МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы вожатской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Тихонова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, Профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы вожатской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов компетенций, обеспечивающих педагогическое сопровождение социализации детей во время летнего отдыха

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнения командных задач, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-8.2. Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.1. Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения.
УК-3.2. Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
УК-8.1. Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.1. Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее
реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык».
ПК-2.2. Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
ПК-2.3. Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы вожатской деятельности
1.1. Задачи, содержание и технология работы воспитателя в организационный период лагерной жизни Лекции 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Задачи, содержание и технология работы воспитателя в организационный период лагерной жизни Практические 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Задачи, содержание и технология работы воспитателя в организационный период лагерной жизни Сам. работа 4 6 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Технология планирования воспитательной работы в лагере Лекции 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Технология планирования воспитательной работы в лагере Практические 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Технология планирования воспитательной работы в лагере Сам. работа 4 6 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Содержание и технология организации жизнедеятельности детей в основной и заключительный периоды лагерной жизни Лекции 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Содержание и технология организации жизнедеятельности детей в основной и заключительный периоды лагерной жизни Практические 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.9. Содержание и технология организации жизнедеятельности детей в основной и заключительный периоды лагерной жизни Сам. работа 4 6 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.10. Физкультурно-оздоровительная спортивная работа с детьми в лагере Лекции 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.11. Физкультурно-оздоровительная спортивная работа с детьми в лагере Практические 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.12. Физкультурно-оздоровительная спортивная работа с детьми в лагере Сам. работа 4 6 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.13. Организация деятельности детской группы в первые дни функционирования оздоровительного лагеря Практические 4 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.14. Организация деятельности детской группы в первые дни функционирования оздоровительного лагеря Сам. работа 4 6 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.15. Студент-воспитатель и дети: стиль и технология педагогического общения Практические 4 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.16. Студент-воспитатель и дети: стиль и технология педагогического общения Сам. работа 4 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.17. Коллективно-творческие дела Практические 4 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.18. Коллективно-творческие дела Сам. работа 4 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ПК-2. Способен осуществялть целенапрвденную воспитательную деятельность

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней:
а) коммуникация;
б) рефлексивное слушание;
в) нерефлексивное слушание;
г) взаимодействие.
2. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом
интересов противоположной стороны, называется:
а) кооперация;
б) избегание;
в) компромисс;
г) приспособление.
3. Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого
называется:
а) конкуренция;
б) избегание;
в) кооперация;
г) приспособление.
4. К механизмам познания самого себя в процессе общения относится:
а) аттракция;
б) рефлексия;
в) эмпатия;
г) идентификация.
5. На развитие коммуникативной стороны общения направлено тренинговое упражнение:
а) "Зеркало";
б) "Не слышу";
в) "Взаимодействие";
г) "Ассоциация".
6. На развитие перцептивной стороны общения направлено тренинговое упражнение:
а) "Мысль одна, а слов много";
б) "Не слышу";
в) "Взаимодействие";
г) "Зеркало".
7. На развитие интерактивной стороны общения направлено тренинговое упражнение:
а) "Зеркало";
б) "Фраза по кругу";
в) "Сиамские близнецы";
г) "Ассоциация".
8. Способствовать созданию позитивного впечатления о человеке при знакомстве с ним будет:
а) улыбка;
б) небольшое расстояние между собеседниками;
в) недовольное выражение лица;
г) избегание визуального контакта.
9. К правилам эффективного слушания относится:
а) давайте как можно больше советов;
б) сопереживайте партнеру по общению;
в) не поддерживайте визуальный контакт с собеседником;
г) как можно больше говорите.
10. Развитию умений рефлексивного слушания будет способствовать упражнение:
а) "Ассоциация";
б) "Мы с тобой одной крови";
в) "Слепой и поводырь";
г) "Ты хочешь сказать, что?".
11. Все группы причин возникновения конфликтов делят на:
а) 4 группы;
б) 3 группы;
в) 2 группы.
12. Объективные причины как правило появляются на:
а) стадии создания предконфликтной обстановки;
б) стадии, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт.
13. Естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности
характеризует:
а) объективную причину возникновения конфликта;
б) субъективную причину возникновения конфликта.
14. Слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем жизнедеятельности,
характеризует:
а) объективную причину возникновения конфликта;
б) субъективную причину возникновения конфликта.
15. Функции конфликта:
а) конструктивные, деструктивные;
б) деструктивные, объективные;
в) объективные, субъективные;
г) социально-психологические, социально-педагогические.
16. Противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой, носит название:
а) межличностный конфликт;
б) групповой конфликт;
в) социально-групповой конфликт;
г) международный конфликт.
17. Этапы управления конфликтом:
а) симптоматика, диагностика, прогнозирование, разрешение;
б) преодоление, устранение, спад;
в) диагностика, консультирование, коррекция.
18. Острое негативное переживание, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие
принятие решения, называют:
а) внутриличностным конфликтом;
б) межличностным конфликтом;
в) межгрупповым конфликтом.
19. Целью тренинга по разрешению конфликта является:
а) научить определять виды и причины конфликтов;
б) привить умение прогнозировать конфликтную ситуацию;
в) научить разрешать конфликт;
г) все ответы верны.
20. В ходе тренинга по разрешению конфликта используются следующие методы активного
социально-психологического обучения:
а) тренинг;
б) деловая игра;
в) ролевая игра;
г) все ответы верны
21. Какие из перечисленных форм воспитательной работы относятся к внеклассным формам воспитания:
а) кружок "Умелые руки";
б) школьный праздник "Осенняя ярмарка";
в) посещение спортивной школы.
22. В какой группе перечислены методы формирования сознания личности школьника:
а) упражнение, поручение, общественное мнение;
б) рассказ, этическая беседа, внушение;
в) поощрение, наказание, соревнование.
23. В какой группе перечислены методы стимулирования поведения и деятельности школьника:
а) соревнование, поощрение, наказание;
б) воспитывающие ситуации, поручение, педагогическое требование;
в) диспут, беседа, диалог.
24. Какие утверждения характеризуют коллектив школьников:
а) положение человека устойчиво, четко определено;
б) наличие товарищеских отношений с другими членами коллектива;
в) лидер группы случайный, непостоянный;
г) отношение к делу как личностно значимому для каждого члена и для большинства.
25. Выберите правильный ответ. На каком этапе формирования детского коллектива решается задача усиления
влияния актива на отдельного его члена для достижения целей воспитательной работы:
а) I этап - становление коллектива;
б) II этап - становление актива;
в) III этап - расцвет коллектива;
г) IV этап - дальнейшее развитие коллектива.
26. Определите форму внеклассного мероприятия по предложенной структуре:
а) организация воспитанников.
б) наблюдение за явлениями природы
в) организация трудовой деятельности.
г) организация подвижной игры.
д) организация индивидуальной работы.
27. Укажите, какие права из нижеперечисленных имеет вожатый:
а) определять рацион питания и меню блюд в день
б) знакомиться с проектами приказов руководства, касающихся своих должностных обязанностей
в) вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с исполнением
обязанностей
г) определять режим дня воспитанников
28. К процессам, происходящим в группе, относится:
а) мыслительный процесс
б) процесс развития индивида
в) мозговая атака
г) процесс группового давления
29. Выберите варианты решения педагогической задачи:
"В отряде завелся "воришка". Вычислив его, вожатый вызывает ребенка на разговор с глазу на глаз. Сознавшийся
мальчик согласен вернуть украденное, но умоляет вожатого не сообщать об этом родителям".
а) обязательно сообщить об этом начальнику лагеря, родителям, и, по возможности инспектору по делам
несовершеннолетних;
б) вступить в сговор с ребенком;
в) объяснить ему тяжесть проступка, помочь вернуть украденное с извинениями;
г) сообщить об этом всем на общелагерном сборе, чтобы предотвратить другие кражи.
30. Характерными для коллектива признаками являются:
а) нонконформизм его членов
б) отсутствие конфликтов
в) коллективная идентификация
г) сплоченность и взаимная ответственность
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7
Л1.2 Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. ; под науч. ред. Каменца А.В. ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Коломийцев, Н. Поддубная Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности : монография Издательство ЧГУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Хайретдинова О. А. Организация досуга туристов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Бурмистрова Е.В. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие для студентов вузов СПб. и др.: Лань, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl Обучение лиц с ОВЗ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачет) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.