилизации кочевников и оседлых земледельцев. Находясь между Ближневосточной (вавилонской, эллинской и т.д.) и Азиатской (китайской, индийской, арабской) цивилизациями, страны Центральной Азии активно интегрировали лучшие аспекты этих культур.
15. Что является основой межкультурного диалога?
Ответ: межкультурный диалог нацелен на предоставление равных прав всем членам общества вне зависимости от национальной, религиозной, языковой принадлежности. Основой его становятся общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека.
16. Назовите уровни диалога культур.
Ответ: личностный, этнический, межнациональный, цивилизационный.
17. Охарактеризуйте культурные ценности Казахстана.
Ответ: уважение к старшим, миролюбие и терпимость, открытость к общению, гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром.
18. В чем историко-культурное различие Узбекистана и Казахстана?
Ответ: для Узбекистана исторически характерна оседлость и культура, тяготеющая к арабо-мусульманской ветви, а для Казахстана - степное кочевье и культура, тяготеющая к тюркской ветви.
19. Какие факторы позволяют гармонично существовать культуре Казахстана и Узбекистана?
Ответ: родственная языковая семья, близость традиционной устной культуры, происхождение от общих предков.
20. Охарактеризуйте исторический подход к изучению культуры.
Ответ: исторический подход - один из первых подходов к анализу культуры. С его помощью происходит накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений.
Вопрос 1. Объект исследования в международных отношениях - это
а. весь комплекс взаимодействия между акторами на международной арене
б. международные конфликты и войны
в. экономическое сотрудничество между государствами
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Какое название центральноазиатскому региону дал политолог З. Бжезинский?
а. "Евразийские Балканы"
б. "Азиатские Афины"
в. "Восточные земли"
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Какое название используется в науке как синоним "Центральная Азия"?
а. Евразия
б. Средняя Азия и Казахстан
в. Южная Сибирь
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. Кто ввел в научный оборот понятие «Центральная Азия»?
а. Семенов Тянь-Шанский
б. Гумбольдт
в. Пржевальский
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Современные межгосударственные границы в Центральной Азии оформились в результате:
а. территориального разграничения между Бухарским эмиратом, Кокандским и Хивинским ханствами
б. завоевания Средней Азии Российской империей
в. Национально-территориального размежевания 1924–1925 гг.
ОТВЕТ: в
Вопрос 6. Членами Евразийского экономического союза являются:
а. Казахстан, Киргизия, Туркменистан
б. Казахстан, Киргизия, Россия
в. Казахстан, Таджикистан, Киргизия
Ответ: б
Вопрос 7. Российская военная база создана на территории:
а. Туркмении
б. Узбекистана
в. Таджикистана
ОТВЕТ: в
Вопрос 8. Основная часть водных ресурсов Центральной Азии сконцентрирована в
а. Казахстане и Киргизии
б. Киргизии и Таджикистане
в. Таджикистане и Туркмении
Ответ: б
Вопрос 9. В каком оду было учрежден Евразийское экономическое пространство?
а. 2010 г.
б. 2012 г.
в. 2014 г.
ОТВЕТ: б
Вопрос 10. По мнению ученых, Кыргызстан можно классифицировать как
а. «условного партнера-союзника» РФ
б. «условно-независимого партнера» РФ
в. «безусловного партнера-союзника» РФ
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. С каким государством Евразийский экономический союз имеет соглашение о свободной экономической зоне?
а. с Китаем
б. с Японией
в. с Вьетнамом
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. Когда вступил в силу Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии?
а. в 2009 г.
б. в 2017 г.
в. в 2023 г.
ОТВЕТ: а
Вопрос 13. С точки зрения безопасности наиболее уязвимыми государствами Центральной Азии являются
А. Казахстан и Кыргызстан
Б. Узбекистан и Таджикистан
В. Туркменистан и Казахстан
ОТВЕТ: б
Вопрос 14. Какая страна является главным получателем российской экономической помощи?
А. Кыргызстан
Б. Казахстан
В. Узбекистан
ОТВЕТ: а
Вопрос 15. Программа международного содействия по развитию Центральной Азии включает
а. военную помощь и экспертную поддержку
б. субсидированные поставки топлива, погашение долгов и прямые денежные инвестиции
в. денежные переводы и свободное перемещение рабочей силы
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные теоретико-методические подходы к исследованию международных отношений
Ответ: политический реализм, либерализм, конструктивизм, неомарксизм.
2. В чем заключается метод ивент-анализа?
Ответ: методика заключается в сравнении различных событий, которые собираются, подсчитываются и описываются в терминах количества, численности участников, продолжительности и масштабов политического взаимодействия.
3. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны количественных исследований в международных отношениях.
Ответ: преимущество количественных методов в том, что они позволяют обработать большой массив информации. Недостаток – такие методы не дают комплексной оценки происходящего.
4. В чем различие между «открытым» и «закрытым» регионализмом?
Ответ: «Закрытый» регионализм ориентирован «вовнутрь» и базируется на основе преференций для его участников. «Открытый» регионализм вписывается в процессы экономической глобализации и не предусматривает жесткого протекционизма.
5. Какие внешние игроки оказывают влияние на страны Центральной Азии и в каких областях?
Ответ: Россия (военно-политическая сфера, безопасность, культура, миграция); Китай (экономика – доступ к энергоресурсам региона, инвестиции, система образования); США и ЕС (политика, экономика, культура), Турция (система образования, культурно-языковая общность на основе пантюркизма).
6. Между какими этническими группами произошли столкновения в Ошской области Киргизии в 2010 г.?
Ответ: столкновения произошли между киргизами и узбеками.
7. Какие проблемы создает афганский кризис для стран Центральной Азии?
Ответ: основными угрозами для центральноазиатских государств являются наркотрафик через территорию ЦА, распространение в регионе идей радикального исламизма, деятельность исламистских организаций, направленная на ликвидацию светских основ государственности.
8. Каковы последствия обмеления Аральского моря?
Ответ: обмеление Арала привело к ликвидации рыбного промысла, пыльным бурям, в результате которых разносятся соль и ядохимикаты на большие расстояния, росту заболеваемости, детской и материнской смертности среди местного населения из-за ухудшения экологической ситуации.
9. Каковы последствия массовой миграции в Россию из стран Центральной Азии?
Ответ: Трудовая миграция из стран ЦА в Россию приводит к пополнению бюджета за счет денежных переводов мигрантов, снижает уровень безработицы в этих странах в условиях быстрого демографического роста, повышает уровень квалификации рабочей силы, укрепляет культурное влияние России в странах ЦАР.
10. К каким последствиям для Казахстана может привести масштабное гидротехническое строительство в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР?
Ответ: Увеличение водозабора из трансграничных рек Иртыш и Или может привести к существенному уменьшению водостока этих рек, ухудшению водоснабжения населения Казахстана и обмелению озера Балхаш.
11. Какие демографические тенденции характерны для региона Центральной Азии?
Ответ: рост населения, преобладание молодёжи, большое количество детей в семье и увеличение продолжительности жизни.
12. С какими социально-экономическими вызовами сталкивается регион Центральной Азии?
Ответ: в условиях интенсивного прироста населения актуальной проблемой является обеспечение продовольствием. Также в странах ЦА изношена транспортная, энергетическая и водно-ирригационная инфраструктура.
13. Какие страны играют ключевую роль в Центральной Азии с точки зрения геополитического и стратегического влияния?
Ответ: Китай, Россия и США.
14. Что такое многогранная дипломатия, применительно к странам Центральной Азии?
Ответ: многогранная дипломатия означает развитие отношений со всеми крупными державами в Центральной Азии, подразумевает «открытые двери» для всех стран, которые готовы к сотрудничеству.
15. Почему в советской науке вместо Центральной Азии использовалось название «Средняя Азия и Казахстан»?
Ответ: в советское время регион называли не «пять государств Центральной Азии», а «Средняя Азия и Казахстан», поскольку значительная часть территории Казахстана находится на юге Западной Сибири и в географической области Европы. Казахстан считает себя не азиатской, а евразийской страной.
16. Назовите известных российских политологов, занимающихся исследованием Центральной Азии.
Ответ: Малашенко А., Турчинов В., Попов О.
17. В чем преимущество культурно-исторического подхода, применяемого в страноведении?
Ответ: этот подход придает значительное внимание культуре, истории и традициям страны. Он анализирует особенности национальной культуры, языка, религии, обычаев и исторического развития для лучшего понимания страны и ее населения.
18. В чем особенность геополитического положения Узбекистана?
Ответ: Узбекистан расположен в центре Центральной Азии и является наиболее населенной и экономически развитой страной в регионе. Его географическое положение является мостом между востоком и западом, а также между севером и югом, что придает стратегическое значение в транзитных маршрутах и экономическом взаимодействии.
19. Что характерно для культуры Таджикистана?
Ответ: Культура Таджикистана сильно отражает влияние иранской (персидской) культуры, что отражается в литературе, архитектуре, музыке. Ислам, который является государственной религией Таджикистана и оказывает сильное влияние на его историческое и культурное развитие.
20. К какому типу международных организаций относится ЕАЭС?
Ответ: ЕАЭС относится к типу региональных экономических интеграционных организаций.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Когда и где появилось понятие «устойчивое развитие»?
а. на саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году
б. на конференции по экологическим проблемам в 1999 году
в. на саммите тысячелетия в 2000 году
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Что означает «устойчивое развитие» на практике?
а. поиск баланса между интересами общества, экономического развития и экологической безопасности
б. стабильный рост экономики и благосостояния общества
в. охрана окружающей среды, экологическая безопасность
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. В каком году были приняты Цели в области устойчивого развития?
а. 2015 г.
б. 2016 г.
в. 2000 г.
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. Какая программа была предшественницей ЦУР?
а. Мировая экологическая программа
б. Цели развития тысячелетия
в. Мировое устойчивое развитие
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Для кого была разработана Повестка 2030?
а. для бизнеса
б. для правительств
в. для всех
ОТВЕТ: в
Вопрос 6. В какой сфере сосредоточены крупнейшие российские инвестиции в Кыргызстане и Таджикистане?
а. нефтедобывающий комлекс
б. разведка запасов природного газа
в. производство электорэнерии
ОТВЕТ: в
Вопрос 7. Что преимущественно экспортирует РФ в страны Центральной Азии?
а. продукцию машиностроения
б. химические продукты
в. продовольственное сырье
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Какая страна ЦА является наиболее зависимой от денежных переводов трудовых мигрантов?
а. Казахстан
б. Таджикистан
в. Туркменистан
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. Выберите три приоритетных направления экономического сотрудничества РФ и Казахстана.
а. регулирование миграционных потоков
б. добыча нефти и газа
в. электроэнергетика
г. финансы и мобильная связь
ОТВЕТ: бвг
Вопрос 10. Выберите две региональные организации, в задачи которых входит военно-техническое сотрудничество РФ и стран Центральной Азии.
а. ОДКБ
б. ОБСЕ
в. ШОС
ОТВЕТ: ав
Вопрос 11. В каком городе находится Антитеррористический центр Содружества Независимых Государств?
а. Душанбе
б. Астана
в. Москва
ОТВЕТ: в
Вопрос 12. С кем сотрудничает РФ в области поддержки Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотрафиком?
а. с НАТО
б. с Китаем
в. с Управлением ООН по наркотикам и преступности
ОТВЕТ: в
Вопрос 13. Так называемый Северный маршрут нелегальной транспортировки наркотиков пролегает по маршруту
а. Афганистан-Центральная Азия-Россия-Европа
б. Центральная Азия-Россия
в. Афганистан-Россия
ОТВЕТ: а
Вопрос 14. В какой стране ЦА самый низкий процент русского населения?
а. Казахстан
б. Кыргызстан
в. Туркменистан
ОТВЕТ: в
Вопрос 15. С каким государством РФ заключило солашение о двойном гражданстве?
а. Казахстан
б. Узбекистан
в. Туркменистан
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое устойчивое развитие и ЦУР?
Ответ: Устойчивое развитие возможно при равновесии трех основных составляющих: экономический рост, социальная ответственность и экологический баланс. Согласно программному документу ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» от 2015 года, выделяется 17 целей устойчивого развития.

2. Чем Цели в области устойчивого развития отличаются от Целей развития тысячелетия? Цели развития тысячелетия (ЦРТ) - это первые глобальные цели в области устойчивого развития, восемь международных целей развития, которые в 2000 году 193 государства-члена ООН и, по меньшей мере, 23 международных организации договорились достичь к 2015 году. Цели в области устойчивого развития 2030 являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты.

3. Где можно узнать, как Цели Устойчивого Развития реализуются в России?
Ответ: в Добровольном национальном обзоре, а также в Добровольном гражданском обзоре реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) в России

4. Какие существуют ЦУР по проблемам экологии и изменения климата?
Ответ: Цель 7 – недорогостоящая и чистая энергия, 11- устойчивые города и населенные пункты, 12 – ответственное потребление и производство, 13 – борьба с изменением климата, 14 – сохранение морских экосистем, 15 – сохранение экосистем суши
5. Какие существуют ЦУР по экономическим и социальным проблемам?
Ответ: Цели 1 – ликвидация нищеты, 6 – чистая вода и санитария, 8- достойная работа и экономический рост, 12 – ответственное потребление и производство, 16 – мир, правосудие и эффективные институты
6. Какое направление ЦУР, на Ваш взгляд, наиболее актуально?
Ответ: Все ЦУР взаимопереплетены и взаимозависимы. Актуальность зависит от конкретных проблем страны, региона и местного сообщества.
7. Назовите факторы, обусловившие проведение странами Центральной Азии «многовекторной» внешней политики.
Ответ: Геополитические факторы: внутриконтинентальное положение и «зажатость» между ведущими державами – Россией и Китаем. Экономические факторы – заинтересованность в привлечении инвестиций и дополнительных ресурсов в свою экономику. Политические факторы – конкуренция за влияние на центральноазиатский регион между ведущими мировыми и региональными акторами.
8. Что препятствует окончательному урегулированию пограничной проблемы между государствами Центральной Азии?
Ответ: В основе пограничных конфликтов, как правило, – споры о принадлежности земельных и водных ресурсов, особо значимых в условиях высокой плотности населения в орошаемых оазисах. Границы, проведенные в ходе национально-территориального размежевания 1924–1925 гг., подчас были искусственными, не совпадавшими с картой расселения основных этносов региона. Наибольшей остротой пограничные споры отличались в Ферганской долине, разделенной между тремя государственными образованиями.
9. В чем суть и значение «водной проблемы» в Центральноазиатском регионе?
Ответ: Острота водной проблемы в Центральной Азии определяется, во-первых, особой ролью орошаемого земледелия в природно-климатических условиях ЦА, во-вторых, неравномерным распределением водных ресурсов между странами региона. Большая часть водных ресурсов региона (80%) сосредоточена в Таджикистане и Киргизии. Попытки согласования режима водопользования между станами региона пока малорезультативны.
10. Каковы формы и масштабы сотрудничества стран ЦАР в гуманитарной сфере?
Ответ: Гуманитарное сотрудничество между странами ЦАР осуществляется на основе общности исторических судеб данных государств (вхождения в состав Российской империи/СССР и глубокого влияния российской культуры, общей исламской идентичности). Гуманитарное сотрудничество осуществляется в сфере образования, спорта, кинематографа и др. Гуманитарное сотрудничество становится значимым направлением в деятельности ШОС.
11. Каковы результаты и возможные последствия реализации проекта «Один пояс, один путь» для стран Центральной Азии?
Ответ: Перед государствами ЦА открывается перспектива превращения в страны-транзитеры в формируемой системе транспортных коммуникаций между Китаем и ЕС с получением значительных дивидендов. Страны ЦА постепенно вовлекаются в новую экономическую зону под эгидой Китая со свободным перемещением товаров. Рост китайских инвестиций в экономику центральноазиатских стран стимулирует экономическое развитие последних, но вместе с тем порождает проблему роста задолженности перед Китаем.
12.Какие официальные документы определяют политику РФ в Центральной Азии?
Ответ: Концепция внешней политики РФ.
13. Какие основные мероприятия в сфере безопасности были реализованы РФ совместно со странами ЦА на современном этапе?
Ответ: одно из приоритетных направлений – это сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом. В рамках этого сотрудничества проводятся совместные операции, обмен информацией, организуются совместные тренинги и учения. Также были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере информационной безопасности и предотвращении кибератак.
14. Какие инструменты «мягкой силы» Россия использует в странах ЦА?
Ответ: открытие центров российской культуры и обучению русского языка, теле- и радиотрансляций российских передач, предоставление финансовой помощи.
15. Какие тенденции характерны для экономического сотрудничества РФ и Казахстана?
Ответ: товарооборот между странами стабильно растет. Россия является одним из крупнейших инвесторов в экономику Казахстана. Важные проекты совместного инвестирования включают развитие нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, производственных предприятий.
16. Какие проекты реализуются РФ и странами ЦА в научной и образовательной сферах?
Ответ: реализуется программа обмена студентами и исследователями между университетами России и Центральной Азии. Также существует проект "Центрально-азиатская сеть исследований и развития". Цель проекта - развитие совместного исследовательского сотрудничества в различных областях знаний, включая науку, технологии, социальные и гуманитарные науки.
17. Что препятствует более тесному сотрудничеству РФ и Туркменистана?
Ответ: между РФ и Туркменистаном отсутствуют сухопутные границы. Это создает препятствия для развития экономического и транспортного сотрудничества. Кроме того, русский язык не является государственным языком Туркменистана, а туркменский язык не является широко распространенным в России. Это может создавать преграды для обмена информацией и налаживания контактов.
18. Какие угрозы безопасности актуальны для региона Центральной Азии?
Ответ: Центральная Азия сталкивается с различными угрозами, такими как терроризм, экстремизм, наркотрафик и транснациональная преступность. Близость к нестабильному Афганистану усугубляет все эти вызовы.
19. Какую роль играет РФ с точки зрения обеспечения региональной стабильности в Центральной Азии?
Ответ: Россия активно сотрудничает с государствами Центральной Азии в рамках ШОС и ОДКБ.Эти организации способствуют развитию механизмов совместного реагирования на угрозы безопасности, обмену информацией и проведению военных учений.
20. В чем проявляется культурное взаимодействие РФ и Кыргызстана?
Ответ: Российский язык является одним из официальных языков в Кыргызстане. Также в российских вузах обучаются студенты из Кыргызстана. Россия и Кыргызстан организуют различные выставки и фестивали, которые способствуют обмену традициями, искусством, музыкой и кино.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2850. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богатуров А.Д. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Журавлева И.С. Иностранный язык. Зарубежное регионоведение: азиатские исследования: Учебное пособие Новосибирск: НГТУ, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лазарева О.П. Деловой иностранный язык (английский): учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов магистерских программ юридических и экономических направлений очной и заочной форм обучения: Тюмень: ТГУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Чернышов Ю.Г., Казакова О.М.) portal.edu.asu.ru
Э2 Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Курныкин О.Ю.) portal.edu.asu.ru
Э3 Учебная дисциплина «Central Asia in the International Cooperation System» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета (Малышева Н.С.) portal.edu.asu.ru
Э4 Официальный сайт Целей Устойчивого развития ООН www.un.org
Э5 Официальный сайт Министерства иностранных дел Казахстана www.gov.kz
Э6 Официальный сайт Министерства иностранных дел Кыргызстана mfa.gov.kg
Э7 Официальный сайт Министерства иностранных дел Таджикистана www.mfa.tj
Э8 Официальный сайт Министерства иностранных дел Туркменистана www.mfa.gov.tm
Э9 Официальный сайт Министерства иностранных дел Узбекистана mfa.uz
Э10 Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ www.mid.ru
Э11 Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества rus.sectsco.org
Э12 Официальный сайт ОДКБ odkb-csto.org
Э13 Официальный сайт ЕАЭС www.eaeunion.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
XmindMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
307М кабинет кафедры всеобщей истории и международных отношений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; тумба; доска магнитно-маркерная; карты; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа