МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интеграционные экономические и политические процессы в странах Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильРегиональные аспекты международного сотрудничества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_РАМС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Интеграционные экономические и политические процессы в странах Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование у магистрантов комлексного представления о закономерностях, тенденцях и специфике процессов интеграции в регионе специализации; изучение основных теоретических подходов к анализу процессов интеграции; выявление и обоснование особенностей протекания интеграционных и дззинтеграционных процессов в регионах Азии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает параметры глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных процессов в экономической, политической и культурной сферах жизни общества
ОПК-3.2 Владеет навыками теоретического исследования, методами прикладного анализа международных процессов
ОПК-3.3 Умеет моделировать и прогнозировать международную ситуацию с открытым выходом
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает методологию научных исследований в гуманитарной сфере
ОПК-4.2 Умеет формулировать научные гипотезы и инновационные идеи в рамках исследования конкретной темы, в том числе, с применением междисциплинарного подхода
ОПК-4.3 Владеет навыками проверки достоверности выдвинутых научных гипотез
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и формы интеграционных процессов в регионе специализации; теоретические основы интеграционных процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы анализа для изучения современных интеграционных процессов; определять характер и темпы интеграционных процессов в регионе специализации; проводить сравнительный анализ региональных интеграционных процессов с мировыми; определять роль и значение интеграционных объединений в международных отношениях в регионе специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических, политических, социально-экономических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интеграция. Ее место в современном мире.
1.1. Интеграция в современном мире. Понятие, уровни и параметры интеграционных процессов. Факторы интеграции. Лекции 4 4 УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.3, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Современные классификации стадий интеграционного процесса. Теория Бела Балашша и ее роль для изучения интеграционных процессов Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Работа с дополнительными материалами по теме. Сам. работа 4 24 УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Теоретические основы интеграции
2.1. Теории политической и экономической интеграции: общее и сособенное Лекции 4 2 УК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Анализ новейших теорий интеграции (коммуникационный подход, multi-level governance, концепция политических сетей, теория «нового регионализма») Практические 4 4 УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с дополнительными материалами по теме Сам. работа 4 16 УК-1.3, ОПК-3.3, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Анализ современных интеграционных процессов в регионах Азии
3.1. Международная интеграция: формы, темпы и перспективы развития Лекции 4 2 УК-1.2, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности интеграционных процессов регионах Азии Лекции 4 2 УК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Геополитические и экономические интересы Китая в АТР и ЦАР Лекции 4 2 УК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Роль и позиция России в региональной интеграции Лекции 4 2 УК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Интеграционные объединения на евразийском пространстве Практические 4 4 УК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-4.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. ШОС как пример интеграционного взаимодействия. Сотрудничество России с государтвами ЦАР в рамках Шанхайской организации сотрудничества Практические 4 4 УК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Особенности современных интеграционных процессов в Азии. Российские и китайские интеграционные инициативы. Практические 4 4 УК-1.1, ОПК-3.1, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Работа с дополнительными материалами по теме Сам. работа 4 36 УК-1.1, УК-1.3, ОПК-3.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильное определение. «БРИКС» - это.
А. экономический форум государств АТР
Б. таможенное объединение России, Казахстана, Китая, Японии.
В. современное интеграционное объединение, включающее Бразилию, Россию, Индию, Китай, Южно-Африканскую Республику
Г. один из этапов экономической интеграции
Ответ: В.
2. Экономическая интеграция проходит несколько этапов. Какого этапа не существует?
А. экономический союз
Б. таможенный союз
В. совместное предприятие
Г. общий рынок
Ответ: В.
3. На каком этапе интеграции страны-участницы договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношениях друг с другом?
А. таможенный союз
Б. совместное предприятие
В. зона свободной торговли
Г. политический союз
Ответ: В.
4. На каком этапе экономической интеграции находится АСЕАН?
А. общий рынок
Б. зона свободной торговли
В. таможенный союз
Г. экономический союз
Ответ: Б.
5. Какие уровни принятия решений выделены в рамках теории многоуровневого управления?
А. суперсистемный, системный, мезосистемный
Б. наднациональный, национальный, субнациональный
В. системный
Г. суперсистемный, национальный
Ответ: А.
6. Сущность какого понятия отражает следующее утверждение: «Массы акторов, представляющих множество организаций, взаимодействуют друг с другом и делятся информацией и ресурсами»?
А. уровень управления
Б. группа сотрудничества
В. сообщество безопасности
Г. политическая сеть
Ответ: Г.
7. Какие ученые разработали теорию, согласно которой интеграция рассматривается как совокупность сетей, взаимодействующих друг с другом и обменивающихся информацией и ресурсами?
А. Джон Петерсон и Элизабет Бомберг
Б. Ян Тинберген и Рагнар Фриш
В. Хелен Уоллас и Эрнст Хаас
Г. Бела Балашша и Ричард Купер
Ответ: А.
8. Какое положение раннего неолиберализма в понимании процессов интеграции было пересмотрено в рамках позднего неолиберализма?
А. государство является главным актором интеграционных процессов
Б. полная интеграция возможна без вмешательства государства, которое приводит к негативным явлениям
В. интеграция представляет собой совокупность политических сетей
Г. интеграция представляет собой совокупность политических сетей
Ответ: Б.
9. Представители какой теории выдвинули положение о ведущей роли негосударственных акторов в процессе экономической интеграции?
А. неолиберализм
Б. межправительственный подход
В. теория многоуровнего управления
Г. федерализм
Ответ: Б.
10. Кто осуществляет высшее руководство деятельностью АСЕАН?
А. Координационный совет в составе министров иностранных дел
Б. ежегодный саммит глав государств и правительств
В. Постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем
Г. председатель АСЕАН
Ответ: Б.
11. Какое из государств входит в Восточно-Азиатскую «тройку», взаимоотношения которой с АСЕАН носят характер углубленного взаимодействия?
А. Китай
Б. Индонезия
В. Австралия
Г. Малайзия
Ответ: А.
12. Создателем какой научной теории интеграции является Карл Дойч?
А. неоинституционализм
Б. функционализм
В. дирижизм
Г. теория коммуникаций
Ответ: Г.
13. К какой области гуманитарных знаний относятся исследования интеграционных процессов?
А. Политические науки
Б. Экономика
В. Философия
Г. Регионоведение
Ответ: А.
14. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления – это
А. научная гипотеза
Б. научная идея
В. научный факт
Г. научная теория
Ответ: А.
15. Междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики – это
А. глобалистика
Б. регионалистика
Г. мировая экономика
В. страноведение
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Методология научных исследований – это
Ответ: учение о принципах, формах, способах и правилах научно-исследовательской работы, а также о научном мышлении в процессе добычи нового научного знания.

2. В чем заключается новизна исследования?
Ответ: Новизна исследования заключается в предложении автором новых подходов, применении новых методологических принципов, постановки и решении ранее неизученной проблемы, открытии новых фактов или подтверждает уже известные, но в более обширном и глубоком исследовании.

3. Междисциплинарность это
Ответ: соединение методологий и языка более чем одной дисциплины, создающее условия для получения новых знаний, основывающихся на целостно-синтетическом мышлении, на новом научном методе – системном (или междисциплинарном) синтезе. Соединении методов и законов нескольких наук в одно целое для наиболее полного и эффективного решения поставленной задачи.

4. Что такое актуальность исследования?
Ответ: важность, значимость темы исследования, степень ее важности в данный момент.

5. Сформулируйте общее определение методов междисциплинарного исследования.
Ответ: Методы междисциплинарного исследования – это методы, применяемые на стыке различных наук, представляющие собой совокупность ряда синтетических, интегрированных способов.

6. Сформулируйте суть процесса анализа современных интеграционных процессов.
Ответ: Анализ современных интеграционных процессов - это исследование объективных предпосылок формирования, основных свойств и условий развития интеграции в современных условиях, выявление ее движущих сил на макро- и микроуровнях, межнациональных и наднациональных механизмов регулирования

7. На какое положение опирается неофункционализм в определении сути интеграционных процессов?
Ответ: Неофункционализм подчеркивает особую роль негосударственных единиц, в частности «секретариат» региональной организации, а также групп давления, интересов, экономических акторов и общественных трендов, которые формируются на региональном уровне и поддерживают поступательную динамику процесса интеграции.

8. Какая научная теория обосновывает закономерность, полезность и неизбежность планомерной передачи полномочий от отдельных правительств институту наднационального органа по мере интенсификации интеграционного процесса?
Ответ: Неофункционализм.

9. В 1954 г. Я. Тинберген ввёл понятия «позитивной» и «негативной» интеграции. Что понимал автор под понятием «негативная интеграция»?
Ответ: согласованное удаление дискриминационных норм из национальной экономической практики всех стран-участниц.

10. Сформулируйте разницу между понятиями «глубокая интеграция» и «поверхностная интеграция».
Ответ: «Поверхностная интеграция» предусматривает только либерализацию торговли, «глубокая интеграция» подразумевает интенсификацию экономических отношений, которые не ограничиваются упразднением тарифных и нетарифных барьеров.

11. Сформулируйте разницу между понятиями «регионализация» и «регионализм».
Ответ: «Регионализация» - это процесс регионального структурирования пространства, повышения роли регионов в политической и экономической жизни общества. «Регионализм» - это политика, стратегия, политический курс, которые стимулируют процесс регионализации, поддерживают интересы региона.

12. Кто из исследователей рассматривал понятие «интеграция» через такой признак системы, как совместимость ее компонентов, а также через сохранение и поддержание специфических условий, отделяя данную систему от внешнего окружения.
Ответ: Т. Парсонс

13. С помощью каких мер, по мнению К. Дойча, интеграция может обеспечить реальное мирное сосуществование государств?
Ответ: (А) повышение показателей торговли, (Б) свободное перемещение людей, (В) развитие культурного обмена, (Г) активное проведение политических консультаций.

14. Сформулируйте общие черты двух теорий интеграции: федерализма и функционализма.
Ответ: (А) существование национального государства препятствие на пути обеспечения мира, (Б) государство-нация и привязка к территории воспринимались как пережиток Вестфальской системы мира, само устройство которой провоцировало войны и конфликты.

15. Назовите современные научные теории, которые нацелены на сравнительный анализ опыта регионального сотрудничества в различных регионах мира.
Ответ: (А) сравнительный анализ институционального дизайна региональных организаций, (Б) концепция кооперативной гегемонии.

16. Как называется тип регионального порядка, в рамках которого «мягкое» управление осуществляется при помощи соглашений о сотрудничестве, основанных на долгосрочной стратегии?
Ответ: кооперативная гегемония

17. Что в современных теориях интеграции понимается под стратегией интеграционного сотрудничества (моделью реализации интеграционного потенциала)?
Ответ: Совокупность направлений, а также условий и механизмов взаимодействия государств-членов в отраслях и секторах экономики, совместное развитие которых даст дополнительный экономический эффект странам объединения.

18. Назовите основные типы работы экспертов в рамках проведения ситуационного анализа.
Ответ: (А) «круглый стол», (Б) «мозговой штурм», (В) имитационная игра.

19. Назовите метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе для последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов.
Ответ: Контент-анализ

20. Какой метод предназначен для исследования и прогнозирования различных международно-политических ситуаций?
Ответ: Метод ситуационного анализа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Представители какой теории понимали интеграцию как формирование оптимальной международной экономической структуры с упором на институционально-политический механизм и отстаивали важность регулирования этого со стороны государства?
А. неокейнсианство
Б. межправительственный подход
В. неоинституционализм
Г. функционализм
Ответ: А.
2. В чем заключается принципиальное различие между рыночно-институциональной и дирижистской трактовкой интеграционных процессов?
А. отношение к роли государства в интеграционных процессах
Б. темпоральные характеристики интеграционных процессов
В. оценка роли неправительственных акторов в интеграционных процессах
Г. принципиальных различий между теориями нет
Ответ : А.
3. Какая теория не относится к концепциям политической интеграции?
А. коммуникационный подход
Б. неолиберализм
В. межправительственный подход
Г. теория многоуровнего управления
Ответ: Б.
4. Какое из перечисленных государств входит в состав группировки АСЕАН?
А. Тайвань
Б. Восточный Тимор
В. Мьянма
Г. Индия
Ответ: В.
5. Представителем какого теоретического подхода к изучению интеграции является Эндрю Моравчик?
А. теория политических сетей
Б. неофункционализм
В. теория многоуровнего управления
Г. межправительственный подход
Ответ: Г.
6. Какой ученый рассматривал интеграцию как процесс создания различных коалиций, основанный на компромиссах в сфере экономики, политики, социальных отношений?
А. Хелен Уоллас
Б. Гуннар Мюрдаль
В. Ричард Купер
Г. Бела Балашша
Ответ: А.
7. Что такое негативная интеграция?
А. устранение препятствий для движения экономических ресурсов, товаров и услуг
Б. создание препятствий для движения экономических ресурсов, товаров и услуг
В. отказ от государственного вмешательства в процесс интеграции
Г. ослабление взаимосвязей между элементами экономической структуры общества, создающее условия для ее последующего возможного распада
Ответ: А.
8. В каком году вступило в силу Соглашение о Южноазиатской зоне свободной торговли?
А. 2006
Б. 2020
В. 1963
Г. 1994
Ответ: А.
9. На обсуждение и рассмотрение каких вопросов нацелен Региональный форум АСЕАН?
А. региональной безопасности
Б. экономического развития
В. социально-культурного развития
Г. научно-технического сотрудничества
Ответ: А.
10. Какая из деклараций относится к основным нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность АСЕАН?
А. Манильская декларация
Б. Бандунгская декларация
В. Сеульская декларация
Г. Осакская декларация
Ответ: А.
11. Представители какой интеграционной теории утверждают, что готовность государства вступить в региональное объединение возникает вследствие изменения сил на международной арене?
А. межправительственный подход
Б. теория коммуникаций
В. федерализм
Г. неофункционализм
Ответ: А.
12. Основателем какой научной теории интеграции является Д. Митрани?
А. функционализм
Б. дирижизм
В. неокейсианство
Г. федерализм
Ответ: А.
13. В каком году состоялась первая встреча лидеров Российской Федерации и АСЕАН?
А. 1995 г.
Б. 2005 г.
В. 2013 г.
Г. 1990 г.
Ответ: Б.
14. Когда начала формироваться система так называемых «диалогов» АСЕАН с крупнейшими государствами мира?
А. В 2000-е гг.
Б. В 70-е гг. XX в.
В. В 90-е гг. XX в.
Ответ: Б.
15. В каком году был создан Японо-Австралийский Комитет по экономическому сотрудничеству?
А. 1994 г.
Б. 2002 г.
В. 2016 г.
Г. 1962 г.
Ответ: Г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Международная экономическая интеграция – это
Ответ: процесс сближения национальных экономик путем образования единого экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы через национальные границы

2. Представители какой теории интеграции рассматривают международную экономическую интеграцию как процесс постепенного перехода от традиционной системы межгосударственного сотрудничества в регионе к формированию наднациональных структур и передача властных полномочий суверенных государств этим структурам.
Ответ: теория функционализма

3. В чем заключается основополагающая идея теории функционализма?
Ответ: международная интеграция должна быть в максимальной степени деполитизирована, а эффективное сотрудничество государств и избежание конфликтов могут и должны быть достигнуты путем концентрации усилий в первую очередь на общих для всех вопросах благосостояния

4. Назовите пять форм международной экономической интеграции по классификации Б. Балаша
Ответ: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз

5. Дайте определение понятию «дезинтеграция».
Ответ: противоположный интеграции процесс уменьшения числа и интенсивности взаимодействий элементов некоей системы - процесс разложения, распада, разрушения, отделения, ослабления внутренних связей в объединении. Этот процесс повышает относительную самостоятельность и «независимость» элементов системы.

6. Назовите основные показатели интенсивности развития интеграции.
Ответ: (А) доля в процентах от суммарного валового национального продукта, приходящаяся на внутрирегиональный товарооборот, экспорт, импорт; (Б) доля внутрирегионального товарооборота в процентах к общему совокупному внешнеторговому обороту; (В) объем взаимных прямых иностранных инвестиций внутри интеграционной группировки по сравнению с инвестициями стран-участниц группировки в другие страны мира.

7. Какие изменения в отношениях стран-участниц интеграционного объединения происходят на этапе создания «общего рынка»?
Ответ: При переходе интеграционного объединения к «общему рынку» страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.

8. В чем заключается цель региональной интеграции государств?
Ответ: цель региональной интеграции – устрaнение нaционaльных бaрьеров нa пути взaимного торгового и инвестиционного взaимодействия, создание равных условий для развития экономик стран-участниц.

9. Какие экономические преимущества представляет странам-участницам реализация интеграционных планов?
Ответ: (А) расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения; (Б) увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары; (В) повышение эффективности и конкурентоспособности производства; (Г) «эффект масштаба» производства и углубление специализации; (Д) создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы; (Е) повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве; (Ж) ускорение темпов экономического развития.

10. Определите, сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы) это - преимущества или издержки интеграции.
Ответ: издержки интеграции

11. Показателем какого эффекта от присоединения к интеграционному объединению является рост масштабов производства национальных фирм.
Ответ: динамический эффект.

12. Назовите основное отличие экономической интеграции в развивающихся странах во второй половине XX в.
Ответ: в отличие от развитых стран в развивающихся странах интеграционные процессы сначала распространялись на сферу производства и потом - на сферу взаимной торговли.

13. Почему приоритет в рамках созданных в 60-80-е гг. XX в. в АТР экономических объединений был отдан производственному сотрудничеству, а не либерализации взаимной торговли?
Ответ: В 1960-80-е гг. экономические трудности развивающихся стран азиатско-тихоокеанского региона заставляли их руководствоваться не долгосрочными, а краткосрочными интересами и рассматривать интеграцию как инструмент повышения уровней экономического развития и содействия индустриализации.

14. Зона преференциальной торговли – это
Ответ: Термин, определяющий тип интеграционного объединения в развивающихся странах, характеризующийся узостью по объему охвата товаров и невысоким уровнем взаимной торговой либерализации.

15. Какая тенденция является императивом современных международных экономических отношений? Почему?
Ответ: Усиление экономической взаимозависимости национальных экономик на разных уровнях (двустороннем, субрегиональном, региональном и межрегиональном). Экономика одной страны не может замыкаться в узких национальных рамках, а должна активно участвовать в международном разделении труда, опираясь на сравнительные преимущества

16. Назовите основные центростремительные факторы интеграционных тенденций в АТР.
Ответ: (А) динамика экономического развития, рост экономической взаимозависимости и взаимодополняемости; (Б) стремление противостоять росту влияния Европейского Союза.

17. Принцип «открытого регионализма» - это
Ответ: процесс регионального сотрудничества, результатом которого является не только сокращение внутренних (внутрирегиональных) барьеров на пути экономического развития, но также сокращение внешних барьеров в отношении экономик, не являющихся участниками данного регионального проекта.

18. Какая организация, объединяют представителей правительств, бизнеса и научных кругов стран АТР?
Ответ: Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС).

19. Метод научного исследования — это
Ответ: Способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций

20. Объясните разницу между методами теоретического и эмпирического исследования.
Ответ: теоретические методы исследования – это логико-познавательные процессы, где выводы строятся на основе логических операций, гипотез, рассуждений; эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
1. Прочитайте утверждения, характеризующие коммуникационный подход изучению интеграции, и определите их правильность.
А. движущими силами интеграции выступают национальные государства с их правительствами, группами влияния и т.д.
В. движущими факторами интеграции является необходимость обеспечения безопасности в обществе и возможность получения синергетического эффекта от сложения потенциалов различных сообществ.
А. оба утверждения верны
Б. оба утверждения неверны
В. верно только утверждение А.
Г. верно только утверждение В.
Ответ: А.
2. Определите, в чем заключается отличие формальной интеграции от неформальной?
А. формальная интеграция является результатом преднамеренных политических действий и предполагает создание наднациональных институтов
Б. формальная интеграция возникает стихийно без участия государства
В. формальная интеграция характеризуется слабым экономическим и социальным взаимодействием, она является шагом к более интенсивной, неформальной интеграции
Г. формальная интеграция возможна только в сфере экономики
Ответ: А.
3. Определите, представители какой теории считали, что основой международной экономической интеграции является торговля, и рассматривали интеграцию одновременно и как отмену протекционизма во взаимной торговле стран-участниц, и как форму коллективного протекционизма в отношении третьих стран?
А. неолиберализм
Б. концепция политических сетей
В. дирижизм
Г. неофункционализм
Ответ: А
4. Определите два крупнейших национальных образования, доминирующих в мировой экономике:
А. ЕС и АСЕАН
Б. НАТО и ООН
В. ЕС и США
Г. США и РОССИЯ
Ответ: А.
5. Определите, что является основной целью объединения СААРК.
А. установление экономического сотрудничества для искоренения бедности и повышения качества жизни населения
Б. разрешение политических разногласий между странами-участницами
В. выработка общей для стран-участниц социальной и демографической политики
Г. защита окружающей среды и решение экологических проблем
Ответ: А.
6. Определите, что относится к предпосылкам региональной интеграции арабских стран.
А. высокая плотность населения региона
Б. отсутствие политических разногласий между арабскими странами
В. общность языка, религии, культуры и традиций, исторически сложившиеся торговые, миграционные связи
Г. высокий уровень социально-экономического развития и взаимодополняемость экономик арабских стран
Ответ: В.
7. В каком году был образован Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности?
А. 1967 г.
Б. 2014 г.
В. 1980 г.
Г. 1994 г.
Ответ: Г.
8. Определите, что предполагает Таможенный союз как форма интеграции.
А. свободное перемещение товаров и услуг между странами-участницами, единый таможенный тариф и единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам
Б. только существование единого таможенного тарифа для всех стран-участниц
В. существование единых условий для перемещения капиталов и рабочей силы между странами-участницами
Г. снятие таможенных барьеров для перемещения товаров и услуг, а также капиталов и рабочей силы между странами-участницами союза
Ответ: А.
9. Назовите, каким фактором обусловлено развитие процессов международной экономической интеграции.
А. различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса
Б. различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами
В. углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации
Г. политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей
Ответ: А.
10. Какое название получила форма международной экономической интеграции, охватывающая «четыре свободы» пересечения государственных границ (для товаров, услуг, капиталов и людей)?
А. общий рынок
Б. зона свободной торговли
В. таможенный союз
Г. экономический союз
Ответ: А.
11. Как называется политика государства, направленная на защиту национальных экономических интересов и национального рынка от иностранной конкуренции?
А. либерализация
Б. протекционизм
В. интеграция
Г. транснационализация
Ответ: Б.
12. Представителем какого теоретического подхода к изучению интеграции является Эрнст Хаас?
А. неофункционализм
Б. теория политических сетей
В. теория многоуровнего управления
Г. федерализм
Ответ: А.
13. Какие факторы относятся к предпосылкам создания интеграционных объединений между странами?
А. близость условий экономического развития и степени рыночной зрелости интернирующихся экономических систем
Б. неразвитая инфраструктура
В. общность экономических и иных проблем
Г. политическая нестабильность
Ответ: А.
14. Какие факторы препятствуют развитию международной экономической интеграции?
А. слабая взаимодополняемость экономик стран
Б. наличие общей границы или географическая близость
В. демонстрационный эффект
Г. политическая воля лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей
Ответ: А.

15. Сколько экономик АТР включает в себя Форум АТЭС?
А. 21 экономику АТР
Б. 10 экономик АТР
В. 37 экономик АТР
Г. 5 экономик АТР
Ответ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Глобализация - это
Ответ: Тесное взаимодействие и переплетение национальных экономик, распространение непосредственных и опосредованных связей между субъектами экономической деятельности всех стран мира, формирование единой для всего мирового сообщества системы мирохозяйственных отношений.

2. Объясните, в чем заключается «эффект домино» в процессе становления интеграционного объединения.
Ответ: Так как, интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, страны, оставшиеся за пределами объединения, начинают испытывают трудности торговли со странами-участниками интеграционного объединения. В результате данного процесса, эти страны также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

3. Объясните разницу между международной экономической интеграцией и процессом глобализации.
Ответ: глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь.

4. Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическими мотивами. В чем заключаются стратегические мотивы создания интеграционного объединения?
Ответ: Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым, экономическим и финансовым спорам.

5. Определите содержание глобализации экономики.
Ответ: Глобализация экономики – это процесс экономического сближения государств, результатом которого становится формирование в масштабах всего мирового хозяйства интегрированного рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

6. Сформулируйте основные предпосылки развития интеграции.
Ответ: (А) примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики стран-участниц; (Б) наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений; (В) наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран; (Г) общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона; (Д) политическая воля государств, наличие страны - лидера интеграции.

7. Определите, в чем заключается «демонстрационный эффект» как предпосылка интеграции.
Ответ: в возникновении у других государства под влиянием успехов и благоприятных эффектов тех или иных интеграционных объединений желания вступить в эту организацию.

8. ТНК – это
Ответ: Транснациональная компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах.

9. Особенностью какого объединения является развития интеграционных процессов через ведущую роль ТНК.
Ответ: АТЭС.

10. В чем заключается особенность азиатско-тихоокеанской экономической интеграции?
Ответ: (А) преобладание микроэкономической интеграции над макроэкономической; (Б) приоритет субрегиональной интеграции над региональными тенденциями; (В) мягкие схемы интеграции; (Г) многоуровневый характер интеграции.

11. Назовите основные цели АСЕАН, определенные в Бангкокской декларации (1967 г.).
Ответ: (А) стимулирование экономического развития, социального прогресса и развития культуры региона на основе совместных действий; (Б) укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; (В) развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях.

12. Определите основное отличие АСЕАН от многих других группировок в АТР.
Ответ: Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа

13. В каком документе определены основные цели деятельности Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»?
Ответ: Сеульская декларация (1991 г.)
14. На основе какого принципа Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству?
Ответ: принцип «открытого регионализма»

15. Манильская программа действий (МАПА), принятая на филиппинском саммите (1996 г.), представляет комплексный пакет мер по достижению стратегический цели формирования Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС). Какие разделы она включает?
Ответ: МАПА включает три раздела: (1) индивидуальные планы действий (ИПД) каждой страны-участницы; (2) коллективный план действий (КПД) АТЭС; (3) развитие экономического и технического сотрудничества.

16. Назовите основную причину, затрудняющую работу по унификации законодательства стран – участниц Евразийского экономического союза.
Ответ: отсутствие парламентской структуры ЕАЭС.

17. Принятие какого документа стало важным шагом в развитии Евразийского экономического союза. Почему?
Ответ: Принятие новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС (2016 г.). Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, которые должны существенно упростить работу участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли в рамках объединения.

18. Сформулируйте суть системного подхода к исследованию
Ответ: В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта исследования как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

19. Назовите преимущества применения системного подхода в международных отношениях?
Ответ: системный подход дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и, следовательно, способствуя нахождений корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению закономерностей функционирования международной системы.

20. Дайте классическое определение понятия «критический анализ»
Ответ: Критический анализ – это оценку достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Интеграция – понятие и содержание.
2. Типы интеграционных объединений.
3. Политические теории интеграции.
4. Понятие «экономическая интеграция» в рамках раннего и позднего неолиберализма.
5. Классификация стадий экономической интеграции Б. Балашши.
6. Дирижизм. Коммуникационный подход или теория «сообществ безопасности».
7. Основы межправительственного подхода к сущности экономической интеграции. Теория многоуровнего управления.
8. Концепция политических сетей.
9. Регионализм и глобализация: соотношение понятий.
10. Современное состояние и перспективы развития интеграции АТР.
11. Интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе: АСЕАН, АТЭС, ОЭС-ЭКО, ССАГПЗ, СААРК, ТЭС, СТЭС.
12. Основные направления экономического сотрудничества стран АТР.
13. Позиция Китая по вопросу безопасности в АТР (АТЭС, АСЕАН).
14. Деятельность Китая в интеграционных процессах в сфере культуры и образования (реализация политики"мягкой силы").
15. Геополитика и динамика интеграционных процессов в ЦАР.
16. Интересы мировых держав и межгосударственные отношения в Центрально-Азиатском регионе.
17. Проблемы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии: роль антитеррористических структур.
18. Интеграция в АТР в контексте деятельности мировых интеграционных образований
19. Деятельность ШОС в ЦАР.
20. Участие Китая в интеграции в рамках ШОС.
21. Этапы формирования интеграционного процесса на центральноазиатском пространстве
22. Развитие экономического сотрудничества Российской Федерации со странами АТР.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Провести сравнительный анализ современных теорий политической интеграции
2. Выявить и обосновать особенности протекания интеграционных процессов в Центральной Азии
3. Выявить и проанализировать основные проблемы современных интеграционных процессов в Центральной Азии
4. Проанализировать деятельность УШОС как формы образовательной интеграции в регионе
5. Провести сравнительную характеристику интеграционных процессов в ЦАР и АТР

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Забейворота А. И. Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Книжный мир, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Интеграционные и дезинтеграционные процессы в истории российского государства: Научные монографии Институт философии РАН, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Интеграционные экономические и политические процессы в странах Азии" portal.edu.asu.ru
Э2 Информационно-аналитический ресурс: Российский совет по международным делам russiancouncil.ru
Э3 Научно-образовательный форум по международным отношениям www.obraforum.ru
Э4 Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики www.intertrends.ru
Э5 Университетская информационная система «Россия» uisrussia.msu.ru
Э6 Полис - политические исследования. официальный сайт www.politstudies.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины магистрантам предстоит актуализировать знания по международным отношениям и мировой экономике, истории региона специализации, современным экономическим и политическим процессам.
Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с тематическим принципом.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (14 часов лекционных и 18 часов практических занятий). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (76 часов). Степень освоения курса зависит от успехов магистранта при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовывать свое учебное время.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов в конце лекции, изучении рекомендованной к лекции литературы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины. Работа с ним является обязательной для магистрантов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Преподаватель имеет право осуществлять проверку посещаемости лекционных и практических занятий.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.
Итоговая аттестация происходит в виде экзамена.