МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология и конфликтология в организациях сферы гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильУправление гостиничным комплексом
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z43_03_03_Гостиничное дело_УГК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 8 6 8
Сам. работа 94 92 94 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Осташенко Яна Александровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология и конфликтология в организациях сферы гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний о профессиональной этике и психологии делового общения и умений использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности квалифицированного специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
Особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций;
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять в профессиональной деятельности приемы делового общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этики и культура делового общения
1.1. Деловое общение. Лекции 3 1
1.2. Этические нормы и культура делового общения. Лекции 3 1
1.3. Особенности национальной этики. Практические 3 1
1.4. Деловой протокол. Лекции 3 1
1.5. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения. Практические 3 1
1.6. Внешний облик человека. Визитная карточка в деловой жизни. Практические 3 1
1.7. Психологические аспекты делового общения. Лекции 3 1
1.8. Общение и коммуникация: правила и традиции. Практические 3 1
1.9. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Практические 3 1
1.10. Мотивы и стимулы в профессиональной деятельности. Практические 3 1
1.11. Эмоции и чувства. Комплименты и подарки в деловом общении. Практические 3 1
Раздел 2. Основные виды коммуникации и деловое общение.
2.1. Каналы передачи информации в деловом общении Сам. работа 3 1
2.2. Речевая коммуникация: понятие, формы и типы. Сам. работа 3 1
2.3. Письменная форма коммуникации Сам. работа 3 1
2.4. Составление и оформление служебной переписки. Сам. работа 3 1
2.5. Невербальные аспекты делового общения. Сам. работа 3 1
2.6. Кинетические и фонационные средства общения. Сам. работа 3 1
2.7. Дистанция между собеседниками. «Зоны общения». Сам. работа 3 1
2.8. Подбор и анализ фрагментов из художественных текстов, в которых описываются невербальные средства общения персонажей. Сам. работа 3 1
2.9. Роль «языка внешнего вида» в деловом общении. Национальные традиции. Сам. работа 3 1
2.10. Электронные средства коммуникации и их использование в деловом общении. Сам. работа 3 2
2.11. Реальность и виртуальность. Русский язык и интернет. Сам. работа 3 2
2.12. Электронная почта. Форум. Чат. Блог. Сам. работа 3 1
2.13. Культура деловой речи. Сам. работа 3 2
2.14. Письменная и устная речь в деловом общении. Практические 3 1
2.15. Деловая переписка: письмо, заявление, служебная записка. Сам. работа 3 1
2.16. Правила подготовки и ведения телефонных переговоров. Сам. работа 3 1
Раздел 3. Конфликты в деловом общении
3.1. Понятие конфликтов, их классификация, причины, структура. Сам. работа 3 2
3.2. Анализ, диагностика и прогнозирование конфликтов. Сам. работа 3 2
3.3. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Практические 3 0
3.4. Мотивы сторон и последствия конфликтов Практические 3 0
3.5. Технология преодоления и прекращения конфликтов в деловом общении. Сам. работа 3 1
3.6. Критика в деловой коммуникации Сам. работа 3 1
3.7. Правила конструктивной критики. Практические 3 0
3.8. Искусство комплимента в деловом общении Практические 3 0
3.9. Манипуляции в деловом общении: цели и задачи. Сам. работа 3 1
3.10. Способы защиты от манипуляции. Практические 3 0
3.11. Аргументы и их влияние на эффективное общение. Сам. работа 3 1
3.12. Правила использования аргументов в деловом общение. Сам. работа 3 22
3.13. Условия успеха делового общения. Сам. работа 3 22
3.14. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Сам. работа 3 22

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплено в приложении
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Культура делового общения и сновы конфликтологии" (ДОУ 9 кл. Осташенко Я.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS:
- MS Word,
- MS PowerPoint,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям для обучающихся по освоению дисциплины Культура делового общения и основы конфликтологии:
- каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, отметкой «важно» и тп. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы.
Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины Культура делового общения и основы конфликтологии:
- на первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание.
Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания. Студенту необходимо составить план работы. Далее изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.

Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практическое задание и подготовка семинарских тем должны быть выполнены всеми участниками занятия.

Методические указания к самостоятельной работе для обучающихся по освоению дисциплины Основы финансовой грамотности:
- самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, подготовка к практическим занятиям и практическим занятиям, проходящих в форме семинара, изучение географической номенклатуры.
При реализации учебной дисциплины "Культура делового общения и основы конфликтологии" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: доклад-визуализация, решение задач, выполнение тестов.