МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологические основы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Преподаватель, Тельминов А.А

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экологические основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2023 протокол № 1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов экологического мировоззрения, воспитание навыков экологической культуры, умений анализировать развитие экосистем различного уровня

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Теоретические основы экологии.
• Характер воздействия на природную среду различных отраслей экономики.
• Методы управления природопользованием.
• Состояние экологической политики государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Использовать полученные знания в практической деятельности.
• Выделять эколого-экономические проблемы территории.
• Давать характеристику экологических факторов и определять основные особенности их воздействия на организм человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Представлением о структуре и закономерностях развития экосистем.
• Методами разработки целевых экологических программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология
1.1. Предмет и задачи экологии Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Взаимодействие организма и среды Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Экологические факторы и ресурсы среды Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Популяционная экология Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Экологические системы Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. История развития экологии. Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Экология биотических сообществ Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Учение о биосфере
2.1. Биосфера, как глобальная экосистема Земли, состав биосферы Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Круговорот веществ в природе Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Природные экосистемы (ландшафты) Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Пресноводные и морские экосистемы Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Функциональная целостность биосферы Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Основы учения В.И. Вернадского о биосфере Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Эволюция биосферы Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Биотическая регуляция окружающей среды Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Человек в биосфере
3.1. Человек, как биологический вид, человечество, как популяция Лекции 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Природные ресурсы, как основы выживания человечества Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Антропогенные экосистемы (агроэкосистемы и индустриально-городские) Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Здоровье человека и окружающая среда Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Валеология Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Антропогенные воздействия на биосферу
4.1. Основные виды антропогенного воздействия на природу Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Антропогенное воздействие на оболочки Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера) Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Анторогенное воздействие на биосферу Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.4. Экстремальные воздействия на биосферу Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Охрана окружающей среды
5.1. Глобальные экологические проблемы человечества Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Современный экологический кризис и пути его решения Практические 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.3. Рациональное природопользование Практические 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.4. Нормирование качества окружающей среды Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.5. Административно-правовые основы охраны окружающей среды Практические 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.6. Международное экологическое сотрудничество Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Предмет, объект экологии.Структура экологии.
2. Методы и задачи экологии.
3. История возникновения экологии: до 19 века.
4. Развитие экологии в 19-20 веках.
5. Среда обитания. Факторы среды. Основные среды жизни.
6. Общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
7. Разнообразие живых организмов.
8. Популяция: определение и структура.Численность и плотность популяции. Кривые роста.
9. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Основные типы наземных экосистем.
10. Энергия в экосистеме: термодинамические законы, трофические структура.
11. Межвидовые отношения в экосистеме.
12. Воздействие человека на биосферу: уничтожение, акклиматизация видов.
13. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
14. Биосфера Земли: понятие, структура. Эволюция биосферы.
15. Охрана биологического разнообразия.
16. Загрязнение окружающей среды.
17. Нормирование качества среды.
18. Атмосфера как компонент биосферы.
19. Гидросфера Земли.
20. Основные экологические проблемы человечества: сырьевая и демографическая проблемы.
21. Основные экологические проблемы человечества: опустынивание, эрозия почвы.
22. Основные экологические проблемы человечества: истощение озонового слоя, кислотные осадки, парниковый эффект.
23. Основные экологические проблемы человечества: уничтожение лесов.
24. Загрязнение гидросферы: источники и загрязняющие вещества.
25. Загрязнение атмосферы источники и загрязняющие вещества.
26. Загрязнение почв: источники и загрязняющие вещества.
27. Модели социально-экономического развития мира: доклады Римскому клубу.
28. Устойчивый тип социально-экономического развития.
29. Экологические издержки общества.
30. Эколого-экономический ущерб: понятие, структура, виды.
31. Экономическая эффективность: определение, методы.
32. Принципы и виды экономического механизма управления природопользованием.
33. Административные методы управления природопользованием.
34. Система экономических инструментов природопользования.
35. Понятие и источники экологического права. Экологические правонарушения. Виды ответственности.
36. Международное сотрудничество в области экологии. Направления и формы. Международные организации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов
1. Моделирование в экологии.
2. Структура экосистем.
3. Гипотеза Геи.
4. Классификация экосистем.
5. Город как экосистема.
6. Структура агроэкосистемы.
7. Кризис консументов.
8. Адаптации живых организмов различных экосистемах (по выбору).
9. Развитие экологии в России.
10. Биологические ритмы живой и неживой природы.
11. Теории возникновения жизни на Земле.
12. Адаптация живых организмов к обитанию в засушливых условиях.
13. Адаптация живых организмов к обитанию в районах с незначительным количеством тепла.
14. Возникновение вида Человек разумный.
15. Международное сотрудничество в области охраны природы.
16. Заповедники как ведущая форма охраны биоразнообразия.
17. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны природы.
18. Биотехнология и охрана природа.
19. Состояние воздушного бассейна РФ.
20. Использование и охрана водрых ресурсов РФ.
21. Земельные ресурсы РФ: состояние, использование и охрана.
22. Особо охраняемые природные территории РФ.
23. Экологическое состояние отдельных субъектов Рф.
24. Экологическое состояние территории Алтайского края.
25. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тема «Человек и биосфера»
1. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии;
3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт.
2. Наибольшим источником сернистого газа, вызывающего кислотные дожди, являются:
1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии;
3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт.
3. Автомобиль в среднем за год выбрасывает в атмосферу в виде пыли свинца:
1. 100 г; 2. 500 г; 3. 1 кг; 4. 2 кг.
4. Наибольшее количество загрязнений в атмосферу выбрасывается грузовым автомобилем с двигателем:
1. внутреннего сгорания; 2. дизельным;
3. газовым; 4. электрическим.
5. Главными загрязнителями Ладожского озера и Байкала являются стоки:
1. с целлюлозно-бумажных комбинатов;
2. с сельскохозяйственных полей;
3. коммунального хозяйства;
4. с нефтеперерабатывающих заводов.
6. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими веществами:
1. механический; 2. химический; 3. биологический; 4. физический.
7. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
1. рыб; 2. растений; 3. микроорганизмов; 4. торфа.
Тема «Основы синэкологии»
1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование особей становится невозможным- это…:
А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм.
2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежища) особей другого вида в качестве жилища является:
А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм.
3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются:
А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух;
В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения.
4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида:
А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество.
5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями:
А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм.
6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм.
7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Экология 2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жиров А. И., Дмитриев В. В., Ласточкин А. Н. Прикладная экология. В 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Тотай А.В. Экология: учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Мананков А. В. Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал www.ecolife.ru/
Э2 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. window.edu.ru
Э3 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. filin.vn.ua
Э4 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. animalkingdom.su
Э5 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. plant.geoman.ru
Э6 Курс в Moodle "Экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.