МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сравнительная политология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 16 16 40 40
Практические 28 28 18 18 46 46
Сам. работа 56 56 47 47 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Опекун О.С.

Рабочая программа дисциплины
Сравнительная политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н Черданцева И.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н Черданцева И.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Сравнительная политология» является раскрытие методологических основ сравнительно-политологических исследований и их использование в изучении политических институтов и процессов.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
раскрытие сущности сравнительного метода и демонстрация его применения в политических науках;
формирование у студентов представления о методологических подходах к изучению объектов сравнительного исследования;
раскрытие типологии и основных моделей объектов сравнительного исследования;
проведение сравнительного анализа развития политических процессов современных государств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных
ОПК-3.2 Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает структуру и правила составления программы прикладного политологического исследования, технологию сбора теоретических и эмпирических данных, методики систе-матизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических дан-ных.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Способен выделять и систематизировать смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНУЮ ПОЛИТОЛОГИЮ
1.1. Сравнительная политология в системе политической науки Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Сравнительная политология в системе политической науки Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Становление и развитие сравнительной политологии Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Сравнительный метод в истории политической мыс-ли Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Сравнительный метод в истории политической мыс-ли Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Методы сравнительной политологии Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Методологические подходы в сравнительной политоло-гии Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Методы сравнительной политологии Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Виды и уровни сравнительного анализа в политологии Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.10. Сравнительный анализ в политологии Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.11. Сравнительный анализ в политологии Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.12. Основные проблемы сравнительной политологии Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.13. Базовые категории сравнительной политологии. Практические 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.14. Базовые категории сравнительной политологии. Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.15. Ресурсы политической компаративистики в INTERNET Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.16. Ресурсы политической компаративистики в INTERNET Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1. Типология политических систем и режимов Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Виды типологий политических систем Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Универсальные типологии политических систем Сам. работа 7 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Сравнительный анализ политических режимов Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Модели государственного устройства. Сравнительный анализ федерализма Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Виды современных монархий Сам. работа 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Президентские системы современности Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Президентские системы современности Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Сравнительный анализ политических режимов Практические 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Политические режимы Сам. работа 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Модели демократии. Индексы демократии и сравнительный анализ условий демократии Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.12. Модели демократии. Индексы демократии и сравнительный анализ условий демократии Сам. работа 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. ОБЪЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1. Институт разделения властей в современном мире Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Институт разделения властей в современном мире Сам. работа 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Сравнительный парламентаризм Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Современные парламенты Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.5. Исполнительная власть Сам. работа 8 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.6. Модели местного самоуправления Сам. работа 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.7. Невыборные власти в современных политических системах Практические 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.8. Невыборные институты власти Сам. работа 8 5 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.9. Сравнительное изучение политических партий и партийных систем Лекции 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.10. Изучение политических партий в сравнительной политологии Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.11. Сравнительное изучение политических партий и партийных систем Сам. работа 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.12. Современная политическая элита Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.13. Политическая элита как объект сравнительной политологии Сам. работа 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.14. Сравнительный анализ публичной политики Сам. работа 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.15. Сравнительное изучение политических идеологий Лекции 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.16. Сравнительный анализ политических идеологий Сам. работа 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.17. Основания сравнения политической культуры и участия Сам. работа 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.18. Политическая культура Практические 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Политический процесс
4.1. Избирательный процесс и избирательные системы современности Сам. работа 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Сравнительный анализ политической модернизации Практические 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Модели политической модернизации Сам. работа 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.4. Политические кризисы и конфликты Лекции 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Политические кризисы и конфликты Сам. работа 8 3 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.6. Сравнительный анализ войн и политического насилия Сам. работа 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.7. Экзамен 8 27 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2644

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен выделять, систематизировать и интер-претировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков инфор-мации, а также смысловые конструкции в оригиналь-ных текстах и источниках по профилю деятельности

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. «Проблема Гелтона» ставит вопрос о необходимости учитывать:
а) проблему статики и динамики;
б) новые методологические подходы в политической науке;
в) фактор внешнего влияния;
Ответ: в

2. Согласно классификации по функциональному признаку, руководители, занимающие стратегические позиции в системе принятия важнейших решений, составляют элиту, которая называется:
а) средней политической;
б) административной;
в) закрытой;
г) высшей политической.
Ответ: г

3. При проведении сравнительных исследований с помощью методов интервьюирования, анкетного опроса, экспертного анализа, возникает проблема
а) измерения;
б) универсальности;
в) сравнимости;
г) эквивалентности.
Ответ: г

4. Форма прямой демократии, при которой возможности политического влияния граждан ограничены, называется:
а) плебисцитарной демократией;
б) патриархальной демократией;
в) полиархией;
г) социально ограниченной демократией.
Ответ: а

5. Наиболее важными факторами, влияющими на политическую систему, являются(-ется):
а) степень интеграции в мировую политическую систему;
б) общественное мнение;
в) социально-экономическое и политическое устройство общества, политический режим;
г) менталитет народа, национальные традиции, ценности.
Ответ: в

6. В XX веке принципиально новым типом диктатуры стал:
а) тоталитарный режим;
б) авторитарно-бюрократический режим;
в) военный режим.
Ответ: а

7. Круг людей, обладающих высоким общественным положением, занимающих ведущие позиции в политике, оказывающих серьезное влияние на государственную власть или осуществляющих ее:
а) гражданское общество;
б) политическая элита;
в) партии;
г) общественное движение.
Ответ: б

8. Утверждение гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей:
а) политические традиции;
б) гуманизация;
в) вестернизация;
г) глобализация.
Ответ: б

9. Этнические и социально-структурные различия, которые становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой ведут к кризису:
а) проникновения;
б) политического участия;
в) легитимности;
г) идентичности.
Ответ: г

10. Согласно М. Дюверже, независимой переменной, воздействующей на другие характеристики политических партий, является:
а) идеология;
б) длительность существования;
в) их парламентский статус.
Ответ: а

11. Проблема эквивалентности заключается:
а) в субъективном отборе изучаемых «кейсов»;
б) противоречии количественных и качественных методов сравнения;
в) в наличии различных контекстов политики.
Ответ: в

12. Прогрессивный подоходный налог лежит в основе:
а) регулятивной публичной политики;
б) саморегулятивной публичной политики;
в) распределительной публичной политики.
Ответ: а

13. Одна из особенностей российской модернизации:
а) усиливает вовлеченность граждан в систему представительной демократии и открытую конкуренция элит;
б) модернизация имеет сильную персонифицированность, прежде всего в правящей элите;
в) нацелена на приоритетное развитие промышленности.
Ответ: б

14. Процедура «квотирования» используется в политическом регулировании миграционных процессов в отношении:
а) трудовых мигрантов;
б) вынужденных переселенцев;
в) нелегальных мигрантов.
Ответ: а

15. К справедливым войнам относится:
а) гражданская война;
б) реставрационная война;
в) национально-освободительная война.
Ответ: в


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. __________ – сранение/исследование множества отдельных случаев или отдельного случая в компаративном контексте, при котором каждый случай рассматривается отдельно и должен служить особой исследовательской цели в общем комплексе случаев в соответствие с логикой “репликации”, т.е. логикой множественных экспериментов.
Ответ: «Case-study»
2. __________ – сравнение одной и той же страны (региона) или разных стран в различное историческое время.
Ответ: асинхронное сравнение
3. __________ – стратегия исследования двух стран, позволяющая выявить общее и особенное в их политическом развитии.
Ответ: Бинарное сравнение
4. __________ – сравнение, основанное на большом массиве эмпирических данных и статистическом типе анализа, в качестве единицы анализа в котором выступает политические системы, их основные характеристики.
Ответ: Глобальное сравнение
5. __________ – результат объединения двух или более связанных показателей в один более адекватный изучаемому понятию показатель.
Ответ: индекс
6. __________ – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта.
Ответ: индикатор
7. __________ – сравнение, включающее время как оперативную переменную для преодоления статического характера сравнения.
Ответ: кросс-темпоральное сравнение
8. __________ – качество власти, определяемое опорой на согласие/доверие масс.
Ответ: легитимность
9. __________ – совокупность партий и межпартийных отношений, характеризующих численность существующих в стране влиятельных политических партий, их относительные размеры, коалиции и стратегию.
Ответ: партийная система
10. __________ – признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая.
Ответ: переменная
11. __________ – способ функционирования политической системы, характерные способы и методы осуществления власти.
Ответ: политический режим
12. __________ – сравнение регионов, т.е. группы стран, избранных в силу похожести их экономических, культурных, политических и др. характеристик.
Ответ: региональное сравнение
13. __________ – количественное выражение уровня популярности отдельных политических институтов или конкретных политических лидеров. Фиксируется в опросах общественного мнения, голосовании, экспертных оценках.
Ответ: рейтинг
14. __________ – процедура выявления и согласования политических предпочтений населения, включающая определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов.
Ответ: избирательная система
15. __________ – способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах.
Ответ: сравнение
16. __________ – сравнение явлений в различных странах (государствах) для установления какой-либо общей «причинной» основы сходных особенностей или уникального своеобразия политики. В таком сравнении случаями выступают нации-государства.
Ответ: кросснациональное сравнение
17. __________ – отрасль политической науки, в которой на основании эмпирического анализа различных политических систем выводятся синтезированные теоретические обобщения в виде причинных зависимостей, типологий и классификаций, моделей, теорий.
Ответ: сравнительная политология
18. __________ – подход исследователя к изучаемому предмету, задачей которого является не механическое сравнение форм политических феноменов и их условий, а поиск корреляций, концепций и моделей. Ответ: сравнительный метод
19. __________ – распределение изучаемых объектов по относительно однородным группам.
Ответ: типология
20 __________ – сравнение регионов, т.е. группы стран, избранных в силу похожести их экономических, культурных, политических и др. характеристик. Ответ: региональное сравнение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Сравнительная политология в системе политической науки.
2. Предмет сравнительной политологии.
3. Методологические подходы в сравнительной политологии.
4. Типы и виды сравнительного метода.
5. Процесс сравнительного исследования: структура и методические проблемы.
6. Качественные и количественные методы в сравнительной политологии.
7. Виды и уровни сравнительного анализа.
8. Кросснациональное сравнение.
9. Основные этапы развития сравнительной политологии.
10. Базовые категории сравнительной политологии. Электронные ресурсы сравнительной политологии.
11. Сравнение политических систем: критерии и концепции.
12. Линейные и координатные типологии политических систем.
13. Современные формы правления и их виды.
14. Сравнительный анализ моделей территориально-политического устройства государств.
16. Президентские системы современности.
17. Типология и сравнение политических режимов.
18. Сравнительный анализ форм и моделей демократии. Условия демократии.
19. Проблемы измерения демократии и индексы демократии.
20. Индекс «Дома свободы».
21. Сравнительный анализ моделией разделения властей.
22. Сравнительная классификация парламентов. Непарламентарные формы законотворчества.
23. Сравнительный анализ моделей исполнительной власти.
24. Сравнительный анализ моделей местного самоуправления.
25. НСравнительный анализ невыборных институтов власти.
26. Сравнительная типология политических партий и партийных систем.
27. Сравнительное изучение политических элит.
28. Сравнительный анализ публичной политики: типы и содержание.
29. Сравнительный анализ политических идеологий.
30. Сравнительный анализ политической культуры.
31. Сравнительный анализ Форм политического участия.
32. Сравнительный анализ избирательных систем. Субъекты и структура избирательного процесса.
33. Сущность и виды политического развития. Теории политической модернизации. Естественные и форсированные модели модернизации.
34. Сравнительное изучение политических кризисов.
35. Сравнительный анализ политических конфликтов.
36. Сравнительный анализ войн и политического насилия.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕР

1. Охарактеризуйте переменные «Индекса дома свободы» и его роль в сравнительном анализе современных политических систем.
2. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политического участия в РФ.
3. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политических идеологий в РФ.
4. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа избирательной системы РФ. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа публичной политики в РФ.
5. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политических конфликтов в РФ.
6. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа российской политической культуры.
7. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа моделей демократии.
8. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа невыборных институтов власти в РФ.
9. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политических режимов стран СНГ.
10. Охарактеризуйте переменные «Индекса человеческого развития» и его роль в сравнительном анализе современных политических систем.
11. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа российских субкультур.
12. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа моделей разделения властей.
13. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа российских политических партий.
14. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа российской политической элиты.
15. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа российского федерализма.
19. Охарактеризуйте переменные «Индекса внешних и внутренних угроз» и его роль в сравнительном анализе современных политических систем.
21. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политических конфликтов.
24. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политических кризисов.
25. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа политической модернизации.
26. Рассмотрите основные методические проблемы СП в рамках сравнительного анализа войн и политического насилия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев К.С. Сравнительная политология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Михайлова О.В. Сравнительная политология: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Сравнительная политология: учеб. пособие М.: Юрайт, 2009
Л2.2 Л. В. Сморгунов Современная сравнительная политология : учебник М. : РОССПЭН, 2002.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Секция сравнительной политологии Американской ассоциации политической науки http://www.apsanet.org/
Э2 Стенфордский университет http://hoower.stanford.edu/
Э3 Электронный архив Калифорнийского университета http://dodgson.ucsd.edu/
Э4 Авторский курс в Moodle "Сравнительная политология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Сравнительная политология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о теории, технологиях и методах сравнительного анализа политических институтов, процессов и явлений. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Сравнительная политология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению видов сравнительного метода, методологических проблемах и этапах сравнительного исследования. Внимание необходимо обратить на современные тенденции сравнительных исследований и их приоритетные направления. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать содержание сравнительного исследования, виды его объектов, методы и виды сравнения, их особенности и условия применения.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.