МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_11кл
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель, Евтифеев О.Н.

Рецензент(ы):
Канд.юр.наук, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о происхождении и особенностях Конституции в Российской Федерации, конситуционно-правовом регулировании.
Получение знаний норм и основ Конституцинного права РФ.
Формирование необходимых компетенций для осуществления правоприменительной деятельности в органах государственной власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства, местного самоуправления в России;
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать в профессиональной деятельности нормы конституционного и административного права;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права
1.1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации в системе права России. Место конституционного права в системе российского права. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос на тему "Место конституционного права в системе российского права. Общая характеристика конституционно-правовых отношений: понятие, содержание, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения." Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина
2.1. Наука конституционного права: понятие, предмет, функции, место в системе правовых наук, источники, задачи на современном этапе. Методология науки конституционного права. Лекции 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка и выступление с докладами по теме: "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1
2.3. Контрольная работа на тему "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка к контрольной работе по теме "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Сам. работа 2 6 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы конституционализма
3.1. Возникновение и развитие учения о конституции. Конституция как основной закон государства, ее место в правовой системе современного государства. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
3.2. Устный опрос по теме: Определение понятия конституции. Сущность конституции. Виды конституций. Конституция в федеративном государстве. Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Конституция Российской Федерации
4.1. Конституционное развитие России. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика. Структура Конституции Российской Федерации. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
4.2. Тест по темам "Соответствие свойств Конституции Российской Федерации свойствам демократической конституции (особый субъект, устанавливающий конституцию, учредительный характер конституции, особый объект конституционного регулирования, юридические свойства Конституции Российской Федерации)." Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка к тесту по теме "Соответствие свойств Конституции Российской Федерации свойствам демократической конституции". Сам. работа 2 6 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основы конституционного строя –Российской Федерации
5.1. Лекция-беседа на тему "Конституционные основы общественного и государственного строя Понятие конституционного строя как способа организации государства, совокупности гарантий подчинения государства конституции". Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.2. Самостоятельная работа по теме " Основы конституционного строя Российской Федерации" Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы правового положения граждан как правовой институт
6.1. Основы правового положения граждан: понятие, его элементы. Конституционный статус человека и гражданина. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
6.2. Изучение теоретического материала на тему "Принципы правового статуса личности, концепции правового статуса личности и их развитие в конституционном законодательстве России." Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
6.3. Изучение теоретического материала на тему "Принципы правового статуса личности, концепции правового статуса личности и их развитие в конституционном законодательстве" Сам. работа 2 6 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Гражданство –Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
7.1. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы гражданства, основания приобретения и прекращения Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
7.2. Тест по темам "Порядок решения вопросов российского гражданства, нормативно-правовое регулирование. развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации." Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8.1. Понятие и принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
8.2. Контрольная работа по теме: Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита. классификация прав и свобод человека и гражданина согласно международным договорам, Конституции Российской Федерации и доктрине конституционного права Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка к контрольной работе по теме: Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита. классификация прав и свобод человека и гражданина согласно международным договорам, Конституции Российской Федерации и доктрине конституционного права Сам. работа 2 8 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации
9.1. Формы правления и формы государственного устройства: понятие, содержание. унитарное государство. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
9.2. Решение задач по теме "Федеративное государство. конфедерация. Государственный суверенитет." Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
9.3. Составление опорного конспекта по теме "Понятие и признаки. концепции государственного суверенитета в федеративном государстве." Сам. работа 2 6 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
10.1. Постановление и развитие Российской Федерации. Содержание и правовое закрепление российского федерализма. Общая характеристика современного российского федерализма. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
10.2. Устный опрос по проблемным вопросам темы: " Конституционно-правовой статус Российской Федерации" Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 10 Л1.1, Л2.1
10.3. Контрольная работа по теме "Принципы российского федерализма. Конституционно-правовой статус Российской Федерации" Практические 2 2 ОК 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7786

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то:
А) применяются нормы федерального закона РФ;
Б) применяются правила международного договора;
В) применяются нормы Конституции РФ;
Г) применяются нормы федерального конституционного закона.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ издает следующие правовые акты:
А) указы;
Б) распоряжения;
В) постановления;
Г) инструкции.

3. Конституционно-правовые нормы по содержанию можно классифицировать на:
А) материальные;
Б) регулирующие правовой статус личности;
В) регулирующие федеративное устройство России;
Г) регулирующие систему органов государственной власти.

4. Юридические факты — это:
А) факты, закрепленные нормами конституционного права;
Б) факты, удостоверенные нотариусом;
В) обстоятельства‚ с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
Г) обстоятельства, установленные в судебном порядке.

5. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью:
А) российское государство;
Б) гражданское общество;
В) человека, его права и свободы.
Г) право собственности на землю.

6. Срок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления:
А) 6 дней;
Б) 7 дней;
В) 14 дней;
Г) 30 дней.

7. На федеральный референдум не могут быть вынесены вопросы:
А) о персональном составе федеральных органов государственной власти;
Б) о введении новых налогов;
В) об изменении статуса субъектов РФ
Г) вопросы внешней политики.

8. Формами непосредственного волеизъявления граждан Российской Федерации служат:
А) референдум;
Б) выборы;
В) съезды и конференции общественных объединений;
Г) уличные, домовые комитеты.

9. Полномочия Конституционного Суда РФ:
А) длятся 15 лег;
Б) длятся 10 лет;
В) не ограничены определенным сроком;
Г) длятся 12 лет.

10. Президент РФ вводит чрезвычайное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях в порядке, предусмотренном:
А) федеральным законом;
Б) федеральным конституционным законом;
В) указом;
Г) постановлением Государственной Думы.

Ключ к ответу:
1-Б;
2-А,Б,В.
3- Б,В,Г.
4-В.
5-В.
6-Г.
7- А.
8-А,Б.
9- В.
10-Б.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Поправки вносятся в следующие главы Конституции РФ:________________________
2. Орган государственной власти, который может внести изменения в ст. 65 Конституции РФ в связи с изменением наименования субъекта РФ:________________________
3. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:__________________________
4. Все равны перед……… и судом.
5. Первое заседание Государственной Думы открывает ………………….. депутат.
6. Палаты могут собираться совместно для заслушивания ……………….Президента Российской Федерации.
7. Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации относится к ведению…………………………..Федерального Собрания.
8. Объявление амнистии относится к ведению………………………..Федерального Собрания.
9. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется …………………..законом.
10. Каким нормативно-правовым актом определяются порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов?

Ключ
1- 3-8 гл. Конституции РФ.
2- Президент РФ.
3- Законодательную, исполнительную, судебную.
4- Законом.
5- Старейший по возрасту депутат.
6- Посланий.
7- Совета Федерации.
8- Государственной Думы.
9- Федеральным конституционным .
10- Уставом муниципального образования

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает норма конституционного права:
А) нормативный акт;
Б) нормативный договор;
В) правовой обычай;
Г) декларация.

2. Субъекты конституционно-правовых отношений:
А) народ;
Б) нация;
В) трудовой коллектив;
Г предприятие;

3. Виды санкций конституционно-правовой ответственности:
А) наложение административного штрафа;
Б) досрочный отзыв депутата избирателями;
В) импичмент Президента РФ;
Г) отмена регистрации кандидата в депутаты избирательной комиссией.

4. Распоряжения Президента РФ могут быть:
А) нормативными;
Б) ненормативными;
В) правоприменительными;
Г) правоохранительными.

5. Досрочный отзыв депутата избирателями характерен для:
А) императивного мандата депутата;
Б) свободного мандата депутата;
В) полусвободного мандата депутата;
Г) диспозитивного мандата депутата.

6. Государственную власть от имени народа осуществляют:
А) российское государство через систему органов государственной власти;
Б) общественные объединения;
В) органы местного самоуправления;
Г) Общественные движения.

7. В случае необходимости государственный орган, рассматривающий обращение гражданина:
А) может обеспечить его рассмотрение с выездом на место;
Б) не может рассматривать его с выездом на место;
В) рассмотреть обращение онлайн;
Г) передать другому органу.

8. Цензура в Российской Федерации:
А) разрешена;
Б) не разрешена;
В) предполагается самоцензура;
Г) разрешена с согласования с главой субъекта.

9. Иностранный гражданин на территории РФ не имеет права:
А) заниматься предпринимательской деятельностью;
Б) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
В) находиться на муниципальной службе;
Г) находиться на государственной службе.

10. Статус края, области определяется:
А) Конституцией РФ;
Б) конституцией края, области;
В) уставом края, области;
Г) федеральным конституционным законом.

Ключ к ответу:
1-Б.
2-А.
3-Б,В,Г.
4-Б,В.
5-А.
6-А,В.
7-Б.
8-Б.
9-Б,В,Г.
10-В.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В какой орган власти иностранный гражданин может быть избран депутатом:________________
2. Кто из субъектов конституционного права может проводить агитацию в избирательной компании?_____________________________
3. Федеральные законы принимаются…………….
4. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации……………………… слагает свои полномочия.
5. Председатель Правительства Российской Федерации назначается ………………….с согласия Государственной Думы.
6. Финансирование судов производится только из ……………… бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
7. Кем назначается судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.
8. Президент Российской Федерации избирается сроком на -----------------гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
9. Может ли депутат Государственной Думы может отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий?
10. Представительный орган населения не формируется, его полномочия выполняет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее…………………….человек.

Ключ ответу:
1- в представительный орган муниципального образования при наличии установленных в Законе условий;
2- Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения.
3- Государственной Думой.
4-Правительство РФ.
5- Президентом Российской Федерации
6- федерального.
7- Советом Федерации.
8- шесть лет.
9- может.
10-100.

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить:
А) Президент РФ;
Б) Совет Федерации;
В) Государственная Дума;
Г) политические партии.

2. 20. Демократия имеет следующие формы:
А) представительная;
Б) непосредственная;
В) виртуальная;
Г) общественная.

3.Для выдвижения инициативы проведения федерального референдума требуются подписи:
А) 1 млн граждан;
Б) 2 млн граждан;
В) 500 тыс. граждан;
Г) 250 тыс. граждан.

4. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
А) 48 часов;
Б) 72 часа;
В) 12 часов;
Г) 24 часа.

5. В Российской Федерации разрешено преподавание основ религии в государственных школах:
А) верно;
Б) не верно;
В) на факультативной основе с согласия родителей;
Г) на факультативной основе с согласия органов образования.

6.Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента:
А) соответственно задержания;
Б) предъявления обвинения;
В) ознакомления с материалами уголовного дела;
Г) заключения под стражу.

7. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России не осуществляют:
А) местные органы самоуправления;
Б) Правительство РФ;
В) Федеральное Собрание РФ;
Г) Президент РФ.

8. Формы собственности, закрепленные Конституцией РФ 1993 r.:
А) частная;
Б) личная;
В) государственная;
Г) муниципальная.

9. Ребенок, находящийся на территории РФ, родители которого неизвестны:
А) остается лицом без гражданства;
Б) становится гражданином Российской Федерации в случае, если в течение шести месяцев со дня его обнаружения не будет установлено, что он имеет гражданство Российской Федерации или гражданство (подданство) иностранного государства.
В) автоматически получает российское гражданство;
Г) становится гражданином Российской Федерации в случае, если в течение двенадцати месяцев со дня его обнаружения не будет установлено, что он имеет гражданство Российской Федерации или гражданство (подданство) иностранного государства.

10. От принесения Присяги на гражданство Российской Федерации освобождаются лица:
А) не достигшие возраста 18 лет;
Б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;
В) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;
Г) достигшие возраста 90 лет.

Ключ к ответу:
1-А,Б,В.
2-А.Б.
3-Б.
4-А.
5-В.
6-А,Б,Г.
7-А.
8-А,В,Г.
9-Б.
10-А,Б,В..

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Признание, соблюдение и защита ……………………………..……. - обязанность государства.
2. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании ………………………..
3. ………..являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
4. В чьем ведении находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности?
5. Денежная эмиссия осуществляется исключительно …………………..Российской Федерации.
6. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации постоянно проживающий в Российской Федерации не менее …….лет.
7. В каких случаях заседания Совета Федерации и Государственной Думы
проводятся закрыто?
8. Принятый федеральный закон в течение ………….дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
9. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром может быть гражданин Российской Федерации, достигший ……...лет.
10. Судопроизводство осуществляется на основе ………………………. и равноправия сторон.

Ключ к ответу:
1- прав и свобод человека и гражданина.
2- судебного решения.
3- Дети.
4- Российской Федерации.
5- Центральным банком
6- 25.
7- в случаях, предусмотренных регламентом палаты.
8- Пяти.
9- 30.
10- состязательности

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 2.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л.А. Конституционное право: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неверов, А. Я Конституционное право : учебное пособие для вузов : Конституционное право : учебное пособие для вузов  Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/530581
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Конституционное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Конституционное право" используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
1. Лекции, лекции-беседы, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине
«Конституционное право». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам
изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе, работа в малых группах. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
Использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
Подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
Разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. В самостоятельную работу студентов входит:
Подготовка к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка
самостоятельных работ, проблемные вопросы);
Выполнение творческой работы;
Анализ первоисточника;
Знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
5. Экзамен по дисциплине «Конституционное право».
Экзамен сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 60 вопросов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.