МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мегатренды и глобальные проблемы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Мегатренды и глобальные проблемы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины - представить и проанализироватть главные тенденции современного мирового развития, показать его движущие силы, наметить варианты формирования новой междунароной политической ситуации. Основное внимание уделяется выявлению новой повестки дня в изучении проблем трансформации международной системы, международной безопасности и регулирования мировой политики. В ходе освоения дисциплины студенты должны осуществить качественный перход от навыков простого освоения информации к способностях ее творческого осмысления и выработки оригинальных самостоятельных и доказательных версий и оценок мегатрендов глобального уровня и перспектив развития формирующихся тенденций транформации миропорядка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.3 Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает методологию научного исследования и основные этапы его выполнения
ОПК-4.2 Умеет определять цель, задачи, методы научного исследования, формулировать научную гипотезу, разрабатывать план исследования
ОПК-4.3 Способен осуществлять сбор и верификацию информации по теме исследования в соответствии с поставленной целью и задачами
ОПК-4.4 Владеет опытом проведения научного исследования в сфере зарубежного регионоведения, в том числе, используя междисциплинарный подход
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Принципы адаптации общенаучных принципов анализа, синтеза и абстрагирования к современным международно-политическим и дипломатическим практикам для выделения их смыслового содержания и системных обобщений
- Комплексные теоретико-методологические основы обработки международно-политической информации с целью выделения содержательно значимых фактов в фокусе профессиональной деятельности
- Природу мировой политики и протекающих в ее рамках глобальных процесса, выраженную в современных научных понятиях и категориях теории международных отнощений, политического анализа и междисциплинарных подходов к исследованию современных мирополитических процессов в условиях глобализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- На основе комплексного использования общенаучных методов абстрагирования, обощения и системного анализа международно-политической информации формировать экспектно-аналитические сценарии развития глобальных тенденций.
- Структурировать проблему в контексте динамичных международно-политических процессов и дипломатии, выявлять ее смысл и место в предметном поле международно-политического анализа, среди других глобальных мегатрендов и с учетом реальных перспектив развития соответствующих тенденций мировой политики.
- Системно мыслить с учетом специфики международных систем как особого типа социальных систем, формировать параметры и характеристики современных форм организации международных систем, их динамичекого , открытого или кризисного состояния.
- На основе критериев значимости и содержательно значимых фактов из международно-политической информации выделять системобразующие и перспективные тенденции и мегатренды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-На междисциплинарной и многофакторной онове исметь способности находить, собирать и обобщать фактический материал в виде системной аргументации выводов и экспертных рекомендаций.
- Самостоятельные аналитические навыки по осмыслению мегатрендов мирового развития сквозь призму национальных интересов государств, межправительственных и неправительственных акторов мировой политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение: предметное поле дисициплины, методология и методика международного анализа.
1.1. Введение: предметное поле дисициплины, методология и методика международного анализа. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные направления эволюции современной миросистемы.
2.1. Основные направления эволюции современной миросистемы. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства.
3.1. Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Феномен и параметры великодержавности в современной мировой политике
4.1. Феномен и параметры великодержавности в современной мировой политике Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Глобализация и конкуренция за мировое лидерство.
5.1. Глобализация и конкуренция за мировое лидерство. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Международная и региональная интеграция в теретическом дискурсе.
6.1. Международная и региональная интеграция в теретическом дискурсе. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Запрос на перемены в международной политике.
7.1. Запрос на перемены в международной политике. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Мир и война. Ослабление гарантий стабильности международного порядка.
8.1. Мир и война. Ослабление гарантий стабильности международного порядка. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Основные характеристики мировой системы.
9.1. Основные характеристики мировой системы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Идеологические тренды современного мира.
10.1. Идеологические тренды современного мира. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Инструментарий миросистемного регулирования
11.1. Инструментарий миросистемного регулирования Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Глобальные демографические и миграционные тренды.
12.1. Глобальные демографические и миграционные тренды. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Современные конфликты и их особенности.
13.1. Современные конфликты и их особенности. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Человек, "моральные детерминанты" и стратегическая культура современных международных отношений.
14.1. Человек, "моральные детерминанты" и стратегическая культура современных международных отношений. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
14.2. Cбор дополнительной информации по конкретным темам - сверх рекомендованного списка литературы. Сам. работа 2 49 Л1.1, Л2.1
14.3. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2332

Оценка сформированности компетенции УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действия.
Примеры вопросов закрытого типа

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
Примеры вопросов открытого типа
1. Соотнесите понятия и определения:
А. Традиционно-исторический подход
Б. Историко-социологический подход
В. Эвристический подход
Г. Комплексный подход
Д. Эмпирический подход
1. Изучение дипломатических отношений в конкретный исторический период
2. Исследование исторического опыта МО
3. Анализ абстрактных международных систем
4. Синтез историко-социологического и эвристического подходов
5. Исследование взаимодействия, реально существующие в рамках определенных географических регионов
А 1
Б 2
В 3
Г 4
Д 5


2. Кто автор термина «международные отношения»?
А. Г. Гроций
Б. Г. Моргентау
В. И. Бентам
Г. И. Кант
Ответ: В

3. Какая система международных отношений основана на принципе формального равенства суверенитетов?
А. Венская система
Б. Биполярная система
В. Вестфальская система
Г. Многополярная система
Отет: В

4. Современная теория международных отношений была сформулирована в период
А. После Первой мировой войны
Б. После Семилетней войны
В. После Второй мировой войны
Г. В период Наполеоновских войн
Ответ: А

5. Участниками первых «Великих дебатов» по теории международных отношений были
А. Либералы и консерваторы
Б. Реалисты и либералы-интернационалисты
В. И. Кант и И. Вллернстайн
Г. Г. Моргентау и З. Бжезинский
Ответ: Б

6. Верно ли утверждение, что международные отношения и мировая политика – полностью совпадающие явления?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

7. Какой из перечисленных процессов изменил состав акторов международных отношений на современном этапе?
А. Распад биполярной системы
Б. Окончание «холодной войны»
В. Глобализация
Г. Виртуализация политики
Ответ: В

8. Верно ли утверждение, что на современном этапе на смену «геополитики площадей» пришла «геополитика потоков»?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

9. Какие из перечисленных ресурсов не относятся к инструментам «жесткой силы»?
А. Военно-стратегические
Б. Политико-идеологические
В. Электронные
Г. Экономические
Ответ: Б
10. Верно ли утверждение, что государства используют неправительственные организации в своих целях?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
11. Какое пространство включено в сферу международных отношений на рубеже ХХ - XXI в.?
А. Космическое
Б. Информационное
В. Сухопутное
Г. Морское
Д. Воздушное
Ответ: Б
12. Какой вид конфликтов получил распространение на современном этапе?
А. Конвенциональные войны
Б. Региональные войны
В. Гибридные войны
Г. Этноконфессиональные конфликты
Ответ: В
13. Какие из перечисленных официальных источников не являются программными внешнеполитическими документами?
А. Официальное коммюнике
Б. Военная доктрина
В. Концепция внешней политики
Г. Основы национальной безопасности
Ответ: А
14. Верно ли утверждение, что статья в научном периодическом издании является первоисточником информации?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
15. Верно ли утверждение, что понятии «система международных отношений» и «миропорядок» являются тождественными?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
Примеры вопросов открытого типа
1. Сформулируйте разницу между объектами исследования естественных и гуманитарных наук.
Ответ: Объектом исследования естественных наук является природа, гуманитарных наук – общество.
2. К какому разделу гуманитарных дисциплин относится теория международных отношений?
Ответ: Теория международных отношений является самостоятельным разделом политической теории.
3. Сформулируйте определение понятия «система» в рамках универсальной теории систем.
Ответ: Система - это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.
4. Дайте определение системному подходу в универсальной формулировке.
Ответ: Системный подход – метод исследования структуры системы, который рассматривает ее как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом.
5. Что такое структуры системы?
Ответ: Структура системы - устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения.
6. Сформулируйте определение системы международных отношений.
Ответ: Система международных отношений – совокупность международных акторов - государств и международных организаций, которые постоянно взаимодействуют между собой и внешней средой и образуют устойчивую целостность.
7. Что такое параметры системы?
Ответ: Параметры – это величина, с помощью которой описываются свойства системы.
8. Какой характер носит международная система в связи с отсутствием в ней единого центра верховной власти (регулирования)?
Ответ: Анархичный
9. Сформулируйте основную идею концепции международной системы.
Ответ: Основная идея концепции международной системы - это идея об основополагающей роли структуры в познании ее законов.

10. Почему международные отношения носят преимущественно политический характер?
Ответ: Политический характер международных отношений связан с тем, что их основными акторами являются государства.
11. Почему международные системы являются социальными?
Ответ: Международные системы являются социальными, потому что их основными элементами (участниками) являются социальные объединения, общности, индивидумы.
12. Сформулируйте связь между целью системного анализа международных отношений и их конфликтным характером.
Ответ: Целью системного анализа международных отношений является прогнозирование, чтобы уменьшить конфликтность в международной системе.
13. В чем заключатся особенности международных систем по сравнению с другими социальными системами?
Ответ: Международные системы – это социальные системы особого типа, которые отличаются слабой степенью интеграции элементов в единую целостность, высокой степенью автономности элементов.
14. Как масштабы международной системы и число участников обуславливают универсальный характер закономерностей международных отношений?
Ответ: Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом. Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.
15. Как историческая протяженность международных отношений обуславливает универсальных характер закономерностей международных отношений?
Ответ: Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.
16. Определите природу международных отношений в рамках реалисткой школы теории международных отношений.
Ответ: Реалисты рассматривают международные отношения как силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимущества имеют наиболее могущественные державы.
17. Сформулируйте основу международных действий (внешней политики)государства.
Ответ: Основой внешнеполитических действий государства являются национальные интересы.
18. Сформулируйте основной принцип Вестфальской политической модели.
Ответ: Основным принципом Вестфаля является формальное равенство суверенитетов государств.
19. Какого актора международных отношений характеризуют следующие атрибуты: наличие территории, наличие населения, проживающего на данной территории, легитимное управление населением, официальное признание другими акторами?
Ответ: Суверенное государство-нация.
20. Перечислите основные группы источников для исследования международных отношений и внешней политики.
Ответ: Официальные документы и материалы (1), данные периодической печати(2), мемуары и дневники (3), современные электронные ресурсы (4).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.
Примеры вопросов закрытого типа
1. Какая из перечисленных особенностей характеризует западного типа культуру?
А. Страсть к самоанализу
Б. Самоизоляция от общества
В. Подавление собственного «я»
Г. Признание человека абсолютной ценностью
Ответ: Г

2. На какой идее основана современная цивилизация?
А. Аскетизм
Б. Теоцентризм
В. Натуроцентризм
Г. Присвоение человеком природы
Ответ: Г

3. Какой характер носит процесс инкультурации?
А. Целенаправленный
Б. Случайный
В. Стихийный
Г. Планомерный
Ответ: А

4. Для какой культуры свойственен консерватизм и стремление к замкнутости?
А. Этнической
Б. Массовой
В. Популярной
Г. Национальной
Ответ: А

5. Для какой культуры характерно превращение человеческой жизни в процесс коммуникации?
А. Современной глобальной
В. Восточной
В. Античной
Г. Европейской средневековой
Ответ: А

6. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что создает возможности для чего?
А. Реализации идей равноправия
Б. Создания «открытых обществ»
В. Манипулирования людьми
Ответ: В

7. Что из перечисленного относится к признакам цивилизации?
А. Неразрывность форм духовной и материальной форм деятельности людей
Б. Письменный способ трансляции культуры
В. Общественное разделение труда
Г. Государство
Ответ: А

8. Какой из перечисленных ресурсов не относится к «мягкой силе»?
А. Экономический потенциал
Б. Массовая культура
В. Политические ценности
Г. Дипломатия
Ответ: А
9. Кто является автором теории коммуникации?
А. Р. Робертсон
Б. К. Дойч
В. С. Хантингтон
Ответ: Б
10. В какой стране зародилась политика мультикультурализма?
А. США
Б. Канада
В. Великобритания
Г. Австрия
Ответ: Б

11. Верно ли утверждение, что мультикультурализм возник как альтернативный ответ на вызов глобализации в вопросе о национальной культуре?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

12. В какой стране была реализована политика «плавильного котла»?
А. Великобритания
Б. Канада
В. США
Г. Австралия
Ответ: В

13. Верно ли утверждение, что культурная идентичность и культурный код полностью совпадают?
А Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
14. Как называется терпимость к чужому мировоззрению и обычаям?
А. Идентичность
Б. Веротерпимость
В. Толерантность
Г. Этика
Ответ: В

15. Верно ли утверждение, что политика мультикультурализма разрушает культурную идентичность?
А. верно
Б. Неверно
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
Примеры вопросов открытого типа
1. В каких формах проявляется глобальная общность человеческих связей как культурного феномена?
Ответ: Он проявляется в разнообразных формах. Среди них – универсализация научных знаний, интернационализация высшего образования, всемирное распространение западной массовой культуры (со всеми ее издержками), небывалый размах транснациональных форм туризма и спортивных состязаний, международные фестивали, интернациональные общественные движения, контакты ученых, деятелей культуры и искусства, специалистов разных стран.
2. В каких контекстах употребляется термин «мультикультурализм»?
Ответ: В политическом, эмпирическом, философском контекстах.
3. Сформулируйте определение мультикультурализма в политическом контексте.
Ответ: Мультикультурализм - это система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения.
4. Сформулируйте определение мультикультурализма в научном контексте.
Ответ: Мультикультурализм — это научная теория о культурной неоднородности общества, и философия, которая заключается в изучении прав человека в условиях этнического и религиозного разнообразия.
5. Сформулируйте суть понятия многокультурности.
Ответ: Это понятие означает этнокультурное, религиозное и расовое разнообразие населения, проживающего на едином политическом пространстве.
6. Какие факторы способствовали развитию теории многокультурности?
Ответ: Новая волна миграции, развитие культурной политики идентичности, рост гуманизма после Второй мировой войны.
7. Сформулируйте принципы многокультурности.
Ответ: (1) Положительное отношение к этнокультурным различиям.(2) Предоставление каждой личности права на сохранение своих культурных особенностей. (3) Политическое регулирование. (4) Множественная идентичность.
8. Какую политику характеризует лозунг «Одна нация, два языка, много народов и культур»?
Ответ: Этот лозунг характеризует политику мультикультурности.
9. Сформулируйте основы мультикультурного подхода в профессиональном международном сотрудничестве.
Ответ: Мультикультурный подход основан на понимании места и значения культуры межнациональных коммуникаций в профессиональном международном сотрудничестве.
10. Назовите процессы освоения культуры.
Ответ: Интеграция и адаптация, принятие, защита культурной идентичности, отрицание культурных различий.
11. Что такое культурная идентичность?
Ответ: Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём само отождествления с её культурными образцами.
12. Что такое межкультурная коммуникация?
Ответ: Межкультурная коммуникация - это коммуникация (взаимодействие) как связь и общение между представителями различных культур народов мира, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).
13. Какие подходы сложились в научных исследованиях культурной идентичности?
Ответ: Цивилизационный, личностный, социологический.
14. Сформулируйте суть цивилизационного подхода к изучению культурной идентичности.
Ответ: Цивилизационный подход исследует культурную идентичность цивилизаций как социокультурных исторических субъектов. Первостепенное значение в цивилизационном подходе имеет установление культурных признаков общности.
15. В чем состоит суть личностного подхода к исследованию культурной идентичности?
Ответ: Личностный подход рассматривает процессы индивидуальной культурной идентификации, результатом которой становится культурная идентичность. В данном подходе исследуются процесс принятия конкретной личностью культурных норм и образцов, отношение личности к объективным общественным формам сознания.
16. Определите суть социологического подхода к культурной идентичности.
Ответ: Социологический подход концентрируется на отношениях между личной и групповой идентичностями, обусловленных идеологическими процессами. В рамках этого подхода изучаются взаимоотношения личностной и коллективной идентичности, определяется эффективность воздействия общественности и государства на личность, анализируется личностные реакции на это воздействие.
17. Сформулируйте наиболее универсальное определение идентичности.
Ответ: Идентичность - осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.
18. Какое значение имеет культурная идентичность в межкультурной коммуникации?
Ответ: Значение культурной идентичности в межкультурной коммуникации состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.
19. Дайте определение толерантности.
Ответ: Толерантность – это терпимость к чужому мировоззрению, образу жизни, поведениию, обычаям.
20. Что такое толерантность в межкультурной коммуникации?
Ответ: Толерантность в межкультурной коммуникации –это чувство уважения к другим на¬родам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохо¬жести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
Примеры вопросов закрытого типа
1. Какой исследователь ввел в оборот термин «глобализация»?
А. Р. Робертсон
Б. И. Валлернстайн
В. Дж. Най-мл.
Г. З. Бжезинский
Ответ: А

2. Кому принадлежит следующее высказывание: «В процессе глобализации, который происходит относительно независимо от строго социетальных и других традиционно изучае¬мых социокультурных процессов, присутствует общая автономность и «логика»?
А. Г. Киссинджеру
Б. Х. Буллу
В. Р. Робертсону
Г. М. Каплану
Ответ: В
3. Верно ли утверждение, что глобализация сводится к вестернизации?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
4. В каком из видов глобальных пространств возможности государства наиболее ограничены?
А. Космическое
Б. Информационное
В. Территориально-географическое
Ответ: Б
5. Верно ли утверждение, что в условиях глобализации происходит «размывание суверенитета» государства?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
6. Какой характер носит процесс глобализации с точки зрения современных исследователей?
А. Линейный
Б. Принудительный
В. Сетевой
Ответ: В
7. Какой характер носит структура глобального общества?
А. Конгломерат
Б. Гегемонистская
В. Модернизированная
Г. Ггомогенная
Ответ: А
8. Какие процессы противоположны глобализации?
А. Регионализация
Б. Универсализация
В. Модернизация
Г. Локализация
Ответ: А, Г
9. Как называется позиция и идеология противников глобализации?
А. Фундаментализм
Б. Антиглобализм
В. Традиционализм
Г. Консерватизм
Ответ: Б
10. Как называется состояние границ государства, сложившееся под воздействием глобализации?
А. Демаркация
Б. Транспарентность
В. Демаркация
Ответ: Б
11. Верно ли утверждение, что анклавы глобального общества воспринимают глобализацию по-разному?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
12. Какой из глобальных процессов не является трендом мировой политики?
А. Локализация
Б. Полицентрализация
В. Кризис института глобального лидерства
Г. Распад биполярной системы
Ответ: А
13. Какое глобальное разделение на регионы сформулировано в новейших концепциях глобализации?
А. Запад – Восток
Б. Север – Юг
В. Метрополии – колонии
Ответ: Б
14. Верно ли утверждение, что в условиях глобализации уравниваются возможности международного сотрудничества приграничных и внутренних регионов государства?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
15. Верно ли утверждение, что многополярность и полицентризм являются синонимами в определении структуры современной системы международных отношений?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
Примеры вопросов открытого типа
1. Сформулируйте наиболее универсальное определение глобализации.
Ответ: Глобализация – общемировой процесс социально-экономической, общественно-политической и культурной интеграции и унификации.
2. Назовите основные аспекты глобализации.
Ответ: ( 1) Мировое разделение труда(2) Планетарная миграция капитала, рабочей силы и средств производства (3) Стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов (4) Мультикультурализм (5) Информационное общество.
3. Назовите основные сферы глобализации.
Ответ: Глобализация охватывает экономическую, культурную и политическую сферы.
4. Определите содержание экономической глобализации.
Ответ: Глобализация экономики – это процесс экономического сближения государств, результатом которого становится формирование в масштабах всего мирового хозяйства интегрированного рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.
5. Появление каких глобальных экономических акторов ограничивает регулирующую роль государства в экономической и валютно-финансовой сфере?
Ответ: ТНК, международные торговые (ВТО) и финансовые организации (МВФ) ограничивают регулирующую роль государства.
6. Какими противоположными процессами сопровождается глобализация7
Ответ: Глобализация сопровождается процессами противоположной направленности, такими как «дифференциация», «регионализация», «фрагментация» или «локализация».
7. Какой процесс характеризуется добровольным ограничением суверенитета государств?
Ответ: Добровольное ограничение своего суверенитета государствами - так называемый трансферт суверенитета, т. е. передача его части в распоряжение общих наднациональных структур происходит в условиях политической интеграции ( Европейский Союз).
8. Что такое мегатренды?
Ответ: Мегатренды – это крупномасштабные, долгосрочные процессы мирового развития, определяющие качественное содержание текущего этапа эволюции миросистемы.
9. Совокупность каких признаков (неотъемлемых атрибутов) национального государства лежит в основе его абстрактной нормативной модели?
Ответ: Современные исследования исходят из того, суверенитет, границы и территориальная целостность являются неотъемлемыми атрибутами национального государства модерного типа. Совокупность указанных признаков лежит в основе некой абстрактной нормативной модели
10. Дайте определение понятию «региональная подсистема международных отношений».
Ответ: Это совокупность государств, объединяемых (1) географическим фактором, (2) стремлением к деятельности на основе общих интересов и общих, признаваемых всеми институтов, организаций и норм, в сфере экономики, торговли, безопасности, (3) близостью исторического опыта и культуры.
11. Какие три большие ресурсные области, которыми обладает государство для влияния на международной арене?
Ответ: В международных исследованиях традиционно выделяются три большие ресурсные области: 1) военно-политическая; 2) политико-экономическая; 3) социально-политическая и гуманитарная.
12. Какие новейшие технологии расширили доступ к получению информации по международным проблемам?
Ответ: Информационные и коммуникационные технологии, социальные сети открыли возможности к быстрому и дешевому способу получения и распространения информации.
13. Поясните утверждение известного французского социолога Р. Арона: «Международные отношения — это отношения между политическими единицами».
Ответ: Арон рассматривает международные отношения в первую очередь как межгосударственные.
14. Что такое «глобализация без гегемона»?
• Ответ: Новый виток глобализации будет принципиально иным. Совсем не обязательно именно США должны стать источником и основным драйвером «Глобализации 2.0». Неочевидно, что для перезапуска глобализации потребуется наличие мотивированного глобального гегемона. Более вероятна модель горизонтальной глобализации, основанной на многосторонности.
15. Что такое «глобализация без центра периферии»?
• Ответ: В условиях «Глобализации 2.0» ее «волны», скорее всего, будут идти в противоположном направлении — от периферии к ядру, а «совокупный Запад» начнет все чаще отгораживаться от периферии ограничениями миграции, возвращением к протекционизму, репатриацией на свою территорию ушедших ранее производств, подъемом национализма и ксенофобии. Продолжатся сдвиги в соотношении экономических потенциалов глобального ядра и периферии.
16. В чем проявилась неравномерность глобализации?
Ответ: За 30 лет глобализация поделила мир на выигравших и проигравших. Причем разделительная линия между первыми и вторыми далеко не всегда проходит между «успешными» и «неуспешными» государствами. Гораздо чаще она проходит внутри государств — между отдельными социальными, возрастными и профессиональными группами, между крупными городскими агломерациями и сельской местностью, между богатыми и бедными регионами. То есть между теми, кто так или иначе «вписался» в новый уклад жизни, и теми, кто «выпал» из него.
17. Что станет главным критерием успеха государств на следующем этапе глобализации?
Ответ: В ходе «Глобализации 2.0» главным критерием успеха отдельных государств станет уже не столько достижение высоких темпов экономического роста, сколько обеспечение перехода к моделям устойчивого развития.
18. Что такое международное сотрудничество?
Ответ: Международное сотрудничество - процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов.
19. Дайте определение понятию «внешняя политика».
Ответ: Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая от¬ношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежны¬ми партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными междуна¬родными организациями.
20. Сформулируйте суть процесса анализа внешней политик государства.
Ответ: Анализ внешней политики - это исследование управления внешними связями и деятельностью государства. Внешняя политика включает цели, стратегии, меры, методы управления, руководящие принципы, директивы, соглашения.. Управление внешними отношениями требует тщательно продуманных планов действий, адаптированных к иностранным интересам и заботам правительства.







КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Оценка сформированности компетенции ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
Примеры вопросов закрытого типа
1. Верно ли утверждение, что в политической сфере действуют универсальные законы природы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.
2. Какой из перечисленных элементов не входит в постановочную часть исследовании?
А Актуальность проблемы
Б. Выводы
В. Цель исследования
Г. Задачи следования
Ответ: Б.
3. В какой части исследования содержится обзор информационной базы?
А. Введение
Б. Заключение
В. Основная часть
Ответ: А
4. Какой элемент алгоритм исследования внешней политики необходим в выводах?
А. Характер внешней политики
Б. Эффективность внешней политики
В. Цели внешней политик
Г. Направления внешней политики
Ответ: Б
5. К какой области гуманитарных знаний относятся исследования международных отношений?
А. Философия
Б. Социология
В. Политические науки
Г. История
Ответ: В
6. Верно ли утверждение, что государство является универсальным актором международных отношений?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
7. Как называется совокупность цели, задач исследования и положений, выносимых на защиту?
А. Парадигма
Б. Методология
В. Научная гипотеза
Ответ: В
8. Верно ли утверждение, что единственным результатом исследования международных отношений является прогнозирование?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
9. Верно ли утверждение, что закономерности в международных отношениях носят объективный характер?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
10. Какой новый вид источников информации по международным проблемам появился в последние десятилетия?
А. Дневники и мемуары политиков
Б. Электронные ресурсы
В. Периодика
Г. Документы внешней политики
Ответ: Б
11. Как называются свойства системы международной системы?
А. Параметры
Б. Ресурсный потенциал
В. Этапы эволюции
Ответ: А
12. Какая из концепций имеет более позднее происхождение?
А. Реализм
Б. Либеральный интернационализм
В. Неомарксизм
Г. Концепция «мягкой силы»
Ответ: Г
13. Верно ли утверждение, что лидерство и гегемония являются тождественными для характеристики позиций великой державы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
14. Как называется представление научных результатов в печати?
А. Процесс принятия внешнеполитических решений
Б. Презентация
В. Доклад
Г. Публикация
Ответ: Г
15. Как называется научное выявление достоверности источников информации?
А. Внешняя критика
Б. Обзор информации
В. Верификация
Г. Текстовый анализ
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
Примеры вопросов открытого типа
1. Сформулируйте основные элементы научно-исследовательской стратегии.
Ответ: Основными элементами научно-исследовательской стратегии являются формулировка объекта и предмета исследования, цели и задач исследования, теоретико-методологическая основа и методы исследования.
2. Что такое объект исследования?
Объект: Объект исследования - часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени.
3. Что такое предмет исследования?
Ответ: Предмет исследования – выделенные автором исследования аспекты явления или процесса в качестве научной проблемы, требующей решения.
4. Что такое научная парадигма?
Ответ: Парадигма – исторически сложившаяся система научных воззрений.
5. Сформулируйте различия между методологией исследования международных отношений и его методикой.
Ответ: Методология – это совокупность научных школ и концепций теории международных отношений. Методика - способы достижения поставленной цели, конкретные процедуры и технические приемы обработки материала.
6. Сформулируйте ядро методологической основы исследования международных отношений.
Ответ: Ядром методологической основы исследований международных отношений является совокупность школ и направлений теории международных отношений.

7. Сформулируйте разницу между нормативно-теоретическим и прикладным анализом международных отношений.
Ответ: Нормативно-теоретический анализ выявляет общие закономерности международных отношений, прикладной анализ направлен на исследование конкретной международной ситуации или проблемы.
8. Как называется последовательная постановка аналитических задач?
Ответ: Алгоритм анализа
9. Как называется системный подход к анализу международных отношений, основанный на общей теории систем и конструируемых абстрактных теоретических моделях?
Ответ: Эвристический метод
10. Как называется подход к системному изучению международных отношений, который опирается на реально существую¬щие в практике международных отношений взаимодействия в рамках определенных географических регионов?
Ответ: Эмпирический метод
11. Как называется метод анализа, основанный на следующих принципах: определение субъекта действия (кто является инициатором), содержание политического события ,объект (кому направленно действие), время совершения события.
Ответ: Метод ивент-анализа.
12. Как называется метод, суть которого сводится к переводу текстовой информации в количественные данные, которые использовались в последующей математической обработке?
Ответ: Метод контент-анализа
13. Сформулируйте разницу между аннотацией статьи и рецензией на статью.
Ответ: Аннотация – это краткое авторское изложение основных тезисов стать, а рецензия – внешний отзыв на статью.
14. Какие основные элементы включает в себя (абстрактная) модель внешней политики?
Ответ: Национальные интересы и цели внешней политики, задачи и направления внешней политики. Ресурсы и средства реализации целей, результаты внешней политики и ее эффективность.
15. Какими ресурсами обладает государство в сфере внешней политики с точки зрения реалистского подхода?
Ответ: Государство обладает силовыми ресурсами: военно-стратегическими, экономическими, политико-дипломатическими.
16. Почему представители реалистской школы считают, что международные отношений носят конфликтный характер?
Ответ: С точки зрения реалистов, конфликт присущ отношениям между государствами с силу столкновения их интересов.
17. Сформулируйте разницу в характеристике международной системы между реалистами и либералами-интернационалистами.
Ответ: Реалисты считают международную систему конфликтной, а естественным регулятором баланс сил. Либералы исходят из совпадения универсального интереса всех государств – сохранение мира, отсюда основным регулятором считают международное право как основу действий международной организации.
18. Назовите единственную универсальную межправительственную организацию в современной системе международных отношений.
Ответ: Организация Объединенных Наций.
19. Какая новая сферы обеспечения безопасности государства сформировалась в последние десятилетия?
Ответ: Сфера информационной безопасности.
20. Сформулируйте разницу между многополярностью и полицентризмом системы международных отношений.
Ответ: Многополярность – это баланс сил между несколькими великими державами, полицентризм – соотношение между многочисленными центрами сил на разных уровнях: глобальном и региональном; военно-политическом, политико-экономическом, политико-дипломатическом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Вопросы к экзамену:
I Основные направления эволюции современной миросистемы
1. Отечественные и зарубежные концепции мироситемы.
2. Факторы эволюции современной миросистемы.
3. Проблема системного кризиса международных отношений.
4. Международные отношений и мировая политика: общее и особенное.

II Всемирный идейно-политический процесс
1. Идеологический фактор мировой политики.
2. Современный политический процесс.
3. Понятие идеологического раскола и мировая политика: история и современность


III Государство-нация и исторические трансформации мирового устройства
1. Формирование государства-нации и Вестфальской политической модели международных отношений.
2. Проблема кризиса Вестфальской системы.
3. Трансформация государственного суверенитета в современной мировой политике.

IV Эволюция современного миропорядка
1. Система баланса сил в современном миропорядке.
2. Система международных отношений и миропорядок: соотношение понятий.
V Роль государств в парадигме общественного развития в ХХ1 веке
1. Государства и негосударственные акторы: соотношение ресурсов влияния.
VI Экономическая глобализация и конкуренция за мировое лидерство
1. Концепции глобализации.
2. Понятие волн глобализации, плюсы и минусы глобализации.
3. Новые факторы глобализации и мировая конкуренция.
VII Глобальные демографические и миграционные тренды
1. Современные миграционные потоки.
2. Глобальная демография: основные тенденции. Проблема регулирования.

Критерии оценивания
Отлично: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э3 Учебная дисциплина «Мегатренды и глобальные проблемы» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Xmind, https://www.xmind.net/license/ (свободно распространяемое)
XnView, http://xnviewload.ru/ (свободно распространяемое)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Мегатренды и глобальные проблемы" является интегральной дисциплиной, поскольку в ее предметных полях соединяются важнейшие вопросы теории и практики международных отношений. Их осмысление и адекватный анализ возможен на основе соединений фундаментальных знаний по международной проблематики, полученных на предыдущем уровне подготовки, с самостоятельной творческой, научно-исследовательской работой студентов на стыке собственных научных интересов и проблематики курса. Главное, что студент должен продемонстрировать в ходе и в результате освоения дисциплины, - панорамный, системный взгляд на международные отношения во всей их сложности и многомерности. Освоение программы курса должно способствовать не только закреплению навыков миросистемного анализа, но и формированию теретико-методологических принципов, реализуемых в процессе написания магистерской диссерции и освоения других дисциплин учебного плана.
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы, что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который приводится в плане практического занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.
Дисциплина представлена на электронном образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2332