МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы, денежное обращение и кредит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 12
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 38 8 20 38
Практические 16 10 14 30 10
Сам. работа 6 2 6 12 2
Консультации 0 0 2 2 0
Часы на контроль 0 0 2 2 2 2
Итого 34 50 32 2 66 52

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Финансы, денежное обращение и кредит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов понимания системы финансовых отношений, в том числе на уровне организации; способности разбираться в сфере финансов, знать их особенности; умения правильно и своевременно использовать финансовые методы, рычаги стимулирования для достижения наибольшей эффективности хозяйствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 1.3 Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• сущность финансов, их функции и роль в экономике;
• принципы финансовой политики и финансового контроля;
• законы денежного обращения;
• сущность, виды и функции денег;
• основные типы и элементы денежных систем;
• виды денежных реформ;
• структуру кредитной и банковской системы
• функции банков и классификацию банковских операций;
• цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
• структуру финансовой системы;
• принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
• виды и классификации ценных бумаг;
• особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
• характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
• особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.• оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
• проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
• проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
• составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1.Деньги и денежное обращение Лекции 3 4 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Расчет темпов прироста денежной массы, удельного веса наличных денег в денежной массе, числа оборотов денег Практические 3 1 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Тема 2.Денежная система и ее элементы Лекции 3 4 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Тема 3.Кредит и его функции Лекции 3 6 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Составление баланса Центрального Банка. Расчет объема денежной массы в стране. Практические 3 1 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Тема 4. Банковская система РФ Лекции 3 6 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Расчет сумм начисленных процентов, размера ставок и др. Практические 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.8. Тема 5.Сущность финансов. Финансовая система. Лекции 3 4 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.9. Понятие финансовых ресурсов. Источники финансовых ресурсов государства Структура финансовых ресурсов. Баланс финансовых ресурсов Практические 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.10. Тема 6. Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль Лекции 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.11. Тема 7.Финансы хозяйствующих субъектов Лекции 3 6 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.12. Расчет показателей эффективности работы коммерческих организаций Практические 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.13. Тема 8.Бюджет и бюджетная система. Лекции 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.14. Тема 9.Государственные внебюджетные фонды Лекции 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.15. Реформирование пенсионной системы. Практические 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.16. Тема 10.Особенности финансов в системе страхования Лекции 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.17. Подготовить доклад (сообщение, презентацию): "Разработка и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов" и другие темы, задания проблемно-поисковой работы (См. Приложение) Сам. работа 3 2 Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чалдаева Л.А. - отв. ред. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кропин Ю.А. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Михайленко М.Н. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИНСТИТУТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Бураков Д.В. - Отв. ред. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.4 Абрамова М.А. - под общ. ред., Александрова Л.С. - под общ. ред. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. ДЕНЕЖНЫЙ И КРЕДИТНЫЙ РЫНКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э2 Издательство "Бухгалтерский учет" www.buhgalt.ru
Э3 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э4 Институт профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.org
Э5 Институт профессиональных аудиторов России www.globals.ru
Э6 Курс в Moodle "Финансы, денежное обращение и кредит" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 4 (филиал в г. Белокуриха) кабинет финансов, денежного обращения и креди-та – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакат: Уголок финансовой грамотности; переносной проектор; переносной экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; комплект учебно-методической документации.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и т.д.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести проблемно-поисковую работу: исследование по заданной теме и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- тестовым заданиям (тестам): приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Тест»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».
III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования итогового оценивания (по итогам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.