МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дипломатический этикет и протокол

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Дипломатический этикет и протокол

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- знакомство с достижениями мировой и отечественной этической мысли, историей этикета, прменением этикетных правил в сфере межличностных коммуникаций;
- овладение знаниями, умениями, навыками, входящими в перечнь общекультурных и профессиональных компетенций специалистов в области международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ОПК-1.1 Знает современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социальнополитическом, социально-экономическом, культурногуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах).
ОПК-1.2 Умеет составлять план коммуникации в ключевых сферах политического, экономического и социокультурного взаимодействия, связанного с регионом специализации.
ОПК-1.3 Способен использовать основные стратегии, тактические приемы и техники аргументации с целью последовательного выстраивания позиции представляемой стороны.
ОПК-1.4 Владеет навыками переговорных технологий и правилами дипломатического поведения в мультикультурной профессиональной среде.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия курса,
- принципы межличностного и профессионального общения,
- особенности деловой этики на уровне межгосударственных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания в общегражданских и профессиональных коммуникациях (кооперация с коллегами, работа в коллективе);
- использовать приобретенную информацию в условиях работы полиэтнических и интернациональных групп
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками ведения межкультурного диалога;
- навыками использования основ дипломатической этики и протокола

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет, задачи и основные понятия курса «Дипломатический этикет и протокол».
1.1. Предмет и задачи курса «Дипломатический этикет и протокол». Историографический обзор. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этика и этикет: взаимосвязь понятий. История формирования этикетной культуры.
2.1. Этика и этикет: взаимосвязь понятий. Принципы этикета. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Этика и этикет: взаимосвязь понятий. Принципы этикета. Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1
2.3. Этика и этикет: взаимосвязь понятий. История формирования этикетной культуры. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Источники по истории этикета. История формирования этикетной культуры. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Источники по истории этикета. История формирования этикетной культуры. Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Средства этикета и их характеристика.
3.1. Средства этикета и их характеристика. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Деловая и профессиональная этика и этикет. Деловой протокол.
4.1. Язык делового общения – язык культуры. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Организация деловых контактов. Этикет встреч и переговоров. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура речи. Культура деловой беседы.
5.1. Культура речи. Культура деловой беседы (понятие «деловой беседы», этапы деловой беседы, их содержание). Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Культура речи. Культура деловой беседы (понятие «деловой беседы», этапы деловой беседы, их содержание). Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Основные требования к участнику спора, деловой дискуссии. Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1
5.4. Основные требования к участнику спора, деловой дискуссии. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы международного этикета. Особенности национального делового общения.
6.1. Основы международного этикета. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
6.2. Национальная специфика делового общения (на примере стран Востока и Запада). Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Национальная специфика делового общения (на примере стран Востока и Запада). Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1
6.4. Национальные особенности делового общения. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Дипломатический протокол: от истории к современному содержанию.
7.1. Дипломатический протокол (понятие, история становления, применение в практике современного международного сотрудничества). Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Основные принципы дипломатического протокола. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
7.3. Дипломатическая переписка. Дипломатическая беседа. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
7.4. Дипломатическая переписка, правила ведения. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
7.5. Дипломатические приемы. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Государственная символика и дипломатический протокол.
8.1. Государственные символы (флаг, герб, гимн) в практике межгосударственного общения. Правила вежливости. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Искусство и этика. Роль художественной среды в формировании общей и профессиональной культуры делового человека.
9.1. Искусство и этика: их роль в формировании морального идеала. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2539

Оценка сформированности компетенции ОПК-1: Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности.

Примеры заданий закрытого типа.

1. Соблюдение правил какого этикета необходимо при представлениях и знакомствах?
а) придворного;
б) светского;
в) делового;
г) дипломатического.
ОТВЕТ: Б
2. Дипломатический этикет — это:
а) совокупность правил и норм поведения, регламентирующих внешние проявления
человеческих отношений;
б) совокупность правил и норм поведения дипломатов и официальных лиц во время различных официальных и неофициальных мероприятий;
в) совокупность правил и норм поведения, регламентирующих отношения деловых людей;
г) строго регламентированный порядок и формы общения, установленные при дворах монархов.
ОТВЕТ: А
3. Формы дипломатической деятельности складывались в процессе исторического развития из опыта разных стран, среди которых ведущую роль играли:
а) Греция, Византия, Китай, Рим;
б) Византия, Венеция, Святой Престол, Франция;
в) Венеция, Египет, Китай, Франция;
г) Египет, Византия, Индия, Франция.
ОТВЕТ: Б
4. Во время званого обеда вы уронили на пол вилку. Какими будут Ваши действия?
а) попрошу прощения у хозяев;
б) незаметно подниму вилку;
в) попрошу другую, не придавая значения тому, что произошло;
г) пошучу по этому поводу.
ОТВЕТ: В
5. Если на обеде подали блюдо, которое Вам не нравится, Вы:
а) откажетесь, сославшись на то, что это вредно;
б) откажетесь безо всяких объяснений;
в) заставите себя съесть блюдо;
г) расскажете о своих болезнях.
ОТВЕТ: Б
6. Дипломатический протокол это:
а) проявление хороших манер в отношениях между государствами;
б) проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство;
в) уважительное отношение к символам государственного суверенитета;
г) совокупность прав и привилегий, предоставленных дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам.
ОТВЕТ: А
7. Заочная рекомендация одного лица другим в соответствии с международной символикой обозначается на визитной карточке буквами:
а) p.f.
б) p.c.
в) p.p.
г) p.p.c.
ОТВЕТ: В
10. Какой вид приема устраивается женами министров иностранных дел или послов исключительно для женщин?
а) «коктейль»;
б) «чай»;
в) «бокал вина»;
г) «жур-фикс».
ОТВЕТ: Г
11. В каком случае нарушен порядок представлений? Первым приветствует:
а) присутствующих ← входящий;
б) обгоняющий → идущего впереди;
в) женщину с мужчиной ← один человек;
г) поднимающийся по лестнице → идущего вниз.
ОТВЕТ: В
12. После того как вы выдавили в чай лимон, его следует:
а) оставить в чашке;
б) положить в блюдце за чашку;
в) положить в специальную розетку;
г) «б» или «в».
ОТВЕТ: А
13. К вечерним приемам относится:
а) «бокал шампанского»;
б) «обед»;
в) «а-ля фуршет»;
г) «второй завтрак».
ОТВЕТ: Б
14. Каких фраз следует избегать во время телефонного разговора?
а) «Жаль, но сейчас я не могу с Вами поговорить»;
б) «Подождите минутку, я скоро вернусь»;
в) «Вы не могли бы повторить»;
г) «Слушаю Вас».
ОТВЕТ: Б
15. Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, председатель принимающей стороны должен вручить цветы:
а) всем членам делегации;
б) главе делегации;
в) женщине, занимающей высокий пост в делегации;
г) всем женщинам, которые входят в состав делегации.
ОТВЕТ: Г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа.

1. Что такое дипломатический этикет и протокол?
Дипломатический этикет и протокол - это система правил и норм, регулирующих поведение и коммуникацию дипломатов и других представителей государственных органов во время международных встреч и событий.
2. Какие основные принципы дипломатического этикета существуют?
Основными принципами дипломатического этикета являются вежливость, уважение, доверие, конфиденциальность, нейтралитет, дипломатическая иммунитет и т.д.
3. Какие основные элементы протокола применяются в дипломатической практике?
Основными элементами протокола, применяемыми в дипломатической практике, являются порядок приема и проводов, расстановка гостей, представление и приветствие, организация торжественных мероприятий и т.д.
4. Какие основные правила этикета следует соблюдать при официальных встречах и переговорах?
Основные правила этикета при официальных встречах и переговорах включают в себя вежливое обращение, уважение к собеседнику, правильное использование титулов и званий, умение слушать и высказывать свою точку зрения, соблюдение принципов конфиденциальности и т.д.
5. Какие основные правила поведения следует соблюдать при участии в официальных обедах и приемах?
Основные правила поведения при участии в официальных обедах и приемах включают в себя правильное использование столовых приборов, этикет при разговоре за столом, умение пользоваться сервировочными предметами, соблюдение правил дресс-кода и т.д.
6. Какие основные правила этикета следует соблюдать при написании официальных писем и документов?
Основные правила этикета при написании официальных писем и документов включают в себя использование правильной формы обращения и приветствия, ясность и точность изложения мыслей, соблюдение правил оформления документов и т.д.
7. Какие основные правила этикета следует соблюдать при организации и проведении пресс-конференций?
Основные правила этикета при организации и проведении пресс-конференций включают в себя предоставление информации журналистам, уважение их профессиональных интересов, открытость и прозрачность в коммуникации, соблюдение времени и т.д.
8. Какие основные правила этикета следует соблюдать при встрече с высокопоставленными гостями?
Основные правила этикета при встрече с высокопоставленными гостями включают в себя правильное использование титулов и званий, вежливое обращение, умение представить себя и других, предложение помощи и т.д.
9. Какие основные принципы коммуникации следует соблюдать при работе в международной среде?
Основными принципами коммуникации при работе в международной среде являются уважение к культурным различиям, умение слушать и высказывать свою точку зрения, использование ясного и понятного языка, умение находить компромиссы и т.д.
10. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с протокольными документами и материалами?
Основные правила этикета при работе с протокольными документами и материалами включают в себя соблюдение конфиденциальности, точность и аккуратность в оформлении, умение работать с официальными шаблонами и т.д.
11. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с мультимедийными технологиями и социальными сетями?
Основные правила этикета при работе с мультимедийными технологиями и социальными сетями включают в себя уважение частной жизни других людей, соблюдение авторских прав, ответственное использование информации, защиту личных данных и т.д.
12. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с переводчиками и толмачами?
Основные правила этикета при работе с переводчиками и толмачами включают в себя ясность и точность выражения мыслей, уважение к их профессиональным навыкам, сотрудничество и взаимопонимание, использование специализированной терминологии и т.д.
13. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими делегациями?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими делегациями включают в себя вежливое обращение, уважение к протоколу и иерархии, предоставление необходимой информации и помощи, соблюдение конфиденциальности и т.д.
14. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с международными организациями?
Основные правила этикета при работе с международными организациями включают в себя уважение к различным культурам и национальным особенностям, соблюдение принципов международного права, умение работать в коллективе, открытость и прозрачность в коммуникации и т.д.
15. Какие основные правила этикета следует соблюдать при организации и проведении дипломатических церемоний и торжеств?
Основные правила этикета при организации и проведении дипломатических церемоний и торжеств включают в себя точное планирование и координацию, учет протокола и традиций, внимание к деталям, гостеприимство и т.д.
16. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатической почтой и корреспонденцией?
Основные правила этикета при работе с дипломатической почтой и корреспонденцией включают в себя соблюдение конфиденциальности, точность и аккуратность в оформлении, умение работать с официальными шаблонами и т.д.
17. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими подарками?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими подарками включают в себя выбор подарков, соответствующих культурным и религиозным особенностям, учет протокола и традиций, предоставление подарков с учетом дипломатического протокола и т.д.
18. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с медиа и общественностью?
Основные правила этикета при работе с медиа и общественностью включают в себя предоставление информации, уважение их профессиональных интересов, открытость и прозрачность в коммуникации, соблюдение времени и т.д.
19. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с консульскими учреждениями?
Основные правила этикета при работе с консульскими учреждениями включают в себя вежливое обращение, предоставление необходимой информации и помощи, соблюдение конфиденциальности, учет протокола и т.д.
20. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими корпусами и посольствами?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими корпусами и посольствами включают в себя вежливое обращение, уважение к протоколу и иерархии, предоставление необходимой информации и помощи, соблюдение конфиденциальности и т.д.

Оценка сформированности компетенции УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

1. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими делегациями?
а) Вежливое обращение
б) Использование сленга
в) Проигнорировать протокол
ОТВЕТ: А
2. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с международными организациями?
а) Уважение к различным культурам и национальным особенностям
б) Игнорирование международного права
в) Работа в изоляции
ОТВЕТ: А
3. Какое правило этикета следует соблюдать при организации и проведении дипломатических церемоний и торжеств?
а) Точное планирование и координация
б) Невнимание к деталям
в) Несоблюдение протокола
ОТВЕТ: А
4. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатической почтой и корреспонденцией?
а) Соблюдение конфиденциальности
б) Неаккуратность в оформлении
в) Использование неофициальных шаблонов
ОТВЕТ: А
5. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими подарками?
а) Учет культурных и религиозных особенностей
б) Выбор подарков без учета протокола
в) Предоставление подарков без учета дипломатического протокола
ОТВЕТ: А
6. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с медиа и общественностью?
а) Уважение их профессиональных интересов
б) Скрытие информации
в) Задержка предоставления информации
ОТВЕТ: А
7. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с консульскими учреждениями?
а) Вежливое обращение
б) Отказ в предоставлении информации и помощи
в) Нарушение конфиденциальности
ОТВЕТ: А
8. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими корпусами и посольствами?
а) Максимальная вежливость и доброжелательность
б) Несоблюдение протокола и иерархии
в) Отказ в предоставлении информации и помощи
ОТВЕТ: А
9. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими протокольными службами?
а) Сотрудничество и взаимопонимание
б) Невнимание к деталям
в) Несоблюдение протокола
ОТВЕТ: А
10. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими репрезентациями и миссиями?
а) Вежливое обращение
б) Игнорирование протокола и иерархии
в) Отказ в предоставлении информации и помощи
ОТВЕТ: А
11. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими делегациями других стран?
а) Вежливое обращение
б) Несоблюдение протокола и иерархии
в) Отказ в предоставлении информации и помощи
ОТВЕТ: А
12. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими организациями и форумами?
а) Уважение к различным культурам и национальным особенностям
б) Работа в изоляции
в) Несоблюдение принципов международного права
ОТВЕТ: А
13. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими миссиями и посольствами других стран?
а) Вежливое обращение
б) Несоблюдение протокола и иерархии
в) Отказ в предоставлении информации и помощи
ОТВЕТ: А
14. Какое правило этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими делегациями?
а) Вежливое обращение
б) Использование сленга
в) Проигнорировать протокол
ОТВЕТ: А
15. В какой стране принято обращаться к замужним женщинам согласно с титулом ее мужчины?
а) США;
б) Великобритания;
в) Германия;
г) Китай.
ОТВЕТ: Б


Примеры заданий открытого типа
1. Какие основные правовые нормы регулируют работу дипломатических делегаций?
Венская конвенция о дипломатических отношениях.
2. Какие ресурсы могут быть использованы для определения оптимальных способов решения задач в дипломатической работе?
Информационные базы данных, консультации с коллегами, опыт предыдущих дипломатических миссий.
3. Какие ограничения могут возникнуть при выборе способа решения дипломатической задачи?
Политические, экономические или культурные ограничения, наличие конфликтов интересов, ограниченность времени или ресурсов.
4. Какие правовые нормы регулируют работу с международными организациями?
Уставы и правила конкретных международных организаций, а также международное право.
5. Какие ресурсы могут быть использованы для определения оптимальных способов решения задач в работе с международными организациями?
Информационные ресурсы международных организаций, консультации с коллегами, анализ предыдущих прецедентов.
6. Какие ограничения могут возникнуть при выборе способа решения задач в работе с международными организациями?
Политические, экономические или культурные ограничения, наличие конфликтов интересов, ограниченность времени или ресурсов.
7. Какие правовые нормы регулируют организацию и проведение дипломатических церемоний и торжеств?
Венская конвенция о дипломатических отношениях, национальные законы и протоколы.
8. Какие ресурсы могут быть использованы для определения оптимальных способов организации и проведения дипломатических церемоний и торжеств?
Профессиональные консультанты по протоколу, опыт предыдущих дипломатических миссий, национальные и международные протокольные стандарты.
9. Какие ограничения могут возникнуть при выборе способа организации и проведения дипломатических церемоний и торжеств?
Бюджетные ограничения, культурные или религиозные ограничения, наличие конфликтов интересов.
10. Какие правовые нормы регулируют работу с дипломатической почтой и корреспонденцией?
Венская конвенция о дипломатических отношениях, национальные законы о почте и связи.
11. Какие ресурсы могут быть использованы для определения оптимальных способов работы с дипломатической почтой и корреспонденцией?
Консультации с коллегами, национальные и международные протоколы, опыт предыдущих дипломатических миссий.
12. Какие ограничения могут возникнуть при выборе способа работы с дипломатической почтой и корреспонденцией?
Конфиденциальность, безопасность и надежность пересылки, наличие ограничений в использовании электронной почты или других средств связи.
13. Какие правовые нормы регулируют работу с дипломатическими подарками?
Венская конвенция о дипломатических отношениях, национальные законы о подарках и протоколе.
14. Какие ресурсы могут быть использованы для определения оптимальных способов работы с дипломатическими подарками?
Консультации с коллегами, культурные и религиозные аспекты, национальные и международные протоколы.
15. Какие ограничения могут возникнуть при выборе способа работы с дипломатическими подарками?
Культурные или религиозные ограничения, наличие конфликтов интересов, ограниченность бюджета или ресурсов.
16. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими протокольными службами?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими протокольными службами включают в себя сотрудничество и взаимопонимание, точное планирование и координацию, учет протокола и традиций, внимание к деталям и т.д.
17. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими репрезентациями и миссиями?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими репрезентациями и миссиями включают в себя вежливое обращение, уважение к протоколу и иерархии, предоставление необходимой информации и помощи, соблюдение конфиденциальности и т.д.
18. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими делегациями других стран?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими делегациями других стран включают в себя вежливое обращение, уважение к протоколу и иерархии, предоставление необходимой информации и помощи, соблюдение конфиденциальности и т.д.
19. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими организациями и форумами?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими организациями и форумами включают в себя уважение к различным культурам и национальным особенностям, соблюдение принципов международного права, умение работать в коллективе, открытость и прозрачность в коммуникации и т.д.
20. Какие основные правила этикета следует соблюдать при работе с дипломатическими миссиями и посольствами других стран?
Основные правила этикета при работе с дипломатическими миссиями и посольствами других стран включают в себя вежливое обращение, уважение к протоколу и иерархии, предоставление необходимой информации и помощи, соблюдение конфиденциальности и т.д.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Термины «этика», «этикет», церемониал, протокол. Особенности их употребления в разных сферах жизни.
2. История этикета.
3. Источники норм этикета.
4. Общегражданский этикет и другие виды этикета.
5. Эволюция этических представлений как формы общественного сознания.
6. Основные принципы и функции этикета.
7. Роль этикета в профессии специалиста-международника.
8. Средства этикета и их характеристика.
9. Дипломатический этикет.
10. Этикет и виды дипломатических мероприятий.
11. Понятие дискуссионной повестки.
12. Принципы поведения и требования к участникам научной дискуссии: объективность, уважение к чужому мнению, последовательность аргументации.
13. Основные виды и формы международных мероприятий.
14. Специфика официального протокола мероприятий в международной сфере.
15. Требования к протокольной службе.
16. Национальные особенности делового общения.
17. Понятие универсальной культуры делового общения.
18. Цивилизационные истоки современной этики делового общения.
19. Особенности делового общения в мультикультурной среде.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:
1. Понятия «этика», «этикет», протокол, церемониал, специфика их употребления в дипломатической сфере.
2. Этикет: история формирования, средства этикета.
3. Культура речи, правила ведения деловой беседы.
4. Невербальное общение (кинесика) – позы, жесты, мимика.
5. Невербальное общение (проксемика) – пространственная психология.
6. Имидж делового человека: понятие, факторы, влияющие на деловую репутацию.
7. Имидж фирмы: понятие, условия, влияющие на положительный образ фирмы.
8. Культура телефонного разговора.
9. Деловой протокол (порядок организации встреч и переговоров).
10. Этикет и мода: традиции, понятие делового стиля.
11. Дипломатический протокол: понятие, история становления, сфера применения.
12. Дипломатическая переписка: виды, правила ведения.
13. Дипломатическая беседа, требования к проведению.
14. Визитная карточка в имидже сотрудников дипломатических ведомств.
15. Дипломатические приемы: виды, организация, правила проведения.
16. Государственная символика и дипломатический протокол (этикет флага, герба, гимна).
17. Национальные особенности этикета (на примере стран Запада).
18. Национальные особенности этикета (на примере стран Востока).
19. Роль подарков в международных коммуникациях.
20. Этика и искусство, роль искусства в формировании молодого специалиста-международника.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родыгина Н. Ю. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 GeoPort.ru: страноведческий портал www.geoport.ru
Э2 Научная библиотека Алтайского государственного университета (АлтГУ) www.lib.asu.ru
Э3 Научно-информационные издания ИНИОН www.inion.ru
Э4 Научно-педагогическая библиотека Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) library.uni-altai.ru
Э5 Сайт «Все флаги мира» www.flags.ru
Э6 Универсальная краевая научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э7 Учебная дисциплина «Дипломатический этикет протокол» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.