Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 6 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 |
1.1. | Формирование у студентов экологического мировоззрения, воспитание навыков экологической культуры, умений анализировать развитие экосистем различного уровня |
---|
Цикл (раздел) ООП: ЕН |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • Теоретические основы экологии. • Характер воздействия на природную среду различных отраслей экономики. • Методы управления природопользованием. • Состояние экологической политики государства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • Использовать полученные знания в практической деятельности. • Выделять эколого-экономические проблемы территории. • Давать характеристику экологических факторов и определять основные особенности их воздействия на организм человека. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • Представлением о структуре и закономерностях развития экосистем. • Методами разработки целевых экологических программ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая экология | ||||||
1.1. | Предмет и задачи экологии | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.2. | Взаимодействие организма и среды | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.3. | Экологические факторы и ресурсы среды | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.4. | Популяционная экология | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.5. | Экологические системы | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.6. | История развития экологии. | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.7. | Экология биотических сообществ | Сам. работа | 3 | 0 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
Раздел 2. Учение о биосфере | ||||||
2.1. | Биосфера, как глобальная экосистема Земли, состав биосферы | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.2. | Круговорот веществ в природе | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.3. | Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ | Сам. работа | 3 | 0 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.4. | Природные экосистемы (ландшафты) | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.5. | Пресноводные и морские экосистемы | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.6. | Функциональная целостность биосферы | Сам. работа | 3 | 0 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.7. | Основы учения В.И. Вернадского о биосфере | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.8. | Эволюция биосферы | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
2.9. | Биотическая регуляция окружающей среды | Сам. работа | 3 | 0 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
Раздел 3. Человек в биосфере | ||||||
3.1. | Человек, как биологический вид, человечество, как популяция | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
3.2. | Природные ресурсы, как основы выживания человечества | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
3.3. | Антропогенные экосистемы (агроэкосистемы и индустриально-городские) | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
3.4. | Здоровье человека и окружающая среда | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
3.5. | Валеология | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
Раздел 4. Антропогенные воздействия на биосферу | ||||||
4.1. | Основные виды антропогенного воздействия на природу | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
4.2. | Антропогенное воздействие на оболочки Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера) | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
4.3. | Анторогенное воздействие на биосферу | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
4.4. | Экстремальные воздействия на биосферу | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
Раздел 5. Охрана окружающей среды | ||||||
5.1. | Глобальные экологические проблемы человечества | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
5.2. | Современный экологический кризис и пути его решения | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
5.3. | Рациональное природопользование | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
5.4. | Нормирование качества окружающей среды | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
5.5. | Административно-правовые основы охраны окружающей среды | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 | |
5.6. | Международное экологическое сотрудничество | Сам. работа | 3 | 0 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Предмет, объект экологии.Структура экологии. 2. Методы и задачи экологии. 3. История возникновения экологии: до 19 века. 4. Развитие экологии в 19-20 веках. 5. Среда обитания. Факторы среды. Основные среды жизни. 6. Общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы. 7. Разнообразие живых организмов. 8. Популяция: определение и структура.Численность и плотность популяции. Кривые роста. 9. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Основные типы наземных экосистем. 10. Энергия в экосистеме: термодинамические законы, трофические структура. 11. Межвидовые отношения в экосистеме. 12. Воздействие человека на биосферу: уничтожение, акклиматизация видов. 13. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 14. Биосфера Земли: понятие, структура. Эволюция биосферы. 15. Охрана биологического разнообразия. 16. Загрязнение окружающей среды. 17. Нормирование качества среды. 18. Атмосфера как компонент биосферы. 19. Гидросфера Земли. 20. Основные экологические проблемы человечества: сырьевая и демографическая проблемы. 21. Основные экологические проблемы человечества: опустынивание, эрозия почвы. 22. Основные экологические проблемы человечества: истощение озонового слоя, кислотные осадки, парниковый эффект. 23. Основные экологические проблемы человечества: уничтожение лесов. 24. Загрязнение гидросферы: источники и загрязняющие вещества. 25. Загрязнение атмосферы источники и загрязняющие вещества. 26. Загрязнение почв: источники и загрязняющие вещества. 27. Модели социально-экономического развития мира: доклады Римскому клубу. 28. Устойчивый тип социально-экономического развития. 29. Экологические издержки общества. 30. Эколого-экономический ущерб: понятие, структура, виды. 31. Экономическая эффективность: определение, методы. 32. Принципы и виды экономического механизма управления природопользованием. 33. Административные методы управления природопользованием. 34. Система экономических инструментов природопользования. 35. Понятие и источники экологического права. Экологические правонарушения. Виды ответственности. 36. Международное сотрудничество в области экологии. Направления и формы. Международные организации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерные темы рефератов 1. Моделирование в экологии. 2. Структура экосистем. 3. Гипотеза Геи. 4. Классификация экосистем. 5. Город как экосистема. 6. Структура агроэкосистемы. 7. Кризис консументов. 8. Адаптации живых организмов различных экосистемах (по выбору). 9. Развитие экологии в России. 10. Биологические ритмы живой и неживой природы. 11. Теории возникновения жизни на Земле. 12. Адаптация живых организмов к обитанию в засушливых условиях. 13. Адаптация живых организмов к обитанию в районах с незначительным количеством тепла. 14. Возникновение вида Человек разумный. 15. Международное сотрудничество в области охраны природы. 16. Заповедники как ведущая форма охраны биоразнообразия. 17. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны природы. 18. Биотехнология и охрана природа. 19. Состояние воздушного бассейна РФ. 20. Использование и охрана водрых ресурсов РФ. 21. Земельные ресурсы РФ: состояние, использование и охрана. 22. Особо охраняемые природные территории РФ. 23. Экологическое состояние отдельных субъектов Рф. 24. Экологическое состояние территории Алтайского края. 25. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тема «Человек и биосфера» 1. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются: 1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии; 3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт. 2. Наибольшим источником сернистого газа, вызывающего кислотные дожди, являются: 1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии; 3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт. 3. Автомобиль в среднем за год выбрасывает в атмосферу в виде пыли свинца: 1. 100 г; 2. 500 г; 3. 1 кг; 4. 2 кг. 4. Наибольшее количество загрязнений в атмосферу выбрасывается грузовым автомобилем с двигателем: 1. внутреннего сгорания; 2. дизельным; 3. газовым; 4. электрическим. 5. Главными загрязнителями Ладожского озера и Байкала являются стоки: 1. с целлюлозно-бумажных комбинатов; 2. с сельскохозяйственных полей; 3. коммунального хозяйства; 4. с нефтеперерабатывающих заводов. 6. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими веществами: 1. механический; 2. химический; 3. биологический; 4. физический. 7. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании: 1. рыб; 2. растений; 3. микроорганизмов; 4. торфа. Тема «Основы синэкологии» 1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование особей становится невозможным- это…: А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм. 2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежища) особей другого вида в качестве жилища является: А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм. 3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются: А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух; В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения. 4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида: А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество. 5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями: А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм. 6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда: А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм. 7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания: А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Экология 2023.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шилов И. А. | ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/bcode/405333 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жиров А. И., Дмитриев В. В., Ласточкин А. Н. | Прикладная экология. В 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Тотай А.В. | Экология: учебник и практикум | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Мананков А. В. | Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал | www.ecolife.ru/ | ||
Э2 | 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. | window.edu.ru | ||
Э3 | 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. | filin.vn.ua | ||
Э4 | 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. | animalkingdom.su | ||
Э5 | 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. | plant.geoman.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Экология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |