МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура делового общения и основы конфликтологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 82
в том числе:
аудиторные занятия 82
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 22 22 30 30
Практические 20 20 32 32 52 52
Итого 28 28 54 54 82 82

Программу составил(и):
Препод., Осташенко Яна Александровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Культура делового общения и основы конфликтологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний о профессиональной этике и психологии делового общения и умений использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности квалифицированного специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
Особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций;
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять в профессиональной деятельности приемы делового общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этики и культура делового общения
1.1. Этические нормы и культура делового общения. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности национальной этики. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Деловой протокол. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Деловое общение. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Внешний облик человека. Визитная карточка в деловой жизни. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Психологические аспекты делового общения. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Общение и коммуникация: правила и традиции. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Мотивы и стимулы в профессиональной деятельности. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Эмоции и чувства. Комплименты и подарки в деловом общении. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные виды коммуникации и деловое общение.
2.1. Каналы передачи информации в деловом общении Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Речевая коммуникация: понятие, формы и типы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Письменная форма коммуникации Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Составление и оформление служебной переписки. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Невербальные аспекты делового общения. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Кинетические и фонационные средства общения. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Дистанция между собеседниками. «Зоны общения». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.8. Подбор и анализ фрагментов из художественных текстов, в которых описываются невербальные средства общения персонажей. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Роль «языка внешнего вида» в деловом общении. Национальные традиции. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Электронные средства коммуникации и их использование в деловом общении. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.11. Реальность и виртуальность. Русский язык и интернет. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.12. Электронная почта. Форум. Чат. Блог. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.13. Культура деловой речи. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.14. Письменная и устная речь в деловом общении. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.15. Деловая переписка: письмо, заявление, служебная записка. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.16. Правила подготовки и ведения телефонных переговоров. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Конфликты в деловом общении
3.1. Понятие конфликтов, их классификация, причины, структура. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Анализ, диагностика и прогнозирование конфликтов. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Мотивы сторон и последствия конфликтов Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Технология преодоления и прекращения конфликтов в деловом общении. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.6. Критика в деловой коммуникации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.7. Правила конструктивной критики. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.8. Искусство комплимента в деловом общении Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.9. Манипуляции в деловом общении: цели и задачи. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.10. Способы защиты от манипуляции. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.11. Аргументы и их влияние на эффективное общение. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.12. Правила использования аргументов в деловом общение. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.13. Условия успеха делового общения. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.14. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5342
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Коммуникативной стороной общения называют:
А) восприятие друг друга
Б) обмен информацией
В) взаимодействие
2. Общение, которое преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида - это...
А) социальное общение
Б) личностное общение
В) диалоговое общение
3. Общение, которое характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации - это...
А) опосредованное общение
Б) косвенное общение
В) биологическое общение
4. К видам общения относятся:
А) биологическое
Б) диалогическое
В) межэтническое
Г) межперсональное
5. Общение включает в себя следующие взаимосвязанные стороны:
А) когнитивную
Б) перцептивную
В) коммуникативную
Г) интерактивную
6. Перцептивная сторона общения представляет собой:
А) взаимодействие общающихся
Б) обмен информацией между участниками совместной деятельности
В) восприятие общающимися друг друга
7. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными - это деловое общение.
А) верно
Б) не верно
8. Какая страна считается родиной этикета?
А) Италия
Б) Франция
В) Англия
9. Каноничные правила представления (два правильных ответа):
А) женщина первая представляется мужчине;
Б) лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким;
В) младшие по возрасту представляются старшим;
Г) мужчина первым представляется женщине
10. Этика - это:
А) учение о боге;
Б) учение о морали;
В) учение о правилах хорошего тона;
Г) учение о традициях и обычаях
11. Автор термина «Этика»:
А) Аристотель
Б) Цицерон
В) Гегель
12. Назначение деловой беседы (выберите правильные ответы):
А) сообщение информации
Б) обмен мнениями
В) речевое общение с целью установления деловых отношений
Г) реализация личных симпатий
13. Цель деловых переговоров (выберите правильные ответы):
А) оказать давление на партнёра
Б) достижение делового соглашения
В) добиться односторонней выгоды
Г) решение конфликтных ситуаций
14. Процесс, который называется общением:
А) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;
Б) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;
В) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям;
15. Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания:
А) интерактивная
Б) коммуникативная
В) перцептивная
16. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют (вариант ответа, например 1А):
1. соперничество А) поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон
2. сотрудничество Б) открытая борьба за свои интересы
3. компромисс В) стремление выйти из конфликта, не решая его
4. приспособление Г) урегулирование разногласий через взаимные уступки
5.уклонение Д) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами
17. Управление конфликтами — это:
А) целенаправленное воздействие на процесс его динамики
Б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт
В) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними.
18. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
А) К. Томас и Р. Киллмен
Б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр
В) Д. Скотт и Ч. Ликсон
19. Стратегия сотрудничества:
А) приводит к разрешению конфликта
Б) ее применимость и эффективность зависит от конкретной ситуации
В) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности
20. Закончите предложение, выбрав соответствующее слово. Поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон - это:
А) компромисс,
Б) сотрудничество
В) приспособление



4АБГ
5АБВ



9ВГ
10Б
11А
12Аб
13 БГ
14А
15В
16. 1Б, 2А,3Г, 4Д, 5В
17Б
18А
19Б
20Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является диффернцированный зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524621)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1),пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашапов, М. М. Основы конфликтологии: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонов, Н. И. Конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Культура делового общения и сновы конфликтологии" (ДОУ 9 кл. Осташенко Я.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям для обучающихся по освоению дисциплины Культура делового общения и основы конфликтологии:
- каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, отметкой «важно» и тп. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы.
Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины Культура делового общения и основы конфликтологии:
- на первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание.
Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания. Студенту необходимо составить план работы. Далее изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.

Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практическое задание и подготовка семинарских тем должны быть выполнены всеми участниками занятия.

Методические указания к самостоятельной работе для обучающихся по освоению дисциплины Основы финансовой грамотности:
- самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, подготовка к практическим занятиям и практическим занятиям, проходящих в форме семинара, изучение географической номенклатуры.
При реализации учебной дисциплины "Культура делового общения и основы конфликтологии" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: доклад-визуализация, решение задач, выполнение тестов.