МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное управление и правовое регулирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ГУиПР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 86 90 86
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Бралгин Е.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира;
- об основных разделах философского знания и этапах его развития;
- о философских проблемах и методах их исследования;
- о круге философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- ведения дискуссии и полемики;
- публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.
1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Сам. работа 2 12 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
2.1. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Христианизация средневековой философии. Систематизация и аргументация христианства в патристической философии. Проблема отношения мира к Богу и Бога к миру. Креационизм. Понятие добра и зла. Сам. работа 2 16 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Проблема источника знания. И.Кант о познавательных способностях человека. Критерии достоверного знания. Всеобщий характер априорного знания. Границы познавательных способностей. Антиномии чистого разума. Априоризм этики Канта. Обоснование Г.Гегелем системы объективного идеализма. Развитие абсолютной идеи через отчуждение. Воплощение разумного начала в действительности. Единство логики, диалектики и гносеологии в системе Гегеля. Абсолют как субстанция и как субъект. Сам. работа 2 18 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Философия А.Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Понятие выбора, греха, вины. Тотальный характер отчаяния. Понятие «жизнь» и «воля к власти» в трудах Ф.Ницше. Учение о «сверхчеловеке» и вечном возвращении. Дионисийское и аполлоническое начало в искусстве и жизни. Лекции 2 4 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Специфика русской философии и ее основная проблематика. Русская средневековая философия. Русская философия 18 века. «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Социальная философия славянофилов и западников. Философия В.Соловьева. Философия положительного всеединства и принцип софийности. Теория вселенской теократии и русского мессианства. Творчество и свобода в философии Н.А.Бердяева. Идея богочеловечества. Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Экзистенциальный анализ бытия человека в философии 20 века. М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. А.Камю. Проблема сущности и существования. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти. Суицид как предмет экзистенциального анализа. Сам. работа 2 14 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Онтология.
3.1. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Лекции 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Практические 2 2 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Человеческое бытие. Общественное бытие. Сам. работа 2 26 УК-1, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список экзаменационных вопросов:
1. Предмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества.
2. Основные разделы и дисциплины в классическом философском знании.
3. Исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Особенности философского миропонимания. Отношения философии и религии.
4. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ведизм, брахманизм, буддизм и йога.
5. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм.
6. Античная философия досократического периода.
7. Философское учение Платона.
8. Философская система Аристотеля. Логика Аристотеля.
9. Эллинистический период античной философии.
10. Философские учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Номинализм, реализм и концептуализм.
11. Философия эпохи Возрождения.
12. Эмпиризм Фр. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.
13. Философия Просвещения.
14. Философское учение И. Канта.
15. Система, метод и философия истории Г. Гегеля.
16. «Философия жизни».
17. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
18. Феноменология Э. Гуссерля.
19. Основные идеи и этапы развития экзистенциализма.
20. Философские учения марксизма.
21. Русская философия допетровской эпохи.
22. Славянофильство и западничество. Естественнонаучный материализм А.И.Герцена. Антропологический материализм Н.Г.Чернышевского.
23. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX веков, ее основные учения и идеи.
24. Русский космизм, его направления и основные идеи. Идеи философии евразийства.
25. Философская мысль в России XX - начала XXI веков.
26. Понятие бытия. Монистическая и плюралистическая конценции бытия.
27. Понятие материи. Атрибуты материи. Материальное единство мира.
28. Понятие движения. Движение и покой. Формы движения, их взаимосвязь.
29. Понятия пространства и времени. Свойства пространства и времени.
30. Понятия вещи, свойства, отношения. Основные философские категории. Понятия системы, структуры, элемента.
31. Понятие развития. Философские и научные концепции развития. Законы диалектической концепции развития.
32. Объективно-идеалистические концепции бытия. Понятия Абсолюта и Творца.
33. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия.
34. Знание и сознание. Концепции происхождения сознания. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
35. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная истины. Критерии истинности знаний.
36. Особенности чувственного познания. Формы чувственного отражения.
37. Специфические черты рационального познания. Формы мышления.
38. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подсистемы общества. Общественная жизнь, ее сферы. Проблема определения системообразующего начала общественной жизни.
39. Понятие социальной группы. Типологии социальных групп. Понятие социального института. Типология социальных институтов.
40. Проблема движущих сил и факторов социального развития. Формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития.
41. Проблема определения места России в мировом историческом процессе. Понятие русской идеи. Перспективы и возможности России .
42. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и ответственность.
43. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Понятие души. Духовность и вера. Смысл жизни. Человеческая судьба.
44. Природное и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек, индивид, личность.
45. Понятие науки. Функции науки. Наука как социальный институт.
46. Наука как система знаний. Эмпирические и теоретические знания.
47. Научное познание, его особенности. Предмет и методы научного познания. Формы организации и развития научных знаний.
48. Эволюционная и революционная модели развития науки. Прогресс в науке.
49. Процедура верификации научных знаний. Фальсификация научных знаний. Модели динамики научных знаний.
50. Научные знания как ценности культуры. Роль науки в разрешении глобальных проблем современности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества.
2. Основные разделы и дисциплины в классическом философском знании.
3. Исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Особенности философского миропонимания. Отношения философии и религии.
4. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ведизм, брахманизм, буддизм и йога.
5. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм.
6. Античная философия досократического периода.
7. Философское учение Платона.
8. Философская система Аристотеля. Логика Аристотеля.
9. Эллинистический период античной философии.
10. Философские учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Номинализм, реализм и концептуализм.
11. Философия эпохи Возрождения.
12. Эмпиризм Фр. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.
13. Философия Просвещения.
14. Философское учение И. Канта.
15. Система, метод и философия истории Г. Гегеля.
16. «Философия жизни».
17. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
18. Феноменология Э. Гуссерля.
19. Основные идеи и этапы развития экзистенциализма.
20. Философские учения марксизма.
21. Русская философия допетровской эпохи.
22. Славянофильство и западничество. Естественнонаучный материализм А.И.Герцена. Антропологический материализм Н.Г.Чернышевского.
23. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX веков, ее основные учения и идеи.
24. Русский космизм, его направления и основные идеи. Идеи философии евразийства.
25. Философская мысль в России XX - начала XXI веков.
26. Понятие бытия. Монистическая и плюралистическая конценции бытия.
27. Понятие материи. Атрибуты материи. Материальное единство мира.
28. Понятие движения. Движение и покой. Формы движения, их взаимосвязь.
29. Понятия пространства и времени. Свойства пространства и времени.
30. Понятия вещи, свойства, отношения. Основные философские категории. Понятия системы, структуры, элемента.
31. Понятие развития. Философские и научные концепции развития. Законы диалектической концепции развития.
32. Объективно-идеалистические концепции бытия. Понятия Абсолюта и Творца.
33. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия.
34. Знание и сознание. Концепции происхождения сознания. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
35. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная истины. Критерии истинности знаний.
36. Особенности чувственного познания. Формы чувственного отражения.
37. Специфические черты рационального познания. Формы мышления.
38. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подсистемы общества. Общественная жизнь, ее сферы. Проблема определения системообразующего начала общественной жизни.
39. Понятие социальной группы. Типологии социальных групп. Понятие социального института. Типология социальных институтов.
40. Проблема движущих сил и факторов социального развития. Формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития.
41. Проблема определения места России в мировом историческом процессе. Понятие русской идеи. Перспективы и возможности России .
42. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и ответственность.
43. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Понятие души. Духовность и вера. Смысл жизни. Человеческая судьба.
44. Природное и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек, индивид, личность.
45. Понятие науки. Функции науки. Наука как социальный институт.
46. Наука как система знаний. Эмпирические и теоретические знания.
47. Научное познание, его особенности. Предмет и методы научного познания. Формы организации и развития научных знаний.
48. Эволюционная и революционная модели развития науки. Прогресс в науке.
49. Процедура верификации научных знаний. Фальсификация научных знаний. Модели динамики научных знаний.
50. Научные знания как ценности культуры. Роль науки в разрешении глобальных проблем современности.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Философия.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Лавриненко, В. Н. Философия : учебник и практикум для академического М. : Издательство Юрайт, , 2015 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4A811CE9-41BD-497F-9AB0-AD9A007659FB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Философия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.