МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документационное обеспечение управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 38
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 24 20 24
Сам. работа 6 2 6 2
Итого 38 38 38 38

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Агаркова Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Документационное обеспечение управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование знаний и умений по документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения
ПК 2.7 Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию документов;
- требования к составлению и оформлению документов;
-понятия, цели, задачи и принципы делопроизводства;
-основные понятия документационного обеспечения управления;
-системы документационного обеспечения управления;
-организацию документооборота; прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, использованием информационных технологий;
- использовать унифицированные формы документов;
- использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте;
-осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
-осуществлять хранение и поиск документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Документирование управленческой деятельности
1.1. 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. Роль и значение документационного обеспечения управления в практической деятельности организаций, компаний, фирм. 2. Система документирования управленческой деятельности. Документ: понятие, критерии классификации, назначение и ресурсы его использования в системе управленческих отношений. Принципы документирования. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
1.2. 1. Оформление конкретного документа унифицированной системы документационного обеспечения управления: приказа, протокола, письма, справки, акта, положения и др. Освоение методики проектирования служебных бланков Практические 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Тема 2. Система организационно-распорядительной документации
2.1. 1. Унифицированная система организационно-распорядительной документации 2. Классификация ОРД. Организационные документы. Распорядительные документы 3. Примеры составления внутренних организационно-распорядительных документов: приказов, распоряжений, инструкций, положений. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.2. 1. Составление и оформление организационно-распорядительной документации Технологические особенности составления распорядительных документов Разновидности распорядительных документов в соответствии со структурой органов управления, действующих в практическом менеджменте, их роль и назначение; Порядок оформления распорядительных документов в соответствии с действующими ГОСТ(ами); 2. Особенности языка и стиля документов. Освоение методики оформления текстов распорядительных документов: приказов по основной деятельности; приказов по личному составу; постановлений; протоколов; выписок из документов Практические 3 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Тема 3. Договорно-правовая документация
3.1. 1. Договорно-правовая документация. 2. Унификация и стандартизация документов 3. Изучение содержания ГОСТ(ов), действующих в системе управления. 4. Освоение методики оформления организационных документов в соответствии с действующими ГОСТ(ами): Лекции 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.2. 1. Составление и оформление договоров Практические 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Тема 4. Информационно-справочная документация. Документы по внешнеэкономической деятельности
4.1. 1. Организация информационного обеспечения управления. Системы управления как сложные информационные системы, коммуникационно-документационные процессы в управлении. Роль и значение документной информации в деятельности органов управления. Характеристика и содержание документационного обеспечения управления (ДОУ). 2. Технологические особенности составления информационно-справочных документов Классификация информационно-справочных документов (ИСД); 3. Требования к составлению справок, докладных записок, актов, телеграмм, телефонограмм. Классификация документации по внешнеэкономической деятельности. ГОСТы на ДВД. Коммерческие письма, контракты. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
4.2. 1. Роль и назначение информационно-справочных документов в системе управленческих отношений; 2.Структура текста ИСД: актов, писем, записок, справок, телеграмм, факсов, телетайпограмм, телексов и др. Освоение методики оформления ИСД. Практические 3 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Тема 5. Претензионно- исковая документация
5.1. 1. Документы, оформляющие порядок рассмотрения споров между юридическими лицами 2. Правила оформления претензионных писем 3. Формуляры отзыва на претензию, искового заявления Лекции 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
5.2. Составление и оформление претензионно-исковой документации Практические 3 4 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Тема 6. Организация работы с документацией
6.1. 1. Структура и функции служб документационного обеспечения управления 2. Организация работы с документацией 3. Контроль исполнения документов 4. Номенклатура дел. Требования к оформлению дел. 5. Хранение документов. Требования к хранению документации в делопроизводстве и архиве. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
6.2. 1. Компьютерные технологии в делопроизводстве Освоение методики адаптации программного продукта «Кодекс-32» к практическим условиям организации в компьютерном классе. 2. Организация работы с документами в учреждении. Понятие документооборота. 3.Основные потоки документов в организации. 4.Характеристика основных операций документооборота: первичная обработка, регистрация, исполнение, контроль исполнения, информационно-справочная работа. Систематизация документов; Освоение методики оформления номенклатуры дел. Практические 3 8 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
6.3. Подготовка сообщения (доклада. презентации) "Составление номенклатуры дел для различного вида организаций" и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Документационное обеспечение управления"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Документационное обеспечение управления"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Документационное обеспечение управления"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казакевич, Т. А. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B625222-29CE-49AB-98E7-215DF86091B5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Доронина Л.А., Иритикова В.С. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Доронина Л.А. - отв. ред. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управление. Документооборот и делопроизводство. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.4 Шувалова Н.Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.5 Грозова О. С. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не предусмотрено)
Э2 Курс в Moodle "Документационное обеспечение управления" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 4 (филиал в г. Белокуриха) кабинет документационного обеспечения управле-ния – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакат; компьютеры; переносной проектор; переносной экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; принтер; наглядные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и т.д.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести проблемно-поисковую работу: исследование по заданной теме и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования (по результатам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.