МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 69
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 8
индивидуальные консультации 2
контроль 5
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 6 6 26 26
Практические 26 26 2 2 28 28
Сам. работа 8 8 0 0 8 8
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 5 5 5 5
Итого 54 54 15 15 69 69

Программу составил(и):
преподаватель высшей квалификационной категории, Бочарова С. А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2023 протокол № 1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- получение знаний правовых норм, регулирующих производственные отношения и хозяйственную деятельность организаций (предприятия),
- освоение основных положений правового регулирования отношений рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ПК 1.3 Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчётности в установленные законодательством сроки
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
организационно-правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
право социальной защиты граждан;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать необходимые нормативно-правовые документы;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Право и экономика
1.1. Тема 1.1. Правовое регулирование экономических отношений Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Тема 1. 2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. по теме «Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности»: 1. Виды субъектов предпринимательской деятельности, особенности их правового положения. 2.Понятие и признаки юридического лица. Порядок создания, реорганизации и прекращения юридических лиц. 3. Организационно-правовые формы юридических лиц: особенности правового положения. 4.Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности. 5. Подготовит документы юридического лица к регистрации. Практические 5 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Тема 1. 3. Правовое регулирование договорных отношений в РФ Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. по теме «Правовое регулирование договорных отношений в РФ»: 1. Гражданско-правовой договор: понятие и значение. 2. Форма договора, условия заключения, содержание договора, права и обязанности сторон. Способы обеспечения исполнения обязательств. 3. Расторжение и изменение договора. 4. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение (ненадлежащее обязательства. 5. Отдельные виды гражданско-правовых договоров 6. Составить проект гражданско- правового договора исполнение) Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Тема 1. 4. Экономические споры. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. по теме «Экономические споры»: 1. Виды экономических споров. 2. Понятие, порядок и условия разрешения экономических споров. 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на основе полученной информации в ходе проведения контрольных процедур, выявления и оценка риска. 4. Судебный порядок разрешения споров. Подведомственность и подсудность экономических споров. 5. Сроки исковой давности. 5. Составить исковое заявление в арбитражный суд и отзыв на него. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Трудовое право
2.1. Тема 2.1. Трудовое право как отрасль права Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Тема 2.2. Трудовой договор Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. по теме "Рабочее время и время отдыха": 1 .Понятие рабочего времени. Режим рабочего времени и порядок его установления. 2. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни. 3. Понятие и виды времени отдыха. Виды отпусков и порядок их предоставления. 4.Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. по теме "Заработная плата": 1. Понятие заработной платы. Системы заработной платы. 2. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. 3. Порядок и условия выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы. 4. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. 1. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. Единая тарифная сетка. 2. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. по теме "Трудовая дисциплина": 1. Понятие трудовой дисциплины. 2. Дисциплинарная ответственность работника. Виды дисциплинарных взысканий. 3. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Обжалование и снятие дисциплинарного взыскания. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. по теме "Материальная ответственность сторон трудового договора": 1. Понятие материальной ответственности. Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. 2. Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю. 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику, и порядок его возмещения. Определение законности привлечения работника к материальной ответственности. Деловая игра «Проведение оперативного совещания по итогам служебной проверки о рассмотрении случая причинения вреда работникам предприятия имуществу работодателя» Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. по теме "Трудовые споры": 1. Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров. 2. Понятие и механизм возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. 3. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и ее правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной. 4. Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам, суд. Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дела в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Административное право
3.1. по теме "Административные правонарушения и административная ответственность": 1. Понятие административного права. Субъекты административного права. 2. Административные правонарушения. 3. Понятие административной ответственности. 4. Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Подготовить сообщение (доклад, реферет, презентайию): "Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий" и другие темы, задания проблемно-поиской работы (См. Приложение). Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. по теме "Трудовая дисциплина" Консультации 6 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности".
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЭБУ_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лютягина Е.А., Волков А.М. - под общ. ред. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Капустин А.Я. - отв. ред. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Анисимов А.П., Чикильдина А.Ю., Рыженков А.Я. - под ред. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Под общ. ред. Альбова А. П., Николюкина С. В. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404792
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э2 Официальный интернет-портал правовой информации www.consultant.ru
Э3 Конституция РФ www.constitution.ru
Э4 Юридическая Россия: федеральный правовой портал web.archive.org
Э5 Курс в Moodle "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; стенд.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы по теме семинара и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить проблемно-поисковую работу по теме исследования и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.д.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочном средстве «Проблемно-поисковая работа»
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания в тестовой форме.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- прорешать тесты.