МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 97
индивидуальные консультации 20
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 62 62 35 35 97 97
Консультации 10 0 10 0 20 0
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 98 108 98 216 196

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.становление начальных ориентаций студентов в области современной педагогики, понимание ее роли и места в социокультурном образовательном процессе, осознание значимости профессии педагога в обществе и развитие на этой основе мотивов личностного становления в системе педагогического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен осуществлять педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения и дополнительного образования
ОПК-7.1 Знать: теоретическую базу знаний для преподавания художественных и проектных дисциплин (модулей)
ОПК-7.2 Уметь: применять современные методики обучения; реализовывать педагогические навыки при преподавании художественных и проектных дисциплин; в ходе учебного процесса оценивать качество работ, выполненных обучающимися
ОПК-7.3 Владеть: основными приемами обучения способностью самостоятельно разрабатывать образовательную программу практических и лекционных занятий; ведение методической работы, лекционных и практических занятий, планированием и организацией различных видов работ учащихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1 Знает основные подходы реализации профессиональных и дополнительных образовательных программ, особенности отбора и представления учебных материалов в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2 Умеет отбирать информационно аналитический материал для проведения учебных занятий по истории искусств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3 Владеет методиками представления информационно-аналитического материала в структуре основных профессиональных и дополнительных образовательных программ с использованием информационно коммуникационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание
1.1. Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций Лекции 5 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Функции профессионально-педагогической деятельности. Виды профессионально-педагогической деятельности.Становление профессионального образования. Социкультурные функции педагога Сам. работа 5 12 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Профессиональное становление личности. Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару Сам. работа 5 12 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Виды профессионально педагогической деятельности Практические 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Социальная миссия и профессиональные функции педагога Практические 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.7. Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования Содержание и нормативная база обучения в вузе: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. Подготовка к семинару. Компетентностный подход в образовании Сам. работа 5 6 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ Практические 5 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога
2.1. Личность педагога профессионального обучения. Общие и педагогические способности педагога Лекции 5 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Профессиональная компетентность педагога. Подготовка эссе. Подготовка к семинару Сам. работа 5 12 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Педагогические стили общения Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Профессионально-педагогическая культура и ее компоненты. Подготовка эссе: Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры Подготовка к семинару. Сам. работа 5 12 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Искусство педагогического общения Лекции 6 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.6. Личностно-ориентированнрое обучение. Коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Подготовка к семинару Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.7. Стили педагогического общения Практические 6 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.8. Общая и профессиональная культура педагога. Лекции 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.9. Стили педагогического общения. Мотивационно-целевая деятельность педагога. Сам. работа 6 18 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.10. Менеджмент как основа педагогической деятельности Практические 6 8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление педагога
3.1. Профессиональное становление педагога профессионального обучения Лекции 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера Практические 6 10 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Профессионально-педагогические учебные заведения. Система профессионального образования в России. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 6 15 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет "АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11457

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен осуществлять педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения и дополнительного образования для детей и взрослых
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

2. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1) программой развития учреждения
2) образовательной программой
3) положением об образовательном учреждении
4) уставом образовательного учреждения
Правильный ответ: 4

3. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется:

2) аттестацией
3) докторантурой
4) аспирантурой
Правильный ответ: 1

4. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников):
1) программа развития образовательного учреждения
2) основная образовательная программа образовательного учреждения
3) базисный учебный план
4) дополнительная образовательная программа
Правильный ответ: 2

5. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) познавательным
4) личностным
Правильный ответ: 1

6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

7. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов:
1) педагогическая
2) инновационная
3) проектно-исследовательская
4) экспертно-аналитическая
Правильный ответ: 2

8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности:
1) социально-педагогическое проектирование
2) педагогическое проектирование
3) психолого-педагогическое проектирование
4) дидактическое проектирование
Правильный ответ: 3

9. Обязательным признаком авторской школы является:
1) расширенное содержание обучения
2) оригинальная концепция функционирования
3) наличие позитивных результатов работы педагогического коллектива по реализации концепции
4) оригинальная основополагающая идея
Правильный ответ: 4

10. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1) педагогическое моделирование
2) педагогическое конструирование
3) педагогическое проектирование
4) инновационный процесс
Правильный ответ: 1

11. Педагогический процесс предполагает моделирование:
1) теоретической идеи, учебного плана, программы
2) тематического планирования
3) расписания занятий, графика контроля
4) конспектов занятий, сценариев, моделей учебных пособий
Правильный ответ: 1
12. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
4) содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
Правильный ответ: 24

13. Основные компоненты Рабочей программы по учебному предмету?
1) пояснительная записка
2) список литературы для изучения
3) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
4) содержание учебного предмета, курса
Правильный ответ: 134

14. Объектами педагогического проектирования являются:
1) педагогические системы
2) педагогический процесс
3) педагогические ситуации
4) всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

15. Движущими силами педагогического процесса являются:
1) противоречия развивающейся личности
2) отношения между субъектами
3) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
4) взаимодействия между субъектами
Правильный ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Автор слов "Дари себя детям!":
Правильный ответ: Ш.А. Амонашвили.

2. Ученый, внесший значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий:
Правильный ответ: В.П. Беспалько.

3. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним:
Правильный ответ: такт.

4. Последовательность этапов планирования урока:
Правильный ответ : 1: определение целей урока; 2: разработка дидактического аппарата; 3: установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

5. Уровень применения педагогики сотрудничества:
Правильный ответ : общепедагогический.

6. В основе ФГОС лежит ______ подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Правильный ответ: системно-деятельностный.

7. Что включает в себя содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования?
Правильный ответ: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.
Что означает аббревиатура УУД в системе образования? Дайте определение.
Правильный ответ: Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении – умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.

8. Чем отличается рабочая программа от учебного плана?
Правильный ответ: Учебный план регламентирует наименования дисциплин и их объем. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

9. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

10. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «…образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются _____________».
Правильный ответ: организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

11. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

12. Кто может осуществлять общую педагогическую деятельность?
Правильный ответ: Человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование.

13. Вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением:
Правильный ответ: игра.

14. Последовательность этапов игры:
Правильный ответ: 1: целеполагание; 2: планирование; 3: реализация цели; 4: анализ результатов.

15. Метод обучения, при котором основная задача ученика внимательно слушать, чтобы уметь связно, логично излагать свои мысли:
Правильный ответ: рассказ.

16. Основной элемент проблемного обучения:
Правильный ответ: проблемная ситуация.

17. Логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая познавательный, профессиональный и контрольный аспекты:
Правильный ответ: обучающий модуль.

18. Процесс в сфере образования, связанный с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией:
Правильный ответ: информатизация.

19. Оптимальный пластический образ учителя на уроке:
Правильный ответ: открытая поза; ладони время от времени разворачиваются к аудитории.

20. Синтез личностно-деловых качеств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса:
Правильный ответ: мастерство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Первая промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вторая промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине в форме экзамена
1 Понятия: профессия, специальность. Дифференциация педагогических специальностей.
2 Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности.
3 Цель и задачи профессионально-педагогической деятельности.
4 Виды профессионально-педагогической деятельности.
5 Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
6 Педагогическая деятельность как система.
7 Профессиональные требования к личности педагога. Позиция, профессиональные установки, педагогическая готовность.
8 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: общие и педагогические способности, педагогическое призвание.
9 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: педагогические технологии, педагогическая техника.
10 Коммуникативные способности педагога: общительность, эмпатия, распределенность внимания, перцептивные способности.
11 Профессиональная компетентность педагога: теоретическая и практическая готовность.
12 Педагогические стили общения: общие, индивидуальные. Особенности этих стилей.
13 Профессионально-педагогическое общение. Закономерности педагогического общения.
14 Личностно-ориентированное обучение, его особенности в профессиональной школе.
15 Технологии личностно- ориентированного обучения в профессиональной школе.
16 Педагогический менеджмент как основа педагогической деятельности.
17 Организационно-управленческая деятельность педагога профессионального обучения.
18 Принятие педагогических управленческих решений.
19 Методы и приемы педагогического воздействия.
20 Профессиональное становление педагога.
21 Педагогические ценности и идеалы.
22 Компоненты педагогической культуры.

Оценивание ответа на экзамене
Показатели
• Полнота изложения теоретического материала;
• Полнота и правильность решения практического задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность ответа;
• Культура речи
Критерии
Отлично
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бороздина Г. В. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. Профессиональная педагогика: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Алексей Михайлович Общая педагогика: учебное пособие Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Щуркова Н.Е.- Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Ключко О.И. - отв. ред. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под науч. ред. Р. С. Димухаметова Педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/7C39B0B0-F167-4984-9DEB-AA0922898199
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: vo.hse.ru
Э2 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э3 Библиотека федерального портала Российское образование http://www.edu.ru/index. php?page_id=242
Э4 Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Э5 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов
Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС» http://www.ebiblioteka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.