Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 21 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 12 | 12 | 28 | 28 |
Практические | 24 | 24 | 16 | 16 | 40 | 40 |
Сам. работа | 8 | 8 | 6 | 6 | 14 | 14 |
Консультации | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 48 | 48 | 38 | 38 | 86 | 86 |
1.1. | - формирование общекультурных и профессиональных компетенций в части изучения экономики организации как целостного механизма выработки экономически обоснованных решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОП |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ПК 4.4 | Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности |
ПК 4.5 | Принимать участие в составлении бизнес-плана |
ПК 4.6 | Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сущность организации как основного звена экономики отраслей; - основные принципы построения экономической системы организации; - принципы и методы управления основными и оборотными средствами; - методы оценки эффективности их использования; - организацию производственного и технологического процессов; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; - формы оплаты труда; - основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять организационно-правовые формы организаций; - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять состав материальных трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы экономической деятельности организации; - рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - не предусмотрено. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка | ||||||
1.1. | Тема 1. 1.Отраслевые особенности фирмы в рыночной экономике | Лекции | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.2. | Слагаемые успешной работы фирмы. Руководство как институт возникший в XIX веке в результате промышленной революции. | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.3. | Тема 1.2. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. | Лекции | 3 | 4 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.4. | Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.5. | Формы собственности фирм. Товарищества. Преимущества и недостатки товариществ. Общества с ограниченной ответственностью. Акционерные общества. | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.6. | Тема 1.3.Организационная и производственная структуры фирмы. | Лекции | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.7. | Линейная структура. Функциональная структура. Линейно-функциональная структура. Матричная структура и др. Производственная структура фирмы. Технологический цикл и его структура. | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.8. | Тема 1.4.Основы логистики фирмы | Лекции | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.9. | Закупочная логистика. Расчет оптимального размера заказа, нормы материалов. Определение ассортиментной структуры поставок Производственная логистика. Расчет длительности операций производственного цикла | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
1.10. | Транспортная логистика. Расчет расхода топлива для автомобилей Складская логистика и ее задачи. Расчет общей площади склада. Разработка систем складирования Распределительная логистика. Организация каналов распределения продукции | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
Раздел 2. Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия) | ||||||
2.1. | Тема 2.1.Структура активов фирмы и основной капитал. | Лекции | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.2. | Расчет амортизации основных средств различными способами | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.3. | Расчет показателей эффективности основных фондов | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.4. | Тема 2.2. Оборотный капитал. | Лекции | 3 | 1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.5. | Расчет показателей эффективного использования оборотных средств | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.6. | Расчет показателей оборотного капитала | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.7. | Тема 2.3.Аренда, лизинг и франчайзинг | Лекции | 3 | 1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
2.8. | Товарный франчайзинг. Производственный франчайзинг. Деловой фрачайзинг | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
Раздел 3. Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации | ||||||
3.1. | Тема 3.1.Кадры и оплата труда | Лекции | 3 | 1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
3.2. | Персонал и кадры. Промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал. Основные группы ППП. Квалификация рабочих. Разряды. Штатное расписание. Расчет численности рабочих-сдельщиков и повременщиков. | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
3.3. | Заработная плата. Основная и дополнительная заработная плата. Две основные формы оплаты труда: сдельная и повременная. Другие формы и системы оплаты труда. Исчисление заработной платы работников Производительность труда. Выработка. Трудоемкость. Расчет производительности труда | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
Раздел 4. Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия) | ||||||
4.1. | Тема 4.1.Инвестиции, капитальные вложения и их эффективность | Лекции | 3 | 1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.2. | Оценка эффективности капитальных вложений. | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.3. | Тема 4.2.Расходы фирмы и себестоимость | Лекции | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.4. | Расчет полной себестоимости выпуска продукции Планирование калькуляции на единицу выпуска продукции Планирование сметы затрат на выпуск и реализацию продукции | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.5. | Тема 4.3.Основные показатели работы фирмы | Лекции | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.6. | Понятие и структура доходов. Прибыль как результат, или эффект производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Прибыль (убыток) до налогообложения. Чистая прибыль (убыток). Рентабельность – показатель для оценки эффективности работы, отражающий соотношение результата (эффекта) с затратами произведенными фирмой для его получения. Рентабельность продаж. Чистая рентабельность продаж. Рентабельность продукции. Рентабельность инвестиций. Расчет показателей прибыли и рентабельности | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.7. | Тема 4.4.Ценообразование, виды и система цен | Лекции | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.8. | Систематизация существующих цен по признакам | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.9. | Тема 4.5. Понятие финансов и их структура | Лекции | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
4.10. | Финансы организаций и предприятий | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
Раздел 5. Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия) | ||||||
5.1. | Тема 5.1.Планирование деятельности фирмы | Лекции | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
5.2. | Планирование текущей деятельности предприятия. Примерный состав текущего плана предприятия. План производства и реализации продукции. План технического развития и организации производства. План материально-технического обеспечения. План по труду. План капитального строительства. Финансовый план. План социального развития коллектива. Бизнес-план фирмы. Типовая структура бизнес-плана. | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
Раздел 6. Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия) | ||||||
6.1. | Тема 6.1.Внешнеэкономическая деятельность фирмы | Лекции | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
6.2. | Внешнеторговая сделка. Внешнеторговый контракт | Практические | 4 | 2 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
6.3. | Подготовить сообщение, презентацию на тему "Функции руководства: планирование, организация, управление и связь" и др. задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение). | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
6.4. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3 | |
6.5. | Консультации | 4 | 2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономика организации". |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономика организации". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономика организации". |
Приложения |
Приложение 1.
Лист визирования ОП.01 Экономика организации.docx
Приложение 2.
ФОС ОП.01 Экономика организации.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Барышникова Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. | ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мокий М. С. | Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования | М.:Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
Л2.2 | Чалдаева Л.А. - Отв. ред., Шаркова А.В. - Отв. ред. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Корнеева И.В., Русакова Г.Н. | ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Коршунов В.В. | ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Чалдаева Л.А. - под ред., Шаркова А.В. - под ред. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Проект института «Экономическая школа» | www.economicus.ru | ||
Э2 | Экономическая теория On-Line, книги, статьи | economictheory.narod.ru | ||
Э3 | Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | web.archive.org | ||
Э4 | Курс в Moodle экономика организации" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
WindowsXP Sp3 LibreOffice Microsoft Office 2010 Standard Kaspersky Endpoint Security Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных; Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных; СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет экономики организации - учебная аудито-рия для проведения занятий всех видов (дисципли-нарной, междисциплинарной и модульной подго-товки); групповых и индивидуальных консульта-ций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции. | Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц; наглядные материалы; переносной проектор; переносной экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
При изучении дисциплины «Экономика организации» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности. 1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др. Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала на лекциях; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации; - структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку; - использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи); - желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор; - задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций; - работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации. 2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др. Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо: - на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки; - на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания. 3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др. Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить тест, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем. II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по - теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки); - практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание». III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: - теоретические вопросы; - практические задания. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения. |