МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные образовательные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и Литература
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯиЛ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Современные образовательные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студентов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе общеобразовательной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ПК-4Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
ПК-4.1 Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.2 Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ПК-4.3 Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.1: Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.3: Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Лабораторные 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Современные образовательные технологии Лекции 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Классификация педагогических технологий Лабораторные 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Практические 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Психологические особенности личностно-ориентированных технологий Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Модульная технология обучения Лабораторные 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Технология учебного проектирования Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Личностно-ориентированная диагностика Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Технология уровневой дифференциации Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Технология адаптивного обучения Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Сам. работа 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Сам. работа 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Проектирование ТРКМ для работы с политическими терминами и учебными текстами Сам. работа 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Технология концентрированного обучения Сам. работа 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Интегральная технология обучения Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Задачная технология обучения Лекции 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.12. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 8 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Лекции 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Методика построения опорного конспекта Сам. работа 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Технология разработки логико-смысловых моделей Практические 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Фреймовое представление знаний Сам. работа 8 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 8 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=3082

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
а) значительные инвестиции;
б) полная перестройка педагогической системы;
в) желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения;
г) согласие учителей и родителей.
Правильный ответ: в

2. Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
а) обучение, воспитание, развитие;
б) преподавание, учение, деятельность;
в) вызова, осмысления, размышления;
г) определение, активизация, закрепление.
Правильный ответ: в

3. Что означает «Синквейн»?
а) концептуальная таблица;
б) пятистрочный стих;
в) пучок, связка;
г) мозговой штурм.
Правильный ответ: б

4. Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению:
а) словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные;
б) продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща;
в) лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща;
г) убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.
Правильный ответ: б

5. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса;
б) методы образовательного процесса;
в) способы образовательного процесса;
г) аспекты образовательного процесса.
Правильный ответ: а

6. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий:
а) реализацию индивидуальной программы развития;
б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания;
в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации.
Правильный ответ: авг

7. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий:
а) реализацию индивидуальной программы развития;
б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания;
в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации.
Правильный ответ: авг

8. Контроль – это:
а) проверка успеваемости учащихся;
б) определение эффективности методов, форм и средств обучения;
в) компонент учебного процесса;
г) выявление, измерение и оценивание знаний учащихся, выявления прогалов в знаниях с целью внесения необходимых корректив в процесс обучения.
Правильный ответ: г

9. Виды контроля по месту применения в учебном процессе и дидактической целью:
а) предыдущий;
б) периодический;
в) самоконтроль;
г) тематический.
Правильный ответ: г

10. Вид контроля, цель которого установить систему и структуру знаний учащихся: а) предыдущий;
б) периодический;
в) итоговый;
г) тематический.
Правильный ответ: в

11. Вид контроля, основная цель которого установить, насколько успешно ученики овладевают системой знаний:
а) предыдущий;
б) текущий;
в) периодический;
г) итоговый.
Правильный ответ: в

12. Сущность педагогической технологии рассматривается в рамках категории:
а) средство;
б) предмет;
в) объект;
г) метод.
Правильный ответ: г

13. Предметом педагогической технологии является:
а) изменение методов и приемов обучения;
б) изменение организационных форм обучения;
в) изменение обучающегося (воспитанника) в направлении его прогрессивного развития;
г) изменение содержания обучения.
Правильный ответ: в

14. Ученые, определившие принципы построения педагогической технологии:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Л.В. Занков;
в) М. Кларк;
г) Н.Ф. Талызина.
Правильный ответ: вг

15. Какой метод является важной составляющей технологии, основанной на ТРИЗ?
а) метод синектики;
б) поисковый метод;
в) метод стимулирования;
г) игровые методы.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников – это …
Правильный ответ: электронное обучение

2. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников – это …
Правильный ответ: дистанционные образовательные технологии

3. Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам – это …
Правильный ответ: образовательная технология

4. Педагогические технологии по ведущему фактору развития подразделяются на биогенные, социогенные и …
Правильный ответ: психогенные

5. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш – это …
Правильный ответ: дидактическая игра

6. Позволяет сопоставить свои результаты с результатами других, а также определить свое место уже в ходе диагностики – это …
Правильный ответ: тестирование

7. Длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями педагогической действительности – это …
Правильный ответ: педагогический мониторинг

8. Что играет особую роль в ходе реализации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ?
Правильный ответ: игры

9. Совокупность объединенных в одну цепочку программно-технических средств, производственных процессов и методов, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализы и распространение информации для того, чтобы максимально снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов, при этом повышая их оперативность и надежность – это …
Правильный ответ: информационно-коммуникационные технологии

10. Методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида – это …
Правильный ответ: технология развития критического мышления

11. Интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса – это …
Правильный ответ: кейс-технология

12. Динамичная, вариативная и интегративная и вместе с тем диалоговая, полицентрическая, рефлексивная форма организации обучения, осуществляемая в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое самообразование, саморазвитие личности каждого участника деятельности – это …
Правильный ответ: технология творческих мастерских

13. Педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей – это …
Правильный ответ: модульное обучение

14. Четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам – это …
Правильный ответ: дебаты

15. Применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд актуальных в условиях реализации ФГОС нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе – это …
Правильный ответ: технология модерации

16. Целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования – это …
Правильный ответ: технология проектной деятельности

17. Какие выделяют виды контроля знаний учащихся?
Правильный ответ: предварительный, текущий, тематический, итоговый

18. Система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых измерениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику – это …
Правильный ответ: рейтинговая система

19. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это …
Правильный ответ: игровая технология

20. Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру – это …
Правильный ответ: нестандартный урок

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Движущие силы развития личности – это:
а) деятельность (активная);
б) противоречия (внешние и внутренние);
в) самосознание, саморазвитие;
г) учение, труд, общение.
Правильный ответ: б

2. Метод, предполагающий организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) исследовательский метод;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

3. Метод, который предполагает создание проблемной ситуации: генерирование идей, оценку и выбор лучших идей:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) метод мозгового штурма;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

4. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) развитие мышления учащихся;
б) большие затраты времени;
в) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
г) учет индивидуальных особенностей учащихся.
Правильный ответ: а

5. В основе проектной технологии лежит идея:
а) Л.В. Занкова;
б) Д. Дьюи;
в) В.Ф. Шаталова;
г) Т.И. Шамовой.
Правильный ответ: б

6. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической(-им):
а) системой;
б) процессом;
в) концепцией;
г) технологией.
Правильный ответ: г

7. Что из нижеперечисленного относится к методам педагогической коррекции?
а) самообучение;
б) анализ психолого-педагогической литературы;
в) самоконтроль;
г) педагогические этюды.
Правильный ответ: бг

8. Определите требование личностного подхода:
а) учет индивидуальных особенностей воспитанников;
б) учет возрастных особенностей в воспитании;
в) учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций;
г) участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания.
Правильный ответ: в

9. Что из нижеперечисленного относится к методам психокоррекции?
а) интроспекция;
б) педагогическая импровизация;
в) эмоциональное погружение;
г) самоограничение.
Правильный ответ: ав

10. Подход, требующий целенаправленной активности личности, как условия ее развития:
а) этический;
б) деятельностный;
в) полисубъектный;
г) системный.
Правильный ответ: б

11. Компонентами педагогического процесса являются:
а) цель, содержание, формы, средства, методы и приемы, результат;
б) опыт педагога, его знания, личное воздействие;
в) формирование отдельных качеств личности;
г) мотивы, потребности, стимулы.
Правильный ответ: а

12. Принцип дидактики, требующий учета в обучении личностного и умственного потенциала ученика:
а) субъектности;
б) стимулирования к активности;
в) общественной направленности;
г) учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
Правильный ответ: г

13. Правило: «Работая со всем классом, помнить о каждом ученике» относится к принципу:
а) систематически и последовательности;
б) сознательности и активности;
в) учета индивидуальных особенностей детей;
г) прочности и основательности.
Правильный ответ: в

14. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности:
а) соревнование;
б) деловая игра;
в) ситуация успеха;
г) познавательная игра.
Правильный ответ: б

15. Проблемно-поисковый метод обучения:
а) работа с учебником;
б) взаимопроверка;
в) написание сочинения;
г) ученический проект.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Технология обучения, основанная на построении индивидуальной учебной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик – это …
Правильный ответ: адаптивное обучение
2. Преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка – это …
Правильный ответ: педагогическое взаимодействие

3. Особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии, называется …
Правильный ответ: специальная педагогика (дефектология)

4. Технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников – это …
Правильный ответ: педагогический процесс

5. Кем понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон?
Правильный ответ: Л.С. Выготский

6. Учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности в соответствии с принципом …
Правильный ответ: учета возрастных особенностей

7. Диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека – это …
Правильный ответ: психотехнологии

8. Обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума – это технология …
Правильный ответ: развивающего обучения

9. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор оптимальных методов обучения:
Правильный ответ: цели и задачи обучения; содержание и методы определенной науки и темы; принципы обучения и позиция педагога; учебные возможности учеников; время; внешние условия; возможности учителей

10. Что лежит в основе деления уроков на типы?
Правильный ответ: дидактическая цель

11. Какие бывают мотивы по видам деятельности?
Правильный ответ: познавательные; социальные; утилитарные; коммуникативные; самореализации

12. Определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения) – это …
Правильный ответ: психолого-педагогические технологии

13. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни – это …
Правильный ответ: здоровьесберегающая технология

14. Способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства – это …
Правильный ответ: арт-терапия

15. Педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата – это …
Правильный ответ: информационно-коммуникативная технология

16. Способы обучения и развития детей, ориентированные на исправление различных дефектов их развития и создание условий продуктивного обучения, полноценного усвоения образовательной программы – это …
Правильный ответ: коррекционные технологии

17. Специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка – это …
Правильный ответ: личностно-ориентированная технология обучения

18. Современные педагогические технологии должны быть результативными, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения – в этом суть принципа …
Правильный ответ: эффективности

19. Кем было введено понятие «педагогическая технология» в отечественную педагогику?
Правильный ответ: В.П. Беспалько

20. Комплексный метод обучения, в котором учащиеся сначала смотрят на процесс принятия решений – это …
Правильный ответ: имитационная игра

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные образовательные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Сайт Георгия Хазагероваhttp://www.hazager.ru/communicativistika.html
Свободная энциклопедия Википедия – http://www.ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации студентами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.).