Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 6 | 6 | 14 | 14 |
Практические | 0 | 0 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Консультации | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Итого | 8 | 8 | 40 | 40 | 48 | 48 |
1.1. | Целью изучения данной дисциплины является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии: - совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; - формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); - совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; - дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание учебной дисциплины «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: СОО.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Нормы русского литературного языка Различные функциональные стили языка Особенности языка(лексика, морфология, синтаксис) Типы и средства связи предложений в тексте Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выделять тему в предложении Составлять различные виды планов Формулировать вопросы по существу проблемы Составлять реферат Создавать научные тексты по специальности Конспектировать текст Пользоваться библиотекой, системой каталогов Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка; Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи | ||||||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | ||||||
Раздел 4. Лексикология и фразеология | ||||||
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография | ||||||
5.1. | Понятие морфемы как значимой части слова.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
5.2. | Анализ значений морфем, сопоставление слов с морфемами-синонимами. | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
5.3. | Способы словообразования знаменательных частей речи.Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
5.4. | Употребление суффиксов и приставок в различных стилях речи.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
5.5. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание сложных слов. | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
5.6. | Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | Лекции | 1 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 6. Морфология и орфография | ||||||
6.1. | Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Основные выразительные средства морфологии.Имя существительное. Род, число, падеж существительных.Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
6.2. | Употребление форм имен существительных в речи. | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.3. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.4. | Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.5. | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.6. | Употребление числительных в речи. Сочетание числительных ОБА, ОБЕ, ДВОЕ, ТРОЕ и других с существительными разного рода. | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.7. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий; деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.8. | Местоимения.Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.9. | Слова категории состояния и служебные части речи. Их функции в речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи. | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
6.10. | Правописание междометий и звукоподражаний. | Практические | 2 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | ||||||
7.1. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и простое предложение. Строение словосочетания. Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.2. | Односоставные и двусоставные предложения с главным членом подлежащим или сказуемым. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.3. | Односложное простое предложение. Предложение с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.4. | Вводные слова в предложениях. Обращения. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
7.5. | Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.6. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение, знаки препинания в нем. Сложноподчиненное предложение, знаки препинания в нем. Знаки препинания в бессоюзном предложении.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.7. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.8. | Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме | Практические | 2 | 4 | ||
7.9. | Употребление сложносочиненных предложений в речи.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.10. | Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.11. | Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.12. | Простое и сложное предложение: анализ разных типов предложений в текстообразовании. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное; с обособленными определениями и обстоятельствами; сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.13. | Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по сзхемам.Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
7.14. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Консультации | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Правописанпие О, Ё после шипящих и Ц Правописание НЕ и НИ Правописание Н и НН в суффиксах Спряжение глаголов Тире между подлежащим и сказуемым Нормы произношения Односоставные и двусоставные предложения Обособленные обстоятельства Обособленные определения Обособленные приложения Правописание чередующихся гласных в корнях Значение словарей в жизни человека Сложносочиненные предложения Сложноподчиненные предложения Сложные предложения с разными видами связи Бессоюзные сложные предложения Склонения существительных Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова Употребление кратких форм имен прилагательных и причастий Вводные слова и словосочетания Нормы согласования сказуемого с подлежащим Правописание деепричастий Правописание сложных существительных |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Русский язык СПО-ЗИО.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лобачева Н. | РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.2 | Лобачева Н. | РУССКИЙ ЯЗЫК. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лекант П.А. - под ред. | РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Русский язык | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Русский язык | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Родной язык" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Программное обеспечение: Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Mcrosoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012) 2.Программное обеспечение: Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 101 (филиал в г. Бийске) | кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания по дисциплине «Родной язык» способствуют выполнению практических заданий обучающимися. Необходимы для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного выполнения самостоятельной работы. Приступая к выполнению практического задания необходимо понимать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для успешного обучения и положительной оценки на экзамене. При изучении дисциплины используются следующие формы работы: лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы. Практические занятия, с проведением опроса по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. При подготовке к практическому занятию следует использовать рекомендованные преподавателем учебники и учебные пособия, для закрепления теоретического материала; подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации; обсудить вопросы по теме занятия. Самостоятельная работа включает в себя подготовку к практическому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы), выполнение творческой работы, работа с первоисточниками, знакомство с дополнительной литературой. Экзамен по дисциплине «Русский язык» сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий. В процессе подготовки к практическим занятиям или при самостоятельной работе по дисциплине возникшие вопросы, которые самостоятельно не удается разрешить, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний. |