МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, Доцент, О.А.Шелюгина

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование цифровой и информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, обработки и использования информации и цифровых инструментальных средств в учебной и профессиональной деятельности, а также формирование навыков саморазвития в контексте современной информатизации общества и принципов образования в течение всей жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности. Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая этика и безопасность
1.1. Развитие информационно-коммуникационных технологий. Цифровая этика и этикет в интернет-коммуникациях Лекции 1 2 УК-6.1 Л1.1, Л2.2
1.2. Входное анкетирование Сам. работа 1 2 УК-6.1 Л1.1, Л2.2
1.3. Информационно-коммуникационные технологии в современном мире Лабораторные 1 2 УК-6.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Аккаунты в социальных сетях как форма интернет-коммуникации Сам. работа 1 4 УК-6.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Основы безопасности в цифровой среде. Правовые и этические нормы в интернет-коммуникации и цифровых проектах Лекции 1 2 УК-6.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Тест по теме "Основы безопасности в цифровой среде" Сам. работа 1 2 УК-6.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Основы деловой коммуникации в цифровой среде Сам. работа 1 4 УК-6.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Тест по теме "Правовые и этические нормы в интернет-коммуникации и цифровых проектах" Сам. работа 1 2 УК-6.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Саморазвитие в цифровой среде
2.1. Информационный поиск и курирование контента Лекции 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
2.2. Тест по теме "Информационный поиск и курирование контента" Сам. работа 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
2.3. Инструменты работы с текстовыми документами, электронными таблицами и изображениями Сам. работа 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
2.4. Инструменты для работы с текстом, электронными таблицами и изображениями Лабораторные 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
2.5. Основы презентации проектов Сам. работа 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Инструменты разработки электронных слайдов Лабораторные 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Создание электронной презентации Сам. работа 1 10 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Основы использования онлайн-конструкторов сайтов Сам. работа 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
2.9. Создание одностраничного сайта Сам. работа 1 10 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
2.10. Персональные базы знаний и конспектирование Лекции 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Разработка интеллект-карты Сам. работа 1 6 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Образовательные ресурсы сети Интернет и траектория саморазвития Сам. работа 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Подготовка к тестированию и тестирование по темам раздела Сам. работа 1 4 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Самоорганизация и командная работа в цифровой среде
3.1. Основы тайм-менеджмента и управления задачами Лекции 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
3.2. Инструменты командной работы Сам. работа 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
3.3. Разработка командного проекта Лабораторные 1 2 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Разработка цифрового проекта "Моя учебная группа" Сам. работа 1 8 УК-6.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Подготовка к тестированию и тестирование по темам раздела Сам. работа 1 8 УК-6.2 Л1.1, Л2.2
3.6. Итоговая работа по дисциплине Сам. работа 1 18 УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» — https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8808.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6:
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие механизмы лежат в основе процессов саморазвития личности?
a) Только воздействие окружающей среды.
b) Только внутренние усилия.
c) Взаимодействие внутренних усилий и внешних воздействий.
d) Только наследственные факторы.
Ответ: c) Взаимодействие внутренних усилий и внешних воздействий.

2. Какие принципы лежат в основе самообразования?
a) Пассивное усвоение знаний от учителя.
b) Активное взаимодействие с информацией, рефлексия и практическое применение знаний.
c) Только запоминание информации наизусть.
d) Случайный подход к обучению.
Ответ: b) Активное взаимодействие с информацией, рефлексия и практическое применение знаний.

3. Что такое теория тайм-менеджмента?
a) Теория организации рабочего пространства.
b) Теория управления временем и задачами.
c) Теория управления финансами в организации.
d) Теория мотивации сотрудников.
Ответ: b) Теория управления временем и задачами.

4. Какой из нижеперечисленных подходов наиболее соответствует теории тайм-менеджмента?
a) Работа без определенного плана и контроля времени.
b) Разделение задач на более мелкие подзадачи, установление приоритетов и эффективное использование времени.
c) Отказ от выполнения задач, требующих много времени.
d) Работа только в стрессовых ситуациях.
Ответ: b) Разделение задач на более мелкие подзадачи, установление приоритетов и эффективное использование времени.

5. Какие факторы влияют на формирование личности?
a) Только генетическая предрасположенность.
b) Только образование.
c) Генетические, социальные, культурные и личные факторы.
d) Только материальное положение.
Ответ: c) Генетические, социальные, культурные и личные факторы.

6. Какое влияние оказывают цифровые технологии на процессы самоорганизации?
a) Не имеют влияния на процессы самоорганизации.
b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации.
c) Полностью заменяют необходимость в самоорганизации.
Ответ: b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации.

7. Как цифровая культура влияет на процессы самообразования?
a) Делает процессы самообразования менее доступными.
b) Не оказывает влияния на самообразование.
c) Предоставляет больше возможностей для онлайн-обучения, самообучения через видеоматериалы и интерактивные курсы.
d) Устраняет необходимость в самообразовании.
Ответ: c) Предоставляет больше возможностей для онлайн-обучения, самообучения через видеоматериалы и интерактивные курсы.

8.К основным принципам эффективного________________ в условиях цифровой культуры относятся установление приоритетов и использование цифровых инструментов для планирования задач. Укажите пропущенное слово:
a) Тайм-менеджмента.
b) Обучения.
c) Самоанализа.
d) Информированности.
Ответ: а) Тайм-менеджмента.

9. Как цифровые технологии влияют на установление приоритетов и целей профессионального развития?
a) Не имеют отношения к процессу установления приоритетов и целей.
b) Создают новые задачи, мешая установлению приоритетов.
c) Облегчают доступ к информации, позволяя легче определить актуальные направления развития и установить приоритеты.
d) Препятствуют личностному и профессиональному развитию.
Ответ: c) Облегчают доступ к информации, позволяя легче определить актуальные направления развития и установить приоритеты.

10. Что такое рефлексия в процессе обучения?
a) Процесс осмысления и анализа собственного опыта и действий.
b) Периодический отдых во время учебы.
c) Запоминание информации без анализа.
d) Автоматическая оценка результатов обучения.
Ответ: a) Процесс осмысления и анализа собственного опыта и действий.

11. Какие вызовы привносит развитие цифровой культуры в работу с приоритетами?
a) Никаких вызовов, цифровая культура упрощает установку приоритетов.
b) Перегрузка информацией из-за постоянной доступности онлайн-ресурсов.
c) Процессы установки приоритетов не зависят от цифровой культуры.
d) Цифровая культура делает установку приоритетов ненужной, так как все задачи могут быть выполнены сразу.
Ответ: b) Перегрузка информацией из-за постоянной доступности онлайн-ресурсов.

12. Как цифровая культура влияет на возможности самообразования?
a) Ограничивает доступ к образовательным ресурсам.
b) Не имеет влияния на самообразование.
c) Расширяет доступ к разнообразным онлайн-курсам, видеолекциям, вебинарам и другим образовательным материалам.
d) Делает традиционные методы обучения более эффективными.
Ответ: c) Расширяет доступ к разнообразным онлайн-курсам, видеолекциям, вебинарам и другим образовательным материалам.

13. Каковы последствия самообразования на основе принципов образования в течение всей жизни?
a) Принципы образования в течение всей жизни ограничивают процесс самообразования.
b) Самообразование в течение всей жизни позволяет развиваться только в одной профессиональной области.
c) Самообразование в течение всей жизни обеспечивает постоянное обновление знаний, умений и навыков, что актуально в быстро меняющемся мире.
d) Самообразование в течение всей жизни приводит к излишней нагрузке на мозг и негативно влияет на здоровье.
Ответ: c) Самообразвоание в течение всей жизни обеспечивает постоянное обновление знаний, умений и навыков, что актуально в быстро меняющемся мире.

14. Процесс осознанного и намеренного самостоятельного обучения, позволяющий расширять знания и навыки вне формальных учебных заведений и способствующий личностному росту, — это:
a) Самообразование.
b) Самоанализ.
c) Информированность.
d) Тайм-менеджмент.
Ответ: а) Самообразование.

15. К каким последствиям приводит применение разнообразных способов и техник самообразования в контексте цифровой культуры?
a) Применение разнообразных способов самообразования не имеет отношения к цифровой культуре.
b) Это позволяет глубже и шире изучить различные темы, развивать креативность и критическое мышление.
c) Применение разнообразных способов самообразования усложняет процесс обучения.
Ответ: b) Это позволяет глубже и шире изучить различные темы, развивать креативность и критическое мышление.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» — верно выполнено более 50% заданий;
- «не зачтено» — верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Процесс осознанного и намеренного самостоятельного обучения, позволяющий расширять знания и навыки вне формальных учебных заведений, — это:
Ответ: Самообразование ИЛИ Самообучение.

2. Укажите не менее двух направлений тайм-менеджмента, которые помогает эффективно управлять временем:
Ответ: Основные направления тайм-менеджмента включают планирование задач и установку приоритетов, использование методов учета времени, избегание прокрастинации.

3. Почему саморазвитие является непрерывным процессом в жизни человека?
Ответ: Саморазвитие непрерывно, так как человек постоянно сталкивается с новыми ситуациями, требующими адаптации и роста.

4. Какова роль целей и приоритетов в саморазвитии и самоорганизации?
Ответ: Цели и приоритеты помогают сосредоточиться на важных задачах, ориентироваться на желаемый результат и эффективно использовать свои ресурсы.

5. Как развитие цифровой культуры влияет на доступ к образовательным ресурсам?
Ответ: Развитие цифровой культуры расширяет доступ к образовательным ресурсам через онлайн-курсы, видеолекции, электронные книги и образовательные платформы.

6. Какие преимущества может предоставить использование цифровых инструментов для самообразования?
Ответ: Использование цифровых инструментов для самообразования позволяет обучаться гибко, в удобное время и в разнообразных форматах.

7. Какие вызовы привносит избыток информации в контексте самообразования?
Ответ: Избыток информации может затруднить выбор качественных источников, вносить путаницу, увеличивать риск получения недостоверной или ненадежной информации.

8. Как принципы образования в течение всей жизни могут помочь в успешном самообразовании?
Ответ: Принципы образования в течение всей жизни предоставляют непрерывную возможность обучения, адаптации к изменениям и обновлению знаний.

9. Почему важно определять свои ресурсы при планировании своего развития?
Ответ: Определение своих ресурсов при планировании развития позволяет рационально распоряжаться временем и навыками, достигать результатов с максимальной эффективностью.

10. Процесс осмысления и анализа собственного опыта и действий в процессе обучения — это:
Ответ: Рефлексия.

11. Чем помогает самоанализ в достижении личных и профессиональных целей?
Ответ: Самоанализ помогает осознать сильные и слабые стороны, определить области для роста, а также следить за прогрессом в достижении личных и профессиональных целей.

12. Как цифровая культура влияет на процессы установки приоритетов?
Ответ: Цифровая культура предоставляет доступ к разнообразной информации, это способствует более точному определению приоритетов и выбору важных задач.

13. Как перегрузка информацией влияет на работу с приоритетами?
Ответ: Перегрузка информацией из-за постоянной доступности онлайн-ресурсов препятствует точной расстановке приоритетов.

14. Какие шаги включает в себя процесс планирования профессионально-карьерного пути?
Ответ: Процесс планирования профессионально-карьерного пути включает определение целей, выбор направления развития, создание плана действий.

15. Какие процессы развития личности поддерживаются такими цифровыми инструментами, как сервисы для ведения дневников, анализа данных и оценки своих действий?
Ответ: Самоанализ и рефлексия

16. Почему важно осуществлять самооценку своей деятельности?
Ответ: Самооценка деятельности помогает оценить свои сильные стороны, области для улучшения и прогресс в профессиональном росте.

17. Какие преимущества приносит организация деятельности при планировании карьеры?
Ответ: Организация деятельности при планировании карьеры способствует более эффективному использованию времени, ресурсов и возможностей для достижения желаемых результатов.

18. Укажите ключевые принципы эффективного тайм-менеджмента в контексте развития цифровой культуры:
Ответ: установление приоритетов, использование цифровых инструментов для планирования задач.

19. Укажите специальный термин для теории управления временем и задачами:
Ответ: Тайм-менеджмент.

20. Укажите не менее двух принципов, которые лежат в основе самообразования.
Ответ: Активное взаимодействие с информацией, рефлексия ИЛИ самоанализ, практическое применение знаний.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ

«Зачтено» — ответ полный, терминологически правильный, нет существенных недостатков, студент хорошо владеет пройденным материалом, суждения правильны.
«Не зачтено» — ответ в сущности неверен, переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала или ответ не соответствует вопросу; ответ вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.

Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.

Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. Информационная культура личности в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/477568
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федотов, М.А. Информационное право: учебник для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Чернова, Е.В. Информационная безопасность человека: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Цифровая культура" на Едином образовательном портале АлтГУ. - URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8808 portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://wwww.consultant.ru/).
Профессиональные информационные базы:
- электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная учебная дисциплина реализуется в форме освоения электронного курса, включающего материалы лекций, задания для практических занятий и самостоятельной работы, а также дополнительные материалы и ссылки рекомендуемые ресурсы. Электронный курс осваивается последовательно. К следующему учебному элементу можно будет перейти после завершения работы с предыдущим.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение видеозаписи лекций, ознакомление с дополнительными материалами по теме лекции (как рекомендуемыми, так и найденными самостоятельно);
2. Формирование конкретных прикладных навыков и закрепление тем каждого раздела в форме практических занятий и самостоятельной работы. Практические занятия предполагают выполнение заданий по определенной инструкции, выполнение заданий для самостоятельной работы может потребовать самостоятельного поиска верного решения.
3. Степень освоения некоторых тем проверяется с помощью тестирования. Прохождение тестов в разделах курса не занимает много времени, но рекомендуется предварительно освежить содержание соответствующих тем с помощью материалов курса или самостоятельного информационного поиска.

Важной задачей освоения данной дисциплины следует считать изучение основ культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе. Последовательная, размеренная и систематическая работа над освоением дисциплины должна стать полезным учебным опытом, открывающим возможности эффективного обучения в течение всей жизни.