МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика России в азиатских регионах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильРегиональные аспекты международного сотрудничества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_РАМС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политика России в азиатских регионах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Политика России в азиатских регионах» является формирование у студентов комплексного представления о месте и роли России в азиатской региональной системе, региональных политических и экономических процессах в азиатском регионе, основных направлениях, форм, методов и моделей взаимодействия России с государствами азиатского региона, проблем и перспектив межгосударственного и межрегионального сотрудничества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает параметры глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных процессов в экономической, политической и культурной сферах жизни общества
ОПК-3.2 Владеет навыками теоретического исследования, методами прикладного анализа международных процессов
ОПК-3.3 Умеет моделировать и прогнозировать международную ситуацию с открытым выходом
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает методологию научных исследований в гуманитарной сфере
ОПК-4.2 Умеет формулировать научные гипотезы и инновационные идеи в рамках исследования конкретной темы, в том числе, с применением междисциплинарного подхода
ОПК-4.3 Владеет навыками проверки достоверности выдвинутых научных гипотез
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, механизмы и содержание политики России в азиатских регионах
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать и научно обосновать перспективную позицию России по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия с азиатскими регионами, моделировать направления развития отношений России с государствами азиатского региона
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аналитической деятельности, методами прогнозирования и моделирования глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных политических, экономических и социокультурных процессов в изучаемом регионе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политика России в Центральной Азии и на Среднем Востоке
1.1. Cтановление межгосударственных отношений Российской Федерации и государств азиатского региона (1991-2020-е гг.). Лекции 2 2 УК-1.1, УК-5.1, ОПК-4.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Трансформация российской внешней политики в Центральной Азии. Межгосударственное взаимодействие РФ со странами Центральной Азии в 2000 – 2020-е гг. Цели, проблемы и перспективы внешней политики РФ в Центральной Азии: ситуационный анализ Лекции 2 2 УК-1.1, УК-5.1, ОПК-4.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Центральная Азия в мировой энергетической политике. Нефтегазовый потенциал стран Каспийского региона. Энергетическое измерение политики России в Центральной Азии. Транспортные проекты региона Лекции 2 2 УК-1.1, УК-5.1, ОПК-4.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.4. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Центральной Азии Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.5. Проблемы безопасности в Центральной Азии и политика России Лекции 2 2 УК-1.1, УК-5.1, ОПК-4.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.6. Проблемы безопасности на Среднем Востоке и политика России Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.7. Работа с источниками и рекомендованной литературой Сам. работа 2 12 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Политика России в Юго-Восточной и Южной Азии
2.1. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и позиция России Лекции 2 2 УК-1.1, УК-5.1, ОПК-4.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии: экономическое сообщество АСЕАН и политика России Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Отношения России с государствами Южной Азии Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Работа с источниками и рекомендованной литературой Сам. работа 2 10 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Политика России в Восточной Азии
3.1. Торгово-экономические отношения и военно-техническое сотрудничество России со странами Восточной Азии Лекции 2 2 УК-1.1, УК-5.1, ОПК-4.1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Российско-китайские отношения на современном этапе Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Гуманитарное сотрудничество России с КНР: основные направления и перспективы Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Отношения России с государствами Корейского полуострова Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Российско-японские отношения на современном этапе Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Работа с источниками и рекомендованной литературой Сам. работа 2 15 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Политика России на Ближнем Востоке
4.1. Ближневосточный вектор внешней политики России Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Российско-турецкие отношения Практические 2 2 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.3. Работа с источниками и рекомендованной литературой Сам. работа 2 12 УК-1.3, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=923

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН с:
а) июля 1996 г.
б) февраля 2009 г.
в) декабря 2005 г.
г) августа 1991 г.
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. В каком году был образован Таможенный союз ЕАЭС?
а) 1996 г.
б) 2007 г.
в) 2010 г.
г) 2016 г.
ОТВЕТ: в
Вопрос 3. Какой вопрос стал основой сотрудничества государств ШОС?
а) борьба с терроризмом
б) защита окружающей среды
в) гуманитарное сотрудничество
г) развитие экономической интеграции
ОТВЕТ: а
Вопрос 4 .В 2006 г. состав ядерных держав пополнился:
а) Бразилией и ЮАР
б) Израилем
в) Северной Кореей
г) Индией и Пакистаном
ОТВЕТ: в
Вопрос 5. Россия вмешалась в сирийский кризис …
а) по своей собственной инициативе
б) по просьбе правительства Б. Асада
в) по просьбе международного сообщества в лице ООН
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: б
Вопрос 6. В 2015 г. Россия ввела санкции в отношении Турции по причине:
а) финансирования турецкими правящими кругами террористических организаций на Северном Кавказе
б) уничтожения турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24
в) репрессий турецких властей против Рабочей партии Курдистана, отстаивающей право курдского народа на самоопределение
г) отказа Турции от участия в проекте по строительству газопровода «Голубой поток»
ОТВЕТ: б
Вопрос 7. Договор о запуске российско-китайского магистрального газопровода «Сила Сибири» был подписан в:
а) 2008 г.
б) 2010 г.
в) 2014 г.
г) 2012 г.
ОТВЕТ: г
Вопрос 8. Главная статья южнокорейского экспорта в Россию:
а) нефть и нефтепродукты
б) металлы и изделия из них
в) продукция химической промышленности
г) машины, оборудование и транспортные средства
ОТВЕТ: г
Вопрос 9. Главная статья японского экспорта в Россию:
а) нефть и нефтепродукты
б) металлы и изделия из них
в) продукция сельского хозяйства
г) машины, оборудование и транспортные средства
ОТВЕТ: г
Вопрос 10. Международная организация, основанная в 2001 году лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана:
а) Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АТЭС)
б) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
в) БРИКС
г) Содружество Независимых Государств (СНГ)
ОТВЕТ: б
Вопрос 11. В чем сходятся интересы России и Южной Кореи в области поддержания безопасности на Корейском полуострове?
а) обе страны пытаются не допустить расширения влияния США в АТР
б) обе страны пытаются разрешить проблему создания КНДР ядерного оружия
в) ни одна из стран не придает значения этому вопросу
г) у стран нет взаимных интересов
ОТВЕТ: б
Вопрос 12. Какая страна не принимает участия в шестисторонних переговорах, посвященных поиску мирного решения проблем безопасности в связи с реализацией северокорейской ядерной программы?
а) Россия
б) США
в) Китай
г) Индия
ОТВЕТ: г
Вопрос 13. Россия признала Государство Палестина в:
а) 1988 г.
б) 1992 г.
в) 2004 г.
г) 2011 г.
ОТВЕТ: а
Вопрос 14. Окончательная демаркация российско-китайской границы состоялась в:
а) 1968 г.
б) 1991 г.
в) 2001 г.
г) 2005 г.
ОТВЕТ: г
Вопрос 15. Термин «особо привилегированное стратегическое партнерство» характеризует отношения России с:
а) Объединенными Арабскими Эмиратами
б) Китаем
в) Казахстаном
г) Индией
ОТВЕТ: г
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация 10 стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.
Ответ: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
2. С каким государством Восточной Азии Россия развивает отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия?
Ответ: Китай
3. С какой страной Юго-Восточной Азии Россия развивает отношения всеобъемлющего стратегического партнерства?
Ответ: Вьетнам
4. Какие территории Россия передала Китаю в 2005 г. согласно Дополнительному соглашению о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части?
Ответ: остров Тарабаров, остров Большой Уссурийский
5. Назовите главные задачи деятельности Шанхайской организации сотрудничества.
Ответ: укрепление стабильности и безопасности государств-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.
6._____ — региональная международная организация в области коллективной безопасности, основанная 15 мая 1992 г. В состав ее участников входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Ответ: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
7. Принадлежность каких российских территорий оспаривает Япония?
Ответ: Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи
8. В каком году был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНДР?
Ответ: 2000 г.
9. Какие направления российско-японского экономического сотрудничества предусматривал «План Ельцина—Хасимото»?
Ответ: расширение инвестиционного сотрудничества, меры по содействию реформам в Российской Федерации и интеграции российской экономики в международную экономическую систему, укрепление сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, сотрудничество в освоении космического пространства
10. В каком году были установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией?
Ответ: 1992 г.
11. Какая страна является крупнейшим торговым партнером России в АСЕАН?
Ответ: Вьетнам
12. В каком году был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой?
Ответ: 2001 г.
13. Какая категория товаров занимает ведущее место в структуре российско-иранской торговли?
Ответ: продовольствие и сельскохозяйственное сырье
14. В каком году были установлены дипломатические отношения между СССР и Израилем?
Ответ: 1948 г.
15. _____ - ведущая платформа многостороннего общерегионального политического диалога в рамках АСЕАН по всему спектру вопросов, связанных с обеспечением мира и стабильности в АТР.
Ответ: Региональный форум АСЕАН
16. Назовите страну - крупнейшего торгово-экономического партнера России в Южной Азии.
Ответ: Индия
17. Назовите крупнейшего торгового партнера России среди арабских стран.
Ответ: Объединенные Арабские Эмираты
18. Какие товары занимают ведущее место в структуре российского импорта из Индии?
Ответ: продукция химической промышленности; машины, оборудование и транспортные средства; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
19. Какие товары составляют основу российского импорта из Китая?
Ответ: электромеханическая продукция (машинное оборудование, электронная продукция, транспортные средства )
20. Для каких стран Центральной Азии Россия традиционно является главным торгово-экономическим партнером?
Ответ: Киргизия, Таджикистан

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К особенностям российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе относятся:
а) доминирующие позиции сырьевых товаров в российском экспорте и крайне низкая доля машин и оборудования
б) недостаточно высокий объем товарооборота
в) растущий торговый дефицит России
г) все перечисленное
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Среди стран Юго-Восточной Азии самый большой товарооборот с РФ имеет:
а) Таиланд
б) Бруней
в) Филиппины
г) Вьетнам
ОТВЕТ: г
Вопрос 3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была образована в:
а) 1967 г.
б) 1976 г.
в) 1984 г.
г) 1992 г.
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. В каком году большинство государств - членов ООН (в том числе Россия) официально признали независимость Государства Палестина?
а) 1988 г.
б) 1998 г.
в) 1976 г.
г) 1991 г.
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве был подписан в:
а) 1998 г.
б) 2001 г.
в) 2008 г.
г) 2012 г.
ОТВЕТ: б
Вопрос 6. Кто из глав РФ первым совершил визит в КНДР после распада СССР?
а) Б.Н. Ельцин
б) В.В. Путин
в) Д.А. Медведев
ОТВЕТ: б
Вопрос 7. Дипломатические отношения между РФ и Республикой Корея были установлены в:
а) 2000 г.
б) 2001 г.
в) 1991 г.
г) 1993 г.
ОТВЕТ: в
Вопрос 8. Главная статья российского экспорта в Иран:
а) продовольствие и сельскохозяйственное сырье
б) нефть и нефтепродукты
в) продукция химической промышленности
г) машины, оборудование и транспортные средства
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. Япония оспаривает суверенитет России над:
а) островами Тарабаров, Большой Уссурийский
б) островами Лианкур
в) островами Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи
г) Парасельскими островами
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. Термин «всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие» характеризует отношения России с:
а) Пакистаном
б) Китаем
в) Индонезией
г) Ираном
ОТВЕТ: б
Вопрос 11. Традиционными партнерами России на Ближнем Востоке являются:
а) Турция и Пакистан
б) Сирия и Египет
в) Судан и Израиль
г) Саудовская Аравия и Афганистан
ОТВЕТ: б
Вопрос 12. Формат всеобъемлющего стратегического партнерства характеризует отношения России с:
а) Вьетнамом
б) КНДР
в) Ираком
г) Пакистаном
ОТВЕТ: а
Вопрос 13. Доминирующее значение в отраслевой структуре японских инвестиций в Россию имеет:
а) агротехническая отрасль
б) энергетика
в) логистика
г) информационные технологии
ОТВЕТ: б
Вопрос 14. Фактором, способствующим развитию российско-индийского политического партнерства, является:
а) территориальная близость
б) общий курс на формирование многополярного мира
в) углубляющееся партнерство Индии и США
г) углубляющееся партнерство России и Китая
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. Одной из главных целей политики России на Ближнем Востоке является:
а) расширение сотрудничества в гуманитарной сфере
б) формирование военно-политического альянса
в) сдерживание экстремизма и терроризма
г) дестабилизация политической обстановки
ОТВЕТ: в
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ - международная организация, основанная 15 июня 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участники, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.
Ответ: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
2. С какой страной Южной Азии Россия развивает отношения особо привилегированного стратегического партнерства?
Ответ: Индия
3. В каком году был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой?
Ответ: 2001 г.
4. Назовите цели создания Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Ответ: установление мира и стабильности в регионе; ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.
5. Принятие какого документа стало важным шагом в развитии Евразийского экономического союза. Почему?
Ответ: принятие новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС (2016 г.). Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, которые должны существенно упростить работу участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли в рамках объединения.
6. _____ — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений.
Ответ: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
7. В каком году произошел советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском (Чжэньбао)?
Ответ: 1969 г.
8. Назовите страны, участвующие в Шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР.
Ответ: Северная Корея, Китай, США, Россия, Южная Корея, Япония
9. В каком году был подписан Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея? Какой уровень двусторонних отношений он предусматривал?
Ответ: документ был подписан в 1992 г., он декларировал развитие сотрудничества между странами на основе «взаимодополняющего конструктивного партнерства»
10. В чем заключается значение официального визита премьер-министра Японии Дз. Коидзуми в Россию в январе 2003 г. для российско-японских отношений?
Ответ: японская сторона отказалась от «принципа неотделимости политики и экономики», в соответствии с которым развитие отношений с Россией в практических областях, и прежде всего экономической, ставилось в жесткую зависимость от решения территориальной проблемы на японских условиях.
11. В каком году было подписано временное Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном?
Ответ: 2018 г.
12. Какое название получила внешнеполитическая стратегия Российской Федерации в начале XXI в., в рамках которой произошла внешнеполитическая и внешнеэкономическая переориентация на развитие сотрудничества со странами Азии?
Ответ: поворот на Восток
13. _____ - объединение Евросоюза, России, США и ООН для консолидации усилий по мирному урегулированию Арабо-израильского конфликта.
Ответ: квартет по ближневосточному урегулированию (ближневосточный квартет)
14. В каком году Россия вступила в АТЭС?
Ответ: 1998 г.
15. Назовите страну - крупнейшего торгово-экономического партнера России на Ближнем Востоке.
Ответ: Турция
16. Какое государство Азии является крупнейшим торгово-экономическим партнером Российской Федерации?
Ответ: Китайская Народная Республика
17. Какие товары занимают ведущее место в структуре российского экспорта в Индию?
Ответ: минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства; драгоценные металлы и камни
18. Какие товары составляют основу российского экспорта в Китай?
Ответ: минеральное топливо (нефть, трубопроводный газ, СПГ, уголь и мазут), минеральные ресурсы, древесина, сельскохозяйственная продукция и морепродукты
19. _____ - межгосударственное неформальное объединение пяти государств: Бразилии, России, ЮАР, Индии, Китая, целью которого является увеличение темпов экономического роста стран-участниц.
Ответ: БРИКС
20. Назовите главного торгово-экономического партнера России в Центральной Азии.
Ответ: Казахстан

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова nbmgu.ru
Э3 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 Ежемесячный научный журнал "Мировая экономика и международные отношения" www.imemo.ru
Э5 Научный журнал "Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития" sea.ivran.ru
Э6 Курс в Moodle "Политика России в азиатских регионах" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.