МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология составления бухгалтерской отчетности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 82
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 82 82 82 82

Программу составил(и):
преподаватель , Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Технология составления бухгалтерской отчетности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение основного вида деятельности по квалификации специалиста среднего звена бухгалтер:
- Составление и использование бухгалтерской (финансовой)отчетности -
в рамках изучения междициплинарного курса "Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учёта имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчётный период
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчётности в установленные законодательством сроки
ПК 4.3 Составлять (отчёты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отменённый единый социальный налог (ЕСН), отчёты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчётности в установленные законодательством сроки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;
определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и
составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
требования к бухгалтерской отчетности организации;
состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности;
методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
процедуру составления приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
сроки представления бухгалтерской отчетности;
правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
форму отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и инструкцию по ее заполнению;
форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем, определять источники, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля;
выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут применяться контрольные и аналитические процедуры;
применять методы внутреннего контроля (интервью, пересчет, обследование, аналитические процедуры, выборка);
выявлять и оценивать риски объекта внутреннего контроля и риски собственных ошибок;
оценивать соответствие производимых хозяйственных операций и эффективность использования активов правовой и нормативной базе;
формировать информационную базу, отражающую ход устранения выявленных контрольными процедурами недостатков;
анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составлении бухгалтерской отчетности и использовании ее для анализа финансового состояния организации;
составлении налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. МДК 04.01. Технология оставления бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Тема 1.1. Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. 1. Составление учетной политики организации; 2.Заполнение форм заявлений о государственной регистрации и перерегистрации организации. Практические 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Тема 1.2. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. 1.Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за отчетный период. Подготовка к проведению аудиторской проверки в организации в необходимых случаях 2.Составление сводного баланса организации. Составление сводного отчета о прибылях и убытках. Практические 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Тема 1.3..Подготовительные мероприятия к составлению достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. 1.Подготовка приказа о проведении инвентаризации. Заполнение инвентаризационной ведомости. 2.Составление расчета резерва отпусков. Внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность. 3. Закрытие учетных регистров и перенос данных учетных регистров в шахматную таблицу и оборотно-сальдовую ведомость. Проведение заключительных записей к отчетному периоду. Практические 5 6 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Тема 1.4. Бухгалтерский баланс -важнейшая форма бухгалтерской (финансовой) отчетности Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. 1. Пассив баланса. Капитал, резервы и обязательства. 2.Отнесение счетов бухгалтерского учета к активу организации. Отнесение счетов бухгалтерского учета к пассиву организации. Практические 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Тема 1.5. Отчет о прибылях и убытках Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. 1.Составление отчета о прибылях и убытках организации за отчетный период. 2.Определение результатов хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Практические 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.11. Тема 1.6. Отчет об изменении капитала Лекции 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.12. 1.Составление отчета об изменении капитала за отчетный период. 2.Составление расчета чистых активов организации. Практические 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.13. Тема 1.7. Отчет о движении денежных средств, модели его составления. Оценка активов и пассивов Лекции 5 6 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.14. 1.Составление отчета о движении денежных средств. Составление пояснения к отчетности и приложения к балансу. 2.Составление отчета о целевом использовании средств. Составление таблицы взаимосвязи различных форм бухгалтерской отчетности. Практические 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.15. Тема 1.8. Налоговая отчетность Лекции 5 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.16. 1. Составление заполнение налоговой декларации по сквозной задаче по -НДС; - налогу на прибыль; -налогу на имущество организации; -земельному налогу; -транспортному налогу; -ЕНВД; -УСН; - ЕСХН. 2.Составление и заполнение формы деклараций по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Заполнение персональных сведений о застрахованных лицах организации. Практические 5 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.17. Тема 1.9. Статистическая отчетность Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.18. 1. Составление и заполнение статистической отчетности. Практические 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.19. Составить опорно-логическую схему: Порядок отражения на счетах и в бухгалтерских документах результатов инвентаризации имущества и обязательств организации, другие задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 5 16 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   Лист визирования ПМ 04.docx
Приложение 2.   ФОС МДК 04.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Воронченко Т.В. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. от 18.07.2017 г. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ : Федеральный закон Собрание законодательства РФ.-2011.- № 50.- Ст. 7344., Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru
Л2.2 Глущенко А. В., Солодова С. В. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Пансков В.Г. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. Бухгалтерский учет: учебник М.: Дашков и Ко, 2018 biblioclub.ru
Л2.5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018): // Собрание законодательства РФ.- 1998.-№ 31.- Ст. 3824, www.consultant.ru
Л2.6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) : Собрание законодательства РФ.- 2000.-№ 32.- Ст. 3340, www.consultant.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э2 Правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э3 Издательство "Бухгалтерский учет" www.buhgalt.ru
Э4 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э5 Институт профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.ru
Э6 Курс в Moodle "Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security
1С: Предприятие 8 (включая 1С: Бухгалтерия). Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 6 (филиал в г. Белокуриха) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакаты.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Автоматизированные рабочие места обучающихся, компьютеры - 15 единиц; рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; многофункциональное устройство; кассовые аппараты; сейф; детектор валют; счетчик банкнот; комплект учебно-методической документации; наглядные материалы.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении курсовой работы осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических работ и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практической работе, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, нормативная база и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку практических работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить теоретические и практические задания и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическая работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – междисциплинарному экзамену - обучающимся в ФОСе по представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения предложенных заданий.