МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Земельное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. препод., Трубникова О.А.

Рецензент(ы):
Зам. нач., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Земельное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является

 формирование у студентов умения ориентироваться в системе земельно-правовых отношений;
 исследование норм и институтов земельного права;
 получение практических навыков применения земельного законодательства

Задачами курса являются:

 ознакомление с системой государственного управления в сфере охраны и использования земель и других природных ресурсов, формами и методами охраны и использования природных ресурсов;
 обучение ориентированию в системе действующих земельных нормативных правовых актов;
 развитие навыков и умений правильно толковать и применять нормы земельного права в конкретных жизненных ситуациях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов
ОПК-6.1 Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ОПК-6.2 Умеет самостоятельно составлять проекты нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ОПК-6.3 Владеет навыками выявления юридикотехнических недостатков проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ПК-3Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами
ПК-3.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм.
ПК-3.2 Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты.
ПК-3.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм.
УК-8.1. Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2. Умеет самостоятельно составлять проекты нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ПК-3.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты.
УК-8.2. Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3. Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
УК-8.3. Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в земельное право России. Земельное законодательство
1.1. Общие положения правового регулирования земельных отношений. Понятие, объекты и субъекты (участники) земельных правоотношений. Земля как объект земельных правоотношений (социально-экономическая и экологическая роль земли).Земельный участок как объект земельных правоотношений. Разрешенное использование земельного участка. Земельный фонд Российской Федерации. Состав земельного фонда РФ. Отнесение земель и земельных участков к категориям, перевод их из одной категории в другую. Участники (субъекты) земельных отношений и их полномочия. Земельное законодательство и сфера его применения. Принципы правового регулирования земельных отношений. Соотношение норм земельного и норм гражданского права в регулировании земельных отношений. Лекции 8 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Охрана земель. Понятие и цели охраны земель. Субъекты охраны земель и их обязанности. Мероприятия по охране земель. Рекультивация земель. Мелиорация земель. Воспроизводство плодородия земель. Консервация земель. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет и система земельного права. Земельные правоотношения. Субъекты и объекты земельных правоотношений. Практические 8 4
1.4. Общие положения правового регулирования земельных отношений. Понятие, объекты и субъекты (участники) земельных правоотношений. Земля как объект земельных правоотношений (социально-экономическая и экологическая роль земли).Земельный участок как объект земельных правоотношений. Разрешенное использование земельного участка. Земельный фонд Российской Федерации. Состав земельного фонда РФ. Отнесение земель и земельных участков к категориям, перевод их из одной категории в другую. Участники (субъекты) земельных отношений и их полномочия. Земельное законодательство и сфера его применения. Принципы правового регулирования земельных отношений. Соотношение норм земельного и норм гражданского права в регулировании земельных отношений. Сам. работа 8 6
Раздел 2. Основные институты земельного права
2.1. Система прав на землю. основания возникновения и порядок приобретения прав на землю. Ограничения и прекращения прав на землю. Лекции 8 4
2.2. Система прав на землю. основания возникновения и порядок приобретения прав на землю. Ограничения и прекращения прав на землю. Практические 8 4
2.3. Система прав на землю. основания возникновения и порядок приобретения прав на землю. Ограничения и прекращения прав на землю. Сам. работа 8 6
2.4. Организационно-экономическое регулирование земельных отношений. Органы государственного управления и их основные функции. Лекции 8 4
2.5. Сделки с земельными участками, особенности совершения сделок. Сам. работа 8 4
2.6. Права граждан на землю. Предоставление земельных участков для ИЖС, КФХ, ЛПХ, ведения садоводства и огородничества для собственных нужд. Практические 8 2
2.7. Права граждан на землю. Предоставление земельных участков для ИЖС, КФХ, ЛПХ, ведения садоводства и огородничества для собственных нужд. Сам. работа 8 4
2.8. Ответственность за земельные правонарушения и рассмотрение земельных споров. Практические 8 4
2.9. Защита прав на землю. Ответственность за земельные правонарушения и рассмотрение земельных споров. Сам. работа 8 6
Раздел 3. Правовой режим отдельных категорий земель
3.1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Состав земель, особенности предоставления земельных участков, особенности оборота, землепользования и охраны. Практические 8 4
3.2. Правовой режим земель населенных пунктов. Состав земель.Документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Практические 8 4
3.3. Правовой режим земель специального назначения. Состав земель. Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) Практические 8 2
3.4. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов. особенности охраны и землепользования. Состав земель данной категории. Практические 8 2
3.5. Правовой режим земель лесного фонда. Правовой режим земель водного фонда. Земли запаса. Практические 8 2
3.6. Правовой режим отдельных категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда; земли запаса. Сам. работа 8 9
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен Экзамен 8 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=592

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК – 8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Окружающая среда — это:
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) совокупность компонентов природной среды и природно-антропогенных объектов.
Ответ: а)
Вопрос 2. Окружающая природная среда – это:
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) совокупность компонентов природной среды и природно-антропогенных объектов.
Ответ: б)
Вопрос 3. Природный объект – это:
а) естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
б) природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
в) объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей.
Ответ: а)
Вопрос 4. Природно-антропогенный объект – это:
а) естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
б) природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
в) объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей.
Ответ: б)
Вопрос 5. Качество окружающей среды – это:
а) состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
б) состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими показателями;
в) состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими и биологическими показателями и (или) их совокупностью.
Ответ: а)
Вопрос 6. Благоприятная окружающая среда — это:
а) чистая, здоровая, безопасная окружающая среда;
б) окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
в) измененная в результате хозяйственной и иной деятельности окружающая среда, отвечающая требованиям безопасности.
Ответ: б)
Вопрос 7. Экологическая безопасность – это:
а) безопасность природных и природно-антропогенных объектов;
б) состояние безопасности компонентов окружающей среды;
в) состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Ответ: в)
Вопрос 8. Вред окружающей среде – это:
а) негативное изменение окружающей среды в результате истощения природных ресурсов;
б) негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
в) негативное изменение окружающей среды в результате деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов;
Ответ: б)
Вопрос 9. Чрезвычайная ситуация — это:
а) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления или катастрофы;
б) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
в) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ответ: б)
Вопрос 10. Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, — это
а) участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
б) участок земельного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
в) участок земельного или водного пространства, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Ответ: а)
Вопрос 11. Критически важный объект — это:
а) объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;
б) объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек;
в) природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Ответ: а)
Вопрос 12. Потенциально-опасный объект – это:
а) объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;
б) объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек;
в) природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Ответ: б)
Вопрос 13. Зона экстренного оповещения населения – это:
а) участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
б) территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
в) природный объект либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и (или) социального значения.
Ответ: б)
Вопрос 14. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на?
а) федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
б) федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях;
в) федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Ответ: в)
Вопрос 15. Обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) Президент РФ;
б) Федеральное Собрание РФ;
в) Правительство РФ.
Ответ: б)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________________- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ответ: Чрезвычайная ситуация
2. __________________— это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ответ: Предупреждение чрезвычайных ситуаций
3. ___________________________________— это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ответ: Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
4. _______________________________- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Ответ: негативное воздействие на окружающую среду
5. __________________________- вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Ответ: загрязняющее вещество
6. ________________________________- деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Ответ: охрана окружающей среды (природоохранная деятельность).
7. ______________________________- нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Ответ: нормативы качества окружающей среды
8. ___________________________________- нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Ответ: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
9. _____________________________- нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Ответ: нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
10. __________________________________- предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Ответ: требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования)
11. Целями охраны земель являются________________________________
Ответ: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
12. _________________________деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Ответ: Охрана земель
13. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с__________________
Ответ: Земельным Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
14. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и осуществлении пользования недрами плодородный слой почвы _________________________
Ответ: снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
15. Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке,_______________. На таких землях и земельных участках __________________производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Ответ: определенном Правительством Российской Федерации; запрещаются
16. Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют _______________и формируемый и возглавляемый им _________, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Ответ: Президент РФ, Совет Безопасности
17. _____________является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
Ответ: Совет Безопасности
18. ____________________________— это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
Ответ: потенциально опасный объект
19. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на__________________________
Ответ: общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
20. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут_______________________ ответственность, а организации _________________________ ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Ответ: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную; административную и гражданско-правовую
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6. Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится:
а) в ведении Российской Федерации;
б) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
в) в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Ответ: б)
Вопрос 2. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать:
а) Земельному Кодексу;
б) международным актам;
в) Конституции РФ.
Ответ: а)
Вопрос 3. Земельное законодательство регулирует отношения по:
а) использованию и передаче земель в Российской Федерации;
б) охране земель в Российской Федерации;
в) использованию и охране земель в Российской Федерации.
Ответ: в)
Вопрос 4. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды применяются:
а) специальные федеральные законы;
б) Земельный кодекс;
в) Закон об охране окружающей среды.
Ответ: а)
Вопрос 5. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
а) не могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
б) частично могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
в) могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
Ответ: в)
Вопрос 6. Земельные отношения:
а) могут регулироваться указами Президента Российской Федерации;
б) не могут регулироваться указами Президента Российской Федерации;
в) могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному Кодексу, федеральным законам.
Ответ: в)
Вопрос 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:
а) могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
б) не могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
в) частично могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Ответ: а)
Вопрос 8. Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов установлен:
а) Земельным кодексом РФ;
б) Гражданским кодексом РФ;
в) Лесным кодексом РФ.
Ответ: а)
Вопрос 9. Принцип деления земель по целевому назначению на категории означает:
а) дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
б) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
в) изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
Ответ: б)
Вопрос 10. Принципы земельного законодательства могут быть установлены:
а) только Земельным кодексом РФ;
б) другими федеральными законами, кроме ЗК РФ;
в) законами субъектов РФ.
Ответ: б)
Вопрос 11. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с:
а) Градостроительным кодексом;
б) законом субъекта РФ;
в) классификатором.
Ответ: в)
Вопрос 12. Функциональные зоны – это:
а) зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
б) зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
в) линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Ответ: б)
Вопрос 13. Территориальные зоны – это:
а) зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
б) зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
в) линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Ответ: а)
Вопрос 14. Правила землепользования и застройки – это:
а) документ территориального планирования;
б) документ градостроительного зонирования;
в) документ по планировке территории.
Ответ: б)
Вопрос 15. Приаэродромная территория к зоне с особыми условиями использования территорий
а) не относится;
б) относится;
в) относится частично.
Ответ: б)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ____________________ - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Ответ: градостроительная деятельность
2. ___________________________- документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Ответ: правила землепользования и застройки
3. __________________- территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Ответ: территории общего пользования
4. _______________________________- охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответ: зоны с особыми условиями использования территорий
5. ___________- предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Ответ: машино-место
6. Законодательство __________________________регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Ответ: о градостроительной деятельности
7. К градостроительным отношениям применяется ____________________, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Ответ: земельное, лесное, водное законодательство
8. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если ___________________________________________
Ответ: данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
9. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом ________________________________________
Ответ: "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
10. Субъектами градостроительных отношений являются _____________________________
Ответ: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
11. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем _________________________________
Ответ: установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
12. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является ____________________________________________
Ответ: недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
13. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: _____________________________________
Ответ:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
14. Земельные участки образуются при _________________________________________
Ответ: разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
15. Земельное законодательство регулирует отношения ________________________________
Ответ: по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
16. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются ____________________, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Ответ: гражданским законодательством
17. _____________________- собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Ответ: правообладатели земельных участков
18. ________________- лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.
Ответ: обладатели публичного сервитута.
19. Объектами земельных отношений являются: __________________________________
Ответ:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
20. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3. Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Порядок разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований устанавливается:
а) Конституцией РФ;
б) Земельным кодексом РФ;
в) федеральными законами.
Ответ: в)
Вопрос 2. В части регулирования отношений по использованию земель применяется:
а) принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства;
б) принцип разграничения действия норм административного и норм земельного законодательства;
в) принцип разграничения действия норм природоресурсного законодательства и норм земельного законодательства.
Ответ: а)
Вопрос 3. Изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, согласно закону, может быть:
а) ограничено;
б) запрещено;
в) ограничено или запрещено.
Ответ: в)
Вопрос 4. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися
а) в собственности муниципальных образований;
б) в собственности субъектов Российской Федерации;
в) в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Ответ: б)
Вопрос 5. Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков относится к полномочиям:
а) Российской Федерации;
б) субъектов Российской Федерации;
в) муниципальных образований.
Ответ: а)
Вопрос 6. Принцип деления земель по целевому назначению на категории означает:
а) дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
б) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
в) изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
Ответ: б)
Вопрос 7. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) допускается законом;
б) не допускается законом;
в) допускается, но не в области земельных отношений.
Ответ: а)
Вопрос 8. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, осуществляется на основании
а) договора купли-продажи;
б) решения государственного органа власти;
в) договора мены.
Ответ: в)
Вопрос 9. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, если такие участки предоставлены гражданам,
а) не допускается;
б) допускается;
в) допускается, если все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Ответ: в)
Вопрос 10. Ведение Красной книги Алтайского края – это полномочие:
а) Правительства Алтайского края;
б) Краевого Законодательного собрания;
в) Уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области охраны окружающей среды.
Ответ: в)
Вопрос 11. На территории Алтайского края в пределах зон и округов санитарной охраны водных объектов – источников питьевого водоснабжения ведение хозяйственной деятельности:
а) запрещается;
б) запрещается, кроме определенной в утвержденных проектах данных зон;
в) разрешается с ограничениями.
Ответ: б)
Вопрос 12. Сжигание отходов производства и потребления открытым и иным способом при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Алтайского края
а) запрещается;
б) запрещается без очистки выделяемых газов и без специальных установок;
в) разрешается с ограничениями.
Ответ: б)

Вопрос 13. Сжигание сорняков и остатков растительности в пределах территории Алтайского края на землях запаса:
а) запрещено;
б) разрешено;
в) разрешено с ограничениями.
Ответ: а)
Вопрос 14. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
а) не могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
б) частично могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
в) могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
Ответ: в)
Вопрос 15. Основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является:
а) договор мены;
б) договор купли-продажи;
в) соглашение о сервитуте.
Ответ: б)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки_____________________________
Ответ: прошедшие государственный кадастровый учет.
2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:_______________________
Ответ: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
3. Положения главы V.1 ЗК РФ применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено__________________________________________
Ответ: Лесным кодексом Российской Федерации.
4. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых ______________________________
Ответ: в форме аукционов
5. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления пользования недрами, должен предусматривать_________________________________
Ответ: проведение работ по рекультивации такого земельного участка.
6. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии _____________________, установленными Правительством Российской Федерации.
Ответ: с основными принципами определения арендной платы
7. Если иное не установлено Земельным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:____________________________________________________
Ответ: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
8.______________________________________ представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Ответ: Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
9. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена__________________________
Ответ: гражданином или юридическим лицом.
10. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:_________________________________________
Ответ: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) осуществление пользования недрами.
11. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: _____________________________
Ответ: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных законодательством
12. _________________________включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Ответ: Землеустройство
13. Землеустройство проводится по инициативе___________________________________
Ответ: уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
14.Объектом государственного земельного надзора являются________________________________
Ответ: объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
15. Муниципальный земельный контроль осуществляется ____________________________в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Ответ: уполномоченными органами местного самоуправления
16. Предметом муниципального земельного контроля является_____________________________
Ответ: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
17. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается________________________
Ответ: Правительством Российской Федерации.
18. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут ____________________ ответственность в порядке, установленном законодательством.
Ответ: административную или уголовную.
19. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли,_________________________ Ответ: находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
20. Землями населенных пунктов признаются земли, _________________________
Ответ: используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет и метод земельного права.
2. Принципы земельного права.
3. Земельные правоотношения (понятие, классификация).Земля как объект земельных правоотношений.
4. Понятие земельного участка. Образование земельных участков.
5. Состав земель в Российской Федерации.
6. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков.
7. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую.
8. Земельное законодательство (общая характеристика). Соотношение норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений.
9. Охрана земель (цели и содержание охраны земель, особенности охраны отдельных категорий земель).
10. Мероприятия по охране земель: правовой аспект.
11. Право собственности на землю (понятие, формы, виды, субъекты и объекты).
12. Основания возникновения и прекращения прав на землю (земельные участки).
13. Ограничение прав на землю. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав на землю.
14. Сделки с земельными участками: особенности правового регулирования.
15. Права и обязанности участников земельных отношений при использовании земельных участков.
16. Право государственной и муниципальной собственности на землю. Разграничение государственной собственности.
17. Ограниченные вещные права на землю.
18. Земельные сервитуты.
19. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
20. Использование публичных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута.
21. Предоставление земельных участков из публичных земель (общая характеристика).
22. Государственное управление в сфере отношений по охране и использованию земель (понятие, органы управления, их функции).
23. Землеустройство.
24. Государственный мониторинг земель.
25. Государственный кадастровый учет земельных участков.
26. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
27. Государственный земельный надзор.
28. Муниципальный и общественный земельный контроль.
29. Государственная кадастровая оценка земель. Плата за землю.
30. Административная ответственность за нарушения земельного законодательства.
31. Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства.
32. Особенности возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями.
33. Защита прав на землю и разрешение земельных споров.
34. Права граждан на землю для индивидуального жилищного строительства. Особенности предоставления земельных участков для ИЖС.
35. Права граждан на землю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
36. Права граждан на землю для ведения личного подсобного хозяйства.
37. Права граждан на землю для ведения садоводства и огородничества. Особенности строительства на садовых земельных участках.
38. Права граждан на служебные наделы.
39. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
40. Оборот земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
41. Правовой режим земель населенных пунктов.
42. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования, их значение в установлении правового режима земель.
43. Правовой режим земель специального назначения.
44. Функциональные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий (понятие, виды, значение).
45. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.
46. Правовой режим земель лесного фонда.
47. Правовой режим земель водного фонда.
48. Правовой режим земель запаса.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
(ответы на основе анализа соответствующих нормативных правовых актов)
1. Индивидуальный предприниматель Н., проживающий в одном из населенных пунктов городского типа, обратился в соответствующие государственные органы по месту жительства об изменении статуса своего земельного участка, находящегося в частной собственности, относящегося к категории земель сельскохозяйственного значения, целевое использование - ведение личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке он запланировал строительство кафе и зоны отдыха для клиентов. Администрация в этом ему отказала.
Правомерен ли отказ администрации? Оцените перспективы обжалования отказа органов государственной власти в судебных инстанциях всеми участниками спора.
В каком случае возможен перевод таких участков в иную категорию земель, и какие документы для этого потребуются?
2.Гражданин Аникин получил в собственность за плату земельный участок площадью 1179 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на территории города. В соответствии с решением о предоставлении гражданин принимал на себя обязательство приступить к строительству жилого дома в течение 6 месяцев с даты получения земельного участка и закончить строительство по истечении 2 лет с даты предоставления земельного участка. Гражданин Аникин построил на земельном участке временное строение на фундаменте и сдавал его в аренду для использования под складские нужды различным юридическим лицам.
Определите права и обязанности гражданина Аникина по использованию земельного
участка?
Являются ли его действия невыполнением возложенных на него обязанностей?
Каковы юридические последствия неисполнения Аникиным возложенных на него обязанностей?
3. Никифоров решил продать принадлежащий ему на праве собственности садовый участок площадью 0,08 га. Купить участок Никифорова изъ¬явил желание его сосед Макрушин, который имел такого же размера уча¬сток. Узнав об этом, правление садоводческого товарищества предупреди¬ло Никифорова и Мокрушина, что иметь два участка в одном садоводстве нельзя.
Садоводы обратились за разъяснением к юристу регионального союза садоводческих объединений и просили его ответить на следующие вопросы.
Вправе ли садовод продать принадлежащий ему на праве собственности участок другому гражданину?
Допустимо ли приобретение в собственность второго садового участка в одном садоводстве или в разных садоводствах?
Какими иными правомочиями по распоряжению садовым участком обладает член садоводческого объединения?
4. На землях СПК «Рассвет» дорожно-ремонтному строительному управлению (ДРСУ) был предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 5 га для разработки карьера по добыче песка и гравия. При выполнении работ ДРСУ не приняло меры по сохранению плодородного слоя почвы, а после завершения работы не привело земельный участок в состояние, пригодное для его использования в сельском хозяйстве. Совхоз обратился с иском в суд о возмещении причиненных убытков.
Какие нарушения допущены ДРСУ?
В каком порядке возмещается причиненный ими ущерб?
Какую ответственность должны нести лица, виновные в совершении этих правонарушений?
5. Из-за неправильного применения ядохимикатов на полях одного из фермерских хозяйств Павловского района Алтайского края погибло 180 диких перелетных гусей. Судебно-химическая экспертиза установила, что гибель гусей произошла в результате попадания в организм птиц фосфида цинка, которым производилась обработка полей, в т.ч., и на расстоянии ближе, чем 500 м от водоема, где остановились дикие гуси.
Какие нарушения законодательства были совершены?
Какая предусмотрена ответственность за причиненный вред?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Вопрос и задание оцениваются отдельно по 4-балльной шкале представленной ниже. Итоговая оценка выводится как среднее между двумя оценками по вопросу и заданию.
Ответ оценивается на «отлично», если студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Ответ оценивается на «хорошо», если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Ответ оценивается на «удовлетворительно», если студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Ответ оценивается на «неудовлетворительно», если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов С.А. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилова Н. В. Практикум по земельно-имущественным спорам: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс moodle - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=592 portal.edu.asu.ru
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Сервер органов государственной власти Российской Федерации
Э5 http://www.gov.ru
Э6 Министерство юстиции Российской Федерации
Э7 http://www.minjust.ru
Э8 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Э9 http://www.mnr.gov.ru
Э10 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Э11 http://www.meteorf.ru
Э12 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Э13 http://rpn.gov.ru
Э14 Федеральное агентство водных ресурсов
Э15 http://voda.mnr.gov.ru
Э16 Федеральное агентство по недропользованию
Э17 http://www.rosnedra.com
Э18 Федеральное агентство лесного хозяйства
Э19 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Э20 http://www.mcx.ru
Э21 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Э22 http://www.fsvps.ru
Э23 Федеральное агентство по рыболовству
Э24 http://www.fish.gov.ru
Э25 http://www.rosleshoz.gov.ru
Э26 Министерство экономического развития Российской Федерации
Э27 http://www.economy.gov.ru
Э28 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Э29 http://www.rosreestr.ru
Э30 Федеральное агентство по государственным резервам
Э31 http://www.rosreserv.ru
Э32 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows, MS Office;

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, нормативных положений. Студентам необходимо научиться ориентироваться в действующем законодательстве, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Выносимые на практические занятия вопросы, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с нормативными правовыми актами, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка к участию в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося. При подготовке к занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти. После изучения теоретических вопросов темы следует решить задачи с обоснованием принимаемых решений.